Биография "Juluka"
<< Вернуться к списку всех песен "Juluka"
Когда на улице середина октября, для постоянно хорошего настроения могут понадобиться сильнодействующие и весьма экзотические средства. И одним из таких средств, безусловно, является музыка южноафриканского коллектива Juluka.
Гарантировано. Испробовано в течение многолетних путешествий: где бы ты ни был, в каком бы положении не оказывался, как бы темно, одиноко и пронизывающе серо ни было на улице, музыка «Джулуки» как будто оживляет скрытые ресурсы, и начинает светить внутреннее солнце.
При этом странно — редко где встретишь упоминание об этой изумительной группе. А ведь их называют «национальным сокровищем Южной Африки».
Да и просто — ну не чудо ли?
Национальное сокровище Южной Африки было основано в 1969 году Джонни Клеггом (Johnny Clegg) и Сифо Мчуну (Sipho Mchunu).
Джонни Клегг родился в Англии, а вырос в Зимбабве. Когда ему было 7 лет от роду, его семья переехала в Южную Африку. А поскольку его мать была джазовой певицей, а отчим — криминальным репортером, кругозор маленького Джонни был не в пример шире, чем у его сверстников. При этом Клегг, не пренебрегая уличной жизнью, занимался и академическим образованием. И вот, когда он учился в Иоханесбургском Университете, ему пришло в голову смешать западный подход к мелодии с зулусскими музыкальными структурами и танцами и посмотреть, что получится.
А ведь он был специалистом, потому что когда ему было 14 лет, он где-то познакомился с уличным музыкантом Чарли Мзилу, который два года учил его зулусской музыке и танцам.
А в 1969 Джонни встретил в Иоханнесбурге безработного садовника и музыканта Сифо Мчуну, который приехал в столицу в поисках работы. Клеггу было 16 лет, Мчуну — 18; они столкнулись лоб в лоб, и Мчуну вызвал его на соревнование — кто лучше играет на гитаре. После этого они стали друзьями. А вскоре они начали выступать вместе, основали группу и назвались Juluka по имени любимого быка Сифо.
С самого начала музыка Juluka была точно связано с местом и временем своего появления, что делало ее такой же вневременной и универсальной, как лучшие песни Боба Марли или Дилана.
Музыка Juluka перемешала все музыкальные стили: популярные в Южной Африке maskanda и mbaqanga.
Масканда — это нечто вроде зулусского блюза — вот идет человек по дороге, идти ему еще очень и очень далеко, и чтобы не было скучно в пути, он подыгрывает себе на каком-нибудь легком инструменте и поет сам себе о проблемах своей жизни; ну, а если кто-то услышит, так еще и лучше. И говорят, что музыканты масканда — всю жизнь поют одну и ту же песню. Просто она становится все длиннее и длиннее.
Мбакуанга же — это что-то вроде южно-африканского джаза. Однако музыка Juluka — значительно больше, чем просто смесь зулусских стилей с западными. Это что-то уникально новое.
Клегг вспоминает: «Мы делали то, чего никто еще не пытался делать. Мы запускали воздушного змея и надеялись, что в него ударит молния». В 1976 они записали первый сингл «Wosa Friday»
Создавалась музыка Juluka, в условиях не особо к не располагающих.
В 1969 году в Южной Африке белые и черные прросто не перемешивались. Белые были по хорошую сторону забора, черные — по не очень хорошую. И общение между ними было запрещено законом. Эта политика называлась «апартеид», то есть — «разделение»; и именно этим «апартеидом» Южная Африка была печально известна на весь мир.
В условиях «апартеида» группе, в которой играли и белые, и черные, играть было негде. Ни о каких хорошим залах, рекламе или радио нечего было и думать. Вся их известность случилась из-за постоянных концертов; а играть они могли только в частных помещениях, ибо южноафриканские законы абсолютно запрещали выступления расово смешанных коллективов в общественных местах. И — пробуя закон на прочность — они играли в университетах, церковных залах, общежитиях рабочих-мигрантов и даже в частных домах (иными словами — «квартирники»). А полиция, как ей это и положено, пыталась прикрыть все концерты, какие могла. За счет этого слухи про новую группу распространялись все шире и шире.
Более того, Клегга, хоть он и был белым, неоднократно арестовывали и избивали за его тексты и вообще — выступления против апартеида. Его еще иногда называют «Белый Зулу».
Несмотря на неблагоприятные условия, Juluka продолжала играть и становиться все более и более популярной. Когда вышел их первый альбом «Универсальные Люди», комментаторы сочли их музыку «слишком черной для белых и слишком белой для черных». Но деваться от них было уже некуда; многие годы подпольных концертов сделали их народными любимцами.
И когда их песни все-таки попадали на радио, радиоведущие и слушатели — плакали; просто от того, что возможно услышать такое — по радио.
Со временем их начали неохотно передавать по радио; полтом вышел второй альбом и ряд их песен снова попал в списки запрещенных — но к этому времени их имя начало становится известным и за пределами Южной Африки.
В 1982-83м годах группа с успехом проехала по Европе и Северной Америке.
При этом трудности не прекращались. Джонни Клегг вспоминает, что держать группу на плаву было ох как непросто:
«Juluka — это были Сифо и я. Остальные музыканты все время менялись. Мы сменили что-то вроде восьми ударников и пяти басистов. Никто из них не мог понять — что мы пытаемся сделать.
Приходилось вести борьбу на два фронта: с внешней стороны мы бились со средствами массовой информации, с радио, с телевидением, с правительством; а внутри группы все время шла война со своими же музыкантами».
Но другого пути у них не было: для Клегга и Мчуну смешивать музыкальные культуры было делом совершенно логичным.
«Мы были абсолютно уверены в правильности того, что мы делаем».
Как бы то ни было, «восход не длится все утро», как справедливо замечал классик. Записав два платиновых и пять золотых альбомов Juluka все-таки расвалилась, не выдержав противоречий. По просьбе своего отца Мчуну вернулся к традиционной жизни на ферме.
«Понимаете» — говорит Клегг, «у него 29 детей и пять жен. Он больше не может ездить по всему миру с концертами».
Мчуну же — на деньги, заработанные в Juluka — занялся постройкой школы у себя в деревне. Когда же опять соскучился по музыке, то собрал свою собственную группу «Нама Бхубези», занимавшуюся традиционной музыкой безо всяких примесей рока, записал с ними два альбома и проехал с концертами по Южной Африке, но время было для этого неподходящим.
«Во второй половине 1980-х народная музыка считалась у нас в Южной Африке пережитком прошлого. Она казалась политически отсталой, тянущей назад.»
Однако через семнадцать лет после того, как они разошлись в разные стороны, Джонни и Сифо сошлись еще один раз. И не просто сошлись, а триумфально проехали с концертами по белу свету; и не только проехали, а и записали совершенно новый альбом с названием прямо из Корнея Чуковского: «Крокодилья Любовь».
Говорят, что если долго сидеть на берегу реки, течение пронесет мимо труп твоего врага. Когда Juluka только начиналась, ни Джонни, ни Сифо не приходило в голову сражаться с политической системой — им просто хотелось играть ту музыку, которую они любили.
И музыка, в итоге, оказалась сильнее политики.
В 1994 году апартеид успешно прекратил существовать, и теперь Juluka считается национальным сокровищем, а Джонни Клегг — одним из самых выдающихся детей Южной Африки. Замечательная история
Гарантировано. Испробовано в течение многолетних путешествий: где бы ты ни был, в каком бы положении не оказывался, как бы темно, одиноко и пронизывающе серо ни было на улице, музыка «Джулуки» как будто оживляет скрытые ресурсы, и начинает светить внутреннее солнце.
При этом странно — редко где встретишь упоминание об этой изумительной группе. А ведь их называют «национальным сокровищем Южной Африки».
Да и просто — ну не чудо ли?
Национальное сокровище Южной Африки было основано в 1969 году Джонни Клеггом (Johnny Clegg) и Сифо Мчуну (Sipho Mchunu).
Джонни Клегг родился в Англии, а вырос в Зимбабве. Когда ему было 7 лет от роду, его семья переехала в Южную Африку. А поскольку его мать была джазовой певицей, а отчим — криминальным репортером, кругозор маленького Джонни был не в пример шире, чем у его сверстников. При этом Клегг, не пренебрегая уличной жизнью, занимался и академическим образованием. И вот, когда он учился в Иоханесбургском Университете, ему пришло в голову смешать западный подход к мелодии с зулусскими музыкальными структурами и танцами и посмотреть, что получится.
А ведь он был специалистом, потому что когда ему было 14 лет, он где-то познакомился с уличным музыкантом Чарли Мзилу, который два года учил его зулусской музыке и танцам.
А в 1969 Джонни встретил в Иоханнесбурге безработного садовника и музыканта Сифо Мчуну, который приехал в столицу в поисках работы. Клеггу было 16 лет, Мчуну — 18; они столкнулись лоб в лоб, и Мчуну вызвал его на соревнование — кто лучше играет на гитаре. После этого они стали друзьями. А вскоре они начали выступать вместе, основали группу и назвались Juluka по имени любимого быка Сифо.
С самого начала музыка Juluka была точно связано с местом и временем своего появления, что делало ее такой же вневременной и универсальной, как лучшие песни Боба Марли или Дилана.
Музыка Juluka перемешала все музыкальные стили: популярные в Южной Африке maskanda и mbaqanga.
Масканда — это нечто вроде зулусского блюза — вот идет человек по дороге, идти ему еще очень и очень далеко, и чтобы не было скучно в пути, он подыгрывает себе на каком-нибудь легком инструменте и поет сам себе о проблемах своей жизни; ну, а если кто-то услышит, так еще и лучше. И говорят, что музыканты масканда — всю жизнь поют одну и ту же песню. Просто она становится все длиннее и длиннее.
Мбакуанга же — это что-то вроде южно-африканского джаза. Однако музыка Juluka — значительно больше, чем просто смесь зулусских стилей с западными. Это что-то уникально новое.
Клегг вспоминает: «Мы делали то, чего никто еще не пытался делать. Мы запускали воздушного змея и надеялись, что в него ударит молния». В 1976 они записали первый сингл «Wosa Friday»
Создавалась музыка Juluka, в условиях не особо к не располагающих.
В 1969 году в Южной Африке белые и черные прросто не перемешивались. Белые были по хорошую сторону забора, черные — по не очень хорошую. И общение между ними было запрещено законом. Эта политика называлась «апартеид», то есть — «разделение»; и именно этим «апартеидом» Южная Африка была печально известна на весь мир.
В условиях «апартеида» группе, в которой играли и белые, и черные, играть было негде. Ни о каких хорошим залах, рекламе или радио нечего было и думать. Вся их известность случилась из-за постоянных концертов; а играть они могли только в частных помещениях, ибо южноафриканские законы абсолютно запрещали выступления расово смешанных коллективов в общественных местах. И — пробуя закон на прочность — они играли в университетах, церковных залах, общежитиях рабочих-мигрантов и даже в частных домах (иными словами — «квартирники»). А полиция, как ей это и положено, пыталась прикрыть все концерты, какие могла. За счет этого слухи про новую группу распространялись все шире и шире.
Более того, Клегга, хоть он и был белым, неоднократно арестовывали и избивали за его тексты и вообще — выступления против апартеида. Его еще иногда называют «Белый Зулу».
Несмотря на неблагоприятные условия, Juluka продолжала играть и становиться все более и более популярной. Когда вышел их первый альбом «Универсальные Люди», комментаторы сочли их музыку «слишком черной для белых и слишком белой для черных». Но деваться от них было уже некуда; многие годы подпольных концертов сделали их народными любимцами.
И когда их песни все-таки попадали на радио, радиоведущие и слушатели — плакали; просто от того, что возможно услышать такое — по радио.
Со временем их начали неохотно передавать по радио; полтом вышел второй альбом и ряд их песен снова попал в списки запрещенных — но к этому времени их имя начало становится известным и за пределами Южной Африки.
В 1982-83м годах группа с успехом проехала по Европе и Северной Америке.
При этом трудности не прекращались. Джонни Клегг вспоминает, что держать группу на плаву было ох как непросто:
«Juluka — это были Сифо и я. Остальные музыканты все время менялись. Мы сменили что-то вроде восьми ударников и пяти басистов. Никто из них не мог понять — что мы пытаемся сделать.
Приходилось вести борьбу на два фронта: с внешней стороны мы бились со средствами массовой информации, с радио, с телевидением, с правительством; а внутри группы все время шла война со своими же музыкантами».
Но другого пути у них не было: для Клегга и Мчуну смешивать музыкальные культуры было делом совершенно логичным.
«Мы были абсолютно уверены в правильности того, что мы делаем».
Как бы то ни было, «восход не длится все утро», как справедливо замечал классик. Записав два платиновых и пять золотых альбомов Juluka все-таки расвалилась, не выдержав противоречий. По просьбе своего отца Мчуну вернулся к традиционной жизни на ферме.
«Понимаете» — говорит Клегг, «у него 29 детей и пять жен. Он больше не может ездить по всему миру с концертами».
Мчуну же — на деньги, заработанные в Juluka — занялся постройкой школы у себя в деревне. Когда же опять соскучился по музыке, то собрал свою собственную группу «Нама Бхубези», занимавшуюся традиционной музыкой безо всяких примесей рока, записал с ними два альбома и проехал с концертами по Южной Африке, но время было для этого неподходящим.
«Во второй половине 1980-х народная музыка считалась у нас в Южной Африке пережитком прошлого. Она казалась политически отсталой, тянущей назад.»
Однако через семнадцать лет после того, как они разошлись в разные стороны, Джонни и Сифо сошлись еще один раз. И не просто сошлись, а триумфально проехали с концертами по белу свету; и не только проехали, а и записали совершенно новый альбом с названием прямо из Корнея Чуковского: «Крокодилья Любовь».
Говорят, что если долго сидеть на берегу реки, течение пронесет мимо труп твоего врага. Когда Juluka только начиналась, ни Джонни, ни Сифо не приходило в голову сражаться с политической системой — им просто хотелось играть ту музыку, которую они любили.
И музыка, в итоге, оказалась сильнее политики.
В 1994 году апартеид успешно прекратил существовать, и теперь Juluka считается национальным сокровищем, а Джонни Клегг — одним из самых выдающихся детей Южной Африки. Замечательная история