Биография "Jane Birkin"
<< Вернуться к списку всех песен "Jane Birkin"
Джейн Биркин (полное имя — Джейн Мэллори Биркин (Jane Mallory Birkin)) -культовая англо-французская актриса кино и театра, популярная певица. Известна длительным личным и творческим союзом с французским певцом, актёром и режиссёром Сержем Генсбуром. Мать популярных французских актрис и певиц Шарлотты Генсбур, Лу Дуайон и Кейт Барри.
Францией болели многие. Не только культурная элита Российской империи, а по наследству и полурабочая интеллигенция Советского Союза, приписывавшая ей происхождение всех канонов красоты и свободы. Не только аборигены бывших французских колоний или эмигранты из соцлагеря, искавшие во Франции спасения каждый от своих напастей. Но и вполне благополучные и самодостаточные соседи по Западной Европе. Так не раз случалось даже с англичанами, которые — так уж сложилось исторически — всегда недолюбливали своих континентальных соседей. В 1969 году оборона британцев пала перед завораживающим шармом французской песенки «Je T’Aime … Moi Non Plus» («I Love You … Nor Do I» или «Я люблю тебя… Я тебя тоже нет»). Фривольный диалог о любви и сексе, перерастающий в недвусмысленные вздохи и стоны, спровоцировал громкий скандал в Великобритании и, конечно, возглавил хит-парады. Певицу, так убедительно озвучившую любовную страсть, англичане назвали «секс-котенком 60-х». Французы окрестили ее «одной из самых любимых приемных дочерей Франции». Именно приемных — потому что 23-летняя Джейн Биркин (Jane Birkin) с ее свободным французским и свободной любовью впервые приехала во Францию уже 20-летней. А родилась и выросла по ту сторону Ла-Манша.
Краткое знакомство с генеалогическим древом Джейн Биркин недвусмысленно подтверждает, что способность уживаться с разными культурами и реализоваться в разных амплуа досталась ей по наследству. Ее отец, Дэвид Биркин (David Birkin), капитан Королевского флота Великобритании и герой Второй мировой войны, неоднократно участвовал в шпионских операциях, разработанных британской разведкой. Ее мать, Джуди Кэмпбелл (Judy Campbell), была известной актрисой и певицей, славу которой принесли мюзиклы Ноела Коварда (Noel Coward). По отцовской линии в родстве с ними состояли крупные фабриканты и магнаты, а одна из теток ее отца была любовницей Принца Уэлльского (позже короля Великобритании Эдварда III). В таком вот семействе, породнившемся со многими знатными и богатыми английскими семьями, 14 декабря 1946 года и родилась Джейн Биркин. Ее детство, прошедшее в благополучном лондонском районе Челси, было безмятежным и счастливым, с умеренной школьной скукой и увлекательными путешествиями на каникулах. Все бы так и продолжалось, если бы не революционные 60-е. От скромной и послушной девочки осталось одно воспоминание.
Идя по стопам матери, 16-летняя Джейн начинает обивать пороги театров и участвовать в кастингах. Первую роль на сцене она получила в 17 лет. В пьесе Грэма Грина (Graham Greene) «Carving a Statue» ей пришлось перевоплотиться в глухонемую девушку. А вокальный дебют Джейн Биркин состоялся в мюзикле «Passion Flower Hotel». Попытать счастья на музыкальной сцене убедил ее композитор Джон Барри (John Barry), автор музыки к одной из экранизаций «Агента 007». Их отношения недолго продержались на стадии простого знакомства, и в 19 лет Джейн становится женой Джона Барра.
Большой экран, большая эстрада, знаменитые мужчины — отныне это три ключевые составляющие биографии Джейн Биркин. На экранах кинотеатров лицо Джейн впервые появилось в картине Ричарда Лестера (Richard Lester) «The Knack…And How to Get It», но настоящую известность, хотя и скандального оттенка, принесла ей небольшая роль в фильме Микеланджело Антониони «Blow Up», который был удостоен Золотой пальмовой ветви на Каннском кинофестивале. Джейн снялась обнаженной в коротеньком эпизоде, породившем долго не умолкавшие толки.
В 1967 году у Джейн и Джона Барра родилась дочь, которую назвали Кейт (Kate). К сожалению, к этому времени молодых родителей уже почти ничего не связывало. После развода с мужем Биркин решает круто изменить свою судьбу и переезжает во Францию.
Вираж удался. На первой же съемочной площадке, где кипела работа над картиной Пьера Гримбля (Pierre Grimblat) «Slogan», партнером Джейн оказывается певец и композитор Серж Гинзбург (Serge Gainsbourg), уже тогда очень популярный во Франции. Как гласит легенда, это была любовь с первого взгляда. Одна из самых фешенебельных пар на парижской сцене, в 1969 году Гинзбург и Биркин становятся еще и очень модными персонами, в том числе и далеко за пределами Франции.
Поводом послужила, конечно, музыка. Незадолго до встречи с Джейн композитор написал сладкую, чувственную песню «Je T’Aime … Moi Non Plus», которую посвятил своей тогдашней возлюбленной, звезде французского кино Брижит Бардо, и даже записал с ней дуэт. Брижит решила, что песня для нее чересчур эротична, поэтому Гинзбург предложил «Je T’Aime …» своей новой подруге в качестве фундамента ее будущей музыкальной карьеры.
Сингл «Je T’Aime … Moi Non Plus», изданный в 1968 году британским лейблом Fontana Records, кроме неприятностей, не принес лейблу никаких дивидендов. Выпущенный через год компанией Major Minor, провоцирующе откровенный «Je T’Aime …», который не пропустила в эфир цензура канала ВВС, стал хитом #1 во Франции и Великобритании. Сексуальный вокал артистки, которой не забыли припомнить и постельную сцену в фильме Антониони, закрепил за ней тот самый неофициальный титул секс-котенка 60-х.
Чувственный голос Биркин, таинственный и хрипловатый, готовый раствориться в шепоте, стал фирменным знаком ее певческой карьеры. Серж Гинзбург, с которым Джейн прожила 12 лет, умело подбирал для нее репертуар, оркеструя песни под ее характерный вокал. Он был ее основным автором, аранжировщиком и продюсером. Она была его музой, вдохновившей многие из наиболее интересных и известных песен. Парадокс заключался в том, что за все то время, пока Джейн и Серж были вместе, львиную долю сил и времени Биркин отдавала кинематографу, а совсем не эстраде. В 70-е годы она записала всего три альбома, зато снялась в тридцати фильмах, в том числе в картине Клода Зиди (Claude Zidi) «Lucky Pierre» с Пьером Ришаром в главной роли.
Ее дебютный альбом 1970 года «Je T’aime (Beautiful Love)», написанный Гинзбургом, включал, конечно, и к тому времени уже международный хит «Je T’Aime … Moi Non Plus». В 1971 году у Джейн и Сержа родилась дочь Шарлотта (Charlotte), которая впоследствии тоже станет певицей. Второй сольный альбом «Lolita Go Home», записанный по настоянию Гинзбурга, Биркин издала только в 1975 году. Пластинка имела успех, который по большей части ограничивался пределами Франции. Гораздо больший резонанс в других европейских странах вызвал ее третий альбом «Ex Fan des Sixties» (1978 год), эксплуатировавший все тот же образ немножко наивной, но такой сексапильной Лолиты.
Между тем Лолита давно повзрослела. А когда в 1980 году ее брак с Сержем Гинзбургом распался, она оказалась перед серьезным выбором. Ей давно перевалило за 30, и изображать «смешную английскую девчонку» больше не было сил. За ее милой улыбкой и ловко разыгранной наивностью, за ее легким английским акцентом, таким умилительным для французского слуха, скрывалось встревоженное сердце женщины, страдающей от стресса и бессонницы и пытающейся в очередной раз найти себя.
Такой увидел ее французский кинорежиссер Жак Дилон (Jacques Doillon), такой предстала она в его картинах «La Fille prodigue» и «La Pirate». Их отношения на съемочной площадке вскоре переросли профессиональные рамки. Биркин и Дилон стали мужем и женой, и в 1982 году у них родилась дочь Лу (Lou).
Между тем с Сержем Гинзбургом артистку связывало слишком много нитей, разорвать которые им обоим было не по силам. Собственно, творческий союз композитора и его музы не распался до самой смерти Гинзбурга в 1991 году.
Грустной, таинственной, утонченной предстает Джейн Биркин на новом альбоме 1983 года «Baby Alone in Babylone». Песни Гинзбурга помогают ей выразить свое смятение, отчаяние, потерянность. Пластинка становится очень популярной в Европе. Зрелая Джейн Биркин умеет обаять публику не меньше, чем легкомысленная влюбчивая Лолита.
В 80-е годы артистка получает массу приглашений от французских режиссеров и, кажется, никому не отказывает. Только в 1984 году она успевает сыграть в 8 фильмах. К концу 80-х она все активнее ищет себя в новых сферах, пробует работать на телевидении, снимает художественный телефильм «Oh Pardon! tu dormais». И впервые начинает выступать с сольными концертами.
Когда Джейн Биркин дебютировала на сцене со своими песнями, ей было уже за сорок. Первое сольное выступление она дала в зале бывшего парижского мюзик-холла «Le Bataclan». Обладая мощным актерским обаянием, она легко находила контакт со слушателями и всегда получала живой отклик из зала. Вскоре она вошла во вкус, и концерты стали в ее рабочем графике обычным явлением. Лучшие из них издавались на концертных альбомах.
Только одну мечту артистке очень долго осуществить никак не удавалось — сыграть в мюзикле. Ее дебют в новом жанре, состоявшийся на сцене Le Casino de Paris в 1991 году, был омрачен недавней смертью Сержа Гинзбурга. Свое шоу Джейн Биркин посвятила его памяти.
Памяти Гинзбурга был приурочен и еще один концерт певицы, который прошел в Лондоне в сентябре 1994 года. Ей хотелось еще раз напомнить своим соотечественникам о прекрасном французском композиторе и вместе с тем навсегда распрощаться с образом скандалистки Джейн, который закрепился за ней еще с конца 60-х. Через 30 лет перед англичанами предстал совсем другой человек, глубокая актриса, сыгравшая незадолго до этого трагическую роль Андромахи в «Троянских женщинах» Эврипида на сцене Национального театра.
Расстаться с наследием Сержа Гинзбурга, который фактически так и остался ее единственным композитором, было не так-то просто. Снова и снова певица возвращается к его творчеству и в 1996 году записывает попурри из его песен «Version Jane». С этой программой она выступает на сцене самого знаменитого парижского зала L’Olympia, а затем отправляется в европейское турне.
В 1998 году Биркин выпускает свой первый лонг-плей, созданный без участия Гинзбурга, «A la Legere». Ее новые песни написаны современными французскими композиторами Зази (Zazie), Шамфором (Chamfort), Франсуазой Харди (Francois Hardy) и другими. Через год она готовит сборник лучших хитов.
Артистка, уже отметившая 50-летний юбилей, не потеряла вкус к жизни и способность удивлять. И не только прекрасной физической формой и неувядающей молодостью, но и смелыми творческими решениями. На международном фестивале в Авиньоне в 1999 году она представляет оригинальную программу «Arabesque», составленную из композиций Гинзбурга, оркестрированных по-новому, с использованием обширного арсенала мировой музыки. В колоритных восточных тонах зазвучали хиты «Je t’aime…», «Elisa», «La javanaise», «L’amour de moi». Концерт имел невероятный успех. Вдохновленная таким горячим приемом, певица впервые в жизни рискнула отправиться в далекие заморские гастроли, посетив со своими «Арабесками» Японию и Скандинавию, Канаду и Западную Европу, Азию и Соединенные Штаты. Парижское шоу легло в основу живого альбома «Arabesque», который вышел в 2002 году.
А в 2004-м Джейн Биркин представила новую подборку песен, как известных хитов, так и новых номеров, написанных специально для нее музыкантами разных стран. Полтора десятка дуэтов, исполненных с Брайаном Молко (Brian Molko) и Бетт Гиббонс (Bett Gibbons), Брайаном Ферри (Bryan Ferry) и Ману Чао (Manu Chao), певица объединила на гармоничном, обаятельном и стильном альбоме «Rendez-Vous». По мнению критиков, это одна из лучших записей Джейн Биркин за всю ее карьеру.
Францией болели многие. Не только культурная элита Российской империи, а по наследству и полурабочая интеллигенция Советского Союза, приписывавшая ей происхождение всех канонов красоты и свободы. Не только аборигены бывших французских колоний или эмигранты из соцлагеря, искавшие во Франции спасения каждый от своих напастей. Но и вполне благополучные и самодостаточные соседи по Западной Европе. Так не раз случалось даже с англичанами, которые — так уж сложилось исторически — всегда недолюбливали своих континентальных соседей. В 1969 году оборона британцев пала перед завораживающим шармом французской песенки «Je T’Aime … Moi Non Plus» («I Love You … Nor Do I» или «Я люблю тебя… Я тебя тоже нет»). Фривольный диалог о любви и сексе, перерастающий в недвусмысленные вздохи и стоны, спровоцировал громкий скандал в Великобритании и, конечно, возглавил хит-парады. Певицу, так убедительно озвучившую любовную страсть, англичане назвали «секс-котенком 60-х». Французы окрестили ее «одной из самых любимых приемных дочерей Франции». Именно приемных — потому что 23-летняя Джейн Биркин (Jane Birkin) с ее свободным французским и свободной любовью впервые приехала во Францию уже 20-летней. А родилась и выросла по ту сторону Ла-Манша.
Краткое знакомство с генеалогическим древом Джейн Биркин недвусмысленно подтверждает, что способность уживаться с разными культурами и реализоваться в разных амплуа досталась ей по наследству. Ее отец, Дэвид Биркин (David Birkin), капитан Королевского флота Великобритании и герой Второй мировой войны, неоднократно участвовал в шпионских операциях, разработанных британской разведкой. Ее мать, Джуди Кэмпбелл (Judy Campbell), была известной актрисой и певицей, славу которой принесли мюзиклы Ноела Коварда (Noel Coward). По отцовской линии в родстве с ними состояли крупные фабриканты и магнаты, а одна из теток ее отца была любовницей Принца Уэлльского (позже короля Великобритании Эдварда III). В таком вот семействе, породнившемся со многими знатными и богатыми английскими семьями, 14 декабря 1946 года и родилась Джейн Биркин. Ее детство, прошедшее в благополучном лондонском районе Челси, было безмятежным и счастливым, с умеренной школьной скукой и увлекательными путешествиями на каникулах. Все бы так и продолжалось, если бы не революционные 60-е. От скромной и послушной девочки осталось одно воспоминание.
Идя по стопам матери, 16-летняя Джейн начинает обивать пороги театров и участвовать в кастингах. Первую роль на сцене она получила в 17 лет. В пьесе Грэма Грина (Graham Greene) «Carving a Statue» ей пришлось перевоплотиться в глухонемую девушку. А вокальный дебют Джейн Биркин состоялся в мюзикле «Passion Flower Hotel». Попытать счастья на музыкальной сцене убедил ее композитор Джон Барри (John Barry), автор музыки к одной из экранизаций «Агента 007». Их отношения недолго продержались на стадии простого знакомства, и в 19 лет Джейн становится женой Джона Барра.
Большой экран, большая эстрада, знаменитые мужчины — отныне это три ключевые составляющие биографии Джейн Биркин. На экранах кинотеатров лицо Джейн впервые появилось в картине Ричарда Лестера (Richard Lester) «The Knack…And How to Get It», но настоящую известность, хотя и скандального оттенка, принесла ей небольшая роль в фильме Микеланджело Антониони «Blow Up», который был удостоен Золотой пальмовой ветви на Каннском кинофестивале. Джейн снялась обнаженной в коротеньком эпизоде, породившем долго не умолкавшие толки.
В 1967 году у Джейн и Джона Барра родилась дочь, которую назвали Кейт (Kate). К сожалению, к этому времени молодых родителей уже почти ничего не связывало. После развода с мужем Биркин решает круто изменить свою судьбу и переезжает во Францию.
Вираж удался. На первой же съемочной площадке, где кипела работа над картиной Пьера Гримбля (Pierre Grimblat) «Slogan», партнером Джейн оказывается певец и композитор Серж Гинзбург (Serge Gainsbourg), уже тогда очень популярный во Франции. Как гласит легенда, это была любовь с первого взгляда. Одна из самых фешенебельных пар на парижской сцене, в 1969 году Гинзбург и Биркин становятся еще и очень модными персонами, в том числе и далеко за пределами Франции.
Поводом послужила, конечно, музыка. Незадолго до встречи с Джейн композитор написал сладкую, чувственную песню «Je T’Aime … Moi Non Plus», которую посвятил своей тогдашней возлюбленной, звезде французского кино Брижит Бардо, и даже записал с ней дуэт. Брижит решила, что песня для нее чересчур эротична, поэтому Гинзбург предложил «Je T’Aime …» своей новой подруге в качестве фундамента ее будущей музыкальной карьеры.
Сингл «Je T’Aime … Moi Non Plus», изданный в 1968 году британским лейблом Fontana Records, кроме неприятностей, не принес лейблу никаких дивидендов. Выпущенный через год компанией Major Minor, провоцирующе откровенный «Je T’Aime …», который не пропустила в эфир цензура канала ВВС, стал хитом #1 во Франции и Великобритании. Сексуальный вокал артистки, которой не забыли припомнить и постельную сцену в фильме Антониони, закрепил за ней тот самый неофициальный титул секс-котенка 60-х.
Чувственный голос Биркин, таинственный и хрипловатый, готовый раствориться в шепоте, стал фирменным знаком ее певческой карьеры. Серж Гинзбург, с которым Джейн прожила 12 лет, умело подбирал для нее репертуар, оркеструя песни под ее характерный вокал. Он был ее основным автором, аранжировщиком и продюсером. Она была его музой, вдохновившей многие из наиболее интересных и известных песен. Парадокс заключался в том, что за все то время, пока Джейн и Серж были вместе, львиную долю сил и времени Биркин отдавала кинематографу, а совсем не эстраде. В 70-е годы она записала всего три альбома, зато снялась в тридцати фильмах, в том числе в картине Клода Зиди (Claude Zidi) «Lucky Pierre» с Пьером Ришаром в главной роли.
Ее дебютный альбом 1970 года «Je T’aime (Beautiful Love)», написанный Гинзбургом, включал, конечно, и к тому времени уже международный хит «Je T’Aime … Moi Non Plus». В 1971 году у Джейн и Сержа родилась дочь Шарлотта (Charlotte), которая впоследствии тоже станет певицей. Второй сольный альбом «Lolita Go Home», записанный по настоянию Гинзбурга, Биркин издала только в 1975 году. Пластинка имела успех, который по большей части ограничивался пределами Франции. Гораздо больший резонанс в других европейских странах вызвал ее третий альбом «Ex Fan des Sixties» (1978 год), эксплуатировавший все тот же образ немножко наивной, но такой сексапильной Лолиты.
Между тем Лолита давно повзрослела. А когда в 1980 году ее брак с Сержем Гинзбургом распался, она оказалась перед серьезным выбором. Ей давно перевалило за 30, и изображать «смешную английскую девчонку» больше не было сил. За ее милой улыбкой и ловко разыгранной наивностью, за ее легким английским акцентом, таким умилительным для французского слуха, скрывалось встревоженное сердце женщины, страдающей от стресса и бессонницы и пытающейся в очередной раз найти себя.
Такой увидел ее французский кинорежиссер Жак Дилон (Jacques Doillon), такой предстала она в его картинах «La Fille prodigue» и «La Pirate». Их отношения на съемочной площадке вскоре переросли профессиональные рамки. Биркин и Дилон стали мужем и женой, и в 1982 году у них родилась дочь Лу (Lou).
Между тем с Сержем Гинзбургом артистку связывало слишком много нитей, разорвать которые им обоим было не по силам. Собственно, творческий союз композитора и его музы не распался до самой смерти Гинзбурга в 1991 году.
Грустной, таинственной, утонченной предстает Джейн Биркин на новом альбоме 1983 года «Baby Alone in Babylone». Песни Гинзбурга помогают ей выразить свое смятение, отчаяние, потерянность. Пластинка становится очень популярной в Европе. Зрелая Джейн Биркин умеет обаять публику не меньше, чем легкомысленная влюбчивая Лолита.
В 80-е годы артистка получает массу приглашений от французских режиссеров и, кажется, никому не отказывает. Только в 1984 году она успевает сыграть в 8 фильмах. К концу 80-х она все активнее ищет себя в новых сферах, пробует работать на телевидении, снимает художественный телефильм «Oh Pardon! tu dormais». И впервые начинает выступать с сольными концертами.
Когда Джейн Биркин дебютировала на сцене со своими песнями, ей было уже за сорок. Первое сольное выступление она дала в зале бывшего парижского мюзик-холла «Le Bataclan». Обладая мощным актерским обаянием, она легко находила контакт со слушателями и всегда получала живой отклик из зала. Вскоре она вошла во вкус, и концерты стали в ее рабочем графике обычным явлением. Лучшие из них издавались на концертных альбомах.
Только одну мечту артистке очень долго осуществить никак не удавалось — сыграть в мюзикле. Ее дебют в новом жанре, состоявшийся на сцене Le Casino de Paris в 1991 году, был омрачен недавней смертью Сержа Гинзбурга. Свое шоу Джейн Биркин посвятила его памяти.
Памяти Гинзбурга был приурочен и еще один концерт певицы, который прошел в Лондоне в сентябре 1994 года. Ей хотелось еще раз напомнить своим соотечественникам о прекрасном французском композиторе и вместе с тем навсегда распрощаться с образом скандалистки Джейн, который закрепился за ней еще с конца 60-х. Через 30 лет перед англичанами предстал совсем другой человек, глубокая актриса, сыгравшая незадолго до этого трагическую роль Андромахи в «Троянских женщинах» Эврипида на сцене Национального театра.
Расстаться с наследием Сержа Гинзбурга, который фактически так и остался ее единственным композитором, было не так-то просто. Снова и снова певица возвращается к его творчеству и в 1996 году записывает попурри из его песен «Version Jane». С этой программой она выступает на сцене самого знаменитого парижского зала L’Olympia, а затем отправляется в европейское турне.
В 1998 году Биркин выпускает свой первый лонг-плей, созданный без участия Гинзбурга, «A la Legere». Ее новые песни написаны современными французскими композиторами Зази (Zazie), Шамфором (Chamfort), Франсуазой Харди (Francois Hardy) и другими. Через год она готовит сборник лучших хитов.
Артистка, уже отметившая 50-летний юбилей, не потеряла вкус к жизни и способность удивлять. И не только прекрасной физической формой и неувядающей молодостью, но и смелыми творческими решениями. На международном фестивале в Авиньоне в 1999 году она представляет оригинальную программу «Arabesque», составленную из композиций Гинзбурга, оркестрированных по-новому, с использованием обширного арсенала мировой музыки. В колоритных восточных тонах зазвучали хиты «Je t’aime…», «Elisa», «La javanaise», «L’amour de moi». Концерт имел невероятный успех. Вдохновленная таким горячим приемом, певица впервые в жизни рискнула отправиться в далекие заморские гастроли, посетив со своими «Арабесками» Японию и Скандинавию, Канаду и Западную Европу, Азию и Соединенные Штаты. Парижское шоу легло в основу живого альбома «Arabesque», который вышел в 2002 году.
А в 2004-м Джейн Биркин представила новую подборку песен, как известных хитов, так и новых номеров, написанных специально для нее музыкантами разных стран. Полтора десятка дуэтов, исполненных с Брайаном Молко (Brian Molko) и Бетт Гиббонс (Bett Gibbons), Брайаном Ферри (Bryan Ferry) и Ману Чао (Manu Chao), певица объединила на гармоничном, обаятельном и стильном альбоме «Rendez-Vous». По мнению критиков, это одна из лучших записей Джейн Биркин за всю ее карьеру.