Биография "Luther Allison"
<< Вернуться к списку всех песен "Luther Allison"
Лютер Эллисон (Luther Allison) (17.VIII 1939 Mayflower, Ark., USA — 12.VIII. 1997, Chicago) — американский блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены 60-х, блюз-рокер начала 70-х, традиционалист в 80-х, неожиданно к концу 90-х ставший бесспорным лидером техасского блюзового стиля.
Родился в Арканзасе, четырнадцатым из 15 детей в семье. Первый музыкальный опыт: пение в церковном хоре и игра на церковном органе. С семьей переехал в Чикаго в 1941 году, стал участником полупрофессиональной вокальной группы The Southern Travellers, исполнявшей госпелл. Учился в одном классе с сыном Мадди Уотерса и имел возможность присутствовать не только на концертах «Отца Чикагского блюза», но и на репетициях его блюз-бэнда. Игрой на гитаре всерьез увлекся относительно поздно, в 18-летнем возрасте. С 1957 года вместе со старшими братьями играл ритм-энд-блюз в группе The Rolling Stones, переименованной позже в The Four Jivers. Аккомпанировал выступлениям Фредди Кинга, Мэджика Сэма и Отиса Раша. Под их влиянием принял стиль Уэст-Сайд блюза. С 1959 года выступал самостоятельно.
Сорокопятки, записанные в середине 60-х на чикагской фирме «Делмарк» (Delmark) собраны в альбом «Sweet Home Chicago (Милый дом мой, Чикаго)». Дебютный альбом записал для этой же фирмы в 1968 году — «Love Me Mama». Успешное выступление на престижном Эннэрборском блюз-фестивале привлекло внимание рок-молодежи к музыке Эллисона. На волне этого успеха Эллисон подписывает в 1972 году контракт с большой фирмой Мотаун и выпускает еще несколько альбомов. Однако интерес публики к блюзу в США стремительно падает, а Эллисон обнаруживает, что в европейских музыкальных клубах для него всегда есть работа. В 1979 году он окончательно перебирается в Париж. Работа в маленьких клубах чередуется с успешными выступлениями на крупнейших джазовых фестивалях. В альбоме «Where Have You Been» («Где ты был») представлены записи Эллисона в манере жесткого энергичного электроблюза, сделанные на джаз-фестивале в Монтре в период с 1976 по 1994 год.
В те же годы для небольших европейских фирм он записывает альбомы акустического блюза («Hand Me Down My Moonshine» («Передай мне мою самогонку»). В 1989 году в его группе начал играл его сын Бернард, выступающий теперь самостоятельно. Записанный в 1993 году в Мемфисе для европейской фирмы альбом «Soul Fixin’ Man», переизданный чикагской фирмой Alligator, стал первым за 20 лет альбомом Эллисона, выпущенным в США. Возвращение обернулось триумфом: выступления в качестве хедлайнера на всех значительных блюзовых фестивалях США, аншлаговые гастроли, блестящие рецензии, статьи во всех блюзовых и гитарных журналах. 1995 год принес ему награды имени У.К. Хэнди по пяти основным категориям и 10 итоговых за год премий ведущего блюзового журнала Livin’ Blues. Два последовавших альбома, записанных в Мемфисе специально для «Эллигейтор», приумножили этот успех.
По мнению экспертов из «Guitar Player», его «свирепое соло сочетает мудрость опытного рассказчика с элегантностью Би Би Кинга, гибкостью Бадди Гая и густым жалящим тоном Алберта Кинга».
Лютер Эллисон играл современный вариант техасского блюза с энергетикой, редко свойственной его ровесникам из рок-епархии.
Почти одновременно с известием о кончине Джона Клайда Коплэнда пришло и сообщение о том, что обнаружен рак легких и верхних дыхательных путей у другого лидера современного блюза — Лютера Эллисона. О том, насколько неожиданным это было, можно судить хотя бы по плотному гастрольному графику Эллисона, составленному на всю вторую половину 1997 года. Билеты, купленные заранее, многие любители блюза оставили у себя. Эллисон сгорел за один месяц. Он умер, не дожив 5 дней до 58 лет.
Родился в Арканзасе, четырнадцатым из 15 детей в семье. Первый музыкальный опыт: пение в церковном хоре и игра на церковном органе. С семьей переехал в Чикаго в 1941 году, стал участником полупрофессиональной вокальной группы The Southern Travellers, исполнявшей госпелл. Учился в одном классе с сыном Мадди Уотерса и имел возможность присутствовать не только на концертах «Отца Чикагского блюза», но и на репетициях его блюз-бэнда. Игрой на гитаре всерьез увлекся относительно поздно, в 18-летнем возрасте. С 1957 года вместе со старшими братьями играл ритм-энд-блюз в группе The Rolling Stones, переименованной позже в The Four Jivers. Аккомпанировал выступлениям Фредди Кинга, Мэджика Сэма и Отиса Раша. Под их влиянием принял стиль Уэст-Сайд блюза. С 1959 года выступал самостоятельно.
Сорокопятки, записанные в середине 60-х на чикагской фирме «Делмарк» (Delmark) собраны в альбом «Sweet Home Chicago (Милый дом мой, Чикаго)». Дебютный альбом записал для этой же фирмы в 1968 году — «Love Me Mama». Успешное выступление на престижном Эннэрборском блюз-фестивале привлекло внимание рок-молодежи к музыке Эллисона. На волне этого успеха Эллисон подписывает в 1972 году контракт с большой фирмой Мотаун и выпускает еще несколько альбомов. Однако интерес публики к блюзу в США стремительно падает, а Эллисон обнаруживает, что в европейских музыкальных клубах для него всегда есть работа. В 1979 году он окончательно перебирается в Париж. Работа в маленьких клубах чередуется с успешными выступлениями на крупнейших джазовых фестивалях. В альбоме «Where Have You Been» («Где ты был») представлены записи Эллисона в манере жесткого энергичного электроблюза, сделанные на джаз-фестивале в Монтре в период с 1976 по 1994 год.
В те же годы для небольших европейских фирм он записывает альбомы акустического блюза («Hand Me Down My Moonshine» («Передай мне мою самогонку»). В 1989 году в его группе начал играл его сын Бернард, выступающий теперь самостоятельно. Записанный в 1993 году в Мемфисе для европейской фирмы альбом «Soul Fixin’ Man», переизданный чикагской фирмой Alligator, стал первым за 20 лет альбомом Эллисона, выпущенным в США. Возвращение обернулось триумфом: выступления в качестве хедлайнера на всех значительных блюзовых фестивалях США, аншлаговые гастроли, блестящие рецензии, статьи во всех блюзовых и гитарных журналах. 1995 год принес ему награды имени У.К. Хэнди по пяти основным категориям и 10 итоговых за год премий ведущего блюзового журнала Livin’ Blues. Два последовавших альбома, записанных в Мемфисе специально для «Эллигейтор», приумножили этот успех.
По мнению экспертов из «Guitar Player», его «свирепое соло сочетает мудрость опытного рассказчика с элегантностью Би Би Кинга, гибкостью Бадди Гая и густым жалящим тоном Алберта Кинга».
Лютер Эллисон играл современный вариант техасского блюза с энергетикой, редко свойственной его ровесникам из рок-епархии.
Почти одновременно с известием о кончине Джона Клайда Коплэнда пришло и сообщение о том, что обнаружен рак легких и верхних дыхательных путей у другого лидера современного блюза — Лютера Эллисона. О том, насколько неожиданным это было, можно судить хотя бы по плотному гастрольному графику Эллисона, составленному на всю вторую половину 1997 года. Билеты, купленные заранее, многие любители блюза оставили у себя. Эллисон сгорел за один месяц. Он умер, не дожив 5 дней до 58 лет.