Биография "Аукцыон"
<< Вернуться к списку всех песен "Аукцыон"
На протяжении полутора десятилетий своей истории музыкальная биография популярной питерской группы АУКЦЫОН совершила ряд неожиданных повоpотов, а её стиль претерпел сложную эволюцию — от традиционного в начале 80-х пост-панка, через увлечения новой волной, битом, ска, рэггей, этнической музыкой Южной Европы и Ближнего Востока, наконец, эйсид-джазом, придя, в конце концов, к собственной, безусловно, узнаваемой формуле звучания.
Главной творческой силой АУКЦЫОНА на всех этапах его существования был и неизменно остаётся гитарист, певец и автор всех его песен Леонид Фёдоров. Он родился в Ленинграде 8 января 1963, музыкой увлекся ещё школьником, а свою первую группу ФАЭТОН собрал из одноклассников в 1978. К середине 1981, когда Фёдоров уже был студентом Политехнического Института, группа приобрела первый сравнительно стабильный состав: Фёдоров, гитара, вокал, Виктор «Бонд» Бондарик (р.28.12.62 в Ленинграде), бас, «Длинный» Сергей Мельник, гитара, Дмитрий Озерский (р.8.10.63 в Ленинграде), клавишные, вокал и Евгений Чумичёв, барабаны. Озерский, в то пору соученик Фёдорова по Политеху (позднее он перешел в Институт Культуры), с тех пор стал его постоянным соавтором. Этот состав, ещё не нашедший подходящего названия, дебютировал на сцене клуба одного из питерских тех.училищ 18 июня 1982, исполняя энергичные пост-панковские номера Фёдорова, выдававшие заметное восхищение THE CLASH.
Примерно в то же время в группе появился и сыгравший значительную роль в формировании её музыкально-поэтического языка и сценического образа Олег Гаркуша (р.23.02.61 в Ленинграде) — начинающий поэт, диск-жокей и рьяный коллекционер отечественной поп-музыки 60-х, который в то время выполнял — в зависимости от ситуации — функции звукорежиссёра, менеджера, грузчика, а также обеспечивал на сцене шумовые эффекты.
В мае 1983, после того, как Бондарик отправился в армию, уступив место Сергею Губенко, а у микрофона появился Валерий Недомовный, они, наконец, придумали название АУКЦИОН и, подстрекаемые музыкантами АКВАРИУМА, с которыми в ту пору интенсивно общался Гаркуша, вступили в Ленинградский Рок-клуб. Осенью группу покинули Мельник и Недомовный, которых сменил Сергей Лобачёв, гитара и вокал.
Дебют АУКЦИОНА на клубной сцене состоялся 18 ноября 1983: живописно костюмированная группа отыграла свои песни бойко, но несколько невнятно, и вызвала добродушную, однако, не особо серьёзную реакцию зала, хотя уже тогда был отмечен её несомненный мелодический потенциал и нестандартный подход к визуальном оформлению своих выступлений.
Трезво оценив результаты премьеры, Фёдоров отправил АУКЦИОН репетировать; почти сразу после этого группу один за другим покинули Лобачёв, Губенко и Чумичёв. Как оказалось, поиски нового лица затянулись почти на два с половиной года. За это время через ряды АУКЦИОНА прошло порядка десяти не прижившихся барабанщиков, гитаристов, басистов и певцов (в числе которых был, между прочим, будущий мэнеджер ДВУХ САМОЛЁТОВ и ПРЕПИНАКОВ Аркадий Волк), однако, новый состав обрёл равновесие лишь к весне 1985, когда бас взял вернувшийся домой Бондарик, за барабанами объявился Игорь Черидник (р.28.02.62 в Ленинграде), параллельно игравший в группе Александра Соколова и ЭЛЕКТРОСТАНДАРТЕ, а духовую секцию составил альт-саксофонист Николай Федорович (19.06.61 в Ленинграде), начинавший в экспериментальной группе БИБЛИОТЕКА, а в то время игравший ещё и с ДЖУНГЛЯМИ.
Весь следующий год АУКЦИОН работал над новым репертуаром, и только в мае 1986 вернулся к публике, с триумфом выступив на IV Фестивале Рок-клуба с программой «Вернись в Сорренто», став одним из его лауреатов и главных открытий: зал ДК Невский мгновенно откликнулся на их энергичные, свежие и мелодически оригинальные песни, подхватил припевы отдававших поэтикой абсурда текстов Гаркуши и Озерского, был очарован центральным элементом сценического шоу АУКЦИОНА — вокальным трио в составе: Фёдоров, Гаркуша (на этот раз в роли танцора-шоумена) и пришедший в группу незадолго до Фестиваля студент Института Культуры Сергей Рогожин (p.31.08.63 в Бельцах, Молдавия), обладатель впечатляющего природного тенора. Он получил приз как лучший певец, а Гаркуша к тому же был увенчан аналогичной наградой за артистизм.
На том же Фестивале с группой — поначалу в качестве гостя — играл второй саксофонист, бывший участник ПЧЁЛ И ГЕЛИКОПТЕРА и ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ Николай «Колик» Рубанов (р.4.03.59 в Мукачево, Львовской обл.) — годом позже он стал постоянным участником группы, в то время как Федорович тем же летом покинул АУКЦИОН (и только десять лет спустя вернулся в рок-н-ролл — но уже как веб-дизайнер клуба «Молоко»).
В июне 1987 группа повторила успех на V Фестивале Рок-клуба, представив на суд зрителей концептуальную программу «В Багдаде всё спокойно» со сценографией и костюмами известного питерского художника Кирилла Миллера. Более сложная в музыкальном отношении и лишенная хитовой лапидарности их предыдущей работы, программа была принята залом достаточно сдержанно, но вместе с тем, продемонстрировала вектор художественных поисков АУКЦИОНА, направленный в сторону синтеза элементов различных музыкальных культур.
Ритм-секцию АУКЦИОНА на этом этапе усилил джазовый перкуссионист Павел Литвинов (р.17.03.59 в Ленинграде) из ДЖУНГЛЕЙ, а на лидер-гитаре следующие полгода играл приехавший из Донецка Игорь Скалдин. В этом составе АУКЦИОН впервые выбрался за пределы родного города, дав наделавший немало шума концерт на II Фестивале Свердловского Рок-клуба. Тем же летом Рогожин ушёл в модный ФОРУМ, а в октябре Скалдина (позднее собравшего собственную группу САН) сменил Дмитрий Матковский (р.2.02.61 в Ленинграде) из распавшейся незадолго до этого культовой питерской группы МАНУФАКТУРА.
По причине всех этих потрясений «Багдад» был временно положен на полку, и группа начала репетировать следующую программу «Мальчик как мальчик» (позже переименованную в «Так я стал предателем»).
С началом эпохи рок-туризма и провинциальных рок-фестивалей АУКЦИОН легко вписался в новые гастрольные маршруты и быстро добился признания публики в масштабах всего Союза, выступая на сценах Архангельска, Киева, Вильнюса («Литуаника-87») и т.д., а также участвовал в культурной программе XV Московского кинофестиваля. К весне 1988 АУКЦИОН закончил запись альбомов «Вернись в Сорренто» (профессионально издан только в 1997) и «Так я стал предателем» (опубликован год спустя небольшой французской компанией Volya Productions). В записи последнего участвовал певец и скрипач Евгений Дятлов (р.2.03.63 в Хабаровске), который покинул группу сразу после VI Фестиваля Рок-клуба на Зимнем Стадионе, а ещё позже играл в ПРИСУТСТВИИ, ПАУТИНЕ и с собственной группой АТЫ-БАТЫ.
Следующим новобранцем в рядах АУКЦИОНА стал танцор Владимир Весёлкин, чей эффектный стиль и экспрессивные танцевальные дуэты с Гаркушей определяли лицо группы следующие несколько лет. В сентябре 1988 занятого сразу в нескольких группах (включая ИГРЫ и ЗАРОК) Черидника сменил хард-роковый и блюзовый (экс-РОК-ШТАТ, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ПРОХОДНОЙ ДВОР) барабанщик Борис Шавейников (р.22.03.62 в Ленинграде). Именно с его лёгкой руки в название группы было внесено изменение, в результате которого АУКЦИОН навсегда стал АУКЦЫОНОМ.
Со второй половины 80-х АУКЦЫОН начал все чаще выбираться на гастроли в Европу, где его внешняя зрелищность и незаёмная музыкальность смогли без труда завоевать симпатии аудитории. На протяжение следующих десяти лет группа дала сотни концертов в клубах и на фестивалях во Франции, Италии, Дании, Швейцарии и, прежде всего, Германии, где они обычно гастролировали по два-три месяца в году. Помимо того, АУКЦЫОН продолжал время от времени выступать дома, в мае-июне 1990 участвовал в пароходном турне «Волга-90» культурно-экологического движения «Рок Чистой Воды» (во время которого ряд ведущих рок-групп страны проехал по Волге, давая открытые концерты в приволжских городах), а также стал героев ряда документальных фильмов о советском роке.
В середине 1989 ленинградская «Мелодия» выпустила записанный предыдущей осенью звукорежиссером Виктором Диновым третий альбом группы «В Багдаде всё спокойно». В начале 90-х за ним последовали «Дупло» (1990 — позднее был переиздан под оригинальным названием «Жопа») и «Бодун» (1991). Песни этого периода, в которых свежие и выразительные мелодические фразы легко соседствуют с элементами этнической музыки и импровизационными, почти джазовыми соло, и поныне составляют костяк репертуара АУКЦЫОНА. Вершиной этого этапа стал альбом «Птица» (1994), наиболее удачная и успешная во всех отношениях работа группы в 90-х. Альбом был издан во всех форматах под лэйблом фирмы Дядюшка Рекордз, которую создали музыканты АУКЦЫОНА и их западногерманский мэнеджер Кристоф Карстен.
К началу 90-х с группой прекратил работать Миллер, а в мае 1992 АУКЦЫОН покинул Весёлкин, решивший начать соло-карьеру. При поддержке Миллера он записал серию концептуальных альбомов, один из которых, «Невозможная любовь», был в 1991 издан фирмой FeeLee. Позднее он перебрался в Москву, где периодически выступает с сольными программами.
Ещё на рубеже 90-х, будучи в Париже, АУКЦЫОН познакомился с живущим там с конца 70-х поэтом, музыкантом и художником Алексеем Хвостенко (песни которого были широко популярны в Питере на протяжение двух десятилетий). Результатом их знакомства стали два совместных альбома — «Чайник вина» (1992), в котором прозвучали песни самого Хвостенко, и «Жилец вершин» (1995), сочинённый Хвостенко на стихи выдающегося поэта и реформатора языка Велимира Хлебникова. В записи последнего участвовали также живущий ныне на Западе известный джазовый саксофонист Анатолий Герасимов, а также питерские музыканты Олег Васильев (экс-СОЮЗ ЛМР, АЛИСА и т.д.), труба и Максим Коловский (р.17.08.72 в Ленинграде), туба. Последний вскоре после этого стал постоянным участником АУКЦЫОНА, в то время как в ноябре 1995 свой последний концерт с группой сыграл Матковский.
Во второй половине 90-х активность АУКЦЫОНА как единой группы заметно снизилась: в отсутствие нового альбома они продолжали гастролировать на на Западе с прежним репертуаром, а в 1996 после длительного перерыва совершили большой тур по России, завершением которого стали два концерта в клубе «Космонавт» в середине ноября, впервые в истории питерского рока транслировавшиеся через сеть Internet. В том же июне АУКЦЫОН сыграл на Питерском Рок-фестивале Театра DDT, а в следующем апреле на «Теле-Fuzze» питерского музыкального ежемесячника Fuzz.
В 1996 фирма SNC, которая в то время дистрибутировала альбомы АУКЦЫОНА, выпустила сборник их лучших песен; в 1997 питерский лэйбл Manchester Files переиздал на кассетах и компакт-дисках весь архив группы, добавив к их дискографии ранее имевшие хождение только в самиздате «Вернись в Сорренто» и «Д’Обсервер», запись их концерта в пулковской Обсерватории осенью 1986.
С ослаблением внутренних связей в составе АУКЦЫОНА участники группы вовсю занялись реализацией собственных творческих планов и сессионной работой. Следует отметить, что участники АУКЦЫОНА всегда охотно участвовали в чужих или дочерних музыкальных проектах: так, Рубанов и Литвинов вместе играли в ДЖУНГЛЯХ — первый из них, помимо того, сотрудничал с ансамблем Z и группой ПРЕОБРАЖЕНИЕ, а второй в АДДИС-АБЕБЕ, MARKSCHEIDER KUNST и УЛИЦАХ; Шавейников играл у Юрия Наумова, во ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ и ПРЕОБРАЖЕНИИ; Матковский выступал на V Фестивале Рок-клуба со своей супергруппой ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ICH, а впоследствии записал под этим именем серию альбомов минималистских гитарных инструменталов.
Весной 1997 Рубанов собрал собственную группу С.К.А. (СОЮЗ КОММЕРЧЕСКОГО АВАНГАРДА), с которой регулярно играл в питерских клубах и на фестивалях до весны 2001. В С.К.А. участвовал и Макс Коловский.
Фёдоров в 1996-1997 выступал и записывался с нижегородским автором и исполнителем Алексеем «Полковником» Хрыновым как гитарист его ОДНОПОЛЧАН. В 1997 он, неожиданно для многих, записал и выпустил первый соло-альбом «Четыресполовинойтонны», а также начал выступать с сольными концертами (иногда — под неформальным девизом «АУКЦЫОН без саксофона»), на которых к нему порой присоединялись и другие музыканты группы. Летом 1998 Фёдоров также дебютировал в роли продюсера, записав дебютный альбом популярной клубной группы ЛЕНИНГРАД.
В 1999 Фёдоров нашёл новых единомышленников в лице музыкантов ВОЛКОВТРИО (Владимир Волков, контрабас и Святослав Курашов, гитара), с которыми начал выступать на сцене и записываться. Как следствие, очередной альбом АУКЦЫОНА, выход которого поклонники терпеливо ожидали последние четыре года, опять оказался отложен, а на обложке изданного в мае 2000 альбома «Зимы не будет» (то же название носил вышедший предыдущей зимой макси-сингл с фрагментами будущей работы) было указано ФЁДОРОВ-ВОЛКОВ-КУРАШОВ. Помимо этого, на ещё одном сингле, «Небо напополам» (1999), свет увидел материал, записанный Фёдоровым в компании Леонида Сойбельмана из группы НЕ ЖДАЛИ.
В начале 2001 Фёдоров открыл собственный лэйбл Улитка Рекордз, первым продуктом которого стал его второй соло-альбом «Анабэна». Записанный с различными наборами музыкантов (Волков и Курашов, Сойбельман плюс часть АУКЦЫОНА, АУКЦЫОН с Волковым и Курашовым и т.д.) альбом представлял собой довольно пёстрый набор музыкальных этюдов и зарисовок, связанных общим настроением. Помимо песен Фёдорова на тексты Озерского в него вошёл номер в исполнении хора «Сирин», а также песня Анри Волохонского, спетая самим автором. Отдельно следует отметить оригинальный дизайн альбома — работу художника Артура Молева, успешно сотрудничавшего с АУКЦЫОНОМ в 90-х.
С весны 2001 в концертах Фёдорова принимает участие и третий музыкант ВОЛКОВТРИО перкуссионист Денис «Ринго» Сладкевич.
Ещё в 80-х АУКЦЫОН появлялся на кино- и телеэкранах — в художественной картине «Взломщик» (1986) и документальных лентах «Рок» (1987), «Half-Official» (Германия, 1987), «Давай рок-н-ролл!» (Германия, 1988) и т.п., однако, главной кинозвездой группы стал Олег Гаркуша, который снимался в эпизодических ролях в ряде фильмов, включая «Презумпцию невиновности» (1988) и «Хрусталёв, машину!» (1998). Помимо того, Гаркуша являлется автором двух поэтических сборников и книги воспоминаний «Старый пионер». Он периодически выступает с чтением своих стихов, а в июне 1998 выпустил соло-альбом «Гаркундель». В конце 90-х Гаркуша также сотрудничал с музыкальным магазином и клубом «Сайгон», а в 2000-2001 руководил клубом своего имени в кинотеатре «Спартак».
Главной творческой силой АУКЦЫОНА на всех этапах его существования был и неизменно остаётся гитарист, певец и автор всех его песен Леонид Фёдоров. Он родился в Ленинграде 8 января 1963, музыкой увлекся ещё школьником, а свою первую группу ФАЭТОН собрал из одноклассников в 1978. К середине 1981, когда Фёдоров уже был студентом Политехнического Института, группа приобрела первый сравнительно стабильный состав: Фёдоров, гитара, вокал, Виктор «Бонд» Бондарик (р.28.12.62 в Ленинграде), бас, «Длинный» Сергей Мельник, гитара, Дмитрий Озерский (р.8.10.63 в Ленинграде), клавишные, вокал и Евгений Чумичёв, барабаны. Озерский, в то пору соученик Фёдорова по Политеху (позднее он перешел в Институт Культуры), с тех пор стал его постоянным соавтором. Этот состав, ещё не нашедший подходящего названия, дебютировал на сцене клуба одного из питерских тех.училищ 18 июня 1982, исполняя энергичные пост-панковские номера Фёдорова, выдававшие заметное восхищение THE CLASH.
Примерно в то же время в группе появился и сыгравший значительную роль в формировании её музыкально-поэтического языка и сценического образа Олег Гаркуша (р.23.02.61 в Ленинграде) — начинающий поэт, диск-жокей и рьяный коллекционер отечественной поп-музыки 60-х, который в то время выполнял — в зависимости от ситуации — функции звукорежиссёра, менеджера, грузчика, а также обеспечивал на сцене шумовые эффекты.
В мае 1983, после того, как Бондарик отправился в армию, уступив место Сергею Губенко, а у микрофона появился Валерий Недомовный, они, наконец, придумали название АУКЦИОН и, подстрекаемые музыкантами АКВАРИУМА, с которыми в ту пору интенсивно общался Гаркуша, вступили в Ленинградский Рок-клуб. Осенью группу покинули Мельник и Недомовный, которых сменил Сергей Лобачёв, гитара и вокал.
Дебют АУКЦИОНА на клубной сцене состоялся 18 ноября 1983: живописно костюмированная группа отыграла свои песни бойко, но несколько невнятно, и вызвала добродушную, однако, не особо серьёзную реакцию зала, хотя уже тогда был отмечен её несомненный мелодический потенциал и нестандартный подход к визуальном оформлению своих выступлений.
Трезво оценив результаты премьеры, Фёдоров отправил АУКЦИОН репетировать; почти сразу после этого группу один за другим покинули Лобачёв, Губенко и Чумичёв. Как оказалось, поиски нового лица затянулись почти на два с половиной года. За это время через ряды АУКЦИОНА прошло порядка десяти не прижившихся барабанщиков, гитаристов, басистов и певцов (в числе которых был, между прочим, будущий мэнеджер ДВУХ САМОЛЁТОВ и ПРЕПИНАКОВ Аркадий Волк), однако, новый состав обрёл равновесие лишь к весне 1985, когда бас взял вернувшийся домой Бондарик, за барабанами объявился Игорь Черидник (р.28.02.62 в Ленинграде), параллельно игравший в группе Александра Соколова и ЭЛЕКТРОСТАНДАРТЕ, а духовую секцию составил альт-саксофонист Николай Федорович (19.06.61 в Ленинграде), начинавший в экспериментальной группе БИБЛИОТЕКА, а в то время игравший ещё и с ДЖУНГЛЯМИ.
Весь следующий год АУКЦИОН работал над новым репертуаром, и только в мае 1986 вернулся к публике, с триумфом выступив на IV Фестивале Рок-клуба с программой «Вернись в Сорренто», став одним из его лауреатов и главных открытий: зал ДК Невский мгновенно откликнулся на их энергичные, свежие и мелодически оригинальные песни, подхватил припевы отдававших поэтикой абсурда текстов Гаркуши и Озерского, был очарован центральным элементом сценического шоу АУКЦИОНА — вокальным трио в составе: Фёдоров, Гаркуша (на этот раз в роли танцора-шоумена) и пришедший в группу незадолго до Фестиваля студент Института Культуры Сергей Рогожин (p.31.08.63 в Бельцах, Молдавия), обладатель впечатляющего природного тенора. Он получил приз как лучший певец, а Гаркуша к тому же был увенчан аналогичной наградой за артистизм.
На том же Фестивале с группой — поначалу в качестве гостя — играл второй саксофонист, бывший участник ПЧЁЛ И ГЕЛИКОПТЕРА и ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ Николай «Колик» Рубанов (р.4.03.59 в Мукачево, Львовской обл.) — годом позже он стал постоянным участником группы, в то время как Федорович тем же летом покинул АУКЦИОН (и только десять лет спустя вернулся в рок-н-ролл — но уже как веб-дизайнер клуба «Молоко»).
В июне 1987 группа повторила успех на V Фестивале Рок-клуба, представив на суд зрителей концептуальную программу «В Багдаде всё спокойно» со сценографией и костюмами известного питерского художника Кирилла Миллера. Более сложная в музыкальном отношении и лишенная хитовой лапидарности их предыдущей работы, программа была принята залом достаточно сдержанно, но вместе с тем, продемонстрировала вектор художественных поисков АУКЦИОНА, направленный в сторону синтеза элементов различных музыкальных культур.
Ритм-секцию АУКЦИОНА на этом этапе усилил джазовый перкуссионист Павел Литвинов (р.17.03.59 в Ленинграде) из ДЖУНГЛЕЙ, а на лидер-гитаре следующие полгода играл приехавший из Донецка Игорь Скалдин. В этом составе АУКЦИОН впервые выбрался за пределы родного города, дав наделавший немало шума концерт на II Фестивале Свердловского Рок-клуба. Тем же летом Рогожин ушёл в модный ФОРУМ, а в октябре Скалдина (позднее собравшего собственную группу САН) сменил Дмитрий Матковский (р.2.02.61 в Ленинграде) из распавшейся незадолго до этого культовой питерской группы МАНУФАКТУРА.
По причине всех этих потрясений «Багдад» был временно положен на полку, и группа начала репетировать следующую программу «Мальчик как мальчик» (позже переименованную в «Так я стал предателем»).
С началом эпохи рок-туризма и провинциальных рок-фестивалей АУКЦИОН легко вписался в новые гастрольные маршруты и быстро добился признания публики в масштабах всего Союза, выступая на сценах Архангельска, Киева, Вильнюса («Литуаника-87») и т.д., а также участвовал в культурной программе XV Московского кинофестиваля. К весне 1988 АУКЦИОН закончил запись альбомов «Вернись в Сорренто» (профессионально издан только в 1997) и «Так я стал предателем» (опубликован год спустя небольшой французской компанией Volya Productions). В записи последнего участвовал певец и скрипач Евгений Дятлов (р.2.03.63 в Хабаровске), который покинул группу сразу после VI Фестиваля Рок-клуба на Зимнем Стадионе, а ещё позже играл в ПРИСУТСТВИИ, ПАУТИНЕ и с собственной группой АТЫ-БАТЫ.
Следующим новобранцем в рядах АУКЦИОНА стал танцор Владимир Весёлкин, чей эффектный стиль и экспрессивные танцевальные дуэты с Гаркушей определяли лицо группы следующие несколько лет. В сентябре 1988 занятого сразу в нескольких группах (включая ИГРЫ и ЗАРОК) Черидника сменил хард-роковый и блюзовый (экс-РОК-ШТАТ, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ПРОХОДНОЙ ДВОР) барабанщик Борис Шавейников (р.22.03.62 в Ленинграде). Именно с его лёгкой руки в название группы было внесено изменение, в результате которого АУКЦИОН навсегда стал АУКЦЫОНОМ.
Со второй половины 80-х АУКЦЫОН начал все чаще выбираться на гастроли в Европу, где его внешняя зрелищность и незаёмная музыкальность смогли без труда завоевать симпатии аудитории. На протяжение следующих десяти лет группа дала сотни концертов в клубах и на фестивалях во Франции, Италии, Дании, Швейцарии и, прежде всего, Германии, где они обычно гастролировали по два-три месяца в году. Помимо того, АУКЦЫОН продолжал время от времени выступать дома, в мае-июне 1990 участвовал в пароходном турне «Волга-90» культурно-экологического движения «Рок Чистой Воды» (во время которого ряд ведущих рок-групп страны проехал по Волге, давая открытые концерты в приволжских городах), а также стал героев ряда документальных фильмов о советском роке.
В середине 1989 ленинградская «Мелодия» выпустила записанный предыдущей осенью звукорежиссером Виктором Диновым третий альбом группы «В Багдаде всё спокойно». В начале 90-х за ним последовали «Дупло» (1990 — позднее был переиздан под оригинальным названием «Жопа») и «Бодун» (1991). Песни этого периода, в которых свежие и выразительные мелодические фразы легко соседствуют с элементами этнической музыки и импровизационными, почти джазовыми соло, и поныне составляют костяк репертуара АУКЦЫОНА. Вершиной этого этапа стал альбом «Птица» (1994), наиболее удачная и успешная во всех отношениях работа группы в 90-х. Альбом был издан во всех форматах под лэйблом фирмы Дядюшка Рекордз, которую создали музыканты АУКЦЫОНА и их западногерманский мэнеджер Кристоф Карстен.
К началу 90-х с группой прекратил работать Миллер, а в мае 1992 АУКЦЫОН покинул Весёлкин, решивший начать соло-карьеру. При поддержке Миллера он записал серию концептуальных альбомов, один из которых, «Невозможная любовь», был в 1991 издан фирмой FeeLee. Позднее он перебрался в Москву, где периодически выступает с сольными программами.
Ещё на рубеже 90-х, будучи в Париже, АУКЦЫОН познакомился с живущим там с конца 70-х поэтом, музыкантом и художником Алексеем Хвостенко (песни которого были широко популярны в Питере на протяжение двух десятилетий). Результатом их знакомства стали два совместных альбома — «Чайник вина» (1992), в котором прозвучали песни самого Хвостенко, и «Жилец вершин» (1995), сочинённый Хвостенко на стихи выдающегося поэта и реформатора языка Велимира Хлебникова. В записи последнего участвовали также живущий ныне на Западе известный джазовый саксофонист Анатолий Герасимов, а также питерские музыканты Олег Васильев (экс-СОЮЗ ЛМР, АЛИСА и т.д.), труба и Максим Коловский (р.17.08.72 в Ленинграде), туба. Последний вскоре после этого стал постоянным участником АУКЦЫОНА, в то время как в ноябре 1995 свой последний концерт с группой сыграл Матковский.
Во второй половине 90-х активность АУКЦЫОНА как единой группы заметно снизилась: в отсутствие нового альбома они продолжали гастролировать на на Западе с прежним репертуаром, а в 1996 после длительного перерыва совершили большой тур по России, завершением которого стали два концерта в клубе «Космонавт» в середине ноября, впервые в истории питерского рока транслировавшиеся через сеть Internet. В том же июне АУКЦЫОН сыграл на Питерском Рок-фестивале Театра DDT, а в следующем апреле на «Теле-Fuzze» питерского музыкального ежемесячника Fuzz.
В 1996 фирма SNC, которая в то время дистрибутировала альбомы АУКЦЫОНА, выпустила сборник их лучших песен; в 1997 питерский лэйбл Manchester Files переиздал на кассетах и компакт-дисках весь архив группы, добавив к их дискографии ранее имевшие хождение только в самиздате «Вернись в Сорренто» и «Д’Обсервер», запись их концерта в пулковской Обсерватории осенью 1986.
С ослаблением внутренних связей в составе АУКЦЫОНА участники группы вовсю занялись реализацией собственных творческих планов и сессионной работой. Следует отметить, что участники АУКЦЫОНА всегда охотно участвовали в чужих или дочерних музыкальных проектах: так, Рубанов и Литвинов вместе играли в ДЖУНГЛЯХ — первый из них, помимо того, сотрудничал с ансамблем Z и группой ПРЕОБРАЖЕНИЕ, а второй в АДДИС-АБЕБЕ, MARKSCHEIDER KUNST и УЛИЦАХ; Шавейников играл у Юрия Наумова, во ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ и ПРЕОБРАЖЕНИИ; Матковский выступал на V Фестивале Рок-клуба со своей супергруппой ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ICH, а впоследствии записал под этим именем серию альбомов минималистских гитарных инструменталов.
Весной 1997 Рубанов собрал собственную группу С.К.А. (СОЮЗ КОММЕРЧЕСКОГО АВАНГАРДА), с которой регулярно играл в питерских клубах и на фестивалях до весны 2001. В С.К.А. участвовал и Макс Коловский.
Фёдоров в 1996-1997 выступал и записывался с нижегородским автором и исполнителем Алексеем «Полковником» Хрыновым как гитарист его ОДНОПОЛЧАН. В 1997 он, неожиданно для многих, записал и выпустил первый соло-альбом «Четыресполовинойтонны», а также начал выступать с сольными концертами (иногда — под неформальным девизом «АУКЦЫОН без саксофона»), на которых к нему порой присоединялись и другие музыканты группы. Летом 1998 Фёдоров также дебютировал в роли продюсера, записав дебютный альбом популярной клубной группы ЛЕНИНГРАД.
В 1999 Фёдоров нашёл новых единомышленников в лице музыкантов ВОЛКОВТРИО (Владимир Волков, контрабас и Святослав Курашов, гитара), с которыми начал выступать на сцене и записываться. Как следствие, очередной альбом АУКЦЫОНА, выход которого поклонники терпеливо ожидали последние четыре года, опять оказался отложен, а на обложке изданного в мае 2000 альбома «Зимы не будет» (то же название носил вышедший предыдущей зимой макси-сингл с фрагментами будущей работы) было указано ФЁДОРОВ-ВОЛКОВ-КУРАШОВ. Помимо этого, на ещё одном сингле, «Небо напополам» (1999), свет увидел материал, записанный Фёдоровым в компании Леонида Сойбельмана из группы НЕ ЖДАЛИ.
В начале 2001 Фёдоров открыл собственный лэйбл Улитка Рекордз, первым продуктом которого стал его второй соло-альбом «Анабэна». Записанный с различными наборами музыкантов (Волков и Курашов, Сойбельман плюс часть АУКЦЫОНА, АУКЦЫОН с Волковым и Курашовым и т.д.) альбом представлял собой довольно пёстрый набор музыкальных этюдов и зарисовок, связанных общим настроением. Помимо песен Фёдорова на тексты Озерского в него вошёл номер в исполнении хора «Сирин», а также песня Анри Волохонского, спетая самим автором. Отдельно следует отметить оригинальный дизайн альбома — работу художника Артура Молева, успешно сотрудничавшего с АУКЦЫОНОМ в 90-х.
С весны 2001 в концертах Фёдорова принимает участие и третий музыкант ВОЛКОВТРИО перкуссионист Денис «Ринго» Сладкевич.
Ещё в 80-х АУКЦЫОН появлялся на кино- и телеэкранах — в художественной картине «Взломщик» (1986) и документальных лентах «Рок» (1987), «Half-Official» (Германия, 1987), «Давай рок-н-ролл!» (Германия, 1988) и т.п., однако, главной кинозвездой группы стал Олег Гаркуша, который снимался в эпизодических ролях в ряде фильмов, включая «Презумпцию невиновности» (1988) и «Хрусталёв, машину!» (1998). Помимо того, Гаркуша являлется автором двух поэтических сборников и книги воспоминаний «Старый пионер». Он периодически выступает с чтением своих стихов, а в июне 1998 выпустил соло-альбом «Гаркундель». В конце 90-х Гаркуша также сотрудничал с музыкальным магазином и клубом «Сайгон», а в 2000-2001 руководил клубом своего имени в кинотеатре «Спартак».