Биография "Jean Grae"
<< Вернуться к списку всех песен "Jean Grae"
Несмотря на то, что она родилась в Южной Африке в Кейптауне, она всегда была частью Нью-Йорка. При рождении она получила имя Tsidi Ibrahim, а её родители были джазовыми музыкантами: мать (Sathima Bea Benjamin) – певицей, отец (Abdullah Ibrahim) — пианистом. Именно благодаря этому она научилась понимать разную музыку в достаточно раннем возрасте. В Нью-Йорк семья переехала, когда Tsidi было всего три месяца. Она посещала Высшую школу Искусства и Музыки Fiorello H. LaGuardia (так называемую школу «Славы» – школа послужила моделью для съемок нашумевшего фильма «Fame» — прим) на Манхэттене по классу вокала, и при этом увлекалась классическим танцем, да так, что оказалась в составе филиала американского театра танца Alvin-a Ailey. Tsidi тогда было 13 лет, и она была самой юной участницей коллектива.
Впоследствии Tsidi была принята в Университет Нью-Йорка, где обучалась по специальности «музыкальный бизнес». Быстро разочаровавшись в выбранной специализации, она поняла, что она может быть больше, чем ученик-практик. Она научилась аранжировать музыку и изучила классические и хоровые аранжировки, что как раз и заложило в ней тот фундамент, благодаря которому она стала одной из наиболее талантливых и впечатляющих хип-хоп композиторов и продюсеров.
Примерно в то же самое время, когда она училась в Университете (в период 16-19 лет), Tsidi стала активно тусоваться в West Village (популярный район Нью-Йорка расположенный на Манхэттене — прим), где познакомилась с множеством МС, поэтов и продюсеров, включая Talib’a Kweli и Mos Def’a. Тогда же она начала пробовать писать биты, украдкой пользуясь аппаратурой своего брата, и тренировать свой слог в жанрах rap и spoken word.
С учетом творческой натуры Tsidi, и её экспериментов с написанием текстов, нет ничего удивительного, что один из многочисленных её друзей — Rhythm — предложил ей организовать с ним группу Ground Zero. Но, то ли Tsidi прогрессировала быстрее, чем нужно, то ли по какой другой причине, но её присутствие в данном проекте было весьма кратковременным.
В конечном итоге она примкнула к группе Natural Resource. Tsidi работала под именем «What? What?», когда была приглашена в группу рэппером Ocean (Kobie Jawara Dixon). Третьим участником группы был DJ Aggie (James Hassan Barrett).
Столь странный выбор сценического псевдонима Tsidi объяснила так:
«Когда я с кем-то знакомилась в тусовке и называла свое имя, почти всегда следовал вопрос «What?» (что? – прим.), а если там было несколько человек, то это говорили почти все, и выходило what? what? what? what?.. В конце концов мне это надоело и я стала так и представляться – «What? What?».
Сама группа существовала с середины 90-х, а в 1997 организовала собственный лэйбл Makin’ Records и выпустила сингл “Negro League Baseball». Сингл вскоре стал классикой подземного хип-хопа, благодаря эфиру в программе Abbott & Costello’s «Who’s on First?.. За ним последовало еще несколько синглов: “I Love This World», “They Lied» и “Bum Deal», и, кроме написания треков для Natural Resource, Tsidi стала заниматься продюсированием других артистов лэйбла — Pumpkinhead, Don Scavone и Bad Seed. Дабы не смущать мужчин битмейкеров, узурпировавших этот вид деятельности, «и чтоб никто не догадался», кто на самом деле осуществлял продакшен, Tsidi в качестве авторской подписи пользуется прозвищем Run Run Shaw. Позднее в одном из интервью она описала причины этой шифровки следующим образом:
«Я думаю это та самая ситуация, когда никому не нужен бит, сделанный девушкой. И не важно первые ли это твои шаги или тебе уже стукнул тридцатник. Мужчины определенно дадут шанс друг другу, прежде чем позволят девушке подойти близко, до тех пор, пока ты не согласишься играть по их правилам.»
Кстати, возвращаясь к оригинальному выбору имен. Одним из самых любимых писателей Tsidi с детства был Льюис Кэррол, который отличался крайне творческим лингвистическим переосмыслением английского языка. Об истинных причинах формирования прозвища Run Run Shaw остается только гадать, но неплохой гипотезой представляется гибрид известного хита группы Queen «The show must go on» («Шоу должно продолжаться» – 1991 год – прим.) и названия фильма «Run, Lola,Run» («Беги, Лола, беги». Вышел в 1998 году.– прим.).
Конечно же, не обходилось и без выступлений, благодаря которым появились почитатели.
Тем не менее, группа распалась в 1999-м в результате творческих разногласий, но работа в ней оказалась для Tsidi весьма полезной и успешной, и в андеграунде за ней закрепилось прозвище «Cameo Queen».
Что примечательно, все эти проекты распадались без ссор и скандалов, как это обычно бывает в мэйнстриме, когда люди начинают перетрясать грязное белье друг друга или устраивать так называемые beef-ы. Tsidi же, со всеми своими бывшими коллегами осталась в по-человечески нормальных отношениях. Разница только в том, что теперь не получается с некоторыми из них часто видеться.
После того как Tsidi завершила свое участие в проекте Natural Resourse, она решила поменять и сценический псевдоним (такими вещами очень любили заниматься небезызвестные Kool Keith и MF Doom). Когда пришло время выбирать новое имя, которое в достаточной степени отражало бы всю её комплексную индивидуальность, и не было бы похоже на чужие и вполне обычные, она обратила свои взоры к книгам комиксов, хотя с детства была весьма начитанной девочкой, научившись читать в возрасте 3 года. По поводу своих литературных пристрастий она сказала:
«Моя мама также была и школьным учителем, поэтому я научилась читать очень рано. Больше всего мне нравились The Jabberwocky (Баллада Льюиса Кэррола, построенная на непереводимой игре слов – «Варкалось, хливкие шорьки…»- прим. ) и Little Women (классическая новелла о четырех сестрах, росших во время Гражданской войны. Автор — Louisa May Alcott. – прим.). Я обожала слова. Даже сейчас я до сих пор шучу о том, как было бы забавно дать своему ребенку имя Jabberwocky. Он бы тогда был супер крутым, достаточно крутым, чтобы быть в состоянии защитить себя от всех тех детишек, что попытались бы устроить с ним драку».
Так или иначе, после придирчивого анализа Tsidi взяла себе имя Jean Grae, слегка изменив написание имени героини комикса X-Men. Сама она в одном из интервью так прокомментировала выбор своего нового имени:
«Я не хотела быть Storm-ом, этот выбор слишком очевиден. А Jean Grey хоть и не умела летать, но так даже лучше, потому что я боюсь высоты. Зато тут больше силы разума. Обладание способностью держать целую толпу под контролем, или на худой конец, закидать всех креслами.»
На подколы по поводу выбора области заимствования прозвища, Jean обычно отвечала «По крайней мере я ничего не заимствовала из Dungeons and Dragons», чем всегда разряжала ситуацию (Dungeons and Dragons – легендарная настольная ролевая игра – основоположник целого жанра компьютерных игр – прим.).
Вслед за сменой своего имени как МС, она поменяла и своё имя как продюсера, став Nasain Nahmeen примерно в 2000-м году (по крайней мере, именно тогда было замечено её последнее появление как Run Run Shaw и первое как Jean Grae – оба в марте). К сожалению, всю подробную информацию о данной своей инкарнации Jean держит под покровом тайны. Ну, тайна, так тайна, по крайней мере, первая ассоциация, возникающая в связи с этим именем — это созвучие с сокращенным произношением фраз «you know I’m sayin’?» и «you know what I mean?», которыми постоянно грешат практически все рэпперы подряд. Заодно осталась нетронутой концепция двухсоставных имен, которая видна во всех её именах.
В одном из интервью ей задали вопрос по поводу всех этих имен:
В этом интервью мы говорили о пяти твоих разных именах. Они отражают разные аспекты твоей личности? Или это просто способ напустить туман? Или что-то еще?
Я просто не думаю, что могу носить какое-то одно имя. Я продолжаю появляться в разных местах под новыми именами. Так что не волнуйся, у меня есть еще несколько прозвищ на подходе, так что скучать тебе не придется. Я не хотела бы, чтобы люди одобряли конечный продукт только потому, что они знают, что это была я, или потому, что это «неплохо для девчонки». Это и есть основная причина для смены прозвищ. Просто любите музыку вне зависимости от того, кто её сделал. Люди слишком заморачиваются на раскладывании всего по полочкам с именами, вместо того, чтобы просто получать удовольствие от того, как оно сделано.
Часть 2. – Вот! Вот!
Примерно тогда же, когда произошел перелом в карьере и смена артистического и продюсерского псевдонимов, благодаря своему бывшему коллеге по Nature Resource, Ocean-у, Jean познакомилась с двумя участниками группы «The Roots» Ahmir-ом и Tariq-ом. И это знакомство в результате привело к созданию совместных треков. Вот только пришлось подождать до 2004 года. Но не будем забегать вперед.
Судя по всему, многие рэпперы попали в плен дара, которым обладала тезка Jean из комикса X-Men, и её достаточно часто звали поучаствовать в качестве дорогого гостя. Она появилась на релизах таких исполнителей как Herbaliser (которые оказались первыми в этой длинной череде), High & Mighty, the Mumia 911 Project, Mr. Len, Da Beatminerz и Masta Ace, в проекте Hip-Hop For Respect.
На следующий год после появления в трех треках на альбоме Mr. Len’a (из группы Company Flow) «Pity the Fool», она выпустила свой первый сольник «Attack of the Attacking Things», удостоившийся обилия похвальных комментариев. Свой вклад в полученный результат внесли также Da Beatminerz, Mr. Len, и Masta Ace. Было продано примерно 10000 экземпляров альбома, и это при том, что не было ни одного видеоклипа, и известие об этом альбоме можно было получить либо из прессы, либо от кого-то услышать.
По поводу пришедшего к ней тогда успеха на андеграундной сцене, Jean недавно поделилась:
«1996-97 года и 2004-ый настолько разные времена для того, чтобы сделать себе имя. Тогда нас была кучка, и ты знаешь, кто мы, а сейчас за день появляется по 800 групп. Тогда не было такой конкуренции, и интернет не был развит так широко. Для андеграундной музыки тогда была совершенно другая эра. Именно тогда была вымощена дорога для того, что происходит теперь. И я не уверена, что это однозначно хорошо. Я имею ввиду, что не было ничего удивительного в том, что видео какого-то подземщика попадало на Rap City или трек в ротацию Hot 97. Но сегодня… Остается только пожелать удачи»
В 2003 она выпустила EP-шку «The Bootleg of the Bootleg», где помимо пары её постоянных творческих спутников был совместный трек с Cannibal Ox. Релиз также был хорошо воспринят публикой, но при этом многие задавались вопросом, какой смысл заложен в выпуске этого полуальбома. Сама Jean это откомментировала так:
«В большинстве случаев такие релизы служат мостиком к следующему нормальному альбому. В данном случае это был мостик, ведущий к мостику, к по-настоящему длинному бутлегу перед следующим альбомом. Улавливаете? Просто, чтобы поддержать шумиху и заодно довести до сведения общественности, что я сменила выпускающий лэйбл, ну и прочий порожняк в таком духе.»
На самом деле, конечно, смена лэйблов имела причину. Её первый альбом, вышедший на Third Earth Music имел почти нулевой бюджет. Поэтому выпуск этой ипишки на Babygrande был шагом вперед. Для самых любознательных, последний трек «Chapter One: Destiny» выполнен в виде 45-минутного мегамикса, куда включены фристайлы Jean на минуса многих знаменитых рэпперов и её старые треки времен Natural Resource.
К великому сожалению поклонников эти два релиза практически невозможно найти в магазинах. Ситуация с The Official Bootleg вообще не понятная. Можно найти трек-лист и информацию, что он выходил на Orchestral Music в 2004 году, но где он продается или продавался остается большой загадкой.
На прошлогоднем альбоме «This Week» ей уже помогали два продюсера-тяжеловеса Midi Mafia (работал с 50 Cent) и 9th Wonder (работал с Jay-Z), с которым она познакомилась во время совместного с The Roots концертного тура Okayplayer Winter Break Tour.
И раз уж снова зашла речь о The Roots, стоит непременно отметить тот факт, что Jean Grae записала два эксклюзивных трека для первого релиза лэйбла Okayplayer «True Notes vol.1». Этот сборник вышел за четыре месяца до «This Week». Но кое-что свЕжее, еще свежЕе её последнего альбома, сейчас можно найти на микстейпе известного Нью-Йоркского диджэя Kay Slay-я. Микстейп, полностью посвященный Jean, называется просто и со вкусом — «Jean Grae Files». Там есть несколько очередных неожиданных коллабораций, например новый трек с The Roots и совместник с Lil Jon-ом.
В результате у Jean уже появились первые награды. Она стала победительницей в номинации «Лучшая женщина-артист года» по версии Plug (независимая музыкальная премия). Чтобы чуть лучше прочувствовать момент, следует обратить внимание, что в этой категории нет никакого разделения по стилям, и хоть среди номинанток не было известных имен, от этого победа не становится менее сладкой.
Среди планов артистки на будущее, по крайней мере, тех, которые хоть как-то озвучены, совместный полноразмерный альбом вместе с 9th Wonder-ом «Jeanios». Единственное, что озадачивает – это дата релиза. Они планируют его выпустить в январе 3000-го года.
Судя по всему, такую уверенность в своем долголетии (если не рассматривать вариант здорового чувства юмора) Jean почерпнула из своего опыта озвучивания компьютерных игр. В 2002 году она была голосом Anna Price aka «Libra» — главной героини в игре State of Emergency, а также озвучивала эпизоды телесериала и DVD-изданий Tommy Boy Films «Kung Faux» (нарезка классических фильмов о кунг-фу переозвученная на свой лад различными хип-хоп артистами – прим.). Есть и более бытовое объяснение такой непонятой даты релиза на официальном сайте лейбла. По слухам этот альбом был записан за пять дней в конце прошлого года, но произошла утечка материала в интернет, что нарушило все планы.
Если продолжать о планах Jean, то в одном из интервью она поделилась, что мечтает поработать вместе с Bjork и The Bomb Squad. Правда непонятно о каком именно The Bomb Squad идет речь – о легендарных рэп-продюсерах поднимавших Public Enemy, или о популярном нынче фанк-рок коллективе, выпустившем в 2002 году свой первый сольник. Она всегда любила двусмысленности.
Что касается интернета, то для Jean оказалось недостаточно быть просто исполнителем, автором текстов, автором музыки. Она распространила свой креатив и на интернет, правда, относясь к этому как к хобби. Jean написала несколько материалов для сайта allhiphop.com, под логотипом которого всегда красуется надпись «самый опасный сайт в мире». В результате Jean, у которой там было что-то вроде редакторской колонки, оказалась еще опаснее, написав статью, где разносила в пух и прах музыкальную индустрию в весьма непарламентских выражениях.
В свои 28 лет жительница Williamsburg-а (район Бруклина, Нью-Йорк – прим.) обладает достаточной квалификацией и потенциалом, чтобы стать лучшей из когда-либо существовавших в рэпе женщин, даже если она и не готова для этого одевать минишорты и вести вагинальные монологи. Скромная, обаятельная и помолвленная со своим женихом и менеджером Colin-ом Afflick-ом, Jean определяет свое кредо так: «Не стоит относиться ко мне как к женщине-МС, даже несмотря на то, что по ту сторону я все равно остаюсь женщиной». Стоит добавить, весьма неординарной женщиной во всем. Так, например, к 2000-му году она уже набила себе девять татуировок.
В качестве финальной точки хочется привести слова Talib’a Kweli о Jean, которые весьма точно описывают её статус:
«Она заставляет меня думать о Lauryn Hill, только она более жесткая. Lauryn одна из лучших МС в мире, но она не испытывает любовь к МС-ингу. Если бы она испытывала это чувство, она была бы как Jean Grae».
Впоследствии Tsidi была принята в Университет Нью-Йорка, где обучалась по специальности «музыкальный бизнес». Быстро разочаровавшись в выбранной специализации, она поняла, что она может быть больше, чем ученик-практик. Она научилась аранжировать музыку и изучила классические и хоровые аранжировки, что как раз и заложило в ней тот фундамент, благодаря которому она стала одной из наиболее талантливых и впечатляющих хип-хоп композиторов и продюсеров.
Примерно в то же самое время, когда она училась в Университете (в период 16-19 лет), Tsidi стала активно тусоваться в West Village (популярный район Нью-Йорка расположенный на Манхэттене — прим), где познакомилась с множеством МС, поэтов и продюсеров, включая Talib’a Kweli и Mos Def’a. Тогда же она начала пробовать писать биты, украдкой пользуясь аппаратурой своего брата, и тренировать свой слог в жанрах rap и spoken word.
С учетом творческой натуры Tsidi, и её экспериментов с написанием текстов, нет ничего удивительного, что один из многочисленных её друзей — Rhythm — предложил ей организовать с ним группу Ground Zero. Но, то ли Tsidi прогрессировала быстрее, чем нужно, то ли по какой другой причине, но её присутствие в данном проекте было весьма кратковременным.
В конечном итоге она примкнула к группе Natural Resource. Tsidi работала под именем «What? What?», когда была приглашена в группу рэппером Ocean (Kobie Jawara Dixon). Третьим участником группы был DJ Aggie (James Hassan Barrett).
Столь странный выбор сценического псевдонима Tsidi объяснила так:
«Когда я с кем-то знакомилась в тусовке и называла свое имя, почти всегда следовал вопрос «What?» (что? – прим.), а если там было несколько человек, то это говорили почти все, и выходило what? what? what? what?.. В конце концов мне это надоело и я стала так и представляться – «What? What?».
Сама группа существовала с середины 90-х, а в 1997 организовала собственный лэйбл Makin’ Records и выпустила сингл “Negro League Baseball». Сингл вскоре стал классикой подземного хип-хопа, благодаря эфиру в программе Abbott & Costello’s «Who’s on First?.. За ним последовало еще несколько синглов: “I Love This World», “They Lied» и “Bum Deal», и, кроме написания треков для Natural Resource, Tsidi стала заниматься продюсированием других артистов лэйбла — Pumpkinhead, Don Scavone и Bad Seed. Дабы не смущать мужчин битмейкеров, узурпировавших этот вид деятельности, «и чтоб никто не догадался», кто на самом деле осуществлял продакшен, Tsidi в качестве авторской подписи пользуется прозвищем Run Run Shaw. Позднее в одном из интервью она описала причины этой шифровки следующим образом:
«Я думаю это та самая ситуация, когда никому не нужен бит, сделанный девушкой. И не важно первые ли это твои шаги или тебе уже стукнул тридцатник. Мужчины определенно дадут шанс друг другу, прежде чем позволят девушке подойти близко, до тех пор, пока ты не согласишься играть по их правилам.»
Кстати, возвращаясь к оригинальному выбору имен. Одним из самых любимых писателей Tsidi с детства был Льюис Кэррол, который отличался крайне творческим лингвистическим переосмыслением английского языка. Об истинных причинах формирования прозвища Run Run Shaw остается только гадать, но неплохой гипотезой представляется гибрид известного хита группы Queen «The show must go on» («Шоу должно продолжаться» – 1991 год – прим.) и названия фильма «Run, Lola,Run» («Беги, Лола, беги». Вышел в 1998 году.– прим.).
Конечно же, не обходилось и без выступлений, благодаря которым появились почитатели.
Тем не менее, группа распалась в 1999-м в результате творческих разногласий, но работа в ней оказалась для Tsidi весьма полезной и успешной, и в андеграунде за ней закрепилось прозвище «Cameo Queen».
Что примечательно, все эти проекты распадались без ссор и скандалов, как это обычно бывает в мэйнстриме, когда люди начинают перетрясать грязное белье друг друга или устраивать так называемые beef-ы. Tsidi же, со всеми своими бывшими коллегами осталась в по-человечески нормальных отношениях. Разница только в том, что теперь не получается с некоторыми из них часто видеться.
После того как Tsidi завершила свое участие в проекте Natural Resourse, она решила поменять и сценический псевдоним (такими вещами очень любили заниматься небезызвестные Kool Keith и MF Doom). Когда пришло время выбирать новое имя, которое в достаточной степени отражало бы всю её комплексную индивидуальность, и не было бы похоже на чужие и вполне обычные, она обратила свои взоры к книгам комиксов, хотя с детства была весьма начитанной девочкой, научившись читать в возрасте 3 года. По поводу своих литературных пристрастий она сказала:
«Моя мама также была и школьным учителем, поэтому я научилась читать очень рано. Больше всего мне нравились The Jabberwocky (Баллада Льюиса Кэррола, построенная на непереводимой игре слов – «Варкалось, хливкие шорьки…»- прим. ) и Little Women (классическая новелла о четырех сестрах, росших во время Гражданской войны. Автор — Louisa May Alcott. – прим.). Я обожала слова. Даже сейчас я до сих пор шучу о том, как было бы забавно дать своему ребенку имя Jabberwocky. Он бы тогда был супер крутым, достаточно крутым, чтобы быть в состоянии защитить себя от всех тех детишек, что попытались бы устроить с ним драку».
Так или иначе, после придирчивого анализа Tsidi взяла себе имя Jean Grae, слегка изменив написание имени героини комикса X-Men. Сама она в одном из интервью так прокомментировала выбор своего нового имени:
«Я не хотела быть Storm-ом, этот выбор слишком очевиден. А Jean Grey хоть и не умела летать, но так даже лучше, потому что я боюсь высоты. Зато тут больше силы разума. Обладание способностью держать целую толпу под контролем, или на худой конец, закидать всех креслами.»
На подколы по поводу выбора области заимствования прозвища, Jean обычно отвечала «По крайней мере я ничего не заимствовала из Dungeons and Dragons», чем всегда разряжала ситуацию (Dungeons and Dragons – легендарная настольная ролевая игра – основоположник целого жанра компьютерных игр – прим.).
Вслед за сменой своего имени как МС, она поменяла и своё имя как продюсера, став Nasain Nahmeen примерно в 2000-м году (по крайней мере, именно тогда было замечено её последнее появление как Run Run Shaw и первое как Jean Grae – оба в марте). К сожалению, всю подробную информацию о данной своей инкарнации Jean держит под покровом тайны. Ну, тайна, так тайна, по крайней мере, первая ассоциация, возникающая в связи с этим именем — это созвучие с сокращенным произношением фраз «you know I’m sayin’?» и «you know what I mean?», которыми постоянно грешат практически все рэпперы подряд. Заодно осталась нетронутой концепция двухсоставных имен, которая видна во всех её именах.
В одном из интервью ей задали вопрос по поводу всех этих имен:
В этом интервью мы говорили о пяти твоих разных именах. Они отражают разные аспекты твоей личности? Или это просто способ напустить туман? Или что-то еще?
Я просто не думаю, что могу носить какое-то одно имя. Я продолжаю появляться в разных местах под новыми именами. Так что не волнуйся, у меня есть еще несколько прозвищ на подходе, так что скучать тебе не придется. Я не хотела бы, чтобы люди одобряли конечный продукт только потому, что они знают, что это была я, или потому, что это «неплохо для девчонки». Это и есть основная причина для смены прозвищ. Просто любите музыку вне зависимости от того, кто её сделал. Люди слишком заморачиваются на раскладывании всего по полочкам с именами, вместо того, чтобы просто получать удовольствие от того, как оно сделано.
Часть 2. – Вот! Вот!
Примерно тогда же, когда произошел перелом в карьере и смена артистического и продюсерского псевдонимов, благодаря своему бывшему коллеге по Nature Resource, Ocean-у, Jean познакомилась с двумя участниками группы «The Roots» Ahmir-ом и Tariq-ом. И это знакомство в результате привело к созданию совместных треков. Вот только пришлось подождать до 2004 года. Но не будем забегать вперед.
Судя по всему, многие рэпперы попали в плен дара, которым обладала тезка Jean из комикса X-Men, и её достаточно часто звали поучаствовать в качестве дорогого гостя. Она появилась на релизах таких исполнителей как Herbaliser (которые оказались первыми в этой длинной череде), High & Mighty, the Mumia 911 Project, Mr. Len, Da Beatminerz и Masta Ace, в проекте Hip-Hop For Respect.
На следующий год после появления в трех треках на альбоме Mr. Len’a (из группы Company Flow) «Pity the Fool», она выпустила свой первый сольник «Attack of the Attacking Things», удостоившийся обилия похвальных комментариев. Свой вклад в полученный результат внесли также Da Beatminerz, Mr. Len, и Masta Ace. Было продано примерно 10000 экземпляров альбома, и это при том, что не было ни одного видеоклипа, и известие об этом альбоме можно было получить либо из прессы, либо от кого-то услышать.
По поводу пришедшего к ней тогда успеха на андеграундной сцене, Jean недавно поделилась:
«1996-97 года и 2004-ый настолько разные времена для того, чтобы сделать себе имя. Тогда нас была кучка, и ты знаешь, кто мы, а сейчас за день появляется по 800 групп. Тогда не было такой конкуренции, и интернет не был развит так широко. Для андеграундной музыки тогда была совершенно другая эра. Именно тогда была вымощена дорога для того, что происходит теперь. И я не уверена, что это однозначно хорошо. Я имею ввиду, что не было ничего удивительного в том, что видео какого-то подземщика попадало на Rap City или трек в ротацию Hot 97. Но сегодня… Остается только пожелать удачи»
В 2003 она выпустила EP-шку «The Bootleg of the Bootleg», где помимо пары её постоянных творческих спутников был совместный трек с Cannibal Ox. Релиз также был хорошо воспринят публикой, но при этом многие задавались вопросом, какой смысл заложен в выпуске этого полуальбома. Сама Jean это откомментировала так:
«В большинстве случаев такие релизы служат мостиком к следующему нормальному альбому. В данном случае это был мостик, ведущий к мостику, к по-настоящему длинному бутлегу перед следующим альбомом. Улавливаете? Просто, чтобы поддержать шумиху и заодно довести до сведения общественности, что я сменила выпускающий лэйбл, ну и прочий порожняк в таком духе.»
На самом деле, конечно, смена лэйблов имела причину. Её первый альбом, вышедший на Third Earth Music имел почти нулевой бюджет. Поэтому выпуск этой ипишки на Babygrande был шагом вперед. Для самых любознательных, последний трек «Chapter One: Destiny» выполнен в виде 45-минутного мегамикса, куда включены фристайлы Jean на минуса многих знаменитых рэпперов и её старые треки времен Natural Resource.
К великому сожалению поклонников эти два релиза практически невозможно найти в магазинах. Ситуация с The Official Bootleg вообще не понятная. Можно найти трек-лист и информацию, что он выходил на Orchestral Music в 2004 году, но где он продается или продавался остается большой загадкой.
На прошлогоднем альбоме «This Week» ей уже помогали два продюсера-тяжеловеса Midi Mafia (работал с 50 Cent) и 9th Wonder (работал с Jay-Z), с которым она познакомилась во время совместного с The Roots концертного тура Okayplayer Winter Break Tour.
И раз уж снова зашла речь о The Roots, стоит непременно отметить тот факт, что Jean Grae записала два эксклюзивных трека для первого релиза лэйбла Okayplayer «True Notes vol.1». Этот сборник вышел за четыре месяца до «This Week». Но кое-что свЕжее, еще свежЕе её последнего альбома, сейчас можно найти на микстейпе известного Нью-Йоркского диджэя Kay Slay-я. Микстейп, полностью посвященный Jean, называется просто и со вкусом — «Jean Grae Files». Там есть несколько очередных неожиданных коллабораций, например новый трек с The Roots и совместник с Lil Jon-ом.
В результате у Jean уже появились первые награды. Она стала победительницей в номинации «Лучшая женщина-артист года» по версии Plug (независимая музыкальная премия). Чтобы чуть лучше прочувствовать момент, следует обратить внимание, что в этой категории нет никакого разделения по стилям, и хоть среди номинанток не было известных имен, от этого победа не становится менее сладкой.
Среди планов артистки на будущее, по крайней мере, тех, которые хоть как-то озвучены, совместный полноразмерный альбом вместе с 9th Wonder-ом «Jeanios». Единственное, что озадачивает – это дата релиза. Они планируют его выпустить в январе 3000-го года.
Судя по всему, такую уверенность в своем долголетии (если не рассматривать вариант здорового чувства юмора) Jean почерпнула из своего опыта озвучивания компьютерных игр. В 2002 году она была голосом Anna Price aka «Libra» — главной героини в игре State of Emergency, а также озвучивала эпизоды телесериала и DVD-изданий Tommy Boy Films «Kung Faux» (нарезка классических фильмов о кунг-фу переозвученная на свой лад различными хип-хоп артистами – прим.). Есть и более бытовое объяснение такой непонятой даты релиза на официальном сайте лейбла. По слухам этот альбом был записан за пять дней в конце прошлого года, но произошла утечка материала в интернет, что нарушило все планы.
Если продолжать о планах Jean, то в одном из интервью она поделилась, что мечтает поработать вместе с Bjork и The Bomb Squad. Правда непонятно о каком именно The Bomb Squad идет речь – о легендарных рэп-продюсерах поднимавших Public Enemy, или о популярном нынче фанк-рок коллективе, выпустившем в 2002 году свой первый сольник. Она всегда любила двусмысленности.
Что касается интернета, то для Jean оказалось недостаточно быть просто исполнителем, автором текстов, автором музыки. Она распространила свой креатив и на интернет, правда, относясь к этому как к хобби. Jean написала несколько материалов для сайта allhiphop.com, под логотипом которого всегда красуется надпись «самый опасный сайт в мире». В результате Jean, у которой там было что-то вроде редакторской колонки, оказалась еще опаснее, написав статью, где разносила в пух и прах музыкальную индустрию в весьма непарламентских выражениях.
В свои 28 лет жительница Williamsburg-а (район Бруклина, Нью-Йорк – прим.) обладает достаточной квалификацией и потенциалом, чтобы стать лучшей из когда-либо существовавших в рэпе женщин, даже если она и не готова для этого одевать минишорты и вести вагинальные монологи. Скромная, обаятельная и помолвленная со своим женихом и менеджером Colin-ом Afflick-ом, Jean определяет свое кредо так: «Не стоит относиться ко мне как к женщине-МС, даже несмотря на то, что по ту сторону я все равно остаюсь женщиной». Стоит добавить, весьма неординарной женщиной во всем. Так, например, к 2000-му году она уже набила себе девять татуировок.
В качестве финальной точки хочется привести слова Talib’a Kweli о Jean, которые весьма точно описывают её статус:
«Она заставляет меня думать о Lauryn Hill, только она более жесткая. Lauryn одна из лучших МС в мире, но она не испытывает любовь к МС-ингу. Если бы она испытывала это чувство, она была бы как Jean Grae».