Биография "Kinks"
<< Вернуться к списку всех песен "Kinks"
Легендарная британская бит-группа KINKS была образована в 1962 году выпускниками художественной школы братьями Дэвис — Рэем Дэвисом ( Ray Davies, ур. Raymond Douglas Davies, р. 21 июня 1944 года, Лондон — гитара, вокал) и Дэйвом Дэвисом (ур. David Graham Davies, р. 3 февраля 1947 года, Лондон — гитара, вокал).
Рэймонд Дуглас Дэвис с детства имел два главных интереса — музыку и спорт, но из всех его видов больше всего предпочитал футбол — Рэй любил побегать с мячом в парке среди деревьев, а порой играл в команде со взрослыми парнями. Спортом №2 был для него бокс, но до той поры, пока Рэй не встретился на ринге с чемпионом среди английских школьников. Жестоко избитый Дэвис предпочел заниматься более безопасным увлечением — музыкой. С 10 лет он уже играл в скиффл-группе, а с 14 начал сочинять песни.
А вообще-то он хотел стать художником и вскоре начал посещать занятия в художественной школе, днями сидел на улице с блокнотом и карандашом и рисовал лица прохожих. Однако первой его работой оказались не профессиональный спорт и не музыка, а место за баранкой автомобиля. Но когда он осознал, что шоссе, по которому он ездил, совершенно прямое, занятие это через шесть недель совершенно наскучило. Еще он пытался подрабатывать рекламным агентом, но вскоре разошелся с шефом в вопросе выделения двух полудней в неделю для своего футбола, после чего… подался в музыку.
Коллег для своего будущего ансамбля он набрал из старых приятелей по художественной школе. Его школьный товарищ, начинающий гитарист Питер Куэйф ( Peter Quaife, р. 31 декабря 1943 года), согласился быть бас-гитаристом новой группы, а барабанщиком стал Мики Уиллет ( Mickey Willet ). Кроме того, Рэй уговорил взяться за гитару своего младшего брата Дэйва ( Dave Davies ). Вместе они начали играть в конце 1963 года под названием RAVENS в кабаках и тавернах лондонского района Максвелл Хилл как классическая трехгитарная группа, которых в те времена развелось великое множество.
Как и ROLLING STONES, YARDBIRDS, ранние BEATLES и другие знаменитые коллективы той поры, RAVENS играли рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Дальше все шло по стандартной схеме — демо-пленка квартета попала в руки американского рекордингового продюсера Шела Тэлми ( Shel Talmy ), который устроил группе контракт с Pye Records. Незадолго до оформления всех формальностей вместо Уиллета в группу был принят Мик Эйвори ( Mick Avory, р. 15 февраля 1944 года).
Первый сингл группы RAVENS, версия песни Литтл Ричарда ( Little Richard ) » Long Tall Sally «, к сожалению, провалился, а в феврале 1964 года группа сменила свое название на KINKS.
Не лучшая участь ждала и следующую их работу — сингл » You Still Want Me «, который не смог пробиться ни в британские, ни в американские чарты. Надежды участников группы начали сбываться лишь с третьей песней » You Really Got M е», гораздо более напористой и динамичной, основанной на яростном двухаккордном риффе и бешеном соло Дэйва Дэвиса. Именно таким был фирменный саунд ранних KINKS, созданный под очевидным влиянием их современников, использовавших тяжелые, мощные аккорды. Эта песня в 1964 году в Англии смогла добраться до 1-го места, а в Штатах стала
7-й. Почти такой же высокий старт взял и четвертый сингл » All Day and All of the Night «. Это была как раз та ситуация, когда успех группы еще не соответствовал уровню ее опыта. Но Рэй Дэвис трудился, не покладая рук — начиная с этого времени, он сочинял примерно одну песню в неделю, посвящая музыкальному оформлению своих текстов практически все свое свободное время. Многие из них он выбросил сам, кое-что изъяли коллеги, но, как говорится, тяжело в учении…
Большинство песен того времени являлись вариацией на тему » You Really Got M е» — ими и были заполнены первые альбомы группы. Их стиль тогда вполне напоминал ROLLING STONES — вокал а ля EVERLY BROTHERS, музыка, трансформирующая негритянские средства выражения для белой аудитории, а также магический бит и усиленные гитары.
Копировали ли они тогда ROLLING STONES? Для поп-прессы это был больной вопрос. Сами члены группы решительно отрицали это, а Дэвис даже заявил: «Мы не играем ритм-энд-блюз, оставляя его для музыкантов вроде Мадди Уотерса, которые в нем лучше разбираются». Впрочем, » You Really Got Me » вполне напоминала классику жанра » Louie Louie «, но в те времена история рока складывалась в основном не из солидных критических комментариев, а из околомузыкальных сплетен. Но именно этот выше упомянутый сингл наглядно продемонстрировал, что Дэвис собрался сделать главной отличительной особенностью своих песен их внутреннее содержание.
Небрежность в интонационном и ритмическом решении композиций стала отличительным знаком группы, как и красные пиджаки и жабо на их рубашках. В этих нарядах они не только выступали в клубах, но и появлялись на телевидении, с улыбающимся Рэем на переднем плане. Но тихого, скромного и замкнутого Рэя на концертах не узнали бы и старые друзья. Он выкладывался изо всех сил, и братец Дэйв тоже был не из последних.
Однако сами музыканты группы не были слишком довольны состоянием дел, и лишь наметившиеся изменения в творческой манере предотвратили острый кризис. Дэйв в то время сказал: «Наш следующий сингл либо совершенно не будет похожим на предыдущие, либо полностью будет скопированным с них».
В результате, » Tired of Waiting for You » снова была построена на повторении, с ограниченной текстовой образностью, но она ясно показала, что KINKS в рок-музыке заняли свое, отличное от других место, чему способствовал грубый, искаженный гитарный звук, изобретение которого многие ошибочно приписывали Джимми Пэйджу ( Jimmy Page ).
Пока треки KINKS успешно штурмовали чарты, группа усиленно работала над своими первыми альбомами. Вслед за дебютной пластинкой » Kinks » (1964) за два года появились еще пять полноформатных и мини-дисков. Одним из ключевых элементов саунда тогдашних KINKS была яркая, порой неистовая лид-гитара Дэйва Дэвиса и его хрипловатый бэк-вокал. Но центральной фигурой всегда оставался, конечно же, композитор, ведущий вокалист и ритм-гитарист Рэй Дэвис.
Завидная студийная оперативность KINKS не мешала им выступать с концертами почти без передышки, но нельзя сказать, чтобы такой изматывающий график улучшил отношения в коллективе. Непростая ситуация усугублялась и еще одним странным обстоятельством: под конец американского тура летом 1965 года музыкантам KINKS официально запретили въезд в США, причем, причина запрета так и осталась им до конца не понятна.
В течение четырех лет группа не пересекала американскую границу. То есть для них не только был закрыт крупнейший музыкальный рынок мира. Социальные и музыкальные тектонические сдвиги конца 60-х также прошли мимо группы. Музыканты, конечно, не сидели сложа руки. Рэй Дэвис, основной автор KINKS, по мере личного и творческого взросления писал все более зрелый, глубокий материал, наполненный ностальгическими нотками. Гораздо активнее, чем его соотечественники, он опирался на британские музыкальные традиции — английский фолк, кантри и мюзик-холл. Уже четвертый альбом KINKS, » The Kink Kontroversy » (1966), подтверждал очевидный прогресс его композиторского таланта.
Синглы, с которыми KINKS имели успех в 1965-1966 годах, в полной мере стали прототипом деятельности многих последующих heavy -рокеров. Два из них представляли особенный интерес. В мелодии » See My Friends » была использована волынка, которая звучала совсем по-восточному.
Но в смысле будущего движения вперед гораздо важнее был выпущенный в конце 1965 года макси-сингл, содержащий композицию » Well Respected Man «, которая в творчестве группы стала по-настоящему этапной. И не только потому, что в ее тексте Рэй применил весьма рискованные рифмы, ставшие впоследствии характерными для роковой лирики, а, прежде всего, потому, что эта песня, высмеивавшая узколобого консерватора, открыла второй этап творческой карьеры группы, в котором уже не было места насилию и вырождению — они уступили место социальному комментарию, острой и злободневной сатире на многие явления общественной жизни.
Другим классическим синглом 1966 года стала песня » Dedicated Follower of Fashion «, которая высмеивала переменчивого юного лондонского денди, многие черты которого KINKS списывали с себя. Песня в английских чартах достигла четвертой позиции и на долгие годы стала последним коммерческим успехом Дэвиса. Он полностью отдался сочинительству и почти не обращал внимания на финансовые последствия. С изменением песенной тематики стали более заметны и недостатки в вокале Рэя, но, как ни странно, они отлично сочетались с трагикомической природой их нового материала.
Песня » Sunny Afternoon «, ставшая самым ярким британским хитом лета 1966 года, была историей рокера, чей кассовый успех позволил ему выстроить усадьбу в пригороде, но отпрыск ограбил его, а сборщик налогов довершил разорение. В полную противоположность песня » Dead End Street » была построена на обыденной тяжелой прозе, безнадежности бедных слоев рабочего класса.
Пожалуй, самым прелестным из хитов группы явилась песня » Waterloo Sunset «, в которой рассказывалось о двух юных любящих сердцах, встретившихся у моста Ватерлоо. Нужно сказать, что Рэю была чужда тематика описания лондонских достопримечательностей, по исходной задумке песня должна была называться » Liverpool Sunset «.
Все эти песни были гораздо более «английскими», чем предыдущие творения ансамбля; и в музыкальном, и в текстовом плане Дэвис отвернулся от американских корней к традициям английских мюзик-холлов. Новая ориентация принесла и альбомный успех группы — в частности, альбом » Face to Face » (1966), охватывающий широкую палитру стилей и отражающий социальную пестроту и многоликость эпохи, остается одной из лучших подборок поп-песен, изданных в 60-е годы, расцвеченных гавайской гитарой, восточными мотивами и весельем мюзик-холла.
А весной 1967 года баллада » Waterloo Sunset » поднялась на вторую строку хит-парада Великобритании, предваряя издание новой пластинки » Something Else by the Kinks » (1967), такой же сильной и колоритной работы, как и » Face to Face «.
Успех этих произведений подтвердил, что в 1966-1967 годах их автор консолидировал выразительный стиль трагикомических микро-репортажей об обычных событиях и людях. Чаще всего песни содержали критические шипы в адрес социального неравенства в Великобритании и его различных проявлений. Музыкальная сторона, в контраст исходному ритм-энд-блюзу, стала более облегченной, гармонически интересной — парни разучивали новые аккорды, а к гитарам добавлялись новые инструменты.
Для сгущения окраски звука Рэй ввел клавир, затем в аранжировке появились сольные партии духовых инструментов, скрипки, клавесин. Рэй и Дэйв вспомнили скиффловое детство и дополнили звуковую палитру духовой гармошкой и банджо. Во всей аранжировке каждый звук стал прослушиваться отчетливо, а вокальная партия отошла от прямолинейных кварт и квинт. Бывшая неумелая декламация и дилетантизм исполнения начали уступать место высококвалифицированному профессионализму.
После успешно принятого публикой сингла » Autumn Almanac » весной 1968 года появился новый трек » Wonderboy «, которому — впервые за несколько лет — не удалось пробиться в английский Тор 10. С этой маленькой неудачи в биографии KINKS началась полоса более существенного невезения.
Прохладный прием первого концептуального альбома группы » The Kinks Are the Village Green Preservation Society » (1968) свидетельствовал о том, что вкусы публики начали мало-помалу меняться, а команде угнаться за ними не удавалось. Между тем альбом » The Kinks Are the Village Green Preservation Society «, оплакивающий исчезающие старые добрые английские традиции, был достоин гораздо большего внимания.
Это подтверждали и щедрые на комплименты критики, в том числе и американские, отмечавшие утонченную атмосферу ностальгии в композициях Дэвиса. На этом альбоме не было ни одной песни, подходящей для сингла, но и связи между вещами были почти неощутимыми. Однако кое-что на этом альбоме Рэю все-таки удалось — титульная песня, » Animal Farm » и » Sitting By the Riverside » дышали настоящей пасторальной благодатью.
В этот период KINKS свернули свои концертные выступления, и о группе было мало слышно. Дэйв попробовал свои силы выпуском двух синглов, один из которых, » Death of Clawn » с лирикой Рэя, стал заметным хитом. Успех ободрил его, и в ближайшее время он выпустил еще две песни, среди которых была » Susannah ’ s Still Alive «. Их появление на рынке раздуло слухи о грядущем распаде группы, подогретые заявлением Рэя, что он намерен отказаться от активной концертной деятельности и взять на себя роль типа Брайана Уилсона, заменившего себя другим вокалистом на сцене. К счастью, этого не случилось.
В марте 1969 года Пит Куэйф, который и раньше с трудом находил контакт с остальной тройкой, ушел из группы, а его место в группе занял Джон Дэлтон ( John Dalton ). Дэлтон ездил с группой по Штатам, и там они постепенно учились, как заставить работать на себя даже свои недостатки.
В начале 1969 года был выпущен сингл » Plastic Man «, однако его сатирическая направленность не пришлась публике по душе. Мелодию упрекали в наличии клише, тематически она была повторением ранних работ Фрэнка Заппы ( Frank Zappa ). К тому же радиостанция BBC запретила эту мелодию к трансляции за наличие в ней нецензурных выражений.
В том же 1969 году пал, наконец, и «железный занавес», перекрывавший британцам дорогу в Америку, и KINKS начали готовиться к первым своим за четыре года американским гастролям. Накануне американского тура в продаже появился и новый альбом группы » Arthur or the Decline and Fall of the British Empire » (1969), задуманный как саундтрек к телепередаче, продолживший направление, начатое его предшественником, но только в еще более специфических и циничных выражениях. По композиции это произведение можно назвать скорее поп-оперой, музыкально весьма удачной, но в коммерческом плане выпущенной слишком поздно.
К моменту начала работы над следующим лонгплеем братья Дэвисы, по рекомендации издателя журнала «Зигзаг» Пита Фрейма, расширили состав группы за счет клавишника Джона Гослина ( John Gosling ), дебютировавшего в KINKS на сингле » Lola «. Введение клавишных отнюдь не облегчило саунд команды, наоборот, новые треки звучали еще более тяжеловесно и мощно. Увесистая поступь KINKS, казалось, была именно тем, чего так не хватало фэнам группы. Песня » Lola » вошла в первую десятку хитов по обе стороны Атлантики, а изданный по ее следам альбом » Lola Versus Powerman and the Money — Go — Round, part 1» (1970) оказался самым успешным международным релизом KINKS за последние шесть лет.
Этот альбом был наполнен горечью и разочарованием, а также острыми выпадами в адрес шоу-бизнеса. Но следует отметить, что его смысловая нагрузка плохо сочеталась с относительно слабыми мелодиями, а песни альбома, в целом, значительно уступали в привлекательности старым синглам KINKS. Тем не менее, пластинке все-таки удалось возбудить интерес американских меломанов, с тех пор с нетерпением ожидавших приезда команды к себе на гастроли, а KINKS с тех пор уже не страдали от недостатка внимания со стороны публики.
Тем временем Дэвис принял участие в создании музыкального сопровождения к фильму «Перси», который так и не вышел на экраны, а саундтрековая запись была встречена с минимальным интересом, после чего Рэй сыграл главную роль в теле-спектакле «Долгий путь пианиста». Эта запись оказалась последним альбомом KINKS на фирме Pуе.
В 1971 году команда начала работать с новым лейблом RCA Records, предложившим ей контракт на выпуск пяти альбомов и очень соблазнительный аванс — сразу миллион долларов! Выполнять условия контракта KINKS начали с лонгплея » Muswell Hillbillies «, который вышел в конце 1971 года. Ностальгические и меланхолические настроения, больше характерные для записей конца 60-х годов, группе удалось неплохо реанимировать с помощью характерных приемов кантри и мюзик-холла.
В записи приняла также участие группа духовых инструментов MIKE COTTON SOUND, трое из членов которой, трубач Лаури Браун, саксофонист Алан Хелмс и тромбонист Джон Бичам, на пять лет вошли в состав KINKS. На этом альбоме была пара песен, которые быстро стали стержнем концертных представлений ансамбля — очень театральная » Alcohol » и » Acute Schizophrenia Paranoia Blues «.
Однако надежды RCA на рекординговый блокбастер не оправдались. В Англии альбом продавался довольно скромно, что вообще было характерно для тогдашних отношений ансамбля с местной публикой. Зато в США популярность группы быстро шла в гору, чему в немалой степени способствовала специфическая актерская манера Рэя.
Концертную атмосферу выступлений группы прекрасно передает один диск альбома » Everybody ’ s in Showbiz — Everybody ’ s a Star » (1972) — второй же был записан в студии. Альбом этот, являющий собой трудно сочетаемую смесь специфического импрессионизма и потакания вкусу публики с элементами английского мюзик-холла, содержал две первоклассные мелодии, выпущенные синглами: » Supersonic Rocketship » и » Celluloid Heroes «. В Англии они провалились, а в США были успешными — отличная иллюстрация к реноме группы в начале 70-х годов.
Ободренный американским успехом, Дэвис попытался развить его в серии грандиозных проектов с полным использованием всех возможных элементов театральной сцены. А в записи он возвращается к концепции и персонажу альбома » The Kinks Are the Village Green Preservation Society » (1968) мистеру Флэшу, предмету их сатирических выпадов, носителю всех основных британских «достоинств».
Тем временем в бурлящей идеями голове Рэя Дэвиса созрел проект настоящей рок-оперы. К 1973 году ему удалось превратить свою гениальную идею в студийный продукт под названием » Preservation «. Косная публика, однако, не сумела по достоинству оценить старания музыканта. Первая часть рок-оперы » Preservation: Act 1», изданная в конце 1973 года, была жестко раскритикована прессой и, по сути, проигнорирована публикой. Судьба же второй части, » Preservation: Act 2», выпущенной через год, была еще печальней.
И хотя многие критики называли » Preservation » лучшим концептуальным альбомом у KINKS, здесь было мало песен, которые с блеском можно было исполнять со сцены. Но тексты и их содержательная наполненность были на высоте, подтверждая славу Дэвиса, как одного из лучших авторов песен в роке. Его деятельность явилась олицетворением победы человеческого характера над нравами и духовной эрозией поп-музыкальной индустрии.
Дэвиса, однако, это не остановило, и он занялся подготовкой нового мюзикла » Starmaker «. Этот проект создавался по заказу канала ВВС и по мере приближения к финалу трансформировался в «мыльную оперу» — » The Kinks Present A Soap Opera » (1975). Рецензенты встретили » Soap Opera » с таким же сарказмом, а вот поклонники KINKS отнеслись к ней гораздо благосклонней, чем к ее невезучей предшественнице.
Но и этого Рэю Дэвису было мало. И в 1976 году он обрушил на головы меломанов еще одно свое эпохальное произведение » Schoolboys in Disgrace «, которое иллюстрировало буйную юность все того же мистера Флэша. Следует заметить, что этот диск вышел в США на три месяца раньше, чем в Англии. Однако музыкальная манера, в которой он был сделан, казалась довольно устаревшей, а с точки зрения содержания он сохранил недостатки своего предшественника.
Для его представления на сцене Дэвис привлек еще и вокальную женскую группу сопровождения. В результате, в отличие от всех остальных релизов KINKS для лейбла RCA, альбом » Schoolboys in Disgrace » поднялся на 45 строку американского поп-чарта, что явилось лучшим результатом группы с начала 70-х годов.
На этом этапе своей сложной карьеры команде пришлось искать новый рекорд-лейбл. Им стала компания Arista Records. Изменение места жительства повлекло за собой и перемены стиля: KINKS решили заострить хард-роковые элементы саунда. Но когда до завершения работы над новым альбомом оставалось всего ничего, из группы ушел басист Джон Дэлтон, а его место в группе занял Энди Пайл ( Andy Pyle ).
В альбоме » Sleepwalker » (1977), выпущенном после восьмимесячного перерыва в деятельности группы, уже не было какой-то одной темы, а композиция и стиль не выделялись особой глубиной. Однако обозреватели сочли, что KINKS давно уже не звучали так свежо и непринужденно. «Духачи» испарились, и группа после всех изгибов своей музыкальной программы вернулась к гитарному биг-биту. И тексты Дэвиса словно обрели «второе дыхание». Концептуальный альбом составить уже не удалось, однако критичный и ироничный взгляд на общество (уже не только английское) все же сохранился.
Между тем недоразумения с басистами продолжались. В разгар очередных студийных сессий Энди Пайл объявил о своем уходе, зато вернулся Дэлтон. С ним группа закончила и опубликовала лонгплей » Misfits » (1978), который в рейтинге синглов был представлен крепким треком » A Rock ’ N ’ Roll Fantasy » (Тор 30 США).
Концертное турне по Великобритании стало последним для Дэлтона, который, уходя, захватил с собой и клавишника Джона Гослина. Пустующие вакансии заняли бас-гитарист Джим Родфорд ( Jim Rodford ) и клавишник Гордон Эдвардс ( Gordon Edwards ). Именно им предстояло наравне с братьями Дэвисами объезжать Соединенные Штаты с несколькими турне, последовавшими одно за другим. Один из наиболее успешных туров проходил в 1979 году в поддержку альбома » Low Budget «, который вызвал на редкость активный интерес меломанов и финишировал в поп-чарте под 11 номером. Ни одному релизу KINKS в США ни до, ни после повторить этот результат так и не удалось.
Популярность британцев в Америке росла как за счет продолжительных турне, которые отныне переместились на стадионы, так и благодаря интересу к их творчеству со стороны американских панков, входивших в моду. Но едва ли ни самой важной причиной растущей известности группы стало приятное утяжеление их саунда. Уже на » Low Budget » (1979) KINKS звучали как отличная хард-роковая команда. Эта тенденция продолжилась и на следующих альбомах группы.
Кульминацией нового периода деятельности группы оказались пластинки » One for a Road » (1980) и » Give the People What They Want » (1981). Первая из них, «живой» двойник, оказалась составленной из песен разных времен всей творческой карьеры ансамбля. Альбом же » Give the People What They Want » был очень высоко был оценен прессой, занял 15-ю строку поп-чарта и вскоре получил «золотой» сертификат.
Новые песни — монолог Дэвиса к ночному диск-жокею радиопрограммы (» Around the Dial «), психологическое зондирование нервного расстройства (» Destroyer «), или полуакустическая фланирующая yo — yo относятся к лучшим в репертуаре ансамбля. Но особенно впечатляла » Art Lover » с карибскими оттенками в умеренном сопровождении — маленькая история о старике, сидящем на скамейке в парке и любующемся проходящими мимо девушками «с ногами, как у балерин Дега».
Дэйв долго собирался выпускать сольные альбомы, но дело до них дошло только в 80-х годах — и славы автору эти пластинки не принесли. Хотя в 80-е годы KINKS выступали главным образом в США, они оказались принятыми и британской «новой волной». Многие ансамбли этого направления ссылались на них как на источник влияний, а JAM в » David Watts » и PRETENDERS в » Stop Your Sobbings » чуть ли не цитировали Дэвиса образца 60-х годов. Британская музыкальная пресса, в лучшем случае снисходительно относящаяся к «динозаврам», выказывала к ним самые теплые чувства и делала все, чтобы сохранить за ними европейский рынок.
После бурного трехлетнего романа с Крисси Хайнд ( Chrissie Hynde ), P эй сотоварищи весной 1983 года вернулся на 12-ю строку британских чартов с прелестной песней » Come Dancing » (6-е в США). Сопровождающий сингл видео-клип и паблисити в прессе оживили продажу и прежнего материала. А вышедший в конце 1983 года лонгплей » State of Confusion » также не обманул ожидания фэнов группы и пришелся по вкусу и музыкальной прессе. 12-я позиция в поп-чарте завершила, пожалуй, самую яркую и успешную страницу в истории KINKS.
Одержимый массой самых неожиданных идей, Рэй Дэвис берется за реализацию очередного, причем немузыкального проекта — он снимает фильм » Return to Waterloo «. Кроме того, давно уже порываясь заняться сольным творчеством, музыкант использует этот шанс на полную и создает абсолютно самостоятельный саундтрек. KINKS временно отходят для него на второй план, и это обостряет отношения между музыкантами. Особенно недоволен Дэйв Дэвис.
О распаде команды пока речь не шла, но жертвой семейного конфликта становится третья сторона: после 20-летнего стажа в KINKS получает отставку барабанщик Мик Эйвори. Барабанить отныне предстоит Бобу Хенриту ( Bob Henrit ).
Время для KINKS у Рэя Дэвиса нашлось только по окончании всех формальностей, связанных с его картиной » Return to Waterloo «. Уже в конце 1984 года был обнародован новый лонгплей KINKS » Word of Mouth «. Музыканты не изменили себе, альбом был выдержан в той же стилистике и настроении, которые принесли удачу их предыдущим записям. Но какой-то слом в восприятии рок-фэнов в то время уже произошел. Несмотря на относительной успешный сингл » Do It Again «, засветившийся в первой пятерке рок-чарта, » Word of Mouth » ознаменовал поворотную точку в карьере KINKS. После двадцати лет в авангарде шоу-бизнеса они начинают превращаться в заслуженных ветеранов, переживших свое время.
Инерция этих двадцати лет действует сильнее, чем любые неприятности и разочарования. Квартет остается в музыкальном бизнесе и продолжает упорно работать. В 1986 году на новом лейбле MCA Records они публикуют подборку свежего материала » Think Visual «. Диск находит своих слушателей, хоть и не многочисленных, тем более что с хит-синглами на этот раз дела обстояло неважно.
Изданный через год концертник » The Road » быстро исчезает из чартов. Последним релизом по контракту с MCA становится диск 1989 года » UK Jive » — 122-я позиция в рейтинге Billboard 200 говорит сама за себя. Неудивительно, что на клавишника Иэна Гиббонса ( Ian Gibbons ) это подействовало настолько удручающе, что он отправился искать удачу в другом месте.
Настоящее группы радовало мало, будущее не внушало особого оптимизма, зато прошлые заслуги никак нельзя было отрицать. И они получили заслуженно высокую оценку, когда в 1990 году следом за BEATLES, ROLLING STONES и WHO, KINKS ввели в символический «Зал славы p ок-н- p олла», а к концу того же года они получили премию Айво p а Новелло за «выдающийся вклад в британскую музыку».
Жаль только, что на вкусы публики начала 90-х это уже никак не повлияло. После относительной неудачи лонгплея » UK Jive » (1990) группа покинула фирму London и оставалась без записывающего контракта вплоть до следующего года, когда был подписан договор с Sony / Columbia. Но пробный мини-диск » Did Ya » (1991) даже не засветился в чартах.
А в 1993 году братья еще раз помирились и записали неплохой альбом » Phobia «. Песней » Hatred » со словами «Ненависть — единственное, что связывает нас» они как бы прокомментировали свои неровные отношения последних лет. Однако, как это не печально, приходится констатировать, что в этот период былой популярности музыкантам KINKS так и не удалось вернуть. Из-за отсутствия должной рекламы, новый альбом группы продавался плохо и не смог достичь уровня своих прежних результатов в списках популярности.
Приближалась 30-летняя годовщина непростой творческой карьеры KINKS. К этому времени из старожилов в группе оставались только Рэй и Дэйв Дэвисы. Вскоре им предстояло снова искать себе рекординговых боссов, потому что менеджеры Columbia предпочли расторгнуть контракт с группой. Концертный альбом » To The Bone » музыканты опубликовали в 1994 году на британском независимом лейбле. В Америке же желающих издавать KINKS не нашлось.
На такой не очень оптимистической ноте история KINKS незаметно для широкой общественности и завершилась. Для рок-музыкантов следующих поколений KINKS оставались эдакой кладовой идей, интересных ходов и решений, которыми грех было не воспользоваться. Под явным влиянием ветеранов формировался стиль героев нового времени, в частности BLUR и OASIS, которые и не скрывали внутренних связей со своими маститыми соотечественниками и тем самым вызвали новую волну интереса к их творчеству.
В середине 90-х годов Рэй Дэвис и сам напомнил британцам о своей персоне, представ в роли ведущего сразу нескольких популярных телевизионных шоу. А почетная роль «крестного отца» OASIS и BLUR подоспела как раз кстати — к началу рекламной кампании его автобиографии » X — Ray «. Для промоушена книги Рэй Дэвис организовал целую серию концертов под названием » Storyteller «, в которых исполнял классику KINKS, а также свои новые песни, читал отрывки мемуаров и развлекал публику увлекательными историями. Сама же автобиография увидела свет в Великобритании в 1995 году.
Младший брат отстал от него всего на год. Уже в 1996 году Дэйв Дэвис представил и свою автобиографию, которую, поскромничав, назвал » Kink «. В 1998 году он суммировал лучшие образцы своего сольного творчества, заниматься которым с переменным успехом начал еще в 60-е годы, на альбоме » Unfinished Business: Dave Davies Kronikles 1963-1998». И надо же такому случиться, что как раз в 1998 году появился и новый альбом его брата » Storyteller » — отчет об одном из сольных акустических концертов, первый сольник Рэя с момента издания саундтрека » Return to Waterloo «.
Следующий марш-бросок Дэйв Дэвис предпринял через шесть лет, отправившись в дорогу в поддержку своего нового сольного альбома » Bug «. Для гитариста это закончилось трагически — от переутомления Дэйва разбил паралич, от которого он полностью так и не оправился. К этому времени в Великобритании один за одним выходили все основные релизы KINKS и, наконец, в сентябре 2004 года, к 40-летию с момента дебюта группы, появился их первый успешный сингл » You Really Got Me «, который в 1964 году возглавил британский поп-чарт и ознаменовал рождение новой супер-звезды — KINKS .
Рэймонд Дуглас Дэвис с детства имел два главных интереса — музыку и спорт, но из всех его видов больше всего предпочитал футбол — Рэй любил побегать с мячом в парке среди деревьев, а порой играл в команде со взрослыми парнями. Спортом №2 был для него бокс, но до той поры, пока Рэй не встретился на ринге с чемпионом среди английских школьников. Жестоко избитый Дэвис предпочел заниматься более безопасным увлечением — музыкой. С 10 лет он уже играл в скиффл-группе, а с 14 начал сочинять песни.
А вообще-то он хотел стать художником и вскоре начал посещать занятия в художественной школе, днями сидел на улице с блокнотом и карандашом и рисовал лица прохожих. Однако первой его работой оказались не профессиональный спорт и не музыка, а место за баранкой автомобиля. Но когда он осознал, что шоссе, по которому он ездил, совершенно прямое, занятие это через шесть недель совершенно наскучило. Еще он пытался подрабатывать рекламным агентом, но вскоре разошелся с шефом в вопросе выделения двух полудней в неделю для своего футбола, после чего… подался в музыку.
Коллег для своего будущего ансамбля он набрал из старых приятелей по художественной школе. Его школьный товарищ, начинающий гитарист Питер Куэйф ( Peter Quaife, р. 31 декабря 1943 года), согласился быть бас-гитаристом новой группы, а барабанщиком стал Мики Уиллет ( Mickey Willet ). Кроме того, Рэй уговорил взяться за гитару своего младшего брата Дэйва ( Dave Davies ). Вместе они начали играть в конце 1963 года под названием RAVENS в кабаках и тавернах лондонского района Максвелл Хилл как классическая трехгитарная группа, которых в те времена развелось великое множество.
Как и ROLLING STONES, YARDBIRDS, ранние BEATLES и другие знаменитые коллективы той поры, RAVENS играли рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Дальше все шло по стандартной схеме — демо-пленка квартета попала в руки американского рекордингового продюсера Шела Тэлми ( Shel Talmy ), который устроил группе контракт с Pye Records. Незадолго до оформления всех формальностей вместо Уиллета в группу был принят Мик Эйвори ( Mick Avory, р. 15 февраля 1944 года).
Первый сингл группы RAVENS, версия песни Литтл Ричарда ( Little Richard ) » Long Tall Sally «, к сожалению, провалился, а в феврале 1964 года группа сменила свое название на KINKS.
Не лучшая участь ждала и следующую их работу — сингл » You Still Want Me «, который не смог пробиться ни в британские, ни в американские чарты. Надежды участников группы начали сбываться лишь с третьей песней » You Really Got M е», гораздо более напористой и динамичной, основанной на яростном двухаккордном риффе и бешеном соло Дэйва Дэвиса. Именно таким был фирменный саунд ранних KINKS, созданный под очевидным влиянием их современников, использовавших тяжелые, мощные аккорды. Эта песня в 1964 году в Англии смогла добраться до 1-го места, а в Штатах стала
7-й. Почти такой же высокий старт взял и четвертый сингл » All Day and All of the Night «. Это была как раз та ситуация, когда успех группы еще не соответствовал уровню ее опыта. Но Рэй Дэвис трудился, не покладая рук — начиная с этого времени, он сочинял примерно одну песню в неделю, посвящая музыкальному оформлению своих текстов практически все свое свободное время. Многие из них он выбросил сам, кое-что изъяли коллеги, но, как говорится, тяжело в учении…
Большинство песен того времени являлись вариацией на тему » You Really Got M е» — ими и были заполнены первые альбомы группы. Их стиль тогда вполне напоминал ROLLING STONES — вокал а ля EVERLY BROTHERS, музыка, трансформирующая негритянские средства выражения для белой аудитории, а также магический бит и усиленные гитары.
Копировали ли они тогда ROLLING STONES? Для поп-прессы это был больной вопрос. Сами члены группы решительно отрицали это, а Дэвис даже заявил: «Мы не играем ритм-энд-блюз, оставляя его для музыкантов вроде Мадди Уотерса, которые в нем лучше разбираются». Впрочем, » You Really Got Me » вполне напоминала классику жанра » Louie Louie «, но в те времена история рока складывалась в основном не из солидных критических комментариев, а из околомузыкальных сплетен. Но именно этот выше упомянутый сингл наглядно продемонстрировал, что Дэвис собрался сделать главной отличительной особенностью своих песен их внутреннее содержание.
Небрежность в интонационном и ритмическом решении композиций стала отличительным знаком группы, как и красные пиджаки и жабо на их рубашках. В этих нарядах они не только выступали в клубах, но и появлялись на телевидении, с улыбающимся Рэем на переднем плане. Но тихого, скромного и замкнутого Рэя на концертах не узнали бы и старые друзья. Он выкладывался изо всех сил, и братец Дэйв тоже был не из последних.
Однако сами музыканты группы не были слишком довольны состоянием дел, и лишь наметившиеся изменения в творческой манере предотвратили острый кризис. Дэйв в то время сказал: «Наш следующий сингл либо совершенно не будет похожим на предыдущие, либо полностью будет скопированным с них».
В результате, » Tired of Waiting for You » снова была построена на повторении, с ограниченной текстовой образностью, но она ясно показала, что KINKS в рок-музыке заняли свое, отличное от других место, чему способствовал грубый, искаженный гитарный звук, изобретение которого многие ошибочно приписывали Джимми Пэйджу ( Jimmy Page ).
Пока треки KINKS успешно штурмовали чарты, группа усиленно работала над своими первыми альбомами. Вслед за дебютной пластинкой » Kinks » (1964) за два года появились еще пять полноформатных и мини-дисков. Одним из ключевых элементов саунда тогдашних KINKS была яркая, порой неистовая лид-гитара Дэйва Дэвиса и его хрипловатый бэк-вокал. Но центральной фигурой всегда оставался, конечно же, композитор, ведущий вокалист и ритм-гитарист Рэй Дэвис.
Завидная студийная оперативность KINKS не мешала им выступать с концертами почти без передышки, но нельзя сказать, чтобы такой изматывающий график улучшил отношения в коллективе. Непростая ситуация усугублялась и еще одним странным обстоятельством: под конец американского тура летом 1965 года музыкантам KINKS официально запретили въезд в США, причем, причина запрета так и осталась им до конца не понятна.
В течение четырех лет группа не пересекала американскую границу. То есть для них не только был закрыт крупнейший музыкальный рынок мира. Социальные и музыкальные тектонические сдвиги конца 60-х также прошли мимо группы. Музыканты, конечно, не сидели сложа руки. Рэй Дэвис, основной автор KINKS, по мере личного и творческого взросления писал все более зрелый, глубокий материал, наполненный ностальгическими нотками. Гораздо активнее, чем его соотечественники, он опирался на британские музыкальные традиции — английский фолк, кантри и мюзик-холл. Уже четвертый альбом KINKS, » The Kink Kontroversy » (1966), подтверждал очевидный прогресс его композиторского таланта.
Синглы, с которыми KINKS имели успех в 1965-1966 годах, в полной мере стали прототипом деятельности многих последующих heavy -рокеров. Два из них представляли особенный интерес. В мелодии » See My Friends » была использована волынка, которая звучала совсем по-восточному.
Но в смысле будущего движения вперед гораздо важнее был выпущенный в конце 1965 года макси-сингл, содержащий композицию » Well Respected Man «, которая в творчестве группы стала по-настоящему этапной. И не только потому, что в ее тексте Рэй применил весьма рискованные рифмы, ставшие впоследствии характерными для роковой лирики, а, прежде всего, потому, что эта песня, высмеивавшая узколобого консерватора, открыла второй этап творческой карьеры группы, в котором уже не было места насилию и вырождению — они уступили место социальному комментарию, острой и злободневной сатире на многие явления общественной жизни.
Другим классическим синглом 1966 года стала песня » Dedicated Follower of Fashion «, которая высмеивала переменчивого юного лондонского денди, многие черты которого KINKS списывали с себя. Песня в английских чартах достигла четвертой позиции и на долгие годы стала последним коммерческим успехом Дэвиса. Он полностью отдался сочинительству и почти не обращал внимания на финансовые последствия. С изменением песенной тематики стали более заметны и недостатки в вокале Рэя, но, как ни странно, они отлично сочетались с трагикомической природой их нового материала.
Песня » Sunny Afternoon «, ставшая самым ярким британским хитом лета 1966 года, была историей рокера, чей кассовый успех позволил ему выстроить усадьбу в пригороде, но отпрыск ограбил его, а сборщик налогов довершил разорение. В полную противоположность песня » Dead End Street » была построена на обыденной тяжелой прозе, безнадежности бедных слоев рабочего класса.
Пожалуй, самым прелестным из хитов группы явилась песня » Waterloo Sunset «, в которой рассказывалось о двух юных любящих сердцах, встретившихся у моста Ватерлоо. Нужно сказать, что Рэю была чужда тематика описания лондонских достопримечательностей, по исходной задумке песня должна была называться » Liverpool Sunset «.
Все эти песни были гораздо более «английскими», чем предыдущие творения ансамбля; и в музыкальном, и в текстовом плане Дэвис отвернулся от американских корней к традициям английских мюзик-холлов. Новая ориентация принесла и альбомный успех группы — в частности, альбом » Face to Face » (1966), охватывающий широкую палитру стилей и отражающий социальную пестроту и многоликость эпохи, остается одной из лучших подборок поп-песен, изданных в 60-е годы, расцвеченных гавайской гитарой, восточными мотивами и весельем мюзик-холла.
А весной 1967 года баллада » Waterloo Sunset » поднялась на вторую строку хит-парада Великобритании, предваряя издание новой пластинки » Something Else by the Kinks » (1967), такой же сильной и колоритной работы, как и » Face to Face «.
Успех этих произведений подтвердил, что в 1966-1967 годах их автор консолидировал выразительный стиль трагикомических микро-репортажей об обычных событиях и людях. Чаще всего песни содержали критические шипы в адрес социального неравенства в Великобритании и его различных проявлений. Музыкальная сторона, в контраст исходному ритм-энд-блюзу, стала более облегченной, гармонически интересной — парни разучивали новые аккорды, а к гитарам добавлялись новые инструменты.
Для сгущения окраски звука Рэй ввел клавир, затем в аранжировке появились сольные партии духовых инструментов, скрипки, клавесин. Рэй и Дэйв вспомнили скиффловое детство и дополнили звуковую палитру духовой гармошкой и банджо. Во всей аранжировке каждый звук стал прослушиваться отчетливо, а вокальная партия отошла от прямолинейных кварт и квинт. Бывшая неумелая декламация и дилетантизм исполнения начали уступать место высококвалифицированному профессионализму.
После успешно принятого публикой сингла » Autumn Almanac » весной 1968 года появился новый трек » Wonderboy «, которому — впервые за несколько лет — не удалось пробиться в английский Тор 10. С этой маленькой неудачи в биографии KINKS началась полоса более существенного невезения.
Прохладный прием первого концептуального альбома группы » The Kinks Are the Village Green Preservation Society » (1968) свидетельствовал о том, что вкусы публики начали мало-помалу меняться, а команде угнаться за ними не удавалось. Между тем альбом » The Kinks Are the Village Green Preservation Society «, оплакивающий исчезающие старые добрые английские традиции, был достоин гораздо большего внимания.
Это подтверждали и щедрые на комплименты критики, в том числе и американские, отмечавшие утонченную атмосферу ностальгии в композициях Дэвиса. На этом альбоме не было ни одной песни, подходящей для сингла, но и связи между вещами были почти неощутимыми. Однако кое-что на этом альбоме Рэю все-таки удалось — титульная песня, » Animal Farm » и » Sitting By the Riverside » дышали настоящей пасторальной благодатью.
В этот период KINKS свернули свои концертные выступления, и о группе было мало слышно. Дэйв попробовал свои силы выпуском двух синглов, один из которых, » Death of Clawn » с лирикой Рэя, стал заметным хитом. Успех ободрил его, и в ближайшее время он выпустил еще две песни, среди которых была » Susannah ’ s Still Alive «. Их появление на рынке раздуло слухи о грядущем распаде группы, подогретые заявлением Рэя, что он намерен отказаться от активной концертной деятельности и взять на себя роль типа Брайана Уилсона, заменившего себя другим вокалистом на сцене. К счастью, этого не случилось.
В марте 1969 года Пит Куэйф, который и раньше с трудом находил контакт с остальной тройкой, ушел из группы, а его место в группе занял Джон Дэлтон ( John Dalton ). Дэлтон ездил с группой по Штатам, и там они постепенно учились, как заставить работать на себя даже свои недостатки.
В начале 1969 года был выпущен сингл » Plastic Man «, однако его сатирическая направленность не пришлась публике по душе. Мелодию упрекали в наличии клише, тематически она была повторением ранних работ Фрэнка Заппы ( Frank Zappa ). К тому же радиостанция BBC запретила эту мелодию к трансляции за наличие в ней нецензурных выражений.
В том же 1969 году пал, наконец, и «железный занавес», перекрывавший британцам дорогу в Америку, и KINKS начали готовиться к первым своим за четыре года американским гастролям. Накануне американского тура в продаже появился и новый альбом группы » Arthur or the Decline and Fall of the British Empire » (1969), задуманный как саундтрек к телепередаче, продолживший направление, начатое его предшественником, но только в еще более специфических и циничных выражениях. По композиции это произведение можно назвать скорее поп-оперой, музыкально весьма удачной, но в коммерческом плане выпущенной слишком поздно.
К моменту начала работы над следующим лонгплеем братья Дэвисы, по рекомендации издателя журнала «Зигзаг» Пита Фрейма, расширили состав группы за счет клавишника Джона Гослина ( John Gosling ), дебютировавшего в KINKS на сингле » Lola «. Введение клавишных отнюдь не облегчило саунд команды, наоборот, новые треки звучали еще более тяжеловесно и мощно. Увесистая поступь KINKS, казалось, была именно тем, чего так не хватало фэнам группы. Песня » Lola » вошла в первую десятку хитов по обе стороны Атлантики, а изданный по ее следам альбом » Lola Versus Powerman and the Money — Go — Round, part 1» (1970) оказался самым успешным международным релизом KINKS за последние шесть лет.
Этот альбом был наполнен горечью и разочарованием, а также острыми выпадами в адрес шоу-бизнеса. Но следует отметить, что его смысловая нагрузка плохо сочеталась с относительно слабыми мелодиями, а песни альбома, в целом, значительно уступали в привлекательности старым синглам KINKS. Тем не менее, пластинке все-таки удалось возбудить интерес американских меломанов, с тех пор с нетерпением ожидавших приезда команды к себе на гастроли, а KINKS с тех пор уже не страдали от недостатка внимания со стороны публики.
Тем временем Дэвис принял участие в создании музыкального сопровождения к фильму «Перси», который так и не вышел на экраны, а саундтрековая запись была встречена с минимальным интересом, после чего Рэй сыграл главную роль в теле-спектакле «Долгий путь пианиста». Эта запись оказалась последним альбомом KINKS на фирме Pуе.
В 1971 году команда начала работать с новым лейблом RCA Records, предложившим ей контракт на выпуск пяти альбомов и очень соблазнительный аванс — сразу миллион долларов! Выполнять условия контракта KINKS начали с лонгплея » Muswell Hillbillies «, который вышел в конце 1971 года. Ностальгические и меланхолические настроения, больше характерные для записей конца 60-х годов, группе удалось неплохо реанимировать с помощью характерных приемов кантри и мюзик-холла.
В записи приняла также участие группа духовых инструментов MIKE COTTON SOUND, трое из членов которой, трубач Лаури Браун, саксофонист Алан Хелмс и тромбонист Джон Бичам, на пять лет вошли в состав KINKS. На этом альбоме была пара песен, которые быстро стали стержнем концертных представлений ансамбля — очень театральная » Alcohol » и » Acute Schizophrenia Paranoia Blues «.
Однако надежды RCA на рекординговый блокбастер не оправдались. В Англии альбом продавался довольно скромно, что вообще было характерно для тогдашних отношений ансамбля с местной публикой. Зато в США популярность группы быстро шла в гору, чему в немалой степени способствовала специфическая актерская манера Рэя.
Концертную атмосферу выступлений группы прекрасно передает один диск альбома » Everybody ’ s in Showbiz — Everybody ’ s a Star » (1972) — второй же был записан в студии. Альбом этот, являющий собой трудно сочетаемую смесь специфического импрессионизма и потакания вкусу публики с элементами английского мюзик-холла, содержал две первоклассные мелодии, выпущенные синглами: » Supersonic Rocketship » и » Celluloid Heroes «. В Англии они провалились, а в США были успешными — отличная иллюстрация к реноме группы в начале 70-х годов.
Ободренный американским успехом, Дэвис попытался развить его в серии грандиозных проектов с полным использованием всех возможных элементов театральной сцены. А в записи он возвращается к концепции и персонажу альбома » The Kinks Are the Village Green Preservation Society » (1968) мистеру Флэшу, предмету их сатирических выпадов, носителю всех основных британских «достоинств».
Тем временем в бурлящей идеями голове Рэя Дэвиса созрел проект настоящей рок-оперы. К 1973 году ему удалось превратить свою гениальную идею в студийный продукт под названием » Preservation «. Косная публика, однако, не сумела по достоинству оценить старания музыканта. Первая часть рок-оперы » Preservation: Act 1», изданная в конце 1973 года, была жестко раскритикована прессой и, по сути, проигнорирована публикой. Судьба же второй части, » Preservation: Act 2», выпущенной через год, была еще печальней.
И хотя многие критики называли » Preservation » лучшим концептуальным альбомом у KINKS, здесь было мало песен, которые с блеском можно было исполнять со сцены. Но тексты и их содержательная наполненность были на высоте, подтверждая славу Дэвиса, как одного из лучших авторов песен в роке. Его деятельность явилась олицетворением победы человеческого характера над нравами и духовной эрозией поп-музыкальной индустрии.
Дэвиса, однако, это не остановило, и он занялся подготовкой нового мюзикла » Starmaker «. Этот проект создавался по заказу канала ВВС и по мере приближения к финалу трансформировался в «мыльную оперу» — » The Kinks Present A Soap Opera » (1975). Рецензенты встретили » Soap Opera » с таким же сарказмом, а вот поклонники KINKS отнеслись к ней гораздо благосклонней, чем к ее невезучей предшественнице.
Но и этого Рэю Дэвису было мало. И в 1976 году он обрушил на головы меломанов еще одно свое эпохальное произведение » Schoolboys in Disgrace «, которое иллюстрировало буйную юность все того же мистера Флэша. Следует заметить, что этот диск вышел в США на три месяца раньше, чем в Англии. Однако музыкальная манера, в которой он был сделан, казалась довольно устаревшей, а с точки зрения содержания он сохранил недостатки своего предшественника.
Для его представления на сцене Дэвис привлек еще и вокальную женскую группу сопровождения. В результате, в отличие от всех остальных релизов KINKS для лейбла RCA, альбом » Schoolboys in Disgrace » поднялся на 45 строку американского поп-чарта, что явилось лучшим результатом группы с начала 70-х годов.
На этом этапе своей сложной карьеры команде пришлось искать новый рекорд-лейбл. Им стала компания Arista Records. Изменение места жительства повлекло за собой и перемены стиля: KINKS решили заострить хард-роковые элементы саунда. Но когда до завершения работы над новым альбомом оставалось всего ничего, из группы ушел басист Джон Дэлтон, а его место в группе занял Энди Пайл ( Andy Pyle ).
В альбоме » Sleepwalker » (1977), выпущенном после восьмимесячного перерыва в деятельности группы, уже не было какой-то одной темы, а композиция и стиль не выделялись особой глубиной. Однако обозреватели сочли, что KINKS давно уже не звучали так свежо и непринужденно. «Духачи» испарились, и группа после всех изгибов своей музыкальной программы вернулась к гитарному биг-биту. И тексты Дэвиса словно обрели «второе дыхание». Концептуальный альбом составить уже не удалось, однако критичный и ироничный взгляд на общество (уже не только английское) все же сохранился.
Между тем недоразумения с басистами продолжались. В разгар очередных студийных сессий Энди Пайл объявил о своем уходе, зато вернулся Дэлтон. С ним группа закончила и опубликовала лонгплей » Misfits » (1978), который в рейтинге синглов был представлен крепким треком » A Rock ’ N ’ Roll Fantasy » (Тор 30 США).
Концертное турне по Великобритании стало последним для Дэлтона, который, уходя, захватил с собой и клавишника Джона Гослина. Пустующие вакансии заняли бас-гитарист Джим Родфорд ( Jim Rodford ) и клавишник Гордон Эдвардс ( Gordon Edwards ). Именно им предстояло наравне с братьями Дэвисами объезжать Соединенные Штаты с несколькими турне, последовавшими одно за другим. Один из наиболее успешных туров проходил в 1979 году в поддержку альбома » Low Budget «, который вызвал на редкость активный интерес меломанов и финишировал в поп-чарте под 11 номером. Ни одному релизу KINKS в США ни до, ни после повторить этот результат так и не удалось.
Популярность британцев в Америке росла как за счет продолжительных турне, которые отныне переместились на стадионы, так и благодаря интересу к их творчеству со стороны американских панков, входивших в моду. Но едва ли ни самой важной причиной растущей известности группы стало приятное утяжеление их саунда. Уже на » Low Budget » (1979) KINKS звучали как отличная хард-роковая команда. Эта тенденция продолжилась и на следующих альбомах группы.
Кульминацией нового периода деятельности группы оказались пластинки » One for a Road » (1980) и » Give the People What They Want » (1981). Первая из них, «живой» двойник, оказалась составленной из песен разных времен всей творческой карьеры ансамбля. Альбом же » Give the People What They Want » был очень высоко был оценен прессой, занял 15-ю строку поп-чарта и вскоре получил «золотой» сертификат.
Новые песни — монолог Дэвиса к ночному диск-жокею радиопрограммы (» Around the Dial «), психологическое зондирование нервного расстройства (» Destroyer «), или полуакустическая фланирующая yo — yo относятся к лучшим в репертуаре ансамбля. Но особенно впечатляла » Art Lover » с карибскими оттенками в умеренном сопровождении — маленькая история о старике, сидящем на скамейке в парке и любующемся проходящими мимо девушками «с ногами, как у балерин Дега».
Дэйв долго собирался выпускать сольные альбомы, но дело до них дошло только в 80-х годах — и славы автору эти пластинки не принесли. Хотя в 80-е годы KINKS выступали главным образом в США, они оказались принятыми и британской «новой волной». Многие ансамбли этого направления ссылались на них как на источник влияний, а JAM в » David Watts » и PRETENDERS в » Stop Your Sobbings » чуть ли не цитировали Дэвиса образца 60-х годов. Британская музыкальная пресса, в лучшем случае снисходительно относящаяся к «динозаврам», выказывала к ним самые теплые чувства и делала все, чтобы сохранить за ними европейский рынок.
После бурного трехлетнего романа с Крисси Хайнд ( Chrissie Hynde ), P эй сотоварищи весной 1983 года вернулся на 12-ю строку британских чартов с прелестной песней » Come Dancing » (6-е в США). Сопровождающий сингл видео-клип и паблисити в прессе оживили продажу и прежнего материала. А вышедший в конце 1983 года лонгплей » State of Confusion » также не обманул ожидания фэнов группы и пришелся по вкусу и музыкальной прессе. 12-я позиция в поп-чарте завершила, пожалуй, самую яркую и успешную страницу в истории KINKS.
Одержимый массой самых неожиданных идей, Рэй Дэвис берется за реализацию очередного, причем немузыкального проекта — он снимает фильм » Return to Waterloo «. Кроме того, давно уже порываясь заняться сольным творчеством, музыкант использует этот шанс на полную и создает абсолютно самостоятельный саундтрек. KINKS временно отходят для него на второй план, и это обостряет отношения между музыкантами. Особенно недоволен Дэйв Дэвис.
О распаде команды пока речь не шла, но жертвой семейного конфликта становится третья сторона: после 20-летнего стажа в KINKS получает отставку барабанщик Мик Эйвори. Барабанить отныне предстоит Бобу Хенриту ( Bob Henrit ).
Время для KINKS у Рэя Дэвиса нашлось только по окончании всех формальностей, связанных с его картиной » Return to Waterloo «. Уже в конце 1984 года был обнародован новый лонгплей KINKS » Word of Mouth «. Музыканты не изменили себе, альбом был выдержан в той же стилистике и настроении, которые принесли удачу их предыдущим записям. Но какой-то слом в восприятии рок-фэнов в то время уже произошел. Несмотря на относительной успешный сингл » Do It Again «, засветившийся в первой пятерке рок-чарта, » Word of Mouth » ознаменовал поворотную точку в карьере KINKS. После двадцати лет в авангарде шоу-бизнеса они начинают превращаться в заслуженных ветеранов, переживших свое время.
Инерция этих двадцати лет действует сильнее, чем любые неприятности и разочарования. Квартет остается в музыкальном бизнесе и продолжает упорно работать. В 1986 году на новом лейбле MCA Records они публикуют подборку свежего материала » Think Visual «. Диск находит своих слушателей, хоть и не многочисленных, тем более что с хит-синглами на этот раз дела обстояло неважно.
Изданный через год концертник » The Road » быстро исчезает из чартов. Последним релизом по контракту с MCA становится диск 1989 года » UK Jive » — 122-я позиция в рейтинге Billboard 200 говорит сама за себя. Неудивительно, что на клавишника Иэна Гиббонса ( Ian Gibbons ) это подействовало настолько удручающе, что он отправился искать удачу в другом месте.
Настоящее группы радовало мало, будущее не внушало особого оптимизма, зато прошлые заслуги никак нельзя было отрицать. И они получили заслуженно высокую оценку, когда в 1990 году следом за BEATLES, ROLLING STONES и WHO, KINKS ввели в символический «Зал славы p ок-н- p олла», а к концу того же года они получили премию Айво p а Новелло за «выдающийся вклад в британскую музыку».
Жаль только, что на вкусы публики начала 90-х это уже никак не повлияло. После относительной неудачи лонгплея » UK Jive » (1990) группа покинула фирму London и оставалась без записывающего контракта вплоть до следующего года, когда был подписан договор с Sony / Columbia. Но пробный мини-диск » Did Ya » (1991) даже не засветился в чартах.
А в 1993 году братья еще раз помирились и записали неплохой альбом » Phobia «. Песней » Hatred » со словами «Ненависть — единственное, что связывает нас» они как бы прокомментировали свои неровные отношения последних лет. Однако, как это не печально, приходится констатировать, что в этот период былой популярности музыкантам KINKS так и не удалось вернуть. Из-за отсутствия должной рекламы, новый альбом группы продавался плохо и не смог достичь уровня своих прежних результатов в списках популярности.
Приближалась 30-летняя годовщина непростой творческой карьеры KINKS. К этому времени из старожилов в группе оставались только Рэй и Дэйв Дэвисы. Вскоре им предстояло снова искать себе рекординговых боссов, потому что менеджеры Columbia предпочли расторгнуть контракт с группой. Концертный альбом » To The Bone » музыканты опубликовали в 1994 году на британском независимом лейбле. В Америке же желающих издавать KINKS не нашлось.
На такой не очень оптимистической ноте история KINKS незаметно для широкой общественности и завершилась. Для рок-музыкантов следующих поколений KINKS оставались эдакой кладовой идей, интересных ходов и решений, которыми грех было не воспользоваться. Под явным влиянием ветеранов формировался стиль героев нового времени, в частности BLUR и OASIS, которые и не скрывали внутренних связей со своими маститыми соотечественниками и тем самым вызвали новую волну интереса к их творчеству.
В середине 90-х годов Рэй Дэвис и сам напомнил британцам о своей персоне, представ в роли ведущего сразу нескольких популярных телевизионных шоу. А почетная роль «крестного отца» OASIS и BLUR подоспела как раз кстати — к началу рекламной кампании его автобиографии » X — Ray «. Для промоушена книги Рэй Дэвис организовал целую серию концертов под названием » Storyteller «, в которых исполнял классику KINKS, а также свои новые песни, читал отрывки мемуаров и развлекал публику увлекательными историями. Сама же автобиография увидела свет в Великобритании в 1995 году.
Младший брат отстал от него всего на год. Уже в 1996 году Дэйв Дэвис представил и свою автобиографию, которую, поскромничав, назвал » Kink «. В 1998 году он суммировал лучшие образцы своего сольного творчества, заниматься которым с переменным успехом начал еще в 60-е годы, на альбоме » Unfinished Business: Dave Davies Kronikles 1963-1998». И надо же такому случиться, что как раз в 1998 году появился и новый альбом его брата » Storyteller » — отчет об одном из сольных акустических концертов, первый сольник Рэя с момента издания саундтрека » Return to Waterloo «.
Следующий марш-бросок Дэйв Дэвис предпринял через шесть лет, отправившись в дорогу в поддержку своего нового сольного альбома » Bug «. Для гитариста это закончилось трагически — от переутомления Дэйва разбил паралич, от которого он полностью так и не оправился. К этому времени в Великобритании один за одним выходили все основные релизы KINKS и, наконец, в сентябре 2004 года, к 40-летию с момента дебюта группы, появился их первый успешный сингл » You Really Got Me «, который в 1964 году возглавил британский поп-чарт и ознаменовал рождение новой супер-звезды — KINKS .