Биография "Mina"
<< Вернуться к списку всех песен "Mina"
Анна Мария Мадзини (Anna Maria Mazzini) известная под псевдонимом Мина (Mina), родилась в Бусто Арсицио 25 марта 1940 года. Ее семья состояла из отца, Джакомо, который работал промышленным химиком, мамы Реджины и младшего брата Альфредо. В 1943 году они переехали в Кремону, где затем Анна Мария приступила к изучению бухгалтерского дела, которое, впрочем, оставила на четвертом курсе, потому что тем временем начала увлекаться музыкой, слушая в основном пластинки рок-н-ролла, которые из США проникли в Италию как раз в те годы. Она даже организовала команду под названием «Happy Boys».
Как раз в составе этой группы на одном из вечерних концертов ее заметил Давид Маталон (David Matalon), глава небольшой звукозаписывающей фирмы Italdisc: именно так и произошел ее дискографический дебют — на нескольких пластинках 45 об., записанных под псевдонимом Мина на итальянском языке для Italdisc, и пластинках под псевдонимом Baby Gate — на английском для Broadway, другой небольшой звукозаписывающей компании Маталона (в противоположность общепринятому мнению диски Baby Gate вышли не раньше всех остальных, а одновременно с первыми произведениями под псевдонимом Мина).
Довольно скоро «Happy boys» уступают место другой команде — «Solitari» («Одиночки»). Именно с ними на фестивале «Festival rock», который состоялся в 1959 году в Милане, Мина исполняет произведение, несколькими месяцами ранее прозвучавшее на фестивале Сан-Ремо в исполнении Бетти Кертис (Betty Curtis) и Вильмы Де Анджелис (Wilma De Angelis), «Nessuno» («Никто»): ее исполнение преображает песню, делая ее в большей степени роком, благодаря элементам свинга, и ставит эту версию на огромное расстояние от оригинала, спетого не менее талантливой Бетти Кертис. С этого момента карьера Мины взмывает ввысь. Представить эту оригинальную версию песни «Nessuno» ее зовут на передачу «Lascia o raddoppia» («Брось или удвой») — знаменитую программу-викторину, которую ведет Майк Бонджорно (Mike Bongiorno), а еженедельное издание «Sorrisi e Canzoni» («Улыбки и песни») посвящает ей первую обложку с надписью: «В песенном мире взорвалась Мина».
Эльо Джиганте (Elio Gigante), который уже работал со знаменитыми актерами Тото (Toto) и Анной Маньяни (Anna Magnani), становится ее менеджером, организуя ей концерты на всех танцплощадках Италии. Успех певицы закрепляется выходом песен «Tintarella di luna» («Лунный загар»), «Folle banderuola» («Мечущийся вымпел»), «Serafino campanaro» («Серафим звонарь») и «Una zebra a pois» («Зебра в горошек»), последняя написана Лельо Лутацци. В 1960 году Мина подступается к фестивалю Сан-Ремо с двумя песнями: «E’ vero» («Это правда») и «Non sei felice» («Ты несчастлив»), которые, впрочем, добиваются меньшего успеха, чем ожидалось.
Наоборот, песней, которая добивается чрезвычайного успеха в том же году, становится «Il cielo in una stanza» («Все небо в одной комнате»), написанная новым тогда, перспективным автором Джино Паоли (Gino Paoli) из Генуи.
В 1961-м Мина решает вновь попытать счастья в Сан-Ремо с песнями «Io amo tu ami» («Я люблю, ты любишь») и «Le mille bolle blu» («Множество синих шаров»). Хотя она и добивается большего успеха, чем в предыдущем году, ей не удается победить в фестивале, и Мина принимает решение больше в нем не участвовать. Однако часто Тигрица из Кремоны — так начинают величать ее средства массовой информации — прибегает к переизданию композиций, которые незаслуженно были обойдены вниманием в Сан-Ремо. В то же самое время успехом пользуются ее публикующиеся песни: красивейшая «Come sinfonia» («Как симфония»), написанная Пино Донадджо (Pino Donaggio), «Due note» («Две ноты»), «Moliendo cafe», «Renato», «Chihuahua», «Eclisse twist», с текстом написанным режиссером Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), который включил эту песню в звуковую дорожку своего фильма «L’eclisse» («Затмение»).
Затем разражается так называемое «дело Мины», или скандал Мины: певица познакомилась с актером Коррадо Пани (Corrado Pani), влюбилась в него и забеременела. При этом следует помнить, что это в Италии тех лет считалось весьма позорным, и участь матери-одиночки была незавидной.
Пани к тому же женат, хотя и находится в процессе развода (в Италии, особенно тогда, он длился годами) с женой Ренатой Монтедуро (Renata Monteduro), которая обвиняет мужа в незаконном сожительстве с певицей. Строгая мораль тех времен никак не может мириться с подобными вещами, и Мина попадает в «черный список» личностей, появление которых на радио и телевидении RAI нежелательно. Таким образом, она больше не может принимать участие в телепередачах для раскрутки своих пластинок.
В ведении передачи «Studio uno» ее заменяют Ритой Павоне (Rita Pavone). Кроме всего прочего в итальянской печати повсюду кричат о скандале, как это случилось несколько лет назад с другой парой — Фаусто Коппи (Fausto Coppi) и Джулией Оккини (Giulia Occhini).
18 апреля 1963 года родился Массимильяно Пани (Massimiliano Pani), которому мама дала прозвище Paciughino («Маленькое мороженое»), и которого ожидает блестящее будущее музыканта и аранжировщика.
Тем временем продолжают выходить пластинки, на которых среди прочих публикуется песня, написанная знаменитым писателем Дарио Фо (Dario Fo), «Stringimi forte i polsi («Крепко сожми мне запястья»)», а также песни «Stessa spiaggia stesso mare» («Тот же пляж, то же море») и «La ragazza dell’ombrellone accanto» («Девушка под соседним пляжным зонтом»), но бойкот радио и телевидения своим последствием дает падение продаж ее пластинок, и по этой причине фирма Italdisc контракт с ней не продляет. Тогда Мина переходит на фирму Ri-Fi, директор которой Тонино Ансольди (Tonino Ansoldi), является единственным менеджером шоу-бизнеса, который еще верит в певицу. Очередной выход в свет совершается в 1964 году. Это две пластинки с песнями «Citta vuota» («Пустой город») и «E’ l’uomo per me» («Это мужчина для меня»), а в 1965 — еще две, с самыми прекрасными песнями, когда-либо спетыми Миной: «Un’anno d’amore» («Год любви»), написанная Нино Ферре (Nino Ferrer) и аранжированная Маэстро Аугусто Мартелли (Augusto Martelli), который занимает в сердце Мины место Пани, и «E se domani» («А если завтра»), представленная на Фестивале Сан-Ремо самим ее автором Фаусто Чильяно (Fausto Cigliano), однако добившаяся там весьма скромного успеха.
Теперь даже RAI сдается и вновь приглашает ее для того, чтобы вести шоу-программу «Studio Uno» («Студия 1»), имеющую формат, как раз подходящий для певицы. По этому случаю Мина выставляет на публику песню «Brava», написанную маэстро Бруно Канфора (Bruno Canfora) как раз для проявления во всей красе ее вокального таланта. Также и 1966 Мина ведет новые выпуски передачи «Studio Uno».
1966 год становится годом успеха ее песни «Se telefonando («Если говоря по телефону…»), с текстом, написанным молодым журналистом Маурицио Костанцо (Maurizio Costanzo) и положенным на музыку маэстро Эннио Морриконе (Ennio Morricone), а также это год выхода еще одной ее песни «Una casa in cima al mondo» («Дом на вершине мира»), авторство которой принадлежит Донадджо (после песни «Come sinfonia»). Потом Мина сближается с латиноамериканской музыкой, и одним из ее хитов становится итальянская версия песни «La banda» («Банда»), написанной бразильским автором и исполнителем Chico Buarque de Hollanda. В том же году Мина записывает свою версию песни «L’immensita» («Бесконечность»), написанной Доном Бэки (Don Backy) и спетой Джонни Дорелли (Johnny Dorelli) на фестивале в Сан-Ремо, а также песен «Conversazione» («Разговор») и «Se c’e’ una cosa che mi fa impazzire» («Если есть что-то, что сводит меня с ума»).
Истекает срок контракта с фирмой Ri-Fi, и в августе 1967 года Мина, вместе со своим отцом, открывает собственную студию PDU. Среди первых записей, сделанных на новой фирме, песня «La canzone di Marinella» (Песня Маринеллы), автором которой является Фабрицио Де Андре (Fabrizio De Andre), и выход которой привлекает внимание к творчеству этого, тогда еще малоизвестного, генуэзского автора.
В конце того же года выходит альбом «Dedicato a mio padre» («Посвящается моему отцу»), а в 1968-м обнародуются «Vorrei che fosse amore» («Я хотела бы, чтобы это была любовь»), которая становится музыкальным позывным фестиваля «Canzonissima» того года, и которую Мина представялет вместе с Вальтером Кьяри (Walter Chiari) и Паоло Панелли (Paolo Panelli) и «La voce del silenzio» («Голос молчания»), один из ее шедевров, опять-таки версия песни, представленной на фестивале Сан-Ремо певицей Dionne Warwick вместе с Tony Del Monaco и написанной Моголом (Mogol), Паоло Лимити (Paolo Limiti) и Элио Изола (Elio Isola).
В 1969-м выходит песня «Non credere» («Не верь»), написанная для нее Моголом (Mogol) и Роберто Соффичи (Roberto Soffici). В 1970 году Мина выходит замуж за журналиста газеты «Messaggero» Вирджилио Крокко (Virgilio Crocco) и продолжает пожинать лавры с песней «Bugiardo e incosciente» («Лживый и несознательный»), которая является переводом Паоло Лимити (Paolo Limiti) одной из песен испанского автора и исполнителя Хуана Мануэля Серрата (Juan Manuel Serrat).
Песни «Insieme» («Вместе») и «Io e te da soli» («Я и ты одни») — обе написаны самой популярной и звездной парой авторов тех времен Моголом (Mogol) и Лучо Баттисти (Lucio Battisti), которые год спустя пишут для Мины еще две песни «Amor mio» («Любимый мой») и «La mente torna» («Разум возвращается»): в создании этих пластинок вместе с Тигрицей из Кремоны принимает участие молодой коллектив, которому суждено добиться впоследствии успеха и за океаном, группа PFM — Premiata Forneria Marconi.
Это удачный период и в ее личной жизни — 11 ноября 1971 года рождается Бенедетта, второй ребенок Мины. В 1972-м происходит возвращение Мины на телевидение с программой «Teatro 10», в паре с Альберто Лупо (Alberto Lupo), вместе с которым она исполняет финальный джингл «Parole parole» («Слова, слова») — еще один прославивший ее хит, который сопровождается другой удачной песней, написанной Тони Ренисом (Tony Renis), «Grande grande grande», также входящей в ряд ее самых известных песен. В 1973 году муж Мины Вирджилио Крокко погибает в автокатастрофе в США, его сбивает машина.
Несмотря на это, год этот успешен для карьеры певицы. Продолжают выходить ее хиты: «E poi» («И потом»), написанная Шелом Шапиро (Shel Shapiro) и пластинка L.P. «Amanti di valore» («Дорогие любовники»), полностью посвященная автору Франко Калифано (Franco Califano), которая стала первой пластинкой песен одного автора. Другой хит телевизионный — это передача «Milleluci», в 1974 году Мина ведет ее вместе с Раффаэллой Карра (Raffaella Carra). Джингл передачи песня «Non gioco piu» («Я больше не играю»), созданная с участием Toots Thielemans на губной гармошке, оказывается на вершине хит-парада.
В 1975 году выходит песня «L’importante e finire» («Важно закончить»), написанная Кристиано Мальджольо (Cristiano Malgioglio) и Альберто Анелли (Alberto Anelli), и альбом «Mina canta Lucio» («Мина поет Лучо»), являющийся данью Лучо Баттисти (Lucio Battisti). Пластинка «Mina quasi Jannacci» (Мина почти Йаначчи) содержит в себе некоторые произведения, одни из лучших, принадлежащие этому миланскому барду (Энцо Йаначчи), среди которых выделяется «Sfiorisci bel fiore» («Отцветает прекрасный цветок»), впоследствии записанная Пьеранджело Бертоли и Франческо Де Грегори) и уже спетая Джильолой Чинкуэтти (Gigliola Cinquetti).
1978-й — год ее последнего выступления вживую, на площадке Bussoladomani города Вьаредджо (Viareggio), увековеченная в записи «Live ‘78», в которой записаны две песни малоизвестного генуэзского барда Ивано Фоссати (Ivano Fossati): «Stasera io qui» («Сегодня вечером я здесь») и «Non puo morire un’idea» («Идея умереть не может»). В том же самом году происходит ее последнее официальное появление на телевидении в передаче «Mille e una luce», финальной песней которой становится ее «Ancora ancora ancora» («Еще, еще, еще»).
С того времени Мина уединенно живет в Швейцарии, в Лугано (она получила швейцарское гражданство), ежегодно выпуская по двойному диску, (один из которых содержит кавер-версии, а другой — новые произведения) в сотрудничестве с сыном Массимилиано в качестве аранжировщика («Attila» в 1979 году, «Kyrie» в 1980, «Salome» в 1981 и так далее).
С тех пор певица удалилась от сцены, по-прежнему оставаясь рядом с публикой, общаясь с ней посредством альбомов, которые выходят с завидным постоянством практически каждый год. В каждом из них Мина отличается своим высоким классом и исполнительской чувствительностью.
Многочисленными были ее совместные работы с другими артистами, осуществленные в ходе этих лет, среди которых Адриано Челентано (Adriano Celentano), Пьеро Пелу (Piero Pelu), Мик Хакнелл (Mick Hucknall), Ренато Дзеро (Renato Zero).
Еще одна отличительная черта ее творчества — обложки дисков. До середины 80-х гг. их создание было вверено гению графики Лучано Талларини (Luciano Tallarini). Вместе с Джанни Ронко (Gianni Ronco) и фотографом Мауро Баллетти (Mauro Balletti), который с 1973 года являлся автором редких фотосессий певицы, они воплотили в жизнь фотографии и графические решения — неповторимые, уникальные. Со второй половины восьмидесятых годов создание обложек целиком легло на Мауро Баллетти, который формировал образ Мины на манер наиболее впечатляющий и поразительный: то с леонардовской бородой, как на альбоме «Salome», или со ссылкой на фильм «M — il Mostro di Dusseldorf » для альбома «Sorelle Lumiere», или в образе туарега на «Si buana», в стиле «ботеро» на «Caterpillar», вплоть до образа Джоконды на альбоме «Olio».
Ее поклонники смогли присутствовать на последнем концерте певицы, в 2001 году, впрочем, не вживую, а транслирующемся в Интернете.
10 января 2006 года, в Лугано, спустя 25 лет совместной жизни, она вышла замуж за кардиолога Эудженио Куайни (Eugenio Quaini). По швейцарскому закону жена должна взять фамилию мужа, поэтому Мина стала Анной Марией Куайни.
Как раз в составе этой группы на одном из вечерних концертов ее заметил Давид Маталон (David Matalon), глава небольшой звукозаписывающей фирмы Italdisc: именно так и произошел ее дискографический дебют — на нескольких пластинках 45 об., записанных под псевдонимом Мина на итальянском языке для Italdisc, и пластинках под псевдонимом Baby Gate — на английском для Broadway, другой небольшой звукозаписывающей компании Маталона (в противоположность общепринятому мнению диски Baby Gate вышли не раньше всех остальных, а одновременно с первыми произведениями под псевдонимом Мина).
Довольно скоро «Happy boys» уступают место другой команде — «Solitari» («Одиночки»). Именно с ними на фестивале «Festival rock», который состоялся в 1959 году в Милане, Мина исполняет произведение, несколькими месяцами ранее прозвучавшее на фестивале Сан-Ремо в исполнении Бетти Кертис (Betty Curtis) и Вильмы Де Анджелис (Wilma De Angelis), «Nessuno» («Никто»): ее исполнение преображает песню, делая ее в большей степени роком, благодаря элементам свинга, и ставит эту версию на огромное расстояние от оригинала, спетого не менее талантливой Бетти Кертис. С этого момента карьера Мины взмывает ввысь. Представить эту оригинальную версию песни «Nessuno» ее зовут на передачу «Lascia o raddoppia» («Брось или удвой») — знаменитую программу-викторину, которую ведет Майк Бонджорно (Mike Bongiorno), а еженедельное издание «Sorrisi e Canzoni» («Улыбки и песни») посвящает ей первую обложку с надписью: «В песенном мире взорвалась Мина».
Эльо Джиганте (Elio Gigante), который уже работал со знаменитыми актерами Тото (Toto) и Анной Маньяни (Anna Magnani), становится ее менеджером, организуя ей концерты на всех танцплощадках Италии. Успех певицы закрепляется выходом песен «Tintarella di luna» («Лунный загар»), «Folle banderuola» («Мечущийся вымпел»), «Serafino campanaro» («Серафим звонарь») и «Una zebra a pois» («Зебра в горошек»), последняя написана Лельо Лутацци. В 1960 году Мина подступается к фестивалю Сан-Ремо с двумя песнями: «E’ vero» («Это правда») и «Non sei felice» («Ты несчастлив»), которые, впрочем, добиваются меньшего успеха, чем ожидалось.
Наоборот, песней, которая добивается чрезвычайного успеха в том же году, становится «Il cielo in una stanza» («Все небо в одной комнате»), написанная новым тогда, перспективным автором Джино Паоли (Gino Paoli) из Генуи.
В 1961-м Мина решает вновь попытать счастья в Сан-Ремо с песнями «Io amo tu ami» («Я люблю, ты любишь») и «Le mille bolle blu» («Множество синих шаров»). Хотя она и добивается большего успеха, чем в предыдущем году, ей не удается победить в фестивале, и Мина принимает решение больше в нем не участвовать. Однако часто Тигрица из Кремоны — так начинают величать ее средства массовой информации — прибегает к переизданию композиций, которые незаслуженно были обойдены вниманием в Сан-Ремо. В то же самое время успехом пользуются ее публикующиеся песни: красивейшая «Come sinfonia» («Как симфония»), написанная Пино Донадджо (Pino Donaggio), «Due note» («Две ноты»), «Moliendo cafe», «Renato», «Chihuahua», «Eclisse twist», с текстом написанным режиссером Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), который включил эту песню в звуковую дорожку своего фильма «L’eclisse» («Затмение»).
Затем разражается так называемое «дело Мины», или скандал Мины: певица познакомилась с актером Коррадо Пани (Corrado Pani), влюбилась в него и забеременела. При этом следует помнить, что это в Италии тех лет считалось весьма позорным, и участь матери-одиночки была незавидной.
Пани к тому же женат, хотя и находится в процессе развода (в Италии, особенно тогда, он длился годами) с женой Ренатой Монтедуро (Renata Monteduro), которая обвиняет мужа в незаконном сожительстве с певицей. Строгая мораль тех времен никак не может мириться с подобными вещами, и Мина попадает в «черный список» личностей, появление которых на радио и телевидении RAI нежелательно. Таким образом, она больше не может принимать участие в телепередачах для раскрутки своих пластинок.
В ведении передачи «Studio uno» ее заменяют Ритой Павоне (Rita Pavone). Кроме всего прочего в итальянской печати повсюду кричат о скандале, как это случилось несколько лет назад с другой парой — Фаусто Коппи (Fausto Coppi) и Джулией Оккини (Giulia Occhini).
18 апреля 1963 года родился Массимильяно Пани (Massimiliano Pani), которому мама дала прозвище Paciughino («Маленькое мороженое»), и которого ожидает блестящее будущее музыканта и аранжировщика.
Тем временем продолжают выходить пластинки, на которых среди прочих публикуется песня, написанная знаменитым писателем Дарио Фо (Dario Fo), «Stringimi forte i polsi («Крепко сожми мне запястья»)», а также песни «Stessa spiaggia stesso mare» («Тот же пляж, то же море») и «La ragazza dell’ombrellone accanto» («Девушка под соседним пляжным зонтом»), но бойкот радио и телевидения своим последствием дает падение продаж ее пластинок, и по этой причине фирма Italdisc контракт с ней не продляет. Тогда Мина переходит на фирму Ri-Fi, директор которой Тонино Ансольди (Tonino Ansoldi), является единственным менеджером шоу-бизнеса, который еще верит в певицу. Очередной выход в свет совершается в 1964 году. Это две пластинки с песнями «Citta vuota» («Пустой город») и «E’ l’uomo per me» («Это мужчина для меня»), а в 1965 — еще две, с самыми прекрасными песнями, когда-либо спетыми Миной: «Un’anno d’amore» («Год любви»), написанная Нино Ферре (Nino Ferrer) и аранжированная Маэстро Аугусто Мартелли (Augusto Martelli), который занимает в сердце Мины место Пани, и «E se domani» («А если завтра»), представленная на Фестивале Сан-Ремо самим ее автором Фаусто Чильяно (Fausto Cigliano), однако добившаяся там весьма скромного успеха.
Теперь даже RAI сдается и вновь приглашает ее для того, чтобы вести шоу-программу «Studio Uno» («Студия 1»), имеющую формат, как раз подходящий для певицы. По этому случаю Мина выставляет на публику песню «Brava», написанную маэстро Бруно Канфора (Bruno Canfora) как раз для проявления во всей красе ее вокального таланта. Также и 1966 Мина ведет новые выпуски передачи «Studio Uno».
1966 год становится годом успеха ее песни «Se telefonando («Если говоря по телефону…»), с текстом, написанным молодым журналистом Маурицио Костанцо (Maurizio Costanzo) и положенным на музыку маэстро Эннио Морриконе (Ennio Morricone), а также это год выхода еще одной ее песни «Una casa in cima al mondo» («Дом на вершине мира»), авторство которой принадлежит Донадджо (после песни «Come sinfonia»). Потом Мина сближается с латиноамериканской музыкой, и одним из ее хитов становится итальянская версия песни «La banda» («Банда»), написанной бразильским автором и исполнителем Chico Buarque de Hollanda. В том же году Мина записывает свою версию песни «L’immensita» («Бесконечность»), написанной Доном Бэки (Don Backy) и спетой Джонни Дорелли (Johnny Dorelli) на фестивале в Сан-Ремо, а также песен «Conversazione» («Разговор») и «Se c’e’ una cosa che mi fa impazzire» («Если есть что-то, что сводит меня с ума»).
Истекает срок контракта с фирмой Ri-Fi, и в августе 1967 года Мина, вместе со своим отцом, открывает собственную студию PDU. Среди первых записей, сделанных на новой фирме, песня «La canzone di Marinella» (Песня Маринеллы), автором которой является Фабрицио Де Андре (Fabrizio De Andre), и выход которой привлекает внимание к творчеству этого, тогда еще малоизвестного, генуэзского автора.
В конце того же года выходит альбом «Dedicato a mio padre» («Посвящается моему отцу»), а в 1968-м обнародуются «Vorrei che fosse amore» («Я хотела бы, чтобы это была любовь»), которая становится музыкальным позывным фестиваля «Canzonissima» того года, и которую Мина представялет вместе с Вальтером Кьяри (Walter Chiari) и Паоло Панелли (Paolo Panelli) и «La voce del silenzio» («Голос молчания»), один из ее шедевров, опять-таки версия песни, представленной на фестивале Сан-Ремо певицей Dionne Warwick вместе с Tony Del Monaco и написанной Моголом (Mogol), Паоло Лимити (Paolo Limiti) и Элио Изола (Elio Isola).
В 1969-м выходит песня «Non credere» («Не верь»), написанная для нее Моголом (Mogol) и Роберто Соффичи (Roberto Soffici). В 1970 году Мина выходит замуж за журналиста газеты «Messaggero» Вирджилио Крокко (Virgilio Crocco) и продолжает пожинать лавры с песней «Bugiardo e incosciente» («Лживый и несознательный»), которая является переводом Паоло Лимити (Paolo Limiti) одной из песен испанского автора и исполнителя Хуана Мануэля Серрата (Juan Manuel Serrat).
Песни «Insieme» («Вместе») и «Io e te da soli» («Я и ты одни») — обе написаны самой популярной и звездной парой авторов тех времен Моголом (Mogol) и Лучо Баттисти (Lucio Battisti), которые год спустя пишут для Мины еще две песни «Amor mio» («Любимый мой») и «La mente torna» («Разум возвращается»): в создании этих пластинок вместе с Тигрицей из Кремоны принимает участие молодой коллектив, которому суждено добиться впоследствии успеха и за океаном, группа PFM — Premiata Forneria Marconi.
Это удачный период и в ее личной жизни — 11 ноября 1971 года рождается Бенедетта, второй ребенок Мины. В 1972-м происходит возвращение Мины на телевидение с программой «Teatro 10», в паре с Альберто Лупо (Alberto Lupo), вместе с которым она исполняет финальный джингл «Parole parole» («Слова, слова») — еще один прославивший ее хит, который сопровождается другой удачной песней, написанной Тони Ренисом (Tony Renis), «Grande grande grande», также входящей в ряд ее самых известных песен. В 1973 году муж Мины Вирджилио Крокко погибает в автокатастрофе в США, его сбивает машина.
Несмотря на это, год этот успешен для карьеры певицы. Продолжают выходить ее хиты: «E poi» («И потом»), написанная Шелом Шапиро (Shel Shapiro) и пластинка L.P. «Amanti di valore» («Дорогие любовники»), полностью посвященная автору Франко Калифано (Franco Califano), которая стала первой пластинкой песен одного автора. Другой хит телевизионный — это передача «Milleluci», в 1974 году Мина ведет ее вместе с Раффаэллой Карра (Raffaella Carra). Джингл передачи песня «Non gioco piu» («Я больше не играю»), созданная с участием Toots Thielemans на губной гармошке, оказывается на вершине хит-парада.
В 1975 году выходит песня «L’importante e finire» («Важно закончить»), написанная Кристиано Мальджольо (Cristiano Malgioglio) и Альберто Анелли (Alberto Anelli), и альбом «Mina canta Lucio» («Мина поет Лучо»), являющийся данью Лучо Баттисти (Lucio Battisti). Пластинка «Mina quasi Jannacci» (Мина почти Йаначчи) содержит в себе некоторые произведения, одни из лучших, принадлежащие этому миланскому барду (Энцо Йаначчи), среди которых выделяется «Sfiorisci bel fiore» («Отцветает прекрасный цветок»), впоследствии записанная Пьеранджело Бертоли и Франческо Де Грегори) и уже спетая Джильолой Чинкуэтти (Gigliola Cinquetti).
1978-й — год ее последнего выступления вживую, на площадке Bussoladomani города Вьаредджо (Viareggio), увековеченная в записи «Live ‘78», в которой записаны две песни малоизвестного генуэзского барда Ивано Фоссати (Ivano Fossati): «Stasera io qui» («Сегодня вечером я здесь») и «Non puo morire un’idea» («Идея умереть не может»). В том же самом году происходит ее последнее официальное появление на телевидении в передаче «Mille e una luce», финальной песней которой становится ее «Ancora ancora ancora» («Еще, еще, еще»).
С того времени Мина уединенно живет в Швейцарии, в Лугано (она получила швейцарское гражданство), ежегодно выпуская по двойному диску, (один из которых содержит кавер-версии, а другой — новые произведения) в сотрудничестве с сыном Массимилиано в качестве аранжировщика («Attila» в 1979 году, «Kyrie» в 1980, «Salome» в 1981 и так далее).
С тех пор певица удалилась от сцены, по-прежнему оставаясь рядом с публикой, общаясь с ней посредством альбомов, которые выходят с завидным постоянством практически каждый год. В каждом из них Мина отличается своим высоким классом и исполнительской чувствительностью.
Многочисленными были ее совместные работы с другими артистами, осуществленные в ходе этих лет, среди которых Адриано Челентано (Adriano Celentano), Пьеро Пелу (Piero Pelu), Мик Хакнелл (Mick Hucknall), Ренато Дзеро (Renato Zero).
Еще одна отличительная черта ее творчества — обложки дисков. До середины 80-х гг. их создание было вверено гению графики Лучано Талларини (Luciano Tallarini). Вместе с Джанни Ронко (Gianni Ronco) и фотографом Мауро Баллетти (Mauro Balletti), который с 1973 года являлся автором редких фотосессий певицы, они воплотили в жизнь фотографии и графические решения — неповторимые, уникальные. Со второй половины восьмидесятых годов создание обложек целиком легло на Мауро Баллетти, который формировал образ Мины на манер наиболее впечатляющий и поразительный: то с леонардовской бородой, как на альбоме «Salome», или со ссылкой на фильм «M — il Mostro di Dusseldorf » для альбома «Sorelle Lumiere», или в образе туарега на «Si buana», в стиле «ботеро» на «Caterpillar», вплоть до образа Джоконды на альбоме «Olio».
Ее поклонники смогли присутствовать на последнем концерте певицы, в 2001 году, впрочем, не вживую, а транслирующемся в Интернете.
10 января 2006 года, в Лугано, спустя 25 лет совместной жизни, она вышла замуж за кардиолога Эудженио Куайни (Eugenio Quaini). По швейцарскому закону жена должна взять фамилию мужа, поэтому Мина стала Анной Марией Куайни.