Биография "Ma Rainey"
<< Вернуться к списку всех песен "Ma Rainey"
Настоящее имя — Гертруда Мелисса Никс Приджетт (Gertrude Melissa Pridgett). Родилась в Коламбусе, штат Джорджия, в семье музыкантов. В 14 лет начала выступать в местном полупрофессиональном шоу для черных. Блюз услышала два года спустя в сент-луисском театре; в то время это была совсем новая для города музыка, привлекавшая необычной формой и свободой импровизации в текстах. Характерный для блюза сплав грусти и иронии великолепно подходил к ее низкому, богатому оттенками голосу, и Гертруда вскоре становится профессиональной исполнительницей и популяризатором блюза.
«Мамочкой» Рейни ее прозвали после того, как в 1904 году она выходит замуж за «Папочку» Уилла Рейни (William «Pa» Rainey). Они путешествуют вместе, назвав свое шоу «Ма и Па Рейни, убийцы блюза» — Rainey and Rainey, Assassinators of the Blues. Через некоторое время Ма начинает выступать одна, и ее имя становится все более популярным. В 1923 году она подписывает контракт с лейблом «Paramaunt Records», в то время еще скромным отделением мебельной фирмы. Их сотрудничество продолжалось всего шесть лет, за которые, однако, было издано около ста записей, а «Парамаунт» не без ее помощи превратился в крупнейшую звукозаписывающую компанию того времени.
Одно время Ма работала с оркестром известного пианиста и композитора Томаса Дорси, но в основном предпочитала выступать и записываться со своим собственным довольно расхлябанным бэндом, в часто меняющийся состав которого входили многие музыканты, известные по записям Бесси Смит (Bessie Smith): Бастер Бейли (Buster Bailey), Дон Редман, Джо Смит, Чарли Грин. Существует одна запись с молодым Луи Армстронгом (Louis Armstrong).
На протяжении многих лет Ма Рейни оставалась настоящей звездой и символом блюза для чернокожих южан, хотя на пике популярности женского блюза пела и для белой аудитории. Ее называли «дикой кошкой Парамаунта» и «женщиной с золотым ожерельем»: ее фирменное украшение было сделано из золотых долларов. Она всегда любила роскошные платья и украшения. Это была невысокая полная женщина с очень темной кожей и буйной копной вьющихся волос. Поскольку публика предпочитала артисток с более светлой кожей, Ма пудрилась и румянилась («Тяжелая это работа — выглядеть, как я, — говорила она. — Нужен час, чтобы накраситься, и час, чтобы смыть всю эту ерунду»).
Немногим известно, что Ма имела семерых приемных детей. Гораздо шире обсуждается ее предполагаемая бисексуальность; как правило, в доказательство приводят два факта из ее биографии. На рекламе пластинки с песней «Prove It On Me», изданной в 1928 году, Ма, одетая в мужской костюм, флиртовала с двумя девушками, что вполне соответствовало тексту песни: «хочу доказать себе, что могу изображать мужчину». В 1925-м она была арестована в Чикаго за «неприличную вечеринку» с участием хористок ее же труппы. Что тут сказать? Не очень корректно судить о личной жизни человека по его песням, а тем более по рекламе, но: почему бы и нет? Блюз — суровая музыка, и правильная блюзовая леди просто не может не быть несколько мужеподобной — опять же, голос низкий нужен и всякое такое, в особенности бурный темперамент. Вот и тетя Бесси Смит тоже не чуралась своих хористочек, а Биг Мама Торнтон (Big Mama Thornton) — вообще непонятного пола существо. Наводит на мысли… Наверное, просто хорошим артистом становится тот, кого много…
Но вернемся к Мамочке. Ее карьера продолжалась до 1935 года, когда уже очевиден стал упадок женского блюза как жанра, да и возраст приближался к пенсионному. Вернувшись в родной город, Ма приобрела два небольших театра, которыми и управляла до самой смерти. Умерла она в 1939 году от сердечного приступа. Некролог в местной газете гласил, что род ее занятий был — домохозяйка…
Музыкальные заслуги Ма Рейни были оценены лишь полвека спустя: в 1983 году ее имя включено в Зал славы организации «Blues Foundation», а в 1990-м — в Зал славы рок-н-ролла.
«Мамочкой» Рейни ее прозвали после того, как в 1904 году она выходит замуж за «Папочку» Уилла Рейни (William «Pa» Rainey). Они путешествуют вместе, назвав свое шоу «Ма и Па Рейни, убийцы блюза» — Rainey and Rainey, Assassinators of the Blues. Через некоторое время Ма начинает выступать одна, и ее имя становится все более популярным. В 1923 году она подписывает контракт с лейблом «Paramaunt Records», в то время еще скромным отделением мебельной фирмы. Их сотрудничество продолжалось всего шесть лет, за которые, однако, было издано около ста записей, а «Парамаунт» не без ее помощи превратился в крупнейшую звукозаписывающую компанию того времени.
Одно время Ма работала с оркестром известного пианиста и композитора Томаса Дорси, но в основном предпочитала выступать и записываться со своим собственным довольно расхлябанным бэндом, в часто меняющийся состав которого входили многие музыканты, известные по записям Бесси Смит (Bessie Smith): Бастер Бейли (Buster Bailey), Дон Редман, Джо Смит, Чарли Грин. Существует одна запись с молодым Луи Армстронгом (Louis Armstrong).
На протяжении многих лет Ма Рейни оставалась настоящей звездой и символом блюза для чернокожих южан, хотя на пике популярности женского блюза пела и для белой аудитории. Ее называли «дикой кошкой Парамаунта» и «женщиной с золотым ожерельем»: ее фирменное украшение было сделано из золотых долларов. Она всегда любила роскошные платья и украшения. Это была невысокая полная женщина с очень темной кожей и буйной копной вьющихся волос. Поскольку публика предпочитала артисток с более светлой кожей, Ма пудрилась и румянилась («Тяжелая это работа — выглядеть, как я, — говорила она. — Нужен час, чтобы накраситься, и час, чтобы смыть всю эту ерунду»).
Немногим известно, что Ма имела семерых приемных детей. Гораздо шире обсуждается ее предполагаемая бисексуальность; как правило, в доказательство приводят два факта из ее биографии. На рекламе пластинки с песней «Prove It On Me», изданной в 1928 году, Ма, одетая в мужской костюм, флиртовала с двумя девушками, что вполне соответствовало тексту песни: «хочу доказать себе, что могу изображать мужчину». В 1925-м она была арестована в Чикаго за «неприличную вечеринку» с участием хористок ее же труппы. Что тут сказать? Не очень корректно судить о личной жизни человека по его песням, а тем более по рекламе, но: почему бы и нет? Блюз — суровая музыка, и правильная блюзовая леди просто не может не быть несколько мужеподобной — опять же, голос низкий нужен и всякое такое, в особенности бурный темперамент. Вот и тетя Бесси Смит тоже не чуралась своих хористочек, а Биг Мама Торнтон (Big Mama Thornton) — вообще непонятного пола существо. Наводит на мысли… Наверное, просто хорошим артистом становится тот, кого много…
Но вернемся к Мамочке. Ее карьера продолжалась до 1935 года, когда уже очевиден стал упадок женского блюза как жанра, да и возраст приближался к пенсионному. Вернувшись в родной город, Ма приобрела два небольших театра, которыми и управляла до самой смерти. Умерла она в 1939 году от сердечного приступа. Некролог в местной газете гласил, что род ее занятий был — домохозяйка…
Музыкальные заслуги Ма Рейни были оценены лишь полвека спустя: в 1983 году ее имя включено в Зал славы организации «Blues Foundation», а в 1990-м — в Зал славы рок-н-ролла.