Биография "Браво"
<< Вернуться к списку всех песен "Браво"
История группы Браво берет отсчет с осени 1983 года, когда студент I курса Московского Института Инженеров Железнодорожного Транспорта Евгений Хавтан приехал на прослушивание к музыкантам группы Постскриптум, возглавляемой тогда Гариком Сукачевым. Музыканты «Постскриптума» не произвели на Хавтана никакого впечатления, также как и он на них. Единственным, кто понравился ему тогда, был барабанщик Павел Кузин, который уже тогда стучал «достаточно резво и технично».
Но «союз» все-таки состоялся, и, как выяснилось позже, не последнюю роль в этом сыграли «фирменные» примочки и гитара Хавтана. Евгений попытался увести команду от избранного ей музыкального стиля, который представлял собой смесь арт-рока и хард-рока, в сторону чего-то, на его взгляд, более прогрессивного. Кроме того, новому гитаристу не понравился басист, и в скором времени Сергея Бритченкова (автора текста композиции «Верю я») сменил приведенный Хавтаном бас-гитарист Карен Саркисов.
Некоторое время обновленный коллектив в составе Гарика Сукачева, Евгения Хавтана, Павла Кузина и Карена Саркисова играл музыку в стиле new wave, песни из репертуара группы Secret Service, Police и композиции Гарика. Но поскольку выступления проходили на танцах в клубе завода «Мосэнерготехпром», где у музыкантов была база, приходилось разбавлять программу песнями итальянской эстрады. Такая ситуация не устраивала никого, и после одного из концертов, сидя на кухне Кузина, Павел и Евгений решили, что с Сукачевым им не по пути. В то же время Гарик пришел к аналогичному выводу, поэтому по обоюдному согласию музыканты расстались.
Процесс создания новой команды начался с поисков саксофониста, потому что играть new wave без саксофона, по мнению Хавтана, было нельзя. В подмосковном Железнодорожном был найден Александр Степаненко, игравший в местном банкетном зале. Потом появилась Жанна Агузарова: однажды в Жениной квартире раздался ночной звонок, и девушка на другом конце провода заявила, что она хочет петь и ищет ансамбль. «До этого про нее мне рассказывали такие альтернативщики, как «Мухоморы», которых КГБ уже пытался посадить в тюрьму, и они чудом еще не сели к тому времени. Они мне сказали, что есть девушка такая, и я уже был готов к этому звонку. Она приехала и покорила всех нас», — вспоминает лидер группы «Браво», которая начинала в следующем составе:
Евгений Хавтан — руководитель, гитарист, композитор;
Иванна Андерс, она же Жанна Агузарова — вокал;
Андрей Конусов — бас-гитара;
Павел Кузин — ударные;
Александр Степаненко — саксофон.
Кстати, название группы придумала подруга Жанны. После одного из посещений Большого театра девушка подумала, что традиционные театральные крики «Браво» — неплохое имя для коллектива. Музыканты согласились, что ее предложение лучше придуманных ими вариантов — «Твист», «Шейк» или «КВН».
Первой песней ансамбля стала композиция «Кошки», которую Женя наиграл Жанне на гитаре, а спустя несколько дней вокалистка принесла для нее стихотворение Уильяма Дж. Смита. По признанию Евгения, тогда Жанна обладала редким даром находить очень удачные стихи для песен. Принесенная ею поэзия и музыка Хавтана составили основу первой 20-минутной записи, которая появилась на кассетах в 1984 году.
«Мы играли концерты, и я уже чувствовал, что за нами следят, — рассказывает Евгений Хавтан. — Чтобы увековечить наше творчество, еще не зная, что с нами произойдет, мы на нашей репетиционной базе с помощью первых распространителей магнитоальбомов Виктора Алисова и Юрия Севостьянова сделали эту запись, которая на сегодняшний день является для меня эталонной по энергетике, по настроению, по количеству искренности и по количеству «лажи» — там все соответствует представлению о том, какой должна быть первая запись у группы». Эта сессия знаменита тем, что бас-гитарист Андреи Конусов, которому во время домашней ссоры супруга прищемила палец, играл на своем инструменте фактически тремя пальцами.
Через несколько недель после записи, 18 марта 1984 года (эту дату «Браво» считает своим официальным днем рождения), в ДК «Мосэнерготехпром» состоялся печально известный концерт группы, главными действующими лицами которого стали сотрудники правоохранительных органов, а финальная кода прозвучала в местном отделении милиции, где музыканты писали объяснительные записки по поводу того, кто организовывал их выступление и как и где распространялись билеты. Посадить всех участников ансамбля не смогли, поскольку отсутствовал состав преступления. Больше всех досталось Жанне Агузаровой, у которой были проблемы с московской пропиской и паспортом, — ее арестовали и несколько месяцев она провела в следственном изоляторе, а «Браво» попало в известный «черный список» запрещенных команд, в котором занимало третью или четвертую строчку — после Аквариума с Алисой.
Тем не менее, в период отсутствия Жанны группа продолжала репетиции. Однако, не веря в возможность дальнейшей работы «Браво», музыканты стали покидать команду. Бас-гитарист Андрей Конусов ушел в Карнавал, где тоже играл неделю и потом навсегда покончил с карьерой бас-гитариста. Вместо него в «Браво» пришел Тимур Муртазаев, игравший на контрабасе. Заканчивавшего Гнесинку Александра Степаненко, которому была просто необходима концертная практика, пригласил в Динамик Владимир Кузьмин. Ушедшего саксофониста сменил Игорь Андреев. В «переходный» период вместо Агузаровой, писавшей письма с просьбами ее дождаться, пел Сергей Рыженко («Футбол», «Последний шанс», Машина времени). Дебют ансамбля в новом составе состоялся на дне рождения у Александра Липницкого, который отмечался на его даче и где в числе гостей присутствовали музыканты групп Кино, Аквариум и Звуки Му. Все они приняли участие в праздничном концерте, через два дня после которого Евгений Хавтан был отчислен из МИИТа.
Чтобы КГБ удобнее было контролировать творчество молодежи, в 1985 году в Москве была создана творческая лаборатория рок-музыки, куда пригласили и «Браво». Вернулась Жанна Агузарова, ансамбль получил статус любительского коллектива, им заинтересовалась Алла Пугачева, пригласившая ребят принять участие в концерте «Счет 904» который состоялся в 1986 году после трагедии в Чернобыле. После телетрансляции этого концерта, в котором прозвучала песня «Верю я», «Браво» открылась дорога на телевидение. Та же Пугачева представила артистов в программе «Музыкальный ринг». По рекомендации Жанны в группу пришел ксилофонист и клавишник Павел Марказьян. Тогда же «Браво» пригласили на «Рок-панораму-86», которая прошла в Центральном Доме Туриста. Признанные мэтры рок-музыки — Александр Градский, Машина времени и Автограф — были против участия в фестивале непрофессиональной команды. Однако ребята так отчаянно и лихо отыграли свои песни, что получили сразу две награды — приз зрительских симпатий и приз за лучшую шоу-программу.
Тогдашние акулы зарождавшегося отечественного шоу-бизнеса не могли остаться безучастными к судьбе молодого коллектива. Валерий Гольденберг пригласил «Браво» на работу в Московскую областную филармонию, и уже в статусе филармонических тружеников музыканты приняли участие в фестивале «Литуаника-86», где их программа также была признана лучшей. Считающая, что «Браво» ещё рано быть профессионалами, Жанна Агузарова после очередного скандала покинула группу. Место у микрофона заняла Анна Салмина, спевшая суперхит «Король Оранжевое лето», ставший по опросу «Звуковой дорожки» «МК» самой популярной композицией 1986 года. После Салминой в группе недолго проработала Татьяна Рузаева, а потом Жанна Агузарова решила вернуться в «Браво». В 1987 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Браво», которая была продана в количестве 5 млн. копий — именно за такой тираж Евгению Хавтану был перечислен гонорар в 260 рублей. Выступление коллектива на «Рок-панораме-87» не было таким успешным, как годом раньше, потому что громко заявила о себе Бригада С, а из Свердловска покорять Москву приехал Наутилус Помпилиус.
В 1988 году Жанна Агузарова вновь ушла из группы, чтобы заняться сольной карьерой. «Браво» устроило прослушивание новых вокалистов, в числе которых были и Роберт Ленц с Евгением Осиным. Последний приходил на каждую репетицию, умоляя взять его кем угодно, — хоть барабанщиком, хоть гитаристом. В конце концов, его настойчивость победила — в 1989 году он был взят в группу в качестве солиста. Вместе с Осиным коллектив записал несколько вещей, которые никогда и нигде не были изданы, однако две песни — «Мне грустно и легко» и «Добрый вечер, Москва» — обрели всесоюзную известность. Годом позже в «Браво» вместо ушедшего Евгения Осина пела Ирина Епифанова. По иронии судьбы о ее работе в «Браво» также напоминают две композиции — «Джамайка» и «Красный свет». В том же 1990 году Евгений Хавтан пригласил в коллектив Валерия Сюткина. Одним из главных условий его работы в группе была смена прически — Хавтан уговорил Валерия постричь длинные волосы. Одним из первых совместных произведений стала песня «Вася», которая дала старт очередному витку популярности «Браво» — это был второй ренессанс ансамбля, считает его руководитель. Первый концерт с фронтменом Сюткиным состоялся 25 августа 1990 в городе Сумы в составе:
Евгений Хавтан — гитара;
Валерий Сюткин — вокал;
Игорь Данилкин — ударные;
Сергей Лапин — бас;
Алексей Иванов — саксофон;
Сергей Бушкевич — труба.
Через год вышел альбом «Стиляги из Москвы» и была записана пластинка «Московский бит». Эти два диска плюс изданная позже «Дорога в облака» стали самыми продаваемыми альбомами в истории «Браво».
Период с 1991 по 1994 годы стал наиболее насыщенным в творческой биографии группы (более 1000 концертов). Коллектив дал колоссальное количество концертов, собирая стадионы и объездив всю страну вдоль и поперёк. В 1992 году был издан диск «Московский бит», а год спустя, проведя успешный тур, посвященный своему 10-летию, «Браво» записывает «Дорогу в облака». Первыми в нашей стране музыканты включили в этот диск ремикс на заглавную песню, который сделали совместно с Алексеем Соловьевым и группой «Ракета». Релизу альбома предшествовал выпуск сингла с «Дорогой в облака» и ещё несколькими вещами. К моменту выхода пластинки на General Records в 1994 году стало ясно, что Валерий Сюткин покидает команду ради сольной карьеры, поскольку в «Браво» появились творческие разногласия по поводу того, что в дальнейшем будет представлять собой группа.
В том же 1994 году состав «Браво» пополнился питерским басистом Дмитрием Ашманом, игравшим в командах «Спокойной ночи» и «Никогда не верь хиппи», вернулись Кузин и Степаненко. Занять вакантное место вокалиста вновь пригласили Роберта Ленца («Тихий час» и Message), и на этот раз он ответил согласием. Однако еще некоторое время «Браво» скрывало имя своего нового певца, проводя репетиции в атмосфере секретности и параллельно записывая альбом «На перекрестках весны», который вышел в 1996 году. Релизу диска вновь предшествовало издание сингла. Евгений Хавтан относит эту пластинку к числу самых любимых, поскольку в ней «очень правильное настроение». Весной состоялась презентация диска и программы «На перекрестках весны» в ГЦКЗ «Россия» — это было первое выступление «Браво» с новым солистом на крупной площадке. На последнем из трех концертов, 24 мая, поклонников группы ждал настоящий сюрприз — в конце программы на сцене неожиданно появилась только что вернувшаяся из Америки Жанна Агузарова (уехавшая за океан в 1990 году) и спела «Кошки» и «Верю я».
В следующем году артисты записали «Хиты про любовь» — альбом, немного нехарактерный для своего обычного стиля. В конце 1997 года состоялась презентация сингла «Серенада 2000», выпущенного в оригинальном конверте в виде пронзенного гитарой сердца. Саму «Серенаду» спели дуэтом Роберт Ленц и лидер Бахыт-компота Вадим Степанцов. Вообще же г-н Степанцов написал для «Браво» не один текст — практически в каждом альбоме коллектива есть композиции на его стихи.
«Хиты про любовь» в 1998 году выпустила фирма Ехtraрhопе. Свое 15-летие коллектив решил отпраздновать грандиозным гастрольным туром «Бравомания» с тремя солистами — Робертом Ленцем, Жанной Агузаровой и Валерием Сюткиным. Однако после пятого концерта Жанна оставила коллег и вернулась в Москву. Запланированные на осень сольные концерты в ГЦКЗ «Россия», завершающие «Бравоманию», не состоялись.
В 1999 году участники группы занимались собственными проектами. Александр Степаненко записал два альбома «Море». Павел Кузин сделал диск «Браво, Жанна» с ремиксами на лучшие песни в исполнении Жанны Агузаровой, Евгений Хавтан осваивал компьютер и занимался виртуальным проектом «Микки Маус и стилеты». Летом музыканты собрались вместе, чтобы заняться подготовкой материала для нового альбома. Первый сингл с него — «XX век» — вышел 6 декабря на сборнике «У-2» вместе с молодыми группами Танцы минус, Найк Борзов, Мультфильмы.
Новый альбом, названный «Евгеника» (2001), оказался для группы во многом переломным. Во-первых, семь из двенадцати песен в нем спел сам Евгений Хавтан — впервые после «Замка из песка». Во-вторых, после пятилетнего перерыва альбом вернул группу в радиоэфиры — песня «Любовь не горит» неожиданно для всех возглавила чарты. К этому времени вовсю уже приближалось двадцатилетие группы, и музыканты затеяли трибьют самим себе под названием «Звездный каталог». Участники актуального на тот момент состава — Евгений, Роберт, Павел, Александр и Дмитрий — заново переиграли известные и неизвестные песни, накопившиеся за долгую историю группы, а вокалистами выступили Земфира, Илья Лагутенко, Гарик Сукачев, Маша Макарова, «Би-2», Светлана Сурганова, Сергей Мазаев, Максим Леонидов, Максим Покровский, Дмитрий «Сид» Спирин из группы «Тараканы!», Билли Новик из «Billy’s Band», Татьяна Литвиненко из «Квартала», Герберт Моралес из «Jah Division»… В ноябре двадцатилетие группы было отмечено концертами в Кремле и Ледовом дворце Санкт-Петербурга. В них вместе с «Браво» на сцену вышли как участники трибьюта, так и бывшие солисты группы — Жанна Агузарова, Валерий Сюткин и Евгений Осин. Питерский концерт был снят и выпущен на DVD, моментально ставшем редкостью.
После этого начался третий взлет популярности группы. Мало-помалу выяснилось, что «Браво» опять стали одним из самых востребованных концертных составов страны! В это время команда начинает выступать с расширенной духовой секцией, а на большие концерты приглашают еще и танцевальную группу. Концерты длятся по два — два с половиной часа, во время которых зрители ходят ходуном от начала и до конца. Одно за другим пошли выступления на крупнейших фестивалях («Нашествие», позднее — «Пикник Афиши»), нередко — в ранге хедлайнеров, а вот в студии… Работа категорически не шла. Наброски нескольких песен были готовы у Евгения уже в 2006 году, но не было текстов, и самое главное — не было понимания, куда двигаться дальше. Оставалось продолжать играть концерты, удивляться тому, что публики на них становится все больше, причем эта публика становится все моложе (сейчас средний возраст зрителей в зале — 20-25 лет, то есть практически все они родились на свет уже после того, как группа вышла на сцену!)
В 2008 году «Браво» отмечает четвертьвековой юбилей, снова в Кремле, но на этот раз — с Юрием Башметом и камерным оркестром «Солисты Москвы» (этот вечер тоже был снят, отрывки из него «гуляют» по Интернету, но сам материал никогда не издавался). И снова концерты-концерты-концерты… 2011 год начался с новостей, поразивших поклонников группы. Во-первых, на место Дмитрия Ашмана был приглашен Михаил Грачев, одним из козырей которого стало безукоризненное владение контрабасом. Во-вторых, наконец-то сложился новый альбом «Мода», ставший лучшим альбомом 2011 года по мнению «Нашего Радио» — ведущей рок-станции нашей страны. Основным соавтором Евгения Хавтана на нем стал Анжей Захарищев фон Бруш из легендарной московской команды «Оберманекен», также над стихами поработали Дмитрий «Сид» Спирин, Александра Чугунова («Муха»), Олег Чилап («Оптимальный вариант») и Александр Пищулов (управляющий одного из московских кладбищ, приславший текст по Интернету). А трек «Джаз на орбите» был взят (и перезаписан) из так и не реализованного сольного проекта Хавтана. Диск был записан в «Garage Records» — домашней студии Евгения, которая действительно находится в гараже его дома.
Сведением пластинки занимался Гиан Райт — 35 летний лос-анджелесский продюсер, в активе которого работа с Janet Jackson, Полом МакКартни (Paul McCartney), Foo Fighters, Meat Loaf, Oasis, Ринго Старром (Ringo Starr), The Raconteurs, Vampire Weekend и саундтреки к фильмам «Across the Universe» и «Walk the Line». Вся работа над альбомом заняла четыре месяца, дальше была презентация в КЗ «Крокус Сити Холл», восторженные отзывы публики и критиков, а затем…
А затем группа начала работу над новой пластинкой. И уже в сентябре 2012 года был обнародован первый трек «На лунный свет».
ИСТОРИЯ ГРУППЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Дискография:
Альбомы
* 1987 — Bravo
* 1987 — Ансамбль Браво
* 1989 — Группа Браво
* 1990 — Стиляги из Москвы
* 1993 — Московский бит
* 1994 — Дорога в облака
* 1996 — На перекрёстках весны
* 1997 — Серенада 2000 (миниальбом)
* 1998 — Хиты про любовь
* 2001 — Евгеника
* 2011 — Мода
Синглы
* 1994 — Дорога в облака
* 1995 — Ветер знает
* 2001 — Любовь не горит
Сборники
* 1993 — Жанна Агузарова и «Браво» 1983—1988
* 1994 — Live in Moscow
* 1995 — Песни разных лет
* 2004 — Звёздный каталог (трибьют)
Но «союз» все-таки состоялся, и, как выяснилось позже, не последнюю роль в этом сыграли «фирменные» примочки и гитара Хавтана. Евгений попытался увести команду от избранного ей музыкального стиля, который представлял собой смесь арт-рока и хард-рока, в сторону чего-то, на его взгляд, более прогрессивного. Кроме того, новому гитаристу не понравился басист, и в скором времени Сергея Бритченкова (автора текста композиции «Верю я») сменил приведенный Хавтаном бас-гитарист Карен Саркисов.
Некоторое время обновленный коллектив в составе Гарика Сукачева, Евгения Хавтана, Павла Кузина и Карена Саркисова играл музыку в стиле new wave, песни из репертуара группы Secret Service, Police и композиции Гарика. Но поскольку выступления проходили на танцах в клубе завода «Мосэнерготехпром», где у музыкантов была база, приходилось разбавлять программу песнями итальянской эстрады. Такая ситуация не устраивала никого, и после одного из концертов, сидя на кухне Кузина, Павел и Евгений решили, что с Сукачевым им не по пути. В то же время Гарик пришел к аналогичному выводу, поэтому по обоюдному согласию музыканты расстались.
Процесс создания новой команды начался с поисков саксофониста, потому что играть new wave без саксофона, по мнению Хавтана, было нельзя. В подмосковном Железнодорожном был найден Александр Степаненко, игравший в местном банкетном зале. Потом появилась Жанна Агузарова: однажды в Жениной квартире раздался ночной звонок, и девушка на другом конце провода заявила, что она хочет петь и ищет ансамбль. «До этого про нее мне рассказывали такие альтернативщики, как «Мухоморы», которых КГБ уже пытался посадить в тюрьму, и они чудом еще не сели к тому времени. Они мне сказали, что есть девушка такая, и я уже был готов к этому звонку. Она приехала и покорила всех нас», — вспоминает лидер группы «Браво», которая начинала в следующем составе:
Евгений Хавтан — руководитель, гитарист, композитор;
Иванна Андерс, она же Жанна Агузарова — вокал;
Андрей Конусов — бас-гитара;
Павел Кузин — ударные;
Александр Степаненко — саксофон.
Кстати, название группы придумала подруга Жанны. После одного из посещений Большого театра девушка подумала, что традиционные театральные крики «Браво» — неплохое имя для коллектива. Музыканты согласились, что ее предложение лучше придуманных ими вариантов — «Твист», «Шейк» или «КВН».
Первой песней ансамбля стала композиция «Кошки», которую Женя наиграл Жанне на гитаре, а спустя несколько дней вокалистка принесла для нее стихотворение Уильяма Дж. Смита. По признанию Евгения, тогда Жанна обладала редким даром находить очень удачные стихи для песен. Принесенная ею поэзия и музыка Хавтана составили основу первой 20-минутной записи, которая появилась на кассетах в 1984 году.
«Мы играли концерты, и я уже чувствовал, что за нами следят, — рассказывает Евгений Хавтан. — Чтобы увековечить наше творчество, еще не зная, что с нами произойдет, мы на нашей репетиционной базе с помощью первых распространителей магнитоальбомов Виктора Алисова и Юрия Севостьянова сделали эту запись, которая на сегодняшний день является для меня эталонной по энергетике, по настроению, по количеству искренности и по количеству «лажи» — там все соответствует представлению о том, какой должна быть первая запись у группы». Эта сессия знаменита тем, что бас-гитарист Андреи Конусов, которому во время домашней ссоры супруга прищемила палец, играл на своем инструменте фактически тремя пальцами.
Через несколько недель после записи, 18 марта 1984 года (эту дату «Браво» считает своим официальным днем рождения), в ДК «Мосэнерготехпром» состоялся печально известный концерт группы, главными действующими лицами которого стали сотрудники правоохранительных органов, а финальная кода прозвучала в местном отделении милиции, где музыканты писали объяснительные записки по поводу того, кто организовывал их выступление и как и где распространялись билеты. Посадить всех участников ансамбля не смогли, поскольку отсутствовал состав преступления. Больше всех досталось Жанне Агузаровой, у которой были проблемы с московской пропиской и паспортом, — ее арестовали и несколько месяцев она провела в следственном изоляторе, а «Браво» попало в известный «черный список» запрещенных команд, в котором занимало третью или четвертую строчку — после Аквариума с Алисой.
Тем не менее, в период отсутствия Жанны группа продолжала репетиции. Однако, не веря в возможность дальнейшей работы «Браво», музыканты стали покидать команду. Бас-гитарист Андрей Конусов ушел в Карнавал, где тоже играл неделю и потом навсегда покончил с карьерой бас-гитариста. Вместо него в «Браво» пришел Тимур Муртазаев, игравший на контрабасе. Заканчивавшего Гнесинку Александра Степаненко, которому была просто необходима концертная практика, пригласил в Динамик Владимир Кузьмин. Ушедшего саксофониста сменил Игорь Андреев. В «переходный» период вместо Агузаровой, писавшей письма с просьбами ее дождаться, пел Сергей Рыженко («Футбол», «Последний шанс», Машина времени). Дебют ансамбля в новом составе состоялся на дне рождения у Александра Липницкого, который отмечался на его даче и где в числе гостей присутствовали музыканты групп Кино, Аквариум и Звуки Му. Все они приняли участие в праздничном концерте, через два дня после которого Евгений Хавтан был отчислен из МИИТа.
Чтобы КГБ удобнее было контролировать творчество молодежи, в 1985 году в Москве была создана творческая лаборатория рок-музыки, куда пригласили и «Браво». Вернулась Жанна Агузарова, ансамбль получил статус любительского коллектива, им заинтересовалась Алла Пугачева, пригласившая ребят принять участие в концерте «Счет 904» который состоялся в 1986 году после трагедии в Чернобыле. После телетрансляции этого концерта, в котором прозвучала песня «Верю я», «Браво» открылась дорога на телевидение. Та же Пугачева представила артистов в программе «Музыкальный ринг». По рекомендации Жанны в группу пришел ксилофонист и клавишник Павел Марказьян. Тогда же «Браво» пригласили на «Рок-панораму-86», которая прошла в Центральном Доме Туриста. Признанные мэтры рок-музыки — Александр Градский, Машина времени и Автограф — были против участия в фестивале непрофессиональной команды. Однако ребята так отчаянно и лихо отыграли свои песни, что получили сразу две награды — приз зрительских симпатий и приз за лучшую шоу-программу.
Тогдашние акулы зарождавшегося отечественного шоу-бизнеса не могли остаться безучастными к судьбе молодого коллектива. Валерий Гольденберг пригласил «Браво» на работу в Московскую областную филармонию, и уже в статусе филармонических тружеников музыканты приняли участие в фестивале «Литуаника-86», где их программа также была признана лучшей. Считающая, что «Браво» ещё рано быть профессионалами, Жанна Агузарова после очередного скандала покинула группу. Место у микрофона заняла Анна Салмина, спевшая суперхит «Король Оранжевое лето», ставший по опросу «Звуковой дорожки» «МК» самой популярной композицией 1986 года. После Салминой в группе недолго проработала Татьяна Рузаева, а потом Жанна Агузарова решила вернуться в «Браво». В 1987 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Браво», которая была продана в количестве 5 млн. копий — именно за такой тираж Евгению Хавтану был перечислен гонорар в 260 рублей. Выступление коллектива на «Рок-панораме-87» не было таким успешным, как годом раньше, потому что громко заявила о себе Бригада С, а из Свердловска покорять Москву приехал Наутилус Помпилиус.
В 1988 году Жанна Агузарова вновь ушла из группы, чтобы заняться сольной карьерой. «Браво» устроило прослушивание новых вокалистов, в числе которых были и Роберт Ленц с Евгением Осиным. Последний приходил на каждую репетицию, умоляя взять его кем угодно, — хоть барабанщиком, хоть гитаристом. В конце концов, его настойчивость победила — в 1989 году он был взят в группу в качестве солиста. Вместе с Осиным коллектив записал несколько вещей, которые никогда и нигде не были изданы, однако две песни — «Мне грустно и легко» и «Добрый вечер, Москва» — обрели всесоюзную известность. Годом позже в «Браво» вместо ушедшего Евгения Осина пела Ирина Епифанова. По иронии судьбы о ее работе в «Браво» также напоминают две композиции — «Джамайка» и «Красный свет». В том же 1990 году Евгений Хавтан пригласил в коллектив Валерия Сюткина. Одним из главных условий его работы в группе была смена прически — Хавтан уговорил Валерия постричь длинные волосы. Одним из первых совместных произведений стала песня «Вася», которая дала старт очередному витку популярности «Браво» — это был второй ренессанс ансамбля, считает его руководитель. Первый концерт с фронтменом Сюткиным состоялся 25 августа 1990 в городе Сумы в составе:
Евгений Хавтан — гитара;
Валерий Сюткин — вокал;
Игорь Данилкин — ударные;
Сергей Лапин — бас;
Алексей Иванов — саксофон;
Сергей Бушкевич — труба.
Через год вышел альбом «Стиляги из Москвы» и была записана пластинка «Московский бит». Эти два диска плюс изданная позже «Дорога в облака» стали самыми продаваемыми альбомами в истории «Браво».
Период с 1991 по 1994 годы стал наиболее насыщенным в творческой биографии группы (более 1000 концертов). Коллектив дал колоссальное количество концертов, собирая стадионы и объездив всю страну вдоль и поперёк. В 1992 году был издан диск «Московский бит», а год спустя, проведя успешный тур, посвященный своему 10-летию, «Браво» записывает «Дорогу в облака». Первыми в нашей стране музыканты включили в этот диск ремикс на заглавную песню, который сделали совместно с Алексеем Соловьевым и группой «Ракета». Релизу альбома предшествовал выпуск сингла с «Дорогой в облака» и ещё несколькими вещами. К моменту выхода пластинки на General Records в 1994 году стало ясно, что Валерий Сюткин покидает команду ради сольной карьеры, поскольку в «Браво» появились творческие разногласия по поводу того, что в дальнейшем будет представлять собой группа.
В том же 1994 году состав «Браво» пополнился питерским басистом Дмитрием Ашманом, игравшим в командах «Спокойной ночи» и «Никогда не верь хиппи», вернулись Кузин и Степаненко. Занять вакантное место вокалиста вновь пригласили Роберта Ленца («Тихий час» и Message), и на этот раз он ответил согласием. Однако еще некоторое время «Браво» скрывало имя своего нового певца, проводя репетиции в атмосфере секретности и параллельно записывая альбом «На перекрестках весны», который вышел в 1996 году. Релизу диска вновь предшествовало издание сингла. Евгений Хавтан относит эту пластинку к числу самых любимых, поскольку в ней «очень правильное настроение». Весной состоялась презентация диска и программы «На перекрестках весны» в ГЦКЗ «Россия» — это было первое выступление «Браво» с новым солистом на крупной площадке. На последнем из трех концертов, 24 мая, поклонников группы ждал настоящий сюрприз — в конце программы на сцене неожиданно появилась только что вернувшаяся из Америки Жанна Агузарова (уехавшая за океан в 1990 году) и спела «Кошки» и «Верю я».
В следующем году артисты записали «Хиты про любовь» — альбом, немного нехарактерный для своего обычного стиля. В конце 1997 года состоялась презентация сингла «Серенада 2000», выпущенного в оригинальном конверте в виде пронзенного гитарой сердца. Саму «Серенаду» спели дуэтом Роберт Ленц и лидер Бахыт-компота Вадим Степанцов. Вообще же г-н Степанцов написал для «Браво» не один текст — практически в каждом альбоме коллектива есть композиции на его стихи.
«Хиты про любовь» в 1998 году выпустила фирма Ехtraрhопе. Свое 15-летие коллектив решил отпраздновать грандиозным гастрольным туром «Бравомания» с тремя солистами — Робертом Ленцем, Жанной Агузаровой и Валерием Сюткиным. Однако после пятого концерта Жанна оставила коллег и вернулась в Москву. Запланированные на осень сольные концерты в ГЦКЗ «Россия», завершающие «Бравоманию», не состоялись.
В 1999 году участники группы занимались собственными проектами. Александр Степаненко записал два альбома «Море». Павел Кузин сделал диск «Браво, Жанна» с ремиксами на лучшие песни в исполнении Жанны Агузаровой, Евгений Хавтан осваивал компьютер и занимался виртуальным проектом «Микки Маус и стилеты». Летом музыканты собрались вместе, чтобы заняться подготовкой материала для нового альбома. Первый сингл с него — «XX век» — вышел 6 декабря на сборнике «У-2» вместе с молодыми группами Танцы минус, Найк Борзов, Мультфильмы.
Новый альбом, названный «Евгеника» (2001), оказался для группы во многом переломным. Во-первых, семь из двенадцати песен в нем спел сам Евгений Хавтан — впервые после «Замка из песка». Во-вторых, после пятилетнего перерыва альбом вернул группу в радиоэфиры — песня «Любовь не горит» неожиданно для всех возглавила чарты. К этому времени вовсю уже приближалось двадцатилетие группы, и музыканты затеяли трибьют самим себе под названием «Звездный каталог». Участники актуального на тот момент состава — Евгений, Роберт, Павел, Александр и Дмитрий — заново переиграли известные и неизвестные песни, накопившиеся за долгую историю группы, а вокалистами выступили Земфира, Илья Лагутенко, Гарик Сукачев, Маша Макарова, «Би-2», Светлана Сурганова, Сергей Мазаев, Максим Леонидов, Максим Покровский, Дмитрий «Сид» Спирин из группы «Тараканы!», Билли Новик из «Billy’s Band», Татьяна Литвиненко из «Квартала», Герберт Моралес из «Jah Division»… В ноябре двадцатилетие группы было отмечено концертами в Кремле и Ледовом дворце Санкт-Петербурга. В них вместе с «Браво» на сцену вышли как участники трибьюта, так и бывшие солисты группы — Жанна Агузарова, Валерий Сюткин и Евгений Осин. Питерский концерт был снят и выпущен на DVD, моментально ставшем редкостью.
После этого начался третий взлет популярности группы. Мало-помалу выяснилось, что «Браво» опять стали одним из самых востребованных концертных составов страны! В это время команда начинает выступать с расширенной духовой секцией, а на большие концерты приглашают еще и танцевальную группу. Концерты длятся по два — два с половиной часа, во время которых зрители ходят ходуном от начала и до конца. Одно за другим пошли выступления на крупнейших фестивалях («Нашествие», позднее — «Пикник Афиши»), нередко — в ранге хедлайнеров, а вот в студии… Работа категорически не шла. Наброски нескольких песен были готовы у Евгения уже в 2006 году, но не было текстов, и самое главное — не было понимания, куда двигаться дальше. Оставалось продолжать играть концерты, удивляться тому, что публики на них становится все больше, причем эта публика становится все моложе (сейчас средний возраст зрителей в зале — 20-25 лет, то есть практически все они родились на свет уже после того, как группа вышла на сцену!)
В 2008 году «Браво» отмечает четвертьвековой юбилей, снова в Кремле, но на этот раз — с Юрием Башметом и камерным оркестром «Солисты Москвы» (этот вечер тоже был снят, отрывки из него «гуляют» по Интернету, но сам материал никогда не издавался). И снова концерты-концерты-концерты… 2011 год начался с новостей, поразивших поклонников группы. Во-первых, на место Дмитрия Ашмана был приглашен Михаил Грачев, одним из козырей которого стало безукоризненное владение контрабасом. Во-вторых, наконец-то сложился новый альбом «Мода», ставший лучшим альбомом 2011 года по мнению «Нашего Радио» — ведущей рок-станции нашей страны. Основным соавтором Евгения Хавтана на нем стал Анжей Захарищев фон Бруш из легендарной московской команды «Оберманекен», также над стихами поработали Дмитрий «Сид» Спирин, Александра Чугунова («Муха»), Олег Чилап («Оптимальный вариант») и Александр Пищулов (управляющий одного из московских кладбищ, приславший текст по Интернету). А трек «Джаз на орбите» был взят (и перезаписан) из так и не реализованного сольного проекта Хавтана. Диск был записан в «Garage Records» — домашней студии Евгения, которая действительно находится в гараже его дома.
Сведением пластинки занимался Гиан Райт — 35 летний лос-анджелесский продюсер, в активе которого работа с Janet Jackson, Полом МакКартни (Paul McCartney), Foo Fighters, Meat Loaf, Oasis, Ринго Старром (Ringo Starr), The Raconteurs, Vampire Weekend и саундтреки к фильмам «Across the Universe» и «Walk the Line». Вся работа над альбомом заняла четыре месяца, дальше была презентация в КЗ «Крокус Сити Холл», восторженные отзывы публики и критиков, а затем…
А затем группа начала работу над новой пластинкой. И уже в сентябре 2012 года был обнародован первый трек «На лунный свет».
ИСТОРИЯ ГРУППЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Дискография:
Альбомы
* 1987 — Bravo
* 1987 — Ансамбль Браво
* 1989 — Группа Браво
* 1990 — Стиляги из Москвы
* 1993 — Московский бит
* 1994 — Дорога в облака
* 1996 — На перекрёстках весны
* 1997 — Серенада 2000 (миниальбом)
* 1998 — Хиты про любовь
* 2001 — Евгеника
* 2011 — Мода
Синглы
* 1994 — Дорога в облака
* 1995 — Ветер знает
* 2001 — Любовь не горит
Сборники
* 1993 — Жанна Агузарова и «Браво» 1983—1988
* 1994 — Live in Moscow
* 1995 — Песни разных лет
* 2004 — Звёздный каталог (трибьют)