Биография "Les Paul"
<< Вернуться к списку всех песен "Les Paul"
Лес Пол (англ. Les Paul; полное имя Ле́стер Уи́льям По́лсфусс; 9 июня 1915 — 13 августа 2009) — американский гитарист-виртуоз, новатор в области звукозаписи, один из изобретателей электрогитар. Лес Пол оказал определенное влияние на современную музыку, несмотря на то, что широкой массовой популярностью гитарист никогда не пользовался.
Лес Пол родился в Вокеше (шт. Висконсин) в 1915 году (оттого прозвище музыканта «Кудесник из Вокеши»). С детства Пол проявлял интерес к радиоаппаратуре. Профессиональная карьера Леса Пола началась в самом начале 1930-х гг. в качестве певца-конферансье на сент-луисских и чикагских радиостанциях. Именно опыт работы на радио сказался на многожанровости творчества Леса Пола: он играл и народную музыку, и джаз, и блюз, и кантри, и эстрадные номера, гавайскую музыку. В конце 30-х гг. Пол вошёл в состав аккомпанирующего ансамбля Фреда Уоринга «Pensilvanians». Он начал выступать в 17 лет, играя кантри под именем Рубарб Рэд. Позже музыкант добавил в свой репертуар ритм-н-блюз и джаз. Лестер имел также склонность возиться с радиоаппаратурой. Как и многих исполнителей того времени, его увлекала идея усиления звука гитары. Пол вспоминает, как пытался усилить гитару, «втыкая в нее иглу фонографа». Первый звукосниматель был сконструирован им из телефонной трубки, а усилитель — из старого радиоприемника. В конце 30-х трио Пола выступало на нью-йоркском радио а также с биг-бэндом Бена Берни. Сперва Пол играл на гитаре «Gibson», потом перешел на «Epiphone».
«В 1941 г. «Epiphone» позволили мне работать в их мастерской по воскресеньям. Я мог прийти туда и работать весь день, используя их оборудование. Там я и создал сквозной гриф. Это был очередной логичный шаг на пути к цельнокорпусной гитаре. Работники «Epiphone» заходили, смотрели на эту гитару и качали головами. Что это за чертовщина? А я говорил, — это «бревно» (the log), гитара со сплошным корпусом. Я использовал ее для басовых линий на своих записях, когда в 40-х годах жил в Калифорнии. Лео Фендер, Бигсби и все остальные постоянно ходили ко мне в гости, чтобы посмотреть на него…».
Прозвище «бревно» возникло из-за соснового блока. Используя металические скобы, Пол прикрепил гриф к сосновому «бревну», на которое он поместил пару неуклюжих самодельных звукоснимателей. Несмотря на «самопальное» происхождение, полуакустическое «бревно» часто сопутствовало Лесу Полу на сцене и в студии в 40-х и начале 50-х годов. Правда, непривычный в те годы облик гитары на концертах респектабельных музыкантов, вроде Бинга Кросби (Bing Crosby), которому аккомпанировал Пол, приходилось маскировать, одевая на «бревно» с боков половинки распиленной вдоль деки от старой «акустики».
В 1941 году Лес Пол самостоятельно изобрёл первую электрогитару с цельным корпусом (до того были акустические гитары с звукоснимателями). Во время Второй мировой войны был призван в радиослужбу ВС США, после которой работал в студиях Лос-Анджелеса в качестве аккомпанирующего гитариста для различных исполнителей (Бинг Кросби, Джек Бенни и др.). Бинг Кросби предоставил Полу один из самых ранних звукозаписывающих аппаратов, позволявших перезапись с магнитной плёнки на плёнку. Пол записал гитару на сингле Кросби «It’s Been A Long Time», который вышел под названием Bing Crosby With The Les Paul Trio, стал хитом и расширил аудиторию Пола. «В моем понимании, — сказал Кросби, представляя Пола, как приглашенного гитариста на своем радиошоу в 1947 году, — Лес делает с гитарой именно то, что ей хотелось бы».
Результатом экспериментов с магнитной звукозаписью стали первые сольные пластинки Леса Пола, выпущенные в 1948 году — «Lover» и «Brazil»; в них гитарист применил технику многократного наложения звука.
С этого времени Лес Пол выступает самостоятельно. Однако дальнейшая деятельность гитариста оказалась под угрозой, когда в декабре 1948 года он попал в автомобильную аварию, повредившую целиком его правую руку. При операции Пол потребовал, чтобы поломанную руку срастили под таким углом, чтобы он мог вновь играть на гитаре. После операции Пол проходил курс реабилитации полтора года.
Идея цельнокорпусной электрогитары витала в воздухе. Вот только связь между инженерами и администраторами гитарных компаний оставляла желать лучшего. В 1946 году Пол задумал предложить свою идею «бревна» крупной фирме. B это время дружественный «Epiphone» не мог стать серьезной силой в гитарном мире. И Пол привез «бревно» в Чикаго, боссу «Gibson» Морису Берлину. Но больших начальников никогда не впечатляет само изобретение — им подавай красивый фантик. «Когда я показал «the log» работникам в «Gibson», они назвали его «метлой со звукоснимателем»…», — вспоминает Пол.
В 1949 году Пол женился на Айрис Саммерс. Изменив её имя на Мэри Форд, Лес Пол создал совместный музыкальный дуэт. Вместе они стали выпускать альбомы, которые мгновенно принесли им популярность. Альбомы дуэта составлялись из песен в исполнении Мэри Форд и инструментальных композиций, при этом, Форд, также периодически играла на гитаре. Её ровный, лёгкий голос, свойственный для кантри, уравновешивал виртуозную игру и сложные многослойные композиции Леса Пола. Помимо наложения звука, Пол также экспериментировал с эффектами многократного эхо. Неслучайно его пластинки маркетировались как «new sound» («новый звук»). Одним из достоинств методов Леса Пола было то, что свои новаторские идеи он осуществлял в рамках доступной популярной музыки, нежели узкого авангарда. Пластинки первой половины 50-х были выдержаны в жанре джаза, однако с переходом на лейбл Columbia Records в 1958 году, звучание дуэта изменилось в сторону блюза, кантри и эстрады. Дуэт записал целую обойму хитов. Вот самые значительные: «The Tennessee Waltz» (6 место в 1950 году), «How High The Moon» (1 место, 1951), «The World Is Falling For The Sunrise» (2 место, 1951), «Tiger Rag» (2 место, 1952), «Bye Bye Blues» (5 место, 1953), «I’m Sitting On The Top Of The World» (10 место, 1953), «I’m No Fool To Care» (6 место, 1954). В 50-х Лес Пол и Мэри Форд, «Музыкальные Любимцы Америки» были звездами первой величины. В 1953 году даже появился телесериал «Les Paul & Mary Ford At Home».
Тем временем «Fender» выбросил на рынок первые «Tele» и «Strat». Поначалу другие фирмы отреагировали на это новшество вяло: «забудьте об этом, потому что так любой парень с лобзиком может сделать гитару». Но успех, которого добились вооруженные «фендерами» Бадди Холли, Ванда Джексон, Рой Кларк и Дик Дейл, не на шутку встревожил Теда МакКарти, инженера «Gibson»: «Я сказал, что нам надо войти в этот бизнес. Мы даем им фору, они единственные, кто делаeт гитару с таким пронзительным звуком, что нравится парням, играющим кантри-энд-вестерн. Мы взялись делать гитару со сплошным корпусом сами. И я начал думать… в то время Лес Пол и Мэри Форд были наверное группой номер один в США. Они зарабатывали по миллиону в год. И, зная Леса и Мэри, я решил, что наверное, следовало бы показать им эту гитару».
«Они сказали, найдите того парня, у которого веник со звукоснимателями, — смеется Пол, — И пришли как раз после того, как услышали о том, что делают «Fender». А я сказал, — вы немного отстаете от времени, ну да ладно, приступим».
В контракте так же был пункт, гласящий, что Пол должен быть консультантом «Gibson». Кроме того, он должен был хотя бы формально отказаться от всех гитар, кроме «Gibson», в течение действия контракта. Если бы на четвертый год он появился на публике с «Gretch», это отменило бы все, и он не получил бы ни цента. Однако разработка прототипа затянулась, первые инструменты гитариста решительно не устраивали, а играть на чем-то было надо. «Они сделали первую гитару неправильно, — вспоминает Пол, — Я не знаю, как много раз они ошиблись, чтобы на ней нельзя было бы играть. Когда мне выслали мой экземпляр, я остановил их, сказав, что на ней ничего не сделать. Они пустили струны под бриджем, а не поверх, неправильно поставили гриф — они все напортачили». Так продолжалось довольно долго: «В начале 1953 года «Gibson» заваливали меня гитарами, а я все время потрошил их, модифицируя звукосниматели, бриджи, регуляторы и все что угодно». Пол имел свои собственные идеи по поводу того, как должна выглядеть гитара, и во многих отношениях это было противоположно тому, какими получались серийные инструменты «Gibson Les Paul».
В конце концов, для сохранения контракта, было решено заменить логотип на модифицированных моделях «Epiphone», которые Лес Пол по-прежнему использовал на сцене. «Gibson попросили меня, чтобы пока они будут делать для меня «Les Paul», я играл бы на своем «Epiphone», но с именем «Gibson» на нем, — объясняет Пол — Пластинки с надписью «Epiphone» можно было просто снять при помощи отвертки. Поэтому я их снял и предложил Теду Маккарти прислать мне наклейки «Gibson». Мы прилепили их на гитары, и на них было написано «Gibson» еще до того, как те вышли на рынок гитар со сплошным корпусом». Это привело к забавному казусу: неоднократно в музыкальных магазинах требовали «Gibson» «как у Леса на концертах». В 1957 году, очевидно, устав от путаницы, «Gibson» приобрели бизнес «Epiphone», сохранив в своих каталогах марки самых известных гитар фирмы.
Так или иначе, но в начале 50-х несколько моделей «Gibson Les Paul» стали очень популярными у исполнителей блюза и рок-н-ролла, хотя из-за принципиально выгнутой по старинке верхней деки были тяжелее и дороже в производстве, чем «Fender». Модели «Goldtop», «Sunburst» и «Black Beauty» отличались отделкой, а также типом и числом звукоснимателей. Лес Пол лично придумал брэнды «Goldtop» и «Black Beauty». «Золото означает богатство, — говорит он, — А черный цвет хорош на концертах, потому, что когда вы на сцене в черном фраке и с черной гитарой, люди видят, как двигаются ваши руки, фокусируясь на них: они видят, как ваши руки порхают». Однако следующаяя модель, запущенная в производство без участия маэстро «SG» («Solid Guitar»), оказалась камнем преткновения. «Можно было убиться об эти острые рога, — вспоминает Лес Пол, — Гриф был слишком тонким, и мне не нравилось, как он стыковался с корпусом; там, на мой взгляд, было слишком мало дерева. Поэтому я позвонил на «Gibson» и попросил их снять с этой вещи мое имя. Это был не мой дизайн». Гитары «SG» с надписью «Les Paul» на грифе ныне стали коллекционной редкостью.
Эта история стала формальным поводом для расторжения контракта гитариста с фирмой. Говорят, истинной причиной было то, что в этот момент Лес Пол разводился с женой, и не хотел, чтобы она успела получить проценты с нового договора. В свою очередь «Gibson» аннулировали сделку без особого сожаления, так как популярность гитариста в начале 60-х пошла на убыль. Гитары «Les Paul» были сняты с производства и исчезли из продажи на несколько лет.
К началу 60-х гг. дуэт Пола и Форд перестал пользоваться успехом. После нескольких альбомов в различных жанрах, Лес Пол и Мэри Форд расстались в 1964 году. Какое-то время Пол записывался, затем отошёл от музыки.
Однако нельзя запросто изъять из обращения то, к чему все успели привыкнуть. А гитаристам 60-х «Les Paul» по-прежнему был нужен. Хотя бы потому, что в сочетании с усилителями «Marshall» эта гитара оказалась способна творить чудеса. Первые хард-рокеры вроде Джимми Пейджа готовы были отдать пол-царства за настоящий «Les Paul». В 1967 году контракт с музыкантом был возобновлен.
К этому моменту Лес Пол уже имел в новое изобретение: активные звукосниматели с пониженным сопротивлением, расширявшие тембр инструмента. Это изобретение опередило время: в 60-х и 70-х понижающий контур, будучи встроенным в гитару, изрядно утяжелял инструмент. Идея же сделать его внешним тоже не снискала популярности, ибо без него активные звукосниматели отказывались работать вовсе. Эта проблема была решена лишь в 80-х.
Следующей работой были два альбома 1977—78 гг., записанные вместе с Четом Эткинсом. Менеджер «Gibson» Брюс Болен вспоминает, как он летал в Голливуд, чтобы подарить юбилейную гитару «The Les Paul» номер 25 Лесу Полу — как раз перед церемонией «Грэмми» 1977 года, на которой Пол и Чет Эткинс получили награду за свой альбом «Chester & Lester».
После этого Лес Пол вновь почти совершенно прекратил музыкальную деятельность.
В 80-х старомодную гитару попытались было потеснить молодые конкуренты. «Gibson» переживал не лучшие времена по причине переезда производства в Нэшвилл и полной смены руководства. Вслед за hair-metal в моду неожиданно вошли инструменты агрессивного вида с хитроумными тремоло и комбинациями различных типов звукоснимателей. Лес Пол жил в Нью-Джерси, и «Kramer», местный производитель гитар, уже планировал затащить старика в свой рекламный клип для MTV. К счастью, новые хозяева «Gibson» вовремя установили с Лесом прямой контакт. Пол хотел видеть дешевый «Les Paul» в серии «Epiphone», и это решило проблему. Благодаря таким гитаристам, как Слэш и Закк Уайлд, «Les Paul» мог снова стать модным. Идея Пола, влюбленного в «Epiphone» с 40-х, сработала — его инструмент снова стал доступным. Что до «Kramer», то в начале 90-х, когда вслед за упадком хайр-метал дела этой компании расстроились, «Gibson» «для ясности» приобрел и ее.
В 2006 году Лес Пол получил две награды «Грэмми» за свой альбом 2005 года «American Made World Played» — первый записанный им альбом после 27 лет тишины.
«Как долго ты еще будешь играть?» — мне всегда задают этот вопрос. И я отвечаю: «Пока мне кто-нибудь не скажет, что хватит». Когда я пойму, что стал не нужен или не способен подарить кому-либо радость, я перестану играть».
В последние годы жизни музыкант раз в неделю выступал в нью-йоркском клубе «Iridium Jazz Club». Лес Пол скончался на 95 году жизни после тяжелых осложнений, вызванных его болезнью пневмонией.
1949 Hawaiian Paradise
1950 The New Sound
1951 Les Paul’s New Sound, Vol. 2
1952 Bye Bye Blues
1953 The Hit Makers!
1955 Les And Mary
1957 Time To Dream
1959 Lover’s Luau
1961 Warm And Wonderful
1962 Bouquet Of Roses
1963 Swingin’ South
1965 Fabulous Les Paul & Mary Ford
1968 Les Paul Now!
1977 Chester And Lester
1978 Guitar Monsters
1997 The Complete Decca Trios-Plus (1936—47)
2003 California Melodies
2001 Legendary Duo at Their Best
2004 The Legendary Fred Waring Broadcasts: Historic Live Performances (1939—1941)
2005 American Made World Played
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Лес Пол родился в Вокеше (шт. Висконсин) в 1915 году (оттого прозвище музыканта «Кудесник из Вокеши»). С детства Пол проявлял интерес к радиоаппаратуре. Профессиональная карьера Леса Пола началась в самом начале 1930-х гг. в качестве певца-конферансье на сент-луисских и чикагских радиостанциях. Именно опыт работы на радио сказался на многожанровости творчества Леса Пола: он играл и народную музыку, и джаз, и блюз, и кантри, и эстрадные номера, гавайскую музыку. В конце 30-х гг. Пол вошёл в состав аккомпанирующего ансамбля Фреда Уоринга «Pensilvanians». Он начал выступать в 17 лет, играя кантри под именем Рубарб Рэд. Позже музыкант добавил в свой репертуар ритм-н-блюз и джаз. Лестер имел также склонность возиться с радиоаппаратурой. Как и многих исполнителей того времени, его увлекала идея усиления звука гитары. Пол вспоминает, как пытался усилить гитару, «втыкая в нее иглу фонографа». Первый звукосниматель был сконструирован им из телефонной трубки, а усилитель — из старого радиоприемника. В конце 30-х трио Пола выступало на нью-йоркском радио а также с биг-бэндом Бена Берни. Сперва Пол играл на гитаре «Gibson», потом перешел на «Epiphone».
«В 1941 г. «Epiphone» позволили мне работать в их мастерской по воскресеньям. Я мог прийти туда и работать весь день, используя их оборудование. Там я и создал сквозной гриф. Это был очередной логичный шаг на пути к цельнокорпусной гитаре. Работники «Epiphone» заходили, смотрели на эту гитару и качали головами. Что это за чертовщина? А я говорил, — это «бревно» (the log), гитара со сплошным корпусом. Я использовал ее для басовых линий на своих записях, когда в 40-х годах жил в Калифорнии. Лео Фендер, Бигсби и все остальные постоянно ходили ко мне в гости, чтобы посмотреть на него…».
Прозвище «бревно» возникло из-за соснового блока. Используя металические скобы, Пол прикрепил гриф к сосновому «бревну», на которое он поместил пару неуклюжих самодельных звукоснимателей. Несмотря на «самопальное» происхождение, полуакустическое «бревно» часто сопутствовало Лесу Полу на сцене и в студии в 40-х и начале 50-х годов. Правда, непривычный в те годы облик гитары на концертах респектабельных музыкантов, вроде Бинга Кросби (Bing Crosby), которому аккомпанировал Пол, приходилось маскировать, одевая на «бревно» с боков половинки распиленной вдоль деки от старой «акустики».
В 1941 году Лес Пол самостоятельно изобрёл первую электрогитару с цельным корпусом (до того были акустические гитары с звукоснимателями). Во время Второй мировой войны был призван в радиослужбу ВС США, после которой работал в студиях Лос-Анджелеса в качестве аккомпанирующего гитариста для различных исполнителей (Бинг Кросби, Джек Бенни и др.). Бинг Кросби предоставил Полу один из самых ранних звукозаписывающих аппаратов, позволявших перезапись с магнитной плёнки на плёнку. Пол записал гитару на сингле Кросби «It’s Been A Long Time», который вышел под названием Bing Crosby With The Les Paul Trio, стал хитом и расширил аудиторию Пола. «В моем понимании, — сказал Кросби, представляя Пола, как приглашенного гитариста на своем радиошоу в 1947 году, — Лес делает с гитарой именно то, что ей хотелось бы».
Результатом экспериментов с магнитной звукозаписью стали первые сольные пластинки Леса Пола, выпущенные в 1948 году — «Lover» и «Brazil»; в них гитарист применил технику многократного наложения звука.
С этого времени Лес Пол выступает самостоятельно. Однако дальнейшая деятельность гитариста оказалась под угрозой, когда в декабре 1948 года он попал в автомобильную аварию, повредившую целиком его правую руку. При операции Пол потребовал, чтобы поломанную руку срастили под таким углом, чтобы он мог вновь играть на гитаре. После операции Пол проходил курс реабилитации полтора года.
Идея цельнокорпусной электрогитары витала в воздухе. Вот только связь между инженерами и администраторами гитарных компаний оставляла желать лучшего. В 1946 году Пол задумал предложить свою идею «бревна» крупной фирме. B это время дружественный «Epiphone» не мог стать серьезной силой в гитарном мире. И Пол привез «бревно» в Чикаго, боссу «Gibson» Морису Берлину. Но больших начальников никогда не впечатляет само изобретение — им подавай красивый фантик. «Когда я показал «the log» работникам в «Gibson», они назвали его «метлой со звукоснимателем»…», — вспоминает Пол.
В 1949 году Пол женился на Айрис Саммерс. Изменив её имя на Мэри Форд, Лес Пол создал совместный музыкальный дуэт. Вместе они стали выпускать альбомы, которые мгновенно принесли им популярность. Альбомы дуэта составлялись из песен в исполнении Мэри Форд и инструментальных композиций, при этом, Форд, также периодически играла на гитаре. Её ровный, лёгкий голос, свойственный для кантри, уравновешивал виртуозную игру и сложные многослойные композиции Леса Пола. Помимо наложения звука, Пол также экспериментировал с эффектами многократного эхо. Неслучайно его пластинки маркетировались как «new sound» («новый звук»). Одним из достоинств методов Леса Пола было то, что свои новаторские идеи он осуществлял в рамках доступной популярной музыки, нежели узкого авангарда. Пластинки первой половины 50-х были выдержаны в жанре джаза, однако с переходом на лейбл Columbia Records в 1958 году, звучание дуэта изменилось в сторону блюза, кантри и эстрады. Дуэт записал целую обойму хитов. Вот самые значительные: «The Tennessee Waltz» (6 место в 1950 году), «How High The Moon» (1 место, 1951), «The World Is Falling For The Sunrise» (2 место, 1951), «Tiger Rag» (2 место, 1952), «Bye Bye Blues» (5 место, 1953), «I’m Sitting On The Top Of The World» (10 место, 1953), «I’m No Fool To Care» (6 место, 1954). В 50-х Лес Пол и Мэри Форд, «Музыкальные Любимцы Америки» были звездами первой величины. В 1953 году даже появился телесериал «Les Paul & Mary Ford At Home».
Тем временем «Fender» выбросил на рынок первые «Tele» и «Strat». Поначалу другие фирмы отреагировали на это новшество вяло: «забудьте об этом, потому что так любой парень с лобзиком может сделать гитару». Но успех, которого добились вооруженные «фендерами» Бадди Холли, Ванда Джексон, Рой Кларк и Дик Дейл, не на шутку встревожил Теда МакКарти, инженера «Gibson»: «Я сказал, что нам надо войти в этот бизнес. Мы даем им фору, они единственные, кто делаeт гитару с таким пронзительным звуком, что нравится парням, играющим кантри-энд-вестерн. Мы взялись делать гитару со сплошным корпусом сами. И я начал думать… в то время Лес Пол и Мэри Форд были наверное группой номер один в США. Они зарабатывали по миллиону в год. И, зная Леса и Мэри, я решил, что наверное, следовало бы показать им эту гитару».
«Они сказали, найдите того парня, у которого веник со звукоснимателями, — смеется Пол, — И пришли как раз после того, как услышали о том, что делают «Fender». А я сказал, — вы немного отстаете от времени, ну да ладно, приступим».
В контракте так же был пункт, гласящий, что Пол должен быть консультантом «Gibson». Кроме того, он должен был хотя бы формально отказаться от всех гитар, кроме «Gibson», в течение действия контракта. Если бы на четвертый год он появился на публике с «Gretch», это отменило бы все, и он не получил бы ни цента. Однако разработка прототипа затянулась, первые инструменты гитариста решительно не устраивали, а играть на чем-то было надо. «Они сделали первую гитару неправильно, — вспоминает Пол, — Я не знаю, как много раз они ошиблись, чтобы на ней нельзя было бы играть. Когда мне выслали мой экземпляр, я остановил их, сказав, что на ней ничего не сделать. Они пустили струны под бриджем, а не поверх, неправильно поставили гриф — они все напортачили». Так продолжалось довольно долго: «В начале 1953 года «Gibson» заваливали меня гитарами, а я все время потрошил их, модифицируя звукосниматели, бриджи, регуляторы и все что угодно». Пол имел свои собственные идеи по поводу того, как должна выглядеть гитара, и во многих отношениях это было противоположно тому, какими получались серийные инструменты «Gibson Les Paul».
В конце концов, для сохранения контракта, было решено заменить логотип на модифицированных моделях «Epiphone», которые Лес Пол по-прежнему использовал на сцене. «Gibson попросили меня, чтобы пока они будут делать для меня «Les Paul», я играл бы на своем «Epiphone», но с именем «Gibson» на нем, — объясняет Пол — Пластинки с надписью «Epiphone» можно было просто снять при помощи отвертки. Поэтому я их снял и предложил Теду Маккарти прислать мне наклейки «Gibson». Мы прилепили их на гитары, и на них было написано «Gibson» еще до того, как те вышли на рынок гитар со сплошным корпусом». Это привело к забавному казусу: неоднократно в музыкальных магазинах требовали «Gibson» «как у Леса на концертах». В 1957 году, очевидно, устав от путаницы, «Gibson» приобрели бизнес «Epiphone», сохранив в своих каталогах марки самых известных гитар фирмы.
Так или иначе, но в начале 50-х несколько моделей «Gibson Les Paul» стали очень популярными у исполнителей блюза и рок-н-ролла, хотя из-за принципиально выгнутой по старинке верхней деки были тяжелее и дороже в производстве, чем «Fender». Модели «Goldtop», «Sunburst» и «Black Beauty» отличались отделкой, а также типом и числом звукоснимателей. Лес Пол лично придумал брэнды «Goldtop» и «Black Beauty». «Золото означает богатство, — говорит он, — А черный цвет хорош на концертах, потому, что когда вы на сцене в черном фраке и с черной гитарой, люди видят, как двигаются ваши руки, фокусируясь на них: они видят, как ваши руки порхают». Однако следующаяя модель, запущенная в производство без участия маэстро «SG» («Solid Guitar»), оказалась камнем преткновения. «Можно было убиться об эти острые рога, — вспоминает Лес Пол, — Гриф был слишком тонким, и мне не нравилось, как он стыковался с корпусом; там, на мой взгляд, было слишком мало дерева. Поэтому я позвонил на «Gibson» и попросил их снять с этой вещи мое имя. Это был не мой дизайн». Гитары «SG» с надписью «Les Paul» на грифе ныне стали коллекционной редкостью.
Эта история стала формальным поводом для расторжения контракта гитариста с фирмой. Говорят, истинной причиной было то, что в этот момент Лес Пол разводился с женой, и не хотел, чтобы она успела получить проценты с нового договора. В свою очередь «Gibson» аннулировали сделку без особого сожаления, так как популярность гитариста в начале 60-х пошла на убыль. Гитары «Les Paul» были сняты с производства и исчезли из продажи на несколько лет.
К началу 60-х гг. дуэт Пола и Форд перестал пользоваться успехом. После нескольких альбомов в различных жанрах, Лес Пол и Мэри Форд расстались в 1964 году. Какое-то время Пол записывался, затем отошёл от музыки.
Однако нельзя запросто изъять из обращения то, к чему все успели привыкнуть. А гитаристам 60-х «Les Paul» по-прежнему был нужен. Хотя бы потому, что в сочетании с усилителями «Marshall» эта гитара оказалась способна творить чудеса. Первые хард-рокеры вроде Джимми Пейджа готовы были отдать пол-царства за настоящий «Les Paul». В 1967 году контракт с музыкантом был возобновлен.
К этому моменту Лес Пол уже имел в новое изобретение: активные звукосниматели с пониженным сопротивлением, расширявшие тембр инструмента. Это изобретение опередило время: в 60-х и 70-х понижающий контур, будучи встроенным в гитару, изрядно утяжелял инструмент. Идея же сделать его внешним тоже не снискала популярности, ибо без него активные звукосниматели отказывались работать вовсе. Эта проблема была решена лишь в 80-х.
Следующей работой были два альбома 1977—78 гг., записанные вместе с Четом Эткинсом. Менеджер «Gibson» Брюс Болен вспоминает, как он летал в Голливуд, чтобы подарить юбилейную гитару «The Les Paul» номер 25 Лесу Полу — как раз перед церемонией «Грэмми» 1977 года, на которой Пол и Чет Эткинс получили награду за свой альбом «Chester & Lester».
После этого Лес Пол вновь почти совершенно прекратил музыкальную деятельность.
В 80-х старомодную гитару попытались было потеснить молодые конкуренты. «Gibson» переживал не лучшие времена по причине переезда производства в Нэшвилл и полной смены руководства. Вслед за hair-metal в моду неожиданно вошли инструменты агрессивного вида с хитроумными тремоло и комбинациями различных типов звукоснимателей. Лес Пол жил в Нью-Джерси, и «Kramer», местный производитель гитар, уже планировал затащить старика в свой рекламный клип для MTV. К счастью, новые хозяева «Gibson» вовремя установили с Лесом прямой контакт. Пол хотел видеть дешевый «Les Paul» в серии «Epiphone», и это решило проблему. Благодаря таким гитаристам, как Слэш и Закк Уайлд, «Les Paul» мог снова стать модным. Идея Пола, влюбленного в «Epiphone» с 40-х, сработала — его инструмент снова стал доступным. Что до «Kramer», то в начале 90-х, когда вслед за упадком хайр-метал дела этой компании расстроились, «Gibson» «для ясности» приобрел и ее.
В 2006 году Лес Пол получил две награды «Грэмми» за свой альбом 2005 года «American Made World Played» — первый записанный им альбом после 27 лет тишины.
«Как долго ты еще будешь играть?» — мне всегда задают этот вопрос. И я отвечаю: «Пока мне кто-нибудь не скажет, что хватит». Когда я пойму, что стал не нужен или не способен подарить кому-либо радость, я перестану играть».
В последние годы жизни музыкант раз в неделю выступал в нью-йоркском клубе «Iridium Jazz Club». Лес Пол скончался на 95 году жизни после тяжелых осложнений, вызванных его болезнью пневмонией.
1949 Hawaiian Paradise
1950 The New Sound
1951 Les Paul’s New Sound, Vol. 2
1952 Bye Bye Blues
1953 The Hit Makers!
1955 Les And Mary
1957 Time To Dream
1959 Lover’s Luau
1961 Warm And Wonderful
1962 Bouquet Of Roses
1963 Swingin’ South
1965 Fabulous Les Paul & Mary Ford
1968 Les Paul Now!
1977 Chester And Lester
1978 Guitar Monsters
1997 The Complete Decca Trios-Plus (1936—47)
2003 California Melodies
2001 Legendary Duo at Their Best
2004 The Legendary Fred Waring Broadcasts: Historic Live Performances (1939—1941)
2005 American Made World Played
Материал из Википедии — свободной энциклопедии