Биография "Lhasa De Sela"
<< Вернуться к списку всех песен "Lhasa De Sela"
Лхаса де Села родилась 27 сентября 1972 года в маленькой деревушке Биг Индиэн в горах Катскилл в штате Нью-Йорк (США). Ее отец Алехандро де Села по национальности мексиканец, учитель испанского языка и мексиканской литературы эпохи онкисты и писатель, проживший половину своей жизни США. Мать Александра Карам американка ливанского происхождения, бывшая актриса и нынешняя фотографиня, наоборот, половину своей жизни провела в Мексике. (История умалчивает, как же им все-таки удалось встретиться. Возможно, на границе между двумя странами, когда они одновременно решили, что половина жизни прошла, и пора возвращаться…).
Помимо трех сводных сестер и трех сводных братьев у певицы есть три родные сестры (Скай, Айин и Мириэм), которые выступают в европейских цирках в качестве гимнастки на трапеции, канатоходки и акробатки. В течение семи лет многочисленная семья будущей певицы жила в переоборудованном школьном автобусе, курсируя между США и Мексикой. В автобусе не было телевизора, одного из важнейших инструментов формирования американской личности, и Лхаса все свободное время посвящала чтению. Кроме того, она слушала любимую музыку своих родителей: отец — поклонник американских и мексиканских «олдиз» 1940 — 1950-х годов (кстати, он соавтор текста песни Floricanto), а мать — этнической (арабской, латиноамериканской, цыганской, японской и т.д.) музыки. Среди своих учителей Лхаса называет Билли Холлидэй, Чавелу Варгас, Тома Уэйтса, Куко Санчес, Марию Каллас, Виктора Хару, Жака Бреля и Бьорк. Критики сравнивают ее творчество с песнями Сезарии Эворы и даже Владимира Высоцкого (в последнем случае, надо полагать, имея в виду степень энергетического воздействия на слушателя, а не тембр голоса). В возрасте тринадцати лет (ее семья тогда жила в Сан-Франциско) Лхаса начала петь в местном греческом кафе. По ее словам, она выступала без аккомпанемента, потому что у нее не было знакомых музыкантов и просто потому что не могла не петь… В 1991 году, когда Лхаса навещала своих сестер, обучавшихся в одной из цирковых школ Монреаля, она познакомилась с джазовым гитаристом Ивом Дерозье. Именно тогда у них родилась идея записать диск, основанный на материале мексиканских народных песен, который получил название «La Llorona» по имени одного из персонажей мифологии ацтеков. Материал для этого диска долгое время обкатывался в монреальских клубах, и только в 1996 году группа, к которой присоединился басист Марио Легар, приступила к записи. После выхода диска группа Лхасы выступала на многих фестивалях не только в Канаде, но и в Европе. Особенно тепло ее принимали во Франции. Через год после выхода «La Llorona» была продана в количестве 50 тысяч экземпляров, завоевав тем самым почетный титул «золотого диска». Однако с тех пор о Лхасе ничего не известно. Возможно, она разорвала отношения с Ивом Дерозье, союз с которым у нее был не только творческим, или полностью переключилась на живопись… В любом случае, ее долгое молчание свидетельствует об искренности созданного ей альбома, в который она до конца вложила весь накопленный до этого опыт, слишком интимный, чтобы его эксплуатировать постоянно. Этот диск поражает прежде всего цельностью саунда. Обволакивающий звук, который, кажется, не может быть создан только несколькими принимавшими участие в записи инструментами и голосом; в нем слились какие-то источники, которые невозможно записать даже на самой совершенной студии: косой поток света, проецирующий окно на каменный пол, пылинки, беззвучно плавающие в этом свете, полузакрытые глаза поющей Лхасы… Еще большее восхищение вызывает тот факт, что песни записывались в домашних условиях: инструменты — на кухне одного монреальского знакомого, а вокал Лхасы на ее кухне, которая, как оказалось, обладает идеальными для записи ее голоса акустическими особенностями. При этом использовались несколько инструментов, собственноручно построенных Ивом Дерозье, например, плавящийся, словно в мареве мексиканской пустыни, слайд-бас, одиноко тоскующий в конце последнего трека диска. Ну и, конечно, сам голос Лхасы. Напитанный одиночеством, непонятостью и женской беззащитностью. Каждый раз, слушая альбом, я думаю о том, что хочу укрыть обладательницу этого грудного голоса, словно птичку, меж теплых ладоней и защитить от этого черствого жестокого мира. Не имея такой возможности, я позвонил той самой знакомой. Она ничего не поняла и повесила трубку. Может, оно и к лучшему…
С 2000 года Лхаса начала активно гастролировать, преимущественно в Канаде и Франции. В 2003 году, приняв участие в турне цирка-шапито, где выступают ее сестры, в качестве композитора и исполнителя сопровождающей музыки, она выпустила новый альбом The Living Road. Примерно в это же время ее друг Ив Дерозье записал свою интерпретацию песен Владимира Высоцкого.
Её третий альбом «Lhasa» был выпущен в в апреле 2009 года в Европе и Канаде.
Lhasa писала своим поклонникам и друзьям в MySpace о третьем альбоме —
Привет
ну да… Это заняло некоторое время.
После выпуска The Living Road я гастролировала со своей группой в течение двух лет. И поняла, что наступило время перелома. В то время я начала писать песни и постепенно понимала, что я должна буду сделать запись с новой группой. Я люблю группу, с которой я работала в The Living Road туре, но новые песни нуждались в чем — то другом… так что я начала смотреть вокруг, озираться назад, как обычно, вглядываться вдаль и закончила рассматриванием того, что близко, у меня по соседству, и нашла замечательных музыкантов для этих песен, как по волшебству (с большой помощью моего доброго гения, Sarah Pagé, которая играет на арфе в альбоме и представила меня музыкантам, которые были прямо перед моим носом). Попутно я поняла, что я хотела бы сделать альбом самостоятельно и записать его в Montréal. Все это занимало время…
Альбом был записан в Hotel 2 Tango между декабрем 2007 и ноябрем 2008. Инженером был Тьери Амэр и иногда Говард Билермэн. Всё это было записано и сведено для записи на пленку главным образом вживую. Это означает, что приблизительно 80% этого альбома — всё, что Вы слышите — это группа людей в студии, играющая вместе, слушая друг друга, реагируя друг на друга. Остальная часть — определенные вещи были записаны или добавлены позже, чтобы добавить слои звука или исправить менее чем вдохновенный вокал.
Я полюбила работать таким образом. Это меняет все. Вместо того, чтобы теряться в перфекционизме, записывая, запись на магнитную ленту заставляет вас услышать музыку в целом, принять небольшие недостатки ради более широкой картины, и почувствовать музыку игры, что делает работу захватывающей. Возможности, которые дают Pro Tools и другие удивительные компьютерные программы записи, сделали очень обычным «Ах, это нормально, мы можем исправить это…» С лентой Вы не можете исправить такие вещи, или же можете, но процесс настолько трудоёмкий, что что вам лучше просто играть правильно. В большой цифровой записи исполнение музыки — это только часть создания альбома. Редактирование и установка становятся большей частью творческого процесса. В аналоговой записи исполнение и качество записи — практически всё, что имеет значение. Есть преимущества у обоих методов, но это — вид работы, которым я увлечена теперь. Я много учусь.
Все песни — на английском языке. Я оказалась неспособной даже думать о написании текстов на испанском или французском языках, и очень рада тому, что пишу на английском. Английский — мой родной язык, на этом языке я думаю, и я искренне восхищена возможностью сделать целый альбом на английском языке. Как для того, кто провел большую часть своей жизни, проживая в среде своего второго или третьего языка, для меня есть нечто очень сладкое в возвращении на мой родной язык в музыке. Уровень усилия падает… Кто знает, что принесет будущее. Мне, как певцу и поэту — песеннику, очень повезло, что есть возможность такого выбора. Это похоже на живописца с синим, кубистским и импрессионистским периодами. Это помогает перевернуть страницу, не повторив себя.
Итак … Альбом готов к выпуску в апреле, и мы планируем тур, который начнется в конце лета 2009 года. Я очень надеюсь на туры.
——
она очень надеялась на туры… туров не было. последние концерты — весной 2009-го — апрельский в Монреале (почти квартирник) и майский в Париже(Bouffes du Nord, le 11 mai 2009). исхудавшая, с едва отросшими волосами, она полна энергии и воли к жизни. и надеется продолжить такую увлекательную работу… и так же прекрасна и лучезарна её улыбка… и её ангельский голос. как будто сама душа поёт. и никого не оставляет равнодушным… прекрасная, прекрасная Lhasa…
никто, да и она сама, может быть, не знала, что это она прощается с нами… чтобы навек остаться в наших сердцах…
… в ночь с 31 декабря на 1 января 2010 года 37-летняя певица скончалась от рака груди, с которым она боролась 21 месяц, у себя дома в Монреале, Канада.
шёл снег… сыпал, как будто прорвалась пелена неба… три дня в Монреале шёл снег…
Помимо трех сводных сестер и трех сводных братьев у певицы есть три родные сестры (Скай, Айин и Мириэм), которые выступают в европейских цирках в качестве гимнастки на трапеции, канатоходки и акробатки. В течение семи лет многочисленная семья будущей певицы жила в переоборудованном школьном автобусе, курсируя между США и Мексикой. В автобусе не было телевизора, одного из важнейших инструментов формирования американской личности, и Лхаса все свободное время посвящала чтению. Кроме того, она слушала любимую музыку своих родителей: отец — поклонник американских и мексиканских «олдиз» 1940 — 1950-х годов (кстати, он соавтор текста песни Floricanto), а мать — этнической (арабской, латиноамериканской, цыганской, японской и т.д.) музыки. Среди своих учителей Лхаса называет Билли Холлидэй, Чавелу Варгас, Тома Уэйтса, Куко Санчес, Марию Каллас, Виктора Хару, Жака Бреля и Бьорк. Критики сравнивают ее творчество с песнями Сезарии Эворы и даже Владимира Высоцкого (в последнем случае, надо полагать, имея в виду степень энергетического воздействия на слушателя, а не тембр голоса). В возрасте тринадцати лет (ее семья тогда жила в Сан-Франциско) Лхаса начала петь в местном греческом кафе. По ее словам, она выступала без аккомпанемента, потому что у нее не было знакомых музыкантов и просто потому что не могла не петь… В 1991 году, когда Лхаса навещала своих сестер, обучавшихся в одной из цирковых школ Монреаля, она познакомилась с джазовым гитаристом Ивом Дерозье. Именно тогда у них родилась идея записать диск, основанный на материале мексиканских народных песен, который получил название «La Llorona» по имени одного из персонажей мифологии ацтеков. Материал для этого диска долгое время обкатывался в монреальских клубах, и только в 1996 году группа, к которой присоединился басист Марио Легар, приступила к записи. После выхода диска группа Лхасы выступала на многих фестивалях не только в Канаде, но и в Европе. Особенно тепло ее принимали во Франции. Через год после выхода «La Llorona» была продана в количестве 50 тысяч экземпляров, завоевав тем самым почетный титул «золотого диска». Однако с тех пор о Лхасе ничего не известно. Возможно, она разорвала отношения с Ивом Дерозье, союз с которым у нее был не только творческим, или полностью переключилась на живопись… В любом случае, ее долгое молчание свидетельствует об искренности созданного ей альбома, в который она до конца вложила весь накопленный до этого опыт, слишком интимный, чтобы его эксплуатировать постоянно. Этот диск поражает прежде всего цельностью саунда. Обволакивающий звук, который, кажется, не может быть создан только несколькими принимавшими участие в записи инструментами и голосом; в нем слились какие-то источники, которые невозможно записать даже на самой совершенной студии: косой поток света, проецирующий окно на каменный пол, пылинки, беззвучно плавающие в этом свете, полузакрытые глаза поющей Лхасы… Еще большее восхищение вызывает тот факт, что песни записывались в домашних условиях: инструменты — на кухне одного монреальского знакомого, а вокал Лхасы на ее кухне, которая, как оказалось, обладает идеальными для записи ее голоса акустическими особенностями. При этом использовались несколько инструментов, собственноручно построенных Ивом Дерозье, например, плавящийся, словно в мареве мексиканской пустыни, слайд-бас, одиноко тоскующий в конце последнего трека диска. Ну и, конечно, сам голос Лхасы. Напитанный одиночеством, непонятостью и женской беззащитностью. Каждый раз, слушая альбом, я думаю о том, что хочу укрыть обладательницу этого грудного голоса, словно птичку, меж теплых ладоней и защитить от этого черствого жестокого мира. Не имея такой возможности, я позвонил той самой знакомой. Она ничего не поняла и повесила трубку. Может, оно и к лучшему…
С 2000 года Лхаса начала активно гастролировать, преимущественно в Канаде и Франции. В 2003 году, приняв участие в турне цирка-шапито, где выступают ее сестры, в качестве композитора и исполнителя сопровождающей музыки, она выпустила новый альбом The Living Road. Примерно в это же время ее друг Ив Дерозье записал свою интерпретацию песен Владимира Высоцкого.
Её третий альбом «Lhasa» был выпущен в в апреле 2009 года в Европе и Канаде.
Lhasa писала своим поклонникам и друзьям в MySpace о третьем альбоме —
Привет
ну да… Это заняло некоторое время.
После выпуска The Living Road я гастролировала со своей группой в течение двух лет. И поняла, что наступило время перелома. В то время я начала писать песни и постепенно понимала, что я должна буду сделать запись с новой группой. Я люблю группу, с которой я работала в The Living Road туре, но новые песни нуждались в чем — то другом… так что я начала смотреть вокруг, озираться назад, как обычно, вглядываться вдаль и закончила рассматриванием того, что близко, у меня по соседству, и нашла замечательных музыкантов для этих песен, как по волшебству (с большой помощью моего доброго гения, Sarah Pagé, которая играет на арфе в альбоме и представила меня музыкантам, которые были прямо перед моим носом). Попутно я поняла, что я хотела бы сделать альбом самостоятельно и записать его в Montréal. Все это занимало время…
Альбом был записан в Hotel 2 Tango между декабрем 2007 и ноябрем 2008. Инженером был Тьери Амэр и иногда Говард Билермэн. Всё это было записано и сведено для записи на пленку главным образом вживую. Это означает, что приблизительно 80% этого альбома — всё, что Вы слышите — это группа людей в студии, играющая вместе, слушая друг друга, реагируя друг на друга. Остальная часть — определенные вещи были записаны или добавлены позже, чтобы добавить слои звука или исправить менее чем вдохновенный вокал.
Я полюбила работать таким образом. Это меняет все. Вместо того, чтобы теряться в перфекционизме, записывая, запись на магнитную ленту заставляет вас услышать музыку в целом, принять небольшие недостатки ради более широкой картины, и почувствовать музыку игры, что делает работу захватывающей. Возможности, которые дают Pro Tools и другие удивительные компьютерные программы записи, сделали очень обычным «Ах, это нормально, мы можем исправить это…» С лентой Вы не можете исправить такие вещи, или же можете, но процесс настолько трудоёмкий, что что вам лучше просто играть правильно. В большой цифровой записи исполнение музыки — это только часть создания альбома. Редактирование и установка становятся большей частью творческого процесса. В аналоговой записи исполнение и качество записи — практически всё, что имеет значение. Есть преимущества у обоих методов, но это — вид работы, которым я увлечена теперь. Я много учусь.
Все песни — на английском языке. Я оказалась неспособной даже думать о написании текстов на испанском или французском языках, и очень рада тому, что пишу на английском. Английский — мой родной язык, на этом языке я думаю, и я искренне восхищена возможностью сделать целый альбом на английском языке. Как для того, кто провел большую часть своей жизни, проживая в среде своего второго или третьего языка, для меня есть нечто очень сладкое в возвращении на мой родной язык в музыке. Уровень усилия падает… Кто знает, что принесет будущее. Мне, как певцу и поэту — песеннику, очень повезло, что есть возможность такого выбора. Это похоже на живописца с синим, кубистским и импрессионистским периодами. Это помогает перевернуть страницу, не повторив себя.
Итак … Альбом готов к выпуску в апреле, и мы планируем тур, который начнется в конце лета 2009 года. Я очень надеюсь на туры.
——
она очень надеялась на туры… туров не было. последние концерты — весной 2009-го — апрельский в Монреале (почти квартирник) и майский в Париже(Bouffes du Nord, le 11 mai 2009). исхудавшая, с едва отросшими волосами, она полна энергии и воли к жизни. и надеется продолжить такую увлекательную работу… и так же прекрасна и лучезарна её улыбка… и её ангельский голос. как будто сама душа поёт. и никого не оставляет равнодушным… прекрасная, прекрасная Lhasa…
никто, да и она сама, может быть, не знала, что это она прощается с нами… чтобы навек остаться в наших сердцах…
… в ночь с 31 декабря на 1 января 2010 года 37-летняя певица скончалась от рака груди, с которым она боролась 21 месяц, у себя дома в Монреале, Канада.
шёл снег… сыпал, как будто прорвалась пелена неба… три дня в Монреале шёл снег…