Биография "Стиляги"
<< Вернуться к списку всех песен "Стиляги"
«Стиляги» — российская музыкальная комедия 2008 года. Режиссёр фильма и сценарист Валерий Тодоровский
Действие фильма происходит в Москве 1950-х годов. Компания молодых людей решает бороться за право быть не похожими на окружающее общество. Комсомолец Мэлс, один из представителей советской молодёжи, открывает для себя существование другой жизни, не похожей на его собственную. Он поглощён своим новым образом жизни, своими новыми друзьями.
Из интервью Валерия Тодоровского:
– Почему для фильма было решено адаптировать отечественные поп- и рок-хиты 80-х и 90-х годов, а не использовать оригинальную музыку или архивные записи?
– Действительно, казалось бы, идея написать для фильма оригинальный музыкально-песенный ряд приходит на ум первой. Однако я могу назвать только одного отечественного композитора, который был способен на такое. Это Исаак Дунаевский, чьи песни к фильмам «Волга-Волга», «Веселые ребята» и т.д. многие помнят и по сей день. Да и среди зарубежных композиторов таких мастеров немного. Скажем, Эндрю Ллойд Уэббер пишет свои мюзиклы по десять лет, но за всю свою карьеру он создал буквально два-три по-настоящему запоминающихся крупных музыкально-драматических произведения. Я предлагал написать песни к «Стилягам» многим российским композиторам. Они поначалу воспринимали мое предложение с энтузиазмом, но в итоге отказывались. Так что эту идею нам пришлось оставить.
Следующим логическим шагом было использовать архивные записи конца 50-х. Но вскоре стало понятно, что вся музыка, которую слушали стиляги, была заграничной, а делать российскую музыкальную картину на основе старых американских песен в наши дни было бы довольно нелепо. Поэтому в итоге у нас и возникла идея использовать в фильме русский рок 80-х – начала 90-х годов. На мой взгляд, рок-исполнители восьмидесятых чрезвычайно близки по духу тем, кого называли «стилягами» за тридцать лет до них – они точно так же не хотели быть «как все» и стремились к свободе. И дело тут совсем не в музыкальном стиле, а в заложенном в музыку смысле. Можно сказать, что такие музыканты как, скажем, Виктор Цой, чью песню «Восьмиклассница» мы использовали в нашем фильме, – это дети стиляг. И не только в поколенческом (хотя тут все тоже вполне сходится), но и в идейном отношении. Просто одни «доставали» музыку, а другие начали ее сочинять самостоятельно.
Конечно, у нас не было желания создать антологию русского рока конца 80-х. Мы отобрали только те песни, которые хорошо ложились на сюжет картины. Слова многих из них пришлось переписать, адаптировав для фильма (естественно, были получены все необходимые разрешения от правообладателей). Так, хит «Наутилуса Помпилиуса» «Скованные одной цепью» у нас поют участники комсомольского собрания; текст куплетов изменен, а сама композиция исполняется в стиле рэп. А вот, например, песня группы «Ноль» «Человек и кошка» вошла в фильм без изменений. Только поет ее у нас не Федор Чистяков, а Сергей Гармаш. Естественно, все песенные номера были написаны до начала съемок. Оригинальная же музыка писалась на стадии монтажно-тонировочного периода.
Действие фильма происходит в Москве 1950-х годов. Компания молодых людей решает бороться за право быть не похожими на окружающее общество. Комсомолец Мэлс, один из представителей советской молодёжи, открывает для себя существование другой жизни, не похожей на его собственную. Он поглощён своим новым образом жизни, своими новыми друзьями.
Из интервью Валерия Тодоровского:
– Почему для фильма было решено адаптировать отечественные поп- и рок-хиты 80-х и 90-х годов, а не использовать оригинальную музыку или архивные записи?
– Действительно, казалось бы, идея написать для фильма оригинальный музыкально-песенный ряд приходит на ум первой. Однако я могу назвать только одного отечественного композитора, который был способен на такое. Это Исаак Дунаевский, чьи песни к фильмам «Волга-Волга», «Веселые ребята» и т.д. многие помнят и по сей день. Да и среди зарубежных композиторов таких мастеров немного. Скажем, Эндрю Ллойд Уэббер пишет свои мюзиклы по десять лет, но за всю свою карьеру он создал буквально два-три по-настоящему запоминающихся крупных музыкально-драматических произведения. Я предлагал написать песни к «Стилягам» многим российским композиторам. Они поначалу воспринимали мое предложение с энтузиазмом, но в итоге отказывались. Так что эту идею нам пришлось оставить.
Следующим логическим шагом было использовать архивные записи конца 50-х. Но вскоре стало понятно, что вся музыка, которую слушали стиляги, была заграничной, а делать российскую музыкальную картину на основе старых американских песен в наши дни было бы довольно нелепо. Поэтому в итоге у нас и возникла идея использовать в фильме русский рок 80-х – начала 90-х годов. На мой взгляд, рок-исполнители восьмидесятых чрезвычайно близки по духу тем, кого называли «стилягами» за тридцать лет до них – они точно так же не хотели быть «как все» и стремились к свободе. И дело тут совсем не в музыкальном стиле, а в заложенном в музыку смысле. Можно сказать, что такие музыканты как, скажем, Виктор Цой, чью песню «Восьмиклассница» мы использовали в нашем фильме, – это дети стиляг. И не только в поколенческом (хотя тут все тоже вполне сходится), но и в идейном отношении. Просто одни «доставали» музыку, а другие начали ее сочинять самостоятельно.
Конечно, у нас не было желания создать антологию русского рока конца 80-х. Мы отобрали только те песни, которые хорошо ложились на сюжет картины. Слова многих из них пришлось переписать, адаптировав для фильма (естественно, были получены все необходимые разрешения от правообладателей). Так, хит «Наутилуса Помпилиуса» «Скованные одной цепью» у нас поют участники комсомольского собрания; текст куплетов изменен, а сама композиция исполняется в стиле рэп. А вот, например, песня группы «Ноль» «Человек и кошка» вошла в фильм без изменений. Только поет ее у нас не Федор Чистяков, а Сергей Гармаш. Естественно, все песенные номера были написаны до начала съемок. Оригинальная же музыка писалась на стадии монтажно-тонировочного периода.