Биография "John Coltrane"
<< Вернуться к списку всех песен "John Coltrane"
Колтрейн Джон (John William Coltrane, 28.09.1926, Хамлет, шт. Северная Каролина – 17.07.1967, Хантингтон, шт. Нью-Йорк)
Тенор- и сопрано-саксофонист, выдающийся новатор, один из музыкантов виртуозов, оказавших сильнейшее влияние на развитие джаза.
В школьные годы играл на альт-горне, кларнете и саксофоне. После армейской службы на Гавайях (1945-46) работал в ритм-энд-блюзовой группе Эдди Винсона (1947-48), затем на альтовом и теноровом саксофонах в биг-бэнде и ансамблях Диззи Гиллеспи (1949-51), в оркестрах Эрла Ходжеса (1953-54) и Джимми Смита (1955). В 1954-55 годах жил в Филадельфии и регулярно приезжал в Нью-Йорк, чтобы выступить в клубе Birdland. Стал известен в 1955-57 годах как участник ансамбля Майлза Дэвиса. Записан на пластинках The New Miles Davis Quintet (1956), Round About Midnight (1956), Cookin’ With Miles Davis Quintet (1957), Relaxin’ With Miles Davis Quintet (1957), Workin’ (1957), Miles Davis Plays Jazz Classics (1957).
К 1957 году Колтрейн полностью преодолел тягу к алкоголю, наркотикам, курению и решил заняться самообразованием. Некоторое время он работал в ансамбле Телониуса Монка (пластинка Thelonius Monk With John Coltrane, 1957). Благодаря этому сотрудничеству усовершенствовал свои знания в области гармонии, разработал новую систему дыхания, позволившую брать на саксофоне одновременно несколько звуков, добился невероятного технического мастерства. Позже Ли Кониц сказал: «Чтобы играть так, как Колтрейн, надо по крайней мере ежедневно заниматься по 8-10 часов». Кроме того Колтрейн много времени уделял композиции – изучал партитуры Равеля и Хиндемита, слушал музыку Стравинского и Бартока, увлекся африканским и индийским фольклором. В 1958 году вернулся к Дэвису и участвовал в записи первых альбомов в стиле модального (ладового) джаза – Milestones (1958) и Kind Of Blue (1959). В этот период выпустил первые успешные собственные альбомы – Blue Train (1957), Giant Steps (1959), My Favorite Things (1960). К концу 50-х годов окончательно сформировался квартет, в который вошли Маккой Тайнер, Джимми Харрисон и Элвин Джонс. В последующие годы Колтрейн реализовал свой интерес к фольклору, записав вместе с Эриком Долфи и группой медных инструментов четырехчастную сюиту Africa/Brass (1961), альбом Ole Coltrane (1961) и композицию India (альбом Impressions, 1963).
С начала 60-х годов Колтрейн неизменно занимает верхнюю строчку в анкетах популярности. В 1965 году был избран в символический «Зал славы». Вершиной исполнительского и композиторского успеха считается пластинка A Love Supreme (1965), ставшая гимном любви ко всему земному. В 1965 году Колтрейн создает новый ансамбль, в который вошли барабанщик Рашид Али и пианистка Эллис МакЛеод, ставшая второй женой Колтрейна (Элис Колтрейн). Часто он приглашал других саксофонистов – Фэроу Сэндерса, Мэриона Брауна, Джона Чикаи, Арчи Шеппа. Масштабные, тонально раскованные импровизации Колтрейна позволили последующим поколениям музыкантов считать его одним из первопроходцев фри-джаза. Однако Колтрейна трудно причислить к какому-то одному стилю, поскольку он находился в постоянном поиске и исполнял самую разную музыку – от агрессивного блюза до сентиментальной баллады. Многие темы Колтрейна стали джазовыми хитами – Naima, Giant Steps, Moment Notice, Blue Trane, Countdown, Impressions.
Записи:
John Coltrane (1958)
Coltrane Jazz (1960)
Bags And Trane (1961, с Милтоном Джексоном)
Coltrane Plays The Blues (1962)
Duke Ellington And John Coltrane (1962)
Ballads (1962); Coltrane Live At Birdland (1963)
The Last Trane (1965)
Assension – Edition 1 (1965)
Transition (1965)
Assension – Edition 2 (1966)
Meditations (1966)
Expression (1967)
Live At The Village Vanguard Again (1967)
The Best Of John Coltrane (1969)
The Best Of John Coltrane – His Greatest Years. 1961-66 (1972)
The Mastery Of John Coltrane – 1 – 4 (1978)
The Art Of John Coltrane (1983)
The Gentle Side Of John Coltrane (1992).
Тенор- и сопрано-саксофонист, выдающийся новатор, один из музыкантов виртуозов, оказавших сильнейшее влияние на развитие джаза.
В школьные годы играл на альт-горне, кларнете и саксофоне. После армейской службы на Гавайях (1945-46) работал в ритм-энд-блюзовой группе Эдди Винсона (1947-48), затем на альтовом и теноровом саксофонах в биг-бэнде и ансамблях Диззи Гиллеспи (1949-51), в оркестрах Эрла Ходжеса (1953-54) и Джимми Смита (1955). В 1954-55 годах жил в Филадельфии и регулярно приезжал в Нью-Йорк, чтобы выступить в клубе Birdland. Стал известен в 1955-57 годах как участник ансамбля Майлза Дэвиса. Записан на пластинках The New Miles Davis Quintet (1956), Round About Midnight (1956), Cookin’ With Miles Davis Quintet (1957), Relaxin’ With Miles Davis Quintet (1957), Workin’ (1957), Miles Davis Plays Jazz Classics (1957).
К 1957 году Колтрейн полностью преодолел тягу к алкоголю, наркотикам, курению и решил заняться самообразованием. Некоторое время он работал в ансамбле Телониуса Монка (пластинка Thelonius Monk With John Coltrane, 1957). Благодаря этому сотрудничеству усовершенствовал свои знания в области гармонии, разработал новую систему дыхания, позволившую брать на саксофоне одновременно несколько звуков, добился невероятного технического мастерства. Позже Ли Кониц сказал: «Чтобы играть так, как Колтрейн, надо по крайней мере ежедневно заниматься по 8-10 часов». Кроме того Колтрейн много времени уделял композиции – изучал партитуры Равеля и Хиндемита, слушал музыку Стравинского и Бартока, увлекся африканским и индийским фольклором. В 1958 году вернулся к Дэвису и участвовал в записи первых альбомов в стиле модального (ладового) джаза – Milestones (1958) и Kind Of Blue (1959). В этот период выпустил первые успешные собственные альбомы – Blue Train (1957), Giant Steps (1959), My Favorite Things (1960). К концу 50-х годов окончательно сформировался квартет, в который вошли Маккой Тайнер, Джимми Харрисон и Элвин Джонс. В последующие годы Колтрейн реализовал свой интерес к фольклору, записав вместе с Эриком Долфи и группой медных инструментов четырехчастную сюиту Africa/Brass (1961), альбом Ole Coltrane (1961) и композицию India (альбом Impressions, 1963).
С начала 60-х годов Колтрейн неизменно занимает верхнюю строчку в анкетах популярности. В 1965 году был избран в символический «Зал славы». Вершиной исполнительского и композиторского успеха считается пластинка A Love Supreme (1965), ставшая гимном любви ко всему земному. В 1965 году Колтрейн создает новый ансамбль, в который вошли барабанщик Рашид Али и пианистка Эллис МакЛеод, ставшая второй женой Колтрейна (Элис Колтрейн). Часто он приглашал других саксофонистов – Фэроу Сэндерса, Мэриона Брауна, Джона Чикаи, Арчи Шеппа. Масштабные, тонально раскованные импровизации Колтрейна позволили последующим поколениям музыкантов считать его одним из первопроходцев фри-джаза. Однако Колтрейна трудно причислить к какому-то одному стилю, поскольку он находился в постоянном поиске и исполнял самую разную музыку – от агрессивного блюза до сентиментальной баллады. Многие темы Колтрейна стали джазовыми хитами – Naima, Giant Steps, Moment Notice, Blue Trane, Countdown, Impressions.
Записи:
John Coltrane (1958)
Coltrane Jazz (1960)
Bags And Trane (1961, с Милтоном Джексоном)
Coltrane Plays The Blues (1962)
Duke Ellington And John Coltrane (1962)
Ballads (1962); Coltrane Live At Birdland (1963)
The Last Trane (1965)
Assension – Edition 1 (1965)
Transition (1965)
Assension – Edition 2 (1966)
Meditations (1966)
Expression (1967)
Live At The Village Vanguard Again (1967)
The Best Of John Coltrane (1969)
The Best Of John Coltrane – His Greatest Years. 1961-66 (1972)
The Mastery Of John Coltrane – 1 – 4 (1978)
The Art Of John Coltrane (1983)
The Gentle Side Of John Coltrane (1992).