А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Биография "Afrika Bambaataa"

<< Вернуться к списку всех песен "Afrika Bambaataa"

Фото Afrika Bambaataa
Официальных званий и неофициальных титулов у Африки Бамбаатаа не меньше, чем у особы королевских кровей или у выдающегося государственного деятеля. Крестный отец хип-хопа, основатель электро-фанка, мастер записей, величайший ди-джей на Земле, провидец и летописец (проследивший истоки хип-хопа вплоть до древних африканских обрядов), гуманист и Брат с самой большой буквы и прочая, и прочая, и прочая. Это не просто дифирамбы обожателей Африки, а зачастую элементарная констатация факта. Он ли выбрал хип-хоп или, наоборот, хип-хоп выбрал его, но Бамбаатаа оказался идеальным инструментом для развития и популяризации хип-хоп-культуры во всем мире. Его стараниями хип-хоп пересек границы Бронкса и Гарлема, заполонил всю Америку и всерьез и надолго влился в мировой шоу-бизнес.

Имя Африки Бамбаатаа — сокровище приобретенное, а не врожденное. Кевин Донован (Kevin Donovan), как его звали на самом деле, одолжил свой псевдоним — Afrika Bambaataa Aasim — у воинственного правителя племени зулусов, жившего в далекой Африке в 19 веке. Сам Кевин появился на свет в середине 20 века, 10 апреля 1957 года, в Нью-Йорке, а точнее в Бронксе. Уже при первых контактах с миром музыки он проявил себя натурой широкой и разноплановой — научился играть на трубе, потом на пианино, слушал все подряд — ритм-н-блюз и рок, умельцев андеграунда и звезд поп-сцены. Параллельно, как достойный представитель своего поколения и особенно своего района, он активно участвовал в жизни бандитских группировок, в конце концов возглавив одну из самых грозных банд Нью-Йорка под названием Black Spades.

Годам к 19 музыка, главным образом в ее клубном варианте, занимала уже довольно весомое место в его жизни. Кевин увлекся ди-джейским сетами и зарождающимся хип-хопом. Насмотревшись, чем для многих его знакомых обернулась гангстерская романтика, Кевин решает круто изменить свою жизнь. Проведя чистку рядов в группировке The Black Spades и отобрав наиболее одаренных товарищей по оружию, он создает музыкально-танцевальный коллектив The Bronx River Organization. Примерно в это же время ему удалось посмотреть документальный фильм «Zulu», рассказывающий о войне британской армии и племени зулусов, одного из самых воинственных африканских народов. Под впечатлением от этой истории, а еще больше — от поездки в Африку, он переименовал The Bronx River Organization в Zulu Nation, а себе выбрал тот самый колоритный псевдоним Африка Бамбаатаа Аасим (что переводится как любящий лидер Аасим).

Более того, он взял на вооружение и жизненные принципы зулусов, главные из которых — сплоченность и миролюбие, скрестив их с идеологическими установками хип-хопперов. Бывшие хулиганы и нарушители закона переквалифицировались в би-боев, рэпперов и художников-граффити, а установку на насилие сменили политическая и расовая сознательность, мир и всеобщее равенство. На этом духовная эволюция не завершилась. Превратившись в исключительно положительных героев, участники Zulu Nation занялись активной помощью подрастающему поколению, разработав несколько специальных программ. С тех пор «любящий лидер» Бамбаатаа стал одним из самых авторитетных гуру для воинственных тинейджеров Нью-Йорка, показывая им, что есть жизнь и за пределами бандитских кварталов, давая им надежду и не забывая по ходу дела демонстрировать преимущества хип-хопперского стиля жизни.

К 1977 году Африка Бамбаатаа превратился в самого знаменитого ди-джея Бронкса, организатора конкурсов би-боев и шумных массовых вечеринок (вдохновленных в первую очередь новаторской техникой DJ Kool Herc). В своих сетах он использовал чрезвычайно широкий ассортимент стилей — диско и классику, реггей и рок, фанк и салса, музыку эротических шоу go-go и джаз. Он первым догадался прописать речь Мартина Лютера Кинга поверх хип-хоп-битов, «связав афро-американскую музыку с ее историей и мировой культурой вообще». Уникально одаренный и блестяще овладевший мастерством ди-джея, уже в двадцать лет Бамбаатаа удостоился первых громких титулов из обширной будущей коллекции: самый главный ди-джей в хип-хопе и лучший ди-джей в шоу-бизнесе.

Рекординговая карьера сверхактивного Африки началась в 1980 году с появлением сингла «Zulu Nation Throwdown». Сингл записывался вместе с коллегами по команде Zulu Nation, которая объединяла близких по духу афроцентричных музыкантов. Для первого раза Бамбаатаа выступил в роли продюсера. При его продюсерской поддержке в начале 80-х появился еще ряд синглов, включая небезызвестный «Death Mix». Однако первым пунктом в его настоящей сольной дискографии значится сингл 1982 года «Jazzy Sensation», который не получил широкой огласки, но оказал большое влияние на симпатизирующих ему музыкантов.

Не менее влиятельным и, конечно, гораздо более известным остается самый громкий хит Бамбаатаа «Planet Rock», создававшийся под чутким руководством авторитетного продюсера Артура Бейкера (Arthur Baker) и изданный летом 82-го. Ассимилировав мелодию классического хита Kraftwerk «Trans-Europe Express», скрещенную с электронными хип-хоп-битами и прослоенную «цитатами» из Эннио Морриконе (Ennio Morricone) и Captain Sky, сингл «Planet Rock» отметился в Тор 5 ритм-н-блюзового рейтинга и вскоре удостоился звания классики раннего хип-хопа. Фактически он послужил фундаментом для рождения нового стиля — электро-фанка, танцевально ориентированного направления хип-хопа, широко использующего роботизированные футуристические звуки, ди-джейскую технику, синкопы и новаторское сэмплирование.

Сингл разошелся в мире миллионным тиражом, однако количество треков, использовавших сэмплы «Planet Rock», едва ли поддается подсчету: он возглавляет список самых сэмплируемых записей за всю историю хип-хопа.

В том же стилистическим направлении Бамбаатаа продолжал двигаться и дальше, пополнив список хитов электро-фанк-треками «Looking For the Perfect Beat», «Frantic Situation» и «Renegades of Funk» (в 2000 году Rage Against the Machine запишут эту песню в новой интерпретации для своего альбома «Renegades»). Многие пытались эксплуатировать те же приемы, но никому не удавалось проделывать это так же эффектно и заразительно, как Африке. Однако коллективными усилиями эти команды-подражатели, равнявшиеся в своих поисках на отца хип-хопа, заложили основы нескольких танцевальных стилей, которые еще будут доминировать в 80-е и даже 90-е годы: детройтское техно, чикагский хаус, фристайл (его также называют latin hip hop) и другие.

В 1982 году Африка Бамбаатаа инициировал еще один «пионерский» проект — организовал первый европейский хип-хоп-тур. Вместе с ним Атлантический океан пересекли десятки американских рэпперов, вокалистов и танцоров, в том числе ди-джеи из Zulu Nation, команда би-боев Rock Steady Crew и их коллег женского пола Double Dutch Girls, рэппер Rammelzee и легендарные художники-граффити Dondi, Futura 2000 и Phase 2.

Рамки хип-хопа никогда не казались ему единственно возможной средой обитания. Увлекшись фьюжном, он начал сотрудничать с разными артистами, с которыми, казалось бы, не имел ничего общего. Самые известные из них — Джеймс Браун (James Brown), с которым Африка подготовил широко известный сингл «Unity» (реализовав глубоко символичный союз отца соула и отца хип-хопа), и бывший вокалист Sex Pistols Джон Лайдон (John Lydon), записавший с рэппером сингл «World Destruction» (изданный под именем Time Zone).

В 1984 году Бамбаатаа подготовил нечто вроде полноформатного дебюта, правда, снова с соавторами. Пластинка «Shango Funk Theology» была издана как работа проекта Shango: Африка плюс Билл Ласуэлл (Bill Laswell) плюс Майкл Бейнхорн (Michael Beinhorn). По замыслу сингл, но по хронометражу целый лонг-плей, «Funk You!» появился в 1985 году. Это уже была практически самостоятельная попытка, после которой артист вплотную занялся сольным альбомом. Пластинка с предостерегающим названием «Beware (The Funk Is Everywhere)» увидела свет в 1986 году. Вопреки названию, слушатель попадал не столько в царство фанка, представленного довольно умеренно, сколько во владения родного хип-хопа, рэпа старой школы, микса электронной подложки и увесистых битов. Звучание большинства треков недалеко ушло от фирменного саунда «Planet Rock», оттененного гитарными риффами. Спустя год в Америке появилась подборка миксов на самый знаменитый сингл Африки «Planet Rock».

Авторами следующей пластинки «The Light» (1988) выступили Afrika Bambaataa & the Family. Под этим именем скрывались Джордж Клинтон (George Clinton), UB40, Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и Бой Джордж (Boy Georgе). Включить этот альбом в сольную дискографию Африки можно только с рядом оговорок: даже не все треки отмечены его присутствием. Запись получилась настолько пестрой и разноплановой, что скорее напоминала коллективный сборник, чем целостный альбом одного артиста.

К концу 80-х Бамбаатаа значительно снизил уровень сольной активности. Первое место в его приоритетах занимал теперь коллектив Zulu Nation. Учитывая подобравшиеся кадры, это не удивительно, здесь было над чем (и над кем) поработать.
Фото
В рядах Zulu Nation отметилось немало будущих звезд хип-хопа: Де ла Соул (De La Soul), первая рэп-вумен Квин Латифа (Queen Latifah), A Tribe Called Quest, Jungle Brothers и другие.

О роли артиста в современной культуре догадывались уже не только собратья по шоу-бизнесу. В 1990 году респектабельный американский журнал «Life» включил отца хип-хопа в список самых влиятельных американцев 20 века. В 1991 году его дискография пополнилась компиляцией «1990-2000: Decade of Darkness». На этот раз Африка решил довериться чутью итальянской продюсерской команды Де Поинт (De Point), которая помогла переоформить некоторые номера. «Decade of Darkness» включал как чистопородные хип-хоп-треки, так и образцы фирменного электро-фанка и так называемого хип-хауса. На альбоме был представлен один из самых популярных синглов в его карьере «Just Get up and Dance», финалист Тор 5 танцевального рейтинга США. Диск вышел одновременно с ретроспективной компиляцией «Time Zone», которую музыкант издал на собственном рекорд-лейбле Planet Rock Records.

C середины 90-х Бамбаатаа снова возвращается к своим истокам, концентрируется на хип-хопе и электро-фанке, сотрудничает с молодыми музыкантами. В этот период появляются альбомы «Zulu War Chant» (1993), «Jazzin’ by Khayan» (1996) и «Zulu Groove» (1997). Диск «Jazzin’ by Khayan» тоже обязан своим появлением целому коллективу соавторов, участвовавших как в вынашивании и первоначальном оформлении треков, так и в студийных сессиях. На обложке диска значилось тройное имя — Afrika Bambaataa & Khayan & New World Power, а в песнях прозвучал десяток разных голосов.

Что касается «Zulu Groove», то Бамбаатаа управился с ним самостоятельно, хотя строгих стилистических рамок он по-прежнему не признавал. Артист сам стоил целой команды, представив такое разнообразие стилей и жанров, словно готовил не очередной релиз, а обзорную экскурсию по своей карьере. Для убедительности альбом открывался синглом «World Destruction», который рэппер записал с Джоном Лайдоном в 1984 году, и заканчивался ремиксом на этот трек.

В 1998 году Бэм, как он себя называл, получил приглашение на церемонию открытия Зала славы ди-джеев, став одним из первых его «экспонатов» и приняв награду DJ Hall of Fame Award. А уже через год сориентировался и Зал славы рок-н-ролла, отведя ему почетное место среди выдающихся хип-хопперов. Звание пионера хип-хопа, закрепившееся за музыкантом с легкой руки журналистов, получило официальное подтверждение на церемонии вручения Hip Hop Source Awards, когда Африка принял специальную награду Pioneer Award. Спустя три года не менее почетный трофей Hip Hop Pioneer Award достался ему от устроителей Billboard Awards.

Готовя лонг-плей «Electro Funk Breakdown» (1999), Бамбаатаа привлек по традиции немало коллег по цеху, в том числе The Catalyst и DJ Boo. Фактически это был микс-альбом, объединивший как чужие, так и собственные треки Бамбаатаа в новых версиях.

За «кулисами» альбома 2000 года «Hydraulic Funk» стоял одноименный коллектив, который вместе с Африкой и Фредом Фаулером (Fred Fowler) озвучил все 12 треков, саранжированных с такой щедростью и размахом, что хронометраж некоторых их них достигал 14-15 минут.

Еще одна отличная компиляция «Looking for the Perfect Beat: 1980-1985» появилась в 2001-м. С нее критики настоятельно рекомендуют начинать знакомство с творчеством Африки: здесь представлены не только лучшие образцы его характерного саунда, но и по традиции социально резкие, обличительные тексты.

Продолжая путешествовать по миру со своей особой миссией — популяризовать хип-хоп, открывать молодежи малоизвестные страницы его истории и особенности интерпретации хип-хоп-культуры, занятый продюсер и промоутер, в начале 2000-х Бамбаатаа не часто возвращался в студию для сольной работы. Следующая подборка нового материала «Dark Matter Moving at the Speed of Light» появилась только в конце 2004 года. Этот несколько неожиданный и стилистически разношерстный альбом на первый план выдвигал мускулистый сплав техно и элементов хип-хопа, а также — в скромных пропорциях — этнической музыки, джаза, африканской перкуссии и южного рэпа. Сингл «Metal», отметившийся в американском клубном рейтинге, представлял собой кавер трека Гари Ньюмана. Стилистически укорененный в 80-х, альбом «Dark Matter…» не будоражил воображение революционными новшествами, но еще раз доказывал, что свои многочисленные титулы Африка носит не зря.

Виктория Горпинко

Добавить в социальные сети