Биография "Nas"
<< Вернуться к списку всех песен "Nas"
И снова о легендах… На этот раз человек, получивший признание и в мире андеграунда, и в мире мейнстрима. Он, конечно, не единственный, кто смог объединить эти «два хип-хопа», нo уж точно самый известный и интересный из рэперов «пограничья» индустрии и культуры. При этом в андеграунде он не ушёл к мифологию, конспирологию и прочие столь модные сегодня теории, часто поглощающие всё творчество рэп-артистов. А в мейнстриме не стал очередным поп-гангстером. Исполнитель, о котором пойдёт речь в данной статье, создал немало хитов. У него нет ни одного провального альбома, ни одного альбома, не стоящего внимания, хотя отзывы его работы часто получали противоречивые. Но именно за его дебютным альбомом закрепилось звание лучшей пластинки 90-х. Лучшей или нет, на то у каждого свой взгляд и вкус, но что мимо этого альбома не должен пройти ни один рэпер — это факт. И, наконец, кроме всего прочего, герой нашей статьи создал свой стиль в рэпе, не только благодаря узнаваемой манере читки, но главное — манерой рифмовать, которую не использовали его предшественники. Как написал один журналист об этом рэпере: «Если кто-то скажет, что его любимый рэпер — Nas, никто не станет спорить со вкусом этого человека». Итак, встречайте -Nasir bin Olu Dara Jones.
От джаза до рэпа
Кстати, мог Nas и не стать рэпером, а играть сейчас на трубе в каком-нибудь легендарном джаз-бэнде. Но обо всём по порядку. Родился Nasir в нью-йоркском районе Бруклин 14 сентября 1973 года. Его отец-Olu Dara родом с Миссисипи, одного из центров американского блюза и джаза. Собственно, Olu Dara именно джаз и играл, что не могло не сказаться на интересах его сына. Мать Nas’a — Fannie Ann Jones -работала на почте. Кроме Nasir’a, в семье был ещё один ребёнок Jabari Fret, более известный в рэп-кругах под псевдонимом Jungle. Когда Nas’y было четыре года, под влиянием «музыкального» отца он начал играть на трубе. Первые выступления юного трубача проходили на крыльце его дома и собирали немало прохожих. Однако со временем у него начались проблемы с губами, и отец запретил ему играть, что сильно огорчило будущего рэпера. Но нет худа без добра. В конце 70-х семья переехала в Квинсбридж, где Nas и стал увлекаться рэпом. Первые рифмы он написал в 9 лет. А его сосед Willy «Ill Will» Graham поддерживал интерес подростка к рэпу, снабжая его новыми записями.
В 1985-м родители Nas’a развелись, а сам он бросил школу, учась на тот момент в 8-м классе. Однако уже тогда кроме музыки Nas интересовался африканской культурой и цивилизацией. Этот интерес повлиял и на его будущее творчество. Библия, Коран, а также книги по истории и религии оказали влияние на формирование жизненной философии Nasira Jones’a.
Это все найдёт отражение и в его лирике, хотя скорее косвенным образом, Nas никогда не заморачивался мифологией в своих треках.
Кстати о треках. Дебютировал Nasir Jones с демкой 1991 года под псевдонимом Nasty Nas. Есть легенда, которая гласит что Рассел Симмонс, глава Def Jam, послушав запись, сказал: «Этот рэпер звучит как Kool G Rap, а Kool G Кар плохо продаётся», и не подписал контракте молодым Nasir’oм. Интересно, что думал Рассел в 1994-м, после выхода дебютного альбома Nas’a? Ho до этого ещё было далеко. В том же 1991 году Nas появился на треке Main Source «Live at the Barbeque», а в середине 1992-го Nas познакомился с МС Serch из 3rd Bass. Serch стал продюсером молодого рэпера и помог ему заключить контракт с Columbia Records. Nas появляется на сингле «Halftime» с саундтрека, написанного Serch’ем для фильма Zebrahead. Неудивительно, что на сольном альбоме МС Serch’a куплет Nas’a также присутствовал, в треке «Back to the Grill Again». И с этого момента про Nasira Jones’a затворило хип-хоп сообщество. Его назвали «вторым пришествием Rakim’a».
1994-й год стал для Nas’a счастливым не только благодаря успеху его альбома. Его девушка — Carmen Bryan родила рэперу дочь Destiny.
Тогда, после сверхуспешного дебюта Nas’a Steve Huey, обозреватель Allmusic назвал лирику рэпера «превосходной, несмотря на небольшой словарный запас». Nas, по его словам, сумел описать мрачную жизнь в гетто, но при этом сохранил надежду на лучшие времена. А трек «One Love» — великолепный репортаж о жизни в тюрьме и предательстве. Во время работы над вторым альбомом лейбл «Columbia Records» требовал от Nas’a звучания в духе The Notorious B.I.G., то есть ориентированного на поп-музыку и приносящего деньги. В итоге, работая над вторым альбомом «It Was Written», рэпер ориентировался на кроссовер-саунд. Так родились синглы «If I Ruled the World (Imagine That)» (featuring Lauryn Hill из The Fugces) и «Street Dreams», включающий ремикс от R. Kelly. Синглы моментально стали хитами. И нужно сказать, что «If I Ruled the World» — одна из красивейших композиций в истории рэп музыки. В ней идеально сочетаются напористая читка Nas’a и неповторимый прекрасный вокал Lauryn Hill. Большую часть продакшена альбома «It Was Written» — дело рук Тоnе и Роке из «Trackmasters». Альбом вышел летом 1996-го, а на два вышеупомянутых сингла Hype Williams снял высокобюджетные клипы, что сделало имя Nas’a одним из самых громких в рэп-мейнстриме. «It Was Written» также впервые представил супер-группу «The Firm», в состав которой вошли сам Nas, а также AZ, Foxy Brown и Cormega. Также на альбоме Nas выступил под своим апьтер-эго — Escobar, отсылающем нас к знаменитому фильму «Scarface». Однако, в отличие от героя Топу Montana, Escobar вещал больше о жизни подростков на улицах, нежели о крупном мафиози.
О втором альбоме Nas’a журналист Steve Huey написал: «Рифмы на альбоме не самые сложные, текст не является потоком слов, демонстрирующим флоу рэпера, но зато Nas предстаёт перед нами великолепным рассказчиком, способным изложить историю целостно и живописно!»
Группа “The Firm» в том же году подписала контракт с лейблом “Aftermath Entertainment», главой которого был Dr. Dre, и начала работать над дебютным альбомом. Из-за разногласий с Steve Stoute группу покидает Cormega, а продюсером группы становится Alex Trojano. Cormega становится врагом Nas’a и записывает несколько сиигпов-диссов на Nas’a, Stoute и Nature. Последний попал под раздачу за то, что пришёл в группу вместо Cormega. «Nas, Foxy Brown, AZ and Nature Present The Firm: The Album» был издан в 1997-м. Альбом не стал платиновым, как ожидалось, и вскоре группа распалась, больше не выпустив ни одной записи. Также в течение этого периода Nas был участником (вместе с В-Real, Dr. Dre, KRS-One и RBX) ещё одной супер-группы Group Therapy, которая известна участием в треке «East Coast/West Coast Killas» с альбома Dr. Dre «Aftermath». В 1998-м Nas, как и многие коллеги но цеху, решил заняться кино. Вместе с Нурe Williams’oм он написал сценарий к фильму «Belly», а также сыграл в нём одну из ролей. Это был первый из шести фильмов, в которых снялся рэпер.
В 1998-м году Nas начинает работу над двойным альбомом «I Am… The Autobiography», который должен был стать промежуточным, связующим звеном между звучанием «Illmatic» и «It Was Written». Каждый трек альбома описывал определённую часть жизни Nas’a. Альбом вышел в начале 1999-го, а на главный сингл «Nas Is Like» был снят видеоклип. Над этим легендарным треком поработал DJ Premier, использовавший сэмпл из трека «It Ain’t Hard to Tell». Музыкальный критик M.F. DiBella писал, что Nas на своём альбоме кроме автобиографии рассмотрел проблемы политики, хип-хопа, расовые и религиозные противоречия через призму собственных взглядов. Ещё в процессе работы над альбомом часть её попала в интернет. По этой причине Nas и Stoute быстро записали новый материал, чтобы заменить одну из двух частей пластинки.
Второй сингл с альбома под названием «Hate Me Now» был записан совместно с Sean «Р. Diddy» Combs, чем дал повод критикам обвинить Nas’a в переходе к коммерческому рэпу. В конце клипа на этот трек Nas и Combs были распяты на сцене подобно Иисусу. P. Diddy попросил убрать кадры с его распятием, но неотредактированная версия клипа попала на MTV, после чего Combs с телохранителями ворвались в офис Steve Stoute’a и избили его. Stoute грозил судебным разбирательством, но в итоге они с P. Diddy договорились без суда.
Лейбл «Columbia Records» решил выпустить украденные треки с альбома «I Am… The Autobiography» в качестве ещё одного альбома «Nastradamus». Выход был намечен на вторую половину 1999-го года, но в последний момент Nas решил сделать «Nastradamus» полноценным альбомом, состоящим из нового материала. «Nastradamus» увидел свет в ноябре 1999-го. Правда критики встретили альбом не очень тепло, исключением стал хит «You Owe Ме», записанный при участи R&B певца Ginuwine. Продюссером трека выступил Timbaland. Не знаю, как там в США критики отнеслись к заглавному треку альбома, но у нас композиция Nastradamus была хитом долгие годы. И только сейчас молодое поколение рэперов подзабыло этот трек. Однако украденные треки с альбома «I Am…» тоже не пропали даром. Один из них — «Project Windows» (featuring Ronald Isley) — всё же попал в альбом «Nastradamus». А остальные вошли в бутлег «The Lost Tapes» — сборник андеграунлных композиций Nas’a, попавший на прилавки магазинов в сентябре 2002-го. Коллекция была очень тепло встречена слушателями и, соответственно, хорошо продавалась.
После выпуска очередного альбома Nas решил поработать с другими рэперами с его района. В 2000-м он выпускает диск «QB’s Finest» на собственном лейбле «Ill Will Records». «QB’s Finest» — это сборка греков, записанных при участии Nas’a и других рэперов из Queensbridge, в том числе Mobb Deep, Capone, the Bravehearts, Tragedy Khadafi, Millennium Thug и Cormega. Злость последнего на Nas’a к тому времени, видимо, поутихла. Также на альбоме поучаствовали три легендарных рэпера из Queensbridge — Roxanne Shante (одна из первых рэперш), МС Shan и Marley Marl. Shan и Marley Marl можно услышать на главном сингле с альбома «Da Bridge 2001», который был основан на музыке с трека Shan’a и Marl’a «The Bridge», записанного в далёком 1986-м году.
В индустрии
В 2001-м году хип-хоп общественность активно следит за враждой между Nas’oм и Jay-Z. Jay-Z в треке «Takeover» назвал Nas’a фальшивкой, а его карьеру -хромой. Nas ответил треком «Ether», в котором Jay-Z сравнен с J.J. Evans персонажем комедии Good Times и сигаретами марки Joe Camel. Трек открывает пятый альбом Nas’a «Stillmatic», вышедший в декабре 2001 -го. «Stillmatic» дебютировал на пятом месте в чартах Billboard, во многом благодаря синглам «Got Ur Self А…» и «One Mic». Также популярными стали синглы -совместный с Brandy «What About Us?», с J-Lo «I’m Gonna Be Alright» и с Ja Rule «The Pledge». Альбом был очень тепло принят поклонниками и вернул Nas’y статус одного из лучших МС Нью-Йорка. Вообще-то говоря, после смерти Notorious B.I.G. Nas занял его «королевский трон». И, по сути, только Jay-Z пытался оспорить этот факт.
В ответ на «Ether» Jay-Z записал трек «Supa Ugly», премьера которого состоялась на популярном рэп радио «Hot 97» в программе Angie Martinez’a 11 декабря 2001-го года. В треке Jay-Z рассказал о том, что якобы занимался сексом с девушкой Nas’a Carmen Bryan. Эта грязь была использована рэп-индустрией как пиар, и, надо сказать, происходило это при оживлённом интересе слушателей. Радио «Hot 97» провело опрос на тему, чей дисс лучше, и Nas получил 52% голосов слушателей, в то время как за Jay-Z свои голоса отдали только 48%. В то же время Nas обругал радио за то, что оно не захотело транслировать его трек ответ Jay-Z. Помирился с радиостанцией рэпер только в 2003-м. когда выступал вместе со своим кумиром KRS-One на концерте, организованном радиостанцией.
A вот вражда с Jay-Z продлилась дольше, но тоже, к счастью, закончилась мирно. В 2005-м они на концерте «I Declare War — Power House» Jay-Z сказал «Это больше, чем объявление войны. Выходи Esco!» На сцене появился Nas и они вместе с Jay-Z исполнили трек «», в котором Jay-Z использовал сэмпл из трека Nas’a «The World Is Yours». Позже обоих рэперов можно было слышать в песнях «Black Republican» с альбома Nas’a «Hip Hop Is Dead» и «Success» с альбома Jay-Z «American Gangster». Вражда рэперов отчасти была использована Гор Пта в сюжете своей книги «История в стиле хип-хоп». Книга получила хорошие отзывы от ряда обозревателей и читателей и, кстати, была переведена на русский язык.
Но в том же году задиссить Nas’a решил 50 Cent, высказавшись о нём в треке «Piggy Bank» с альбома «The Massacre», а также сказавший в интервью, что Nas проиграл воину Jay-Z и помирился с ним только потому, что его карьера на грани краха. Nas не стал даже отвечать на дисс. Все эти игры по раздуванию собственной важности, созданию пиара и тому подобная чепуха, очень слабо связанная с творчеством, утомляют. И, по сути, это удел «поп-читал» вроде 50 Cent’a, которые на этом уровне и останутся. Но Nas’y подобный шум не к лицу, хотя, конечно, и ему приходится играть по законам индустрии развлечений…
Закрепить успех альбома «Stillmatic» Nas решил выпуском сборника ремиксов «From Illmatic to Stillmatic: The Remixes», связующего его первую и пятую пластинки. Вышел сборник в 2002-м году. А в декабре того же 2002-го года выходит шестой сольный альбом Nas’a «God’s Son». Пластинка включает сингл «Made You Look», основанный на сэмпле из легендарного трека Incredible Bongo Band «Apache». Трек стал легендарным благодаря тому, что на заре эры хип-хопа, в 70-е он был хитом и практически каждый хип-хоп ди-джей играл его в своих сетах. Не были исключением и отцы хип-хопа Kool Herc, Afrika Bambaataa и Grandmaster Flash. Альбом стартовал с 12 строки в чартах Billboard Hot 100 и стал номером один в чартах Top R&B/Hip-Hop Albums. Журнал «Time» назвал его хип-хоп альбомом года, a «The Source» поставил четыре микрофона. Второй сингл с альбома «I Саn», построенный на произведении Бетховена «Fur Elise», стал хитом весны и лета 2003-го, сделав Nas’a одним из наиболее популярных рэперов того времени. Сингл был в top 40 радиостанций, а видео на него транслировалось каналами MTV и VH1. На альбоме «God’s Son» ряд треков посвящён памяти матери Nas’a, умершей от рака в 2002-м. В 2003 Nas появляется в песне группы Korn «Play Ме» (с альбома Korn «Take a Look in the Mirror»). В том же году рэпер даёт грандиозный концерт в Нью-Йорке вместе с Ludacris, Jadakiss и Darryl McDaniels. Концерт вышел на официальном DVD под названием «Made You Look: God’s Son Live».
После выхода альбома Nas участвует в записи альбома группы «The Bravehearts», в состав которой входят его младший брат Jungle и его друг Wiz (Wizard). Дебютный альбом «Bravehearted» представил среди гостей, кроме самого Nas’a, Nashawn (Millennium I’hug), Lil Jon и Mya. Седьмой альбом Nas выпустил 30 ноября 2004-го года. Диск получил названием «Street’s Disciple». В поддержку релиза были выпущены синглы «Thiefs Theme» и «Bridging the Gap». На втором из них в роли вокалиста выступил отец рэпера Olu Dara. Трек с альбома «These Are Our Heroes» стал скандальным. В тексте говорится о звёздах спорта и актёрах, конкретно о баскетболисте Kobe Bryant’e и актёре О. J. Simpson’e, которые, по мнению Nas’a, являются героями для молодёжи, но при этом показывают подросткам негативный пример. Клипы на треки «Bridging the Gap» и «Just A Moment» транслировались на MTV и BET. Хотя альбом стал платиновым, он не повторил успеха предыдущих альбомов Nas’a.
Nas появился на треке Каnуе West’a «We Major» с альбома «Late Registration». West собирался записать этот трек совместно с Jay-Z, но по каким-то причинам этого не произошло, и в треке поучаствовал Nas. Сам Nasir Jones говорил, что название трека — это его жизненный девиз, и он всегда старался ему следовать, а посему ему очень понравилось работать над этим треком. Также Nas вместе с Damian Marley записал песню «Road to Zion», а вместе с Lauryn Hill две «Death Anniversary» и «It Wasn’t You».
В 2005-м году рэпер женится на певице Kelis, однако брак продержался не очень долго, и в 2009-м они разводятся. У Nas’a и Kelis есть сын, родившийся как раз в период бракоразводного процесса.
Мёртв ли хип-хоп?
В январе 2006-го Nas переходит на лейбл Def Jam. чем снова подчеркнул факт сотрудничества с бывшим противником Jay-Z. Название следующего альбома Nas’a «Hip Hop Is Dead…The N» было сокращено до «Hip Hop Is Dead», правда, в британском издании присутствовал бонус трек с названием «The N.». Продюссерами альбома были Will.i.am, Каnуе West, Dr. Dre, Scott Storch, Chris Webber, L .E.S., Salaam Remi и Wyldflyer. Уличный сингл «Where Y’all At» вышел в июне 2006-го и был спродюссирован Salaam Remi. В основу композиции лёг сэмпл из трека Nas’a «Made You Look», но окончательный вариант для альбома «Hip Hop Is Dead» так и не был сделан.
Альбом занял первое место в чартах Billboard 200 и был продан в количестве 355000 копий, став третьим по успешности альбомом Nas’a после «It Was Written» и «I Am…». Клип на трек «Can’t Forget About You», премьера которого состоялась 5 февраля 2007. представил прекрасную композицию, на которой поучаствовала певица Chrisette Michele, а в основу мелодии лег сэмпл из трека легендарного джазмена Nat King Cole’a «Unforgettable». Вскоре вышло ещё одно видео «Hustlers» при участии The Game. Тогда же планировалось видео на трек «Black Republican» при участии Jay-Z. А на 2008 год планировалась премьера реалити-шоу «Me and Mrs. Jones» о жизни Nas’a и его жены Kelis.
Шумиха вокруг названия альбома «Hip Hop Is Dead» поднялась довольно громкая. Были и те, кто поспешил опровергнуть заявления о смерти хип-хопа, и те, кто согласился с Nas’oм и даже назвал конкретных виновников этой смерти. Так, Ghostlace Killah на своём альбоме «Fishscale» согласился с Nas’ом и заявил, что Southern crunk и snap music являются главными причинами смерти хип-хопа. Много южных исполнителей, в частности Big Boi из Outkast, Lil Boosie, T.I., Young Jeezy, Dem Franchize Boyz и D4L, обиделись, приняв это обвинение на своё счёт. Однако другой участник, Outkast Andre 3000, заявил, что хип-хоп и вправду мёртв. В итоге споры утихли и многие из обидевшихся на Nas’a рэперов стали с ним сотрудничать. В частности, T.I., зачитавший вместе с Nas’oм в треке Dr. Dre «Topless», и Young Jeezy в песне «Му President» с его альбома «The Recession» 2008 года. После выхода альбома Nas записал трек «Shine On ‘Em» для фильма «Blood Diamond». Также его песня «Thief s Theme» звучала в фильме «The Departed» легендарного режиссёра Martin’a Scorsese.
6 сентября 2007 года Nas собирался выступить на концерте в университете Вирджинии, после трагедии в местной школе, где произошла перестрелка. Также в концерте должны были принять участие John Mayer, Alan Jackson, Phil Vassar и Dave Matthews Band. Однако Bill O’Reilly и Fox News Channel выразили протест против участия Nas’a в этом концерте, так как в его греках «Shoot ‘Em Up», «Got Urself A Gun» и «Made You Look» якобы содержится пропаганда насилия. По поводу этого заявления вспыхнули споры, один из хип-хоп активистов — Bakari Kitwana («The Hip Hop Generation»), защищал Nas’a, отмечая, что Fox News и O’Reilly выбрали выгодные им фрагменты песен. O’Reilly ответил, что у Nas’a были проблемы с законом из-за оружия и такой человек не может выступать на этом концерте.
В итоге Nas выступил на концерте, назвав со сцены O’Reilly «а chump», а через две недели в интервью Shaheem Reid с MTV News заявил, что O’Reilly -нецивилизованный человек, готовый на всё ради рекламы. «Он не понимает молодого поколения. Люди, которых представляет O’Reilly республиканцы старшего поколения. И он готов использовать даже трагедию, произошедшую в Вирджинии, ради собственного рейтинга и оценки других людей» — сказал Nas.
Nas повторил это ещё раз в 2008 году, когда направил петицию против канала «Fox News» и выступал в программе «The Colbert Report» на этом телевидении. Тогда же Nas вызвал Bill O’Reilly на публичные дебаты, но O’Reilly приглашение отверг.
В том же году на своём бывшем лейбле «Columbia Records» Nas выпустил сборник лучших песен. В сборник вошло 14 композиций, 12 старых и две новые. Один из новых треков «Less Than an Hour» был записан совместно с Cee-Lo из Goodie Mob и Gnarls Barkley. Этот трек был интерпретацией темы из популярного фильма «Rush Hour» с Chris Тuскег’ом и Jackie Сhan’ом в главных ролях. Трек появился в саундтреке к «Rush Hour 3». Второй новый трек, попавший в сборник -«Surviving the Times» — описывает биографию Nas’a, продюссировал трек Chris Webber.
Неполиткорректность
12 октября 2007-го года Nas сделал заявление относительно названия нового альбома.
Альбом должен был выйти под названием… «Nigger». Естественно, тут же поднялась шумиха, левые комментаторы с телевидения, в частности Jesse Jackson и Al Sharpton с канала «Fox News», призвали не употреблять это слово. Также пошли слухи, что «Def Jam» расторгнет с Nas’oм контракт, если он не поменяет название диска, а государственный пенсионный фонд пообещал отозвать $84 миллиона инвестиций, вложенных им в компанию «Universal», которая также имела отношение к выпуску и распространению альбома. В то же время многие представители хип-хоп движения поддержали Nas’a. В интервью Angie Martinez’y на радио Hot 97, Nas заявил, что обсуждение названия его альбома дошло вплоть до Конгресса США. Однако в итоге Nas решил поменять название диска, по его словам, потому, что он хочет донести альбом до как можно больше числа людей, а название «Nigger» мешает распространению диска. К тому же администрация крупнейшей сети магазинов «Wal-Mart» заявила, что не будет распространять альбом с таким названием.
Первый сингл с альбома — «Hего» вышел 6 июня 2008-го года. Трек был записан при участии R&B певицы Keri Hilson, спродюсирован Polow da Don. В США «Него» попал на 97 строку в «Billboard Hot 100» и на 87 в «Hot R&B/Hip-Hop Singles & Tracks chart», в канадском «Hot Canadian Digital Single» chart он стал 39-м. Сэмпл из трека попал в эротическое видео «Barely Legal 96» канала «Hustler». Сам альбом лёг на прилавки магазинов 15 июля 2008-го года под названием «Untitled». Продюсерский состав альбома: Polow da Don, stic.man из «Dead Prez», «Sons of Light» — Dustin Moore & J. Myers, Mark Ronson, Cool and Dre, DJ Green Lantern, Salaam Remi, DJ Toomp. Гости: The Game, Chris Brown, Keri Hilson, The Last Poets, и Busta Rhymes.
2 июля 2008-го компания Fila и Nas заключили контракт о рекламе рэпером кроссовок данной фирмы. Также было заявлено о его возможном участии в разработке новой модели кроссовок в стиле 80-х. Сам Nas вспомнил, что в 80-е кроссы этой конторы были очень популярны у рэперов и сказал, что было бы интересно вернуть их сейчас, в эпоху Adidas’a и Nike’a.
Через четыре для после этой коммерческой новости прозвучала новость политическая, в которой главным героем снова был Nas. Jesse Jackson осудил рэпера за использование слова «нигер» в адрес президента Barack Obama. Nas заявил, что время таких, как Jesse Jackson, истекло. Сейчас другая эпоха и другие люди эту эпоху представляют.
В поддержку альбома Nas выступает на различных концертах, в том числе на «Jimmy Kimmel Live». А 23 июля он снова появляется на шоу «The Colbert Report», чтобы оспорить очередные обвинения Bill O’Reilly и «Fox News Channel». В пользу Nas’a правозащитной организацией «Color of Change» было собрано 625 000 подписей, обвиняющих канал «Fox» в расовой дискриминации. На «Late Show» с David Letterman’oм Nas исполнил трек с альбома под названием «Sly Fox», посвящённый Fox News.
Крупный хип-хоп портал «HipHopDX» признал Nas’a МС 2008-го года за его последний альбом и множество участий в работе над альбомам и других рэперов.
От хип-хопа до регги
В минувшем 2009-м году Nas записал ещё один великолепный альбом, но на этот раз не сольный, а вместе с замечательным регги исполнителем Damian Marley. Пластинка получила название «Distant Relatives». Pэпep сказал, что всегда был большим фанатом отца Damian’a — легендарного Bob’a Marley, а также ему всегда нравилось соединять рэп и регги. Совместная работа двух великих артистов выдалась на славу, заглавный трек альбома стал хитом, а видео на него транслировали многочисленные телеканалы и, конечно же, оно «гуляло» во всех социальных сетях. Интерес к живой музыке не ограничился только регги, и остаток года Nas выступал с концертами вместе с живой группой «Mulatto» под руководством Dustin’a Moore. Они дали серию концертов в Европе и Австралии.
14 декабря 2010-го должен был выйти ещё один релиз от Nas’a — «Lost Tapes Volume Two». Это вторая часть сборника неизданных вещей от рэпера. Но пока дата выпуска пластинки перенесена на неопределённое время. А в следующем году Nasir Jones готовит новый альбом, который, по его словам, будет «волшебным моментом в его творчестве». Продюссерами альбома возможно будут Swizz Beatz, DJ Premier, The Alchemist, Dr. Dre, Kanye West, RZA и Bangladesh. В общем-то, зная Nas’a. можно быть уверенным в одном альбом будет интересным, а возможно, и по-своему революционным.
Кроме активной политической позиции, суть которой можно слышать в его многочисленных треках, Nas также создал «P’Tones Records» — некоммерческую организацию, целью которой является создание возможностей для конструктивного развития городской молодёжи.
Секрет легенды
Секрет великолепного стиля Nas’a. казалось бы, прост и логичен. Как написал журналист Peter Shapiro, «секрет Nas’a в разрушительном союзе бита и лирики. Он идеально передаёт жизнь улиц». Недаром ещё вначале карьеры Nas’a сравнивали с Rakim’oм. Однако тот же Shapiro отмечает, что с момента выхода «lllmatic» лирика Nas’a претерпела регресс. Но. как ни парадоксально, вряд ли этот «регресс» сделал её хуже. Знаменитый рэпер Kool Мое Dee в своей книге «There’s а God on the Mic» пишет, что стиль Nas’a представляет собой «тактовый разговорный поток». До Nas’a МС были зациклены на своих рифмах, их сложности и ритмичности. Nas стал писать разговорный рэп, отличный от того, что был до него. С таким определением соглашаются и многие другие рэперы -О.С. из «D.I.T.C.», 2Мех из «The Visionaries», Rah Digga, Bootie Brown из «The Pharcyde» — все они говорят, что новаторский стиль Nas’a во многом держится ещё и на его харизме МС и плотной подаче.
В 2006 в рейтинге величайших МС по версии канала «MTV» Nas стал пятым в десятке!
Новаторство в лирике, напористость читки, сочетание отличных запоминаемых битов и разнообразных текстов — всё это сделало Nas’a одним из лучших МС современности. Не люблю вешать громкие ярлыки «короля», «величайшего» и «единственного», но скажу, что, слушая альбомы Nas’a, я испытываю прилив позитивных эмоций и не просто понимаю, но и чувствую, что такое настоящий рэп. А то, что он сумел соединить поп ориентированные композиции с политизированными и социальными треками в рамках одних и тех же альбомов, делает его творчество интересным для очень разных людей. Творчество Nas’a объединяет, а разве это не является целью любой хорошей музыки? Думаю, что является, и более того: эта цель очень важна для всей хип-хоп культуры.
И ещё пару слов об альбомах Nasira Jones’a. Коммерчески «I Am… The Autobiography» и «It Was Written» были более успешны, нежели «lllmatic», но легендарным стал именно первый альбом. Он. кстати, был переиздан в 2004-м. к десятилетию выхода, с дополнительными треками и ремиксами. Однако, но моему мнению, «It Was Written» и «I Am» — просто неповторимы. Да, «lllmatic» по своему гениален, тем более если учитывать, что он создан в уже далёком 1994-м году. Для того времени он был безусловно новаторским. Но два последующих альбома, во-первых, завершают его картину и. во-вторых, звучат современно и сейчас. И хотя можно с полностью уверенность говорить о Nas’e 90-х и современном периоде его творчества, оформившемся с выходом альбома «Hip-Hop Is Dead», эти периоды не только и даже не столько различны во времени, сколько в стилях и музыкальных экспериментах этого неординарного рэпера. Nas неоднократно номинировался на премию «Grammy», а также на награды «MTV», но всякий раз его обгоняли более коммерчески ориентированные рэперы. Может, с точки зрения титулованности это и минус, но это и показатель независимости Nas’a, его нежелания становится очередным поп-рэпером, но в то же время его популярности, которая лишь немного уступает «звёздам». Правда, эти так называемые «звёзды» слишком быстро сгорают и поддерживают память о себе скорее слухами или коммерческими проектами, нежели музыкой или тем более лирикой. Nas же начинал читать в начале 80-х, записал демо в 1991 -м, а в 2011 он не только не уходит со сцены, но и записывает очередной альбом, которого ждут и который, я думаю, сможет удивить.
Дискография:
Студийные альбомы:
1994 — lllmatic
1996 — It Was Written
1999 — I Am…
1999 — Nastradamus
2001 — Stillmatic
2002 — God’s Son
2004 — Street’s Disciple
2006 — Hip Hop Is Dead
2008 — Untitled
2012 — Life is Good
Совместные альбомы:
1997 — The Firm: The Album (with The Firm)
2000 — QB’s Finest (with Various Artists)
2010 — Distant Relatives (with Damian Marley)
Сборники:
2002 — From lllmatic to Stillmatic: The Remixes
2002 — The Lost Tapes
2007 — Greatest Hits
2010 — The Lost Tapes: Vol. 2
DVD:
2003 — Made You Look: God’s Son Live
2004 — Video Anthology vol. 1
Фильмография:
1998 — Belly
1999 — In Too Deep
2001 -Ticker
2002 — JohnQ
2003 — Uptown Girls
2009 — Vapors (в этом фильме Nas сыграл другого знаменитого рэпера Kool G Rap)
От джаза до рэпа
Кстати, мог Nas и не стать рэпером, а играть сейчас на трубе в каком-нибудь легендарном джаз-бэнде. Но обо всём по порядку. Родился Nasir в нью-йоркском районе Бруклин 14 сентября 1973 года. Его отец-Olu Dara родом с Миссисипи, одного из центров американского блюза и джаза. Собственно, Olu Dara именно джаз и играл, что не могло не сказаться на интересах его сына. Мать Nas’a — Fannie Ann Jones -работала на почте. Кроме Nasir’a, в семье был ещё один ребёнок Jabari Fret, более известный в рэп-кругах под псевдонимом Jungle. Когда Nas’y было четыре года, под влиянием «музыкального» отца он начал играть на трубе. Первые выступления юного трубача проходили на крыльце его дома и собирали немало прохожих. Однако со временем у него начались проблемы с губами, и отец запретил ему играть, что сильно огорчило будущего рэпера. Но нет худа без добра. В конце 70-х семья переехала в Квинсбридж, где Nas и стал увлекаться рэпом. Первые рифмы он написал в 9 лет. А его сосед Willy «Ill Will» Graham поддерживал интерес подростка к рэпу, снабжая его новыми записями.
В 1985-м родители Nas’a развелись, а сам он бросил школу, учась на тот момент в 8-м классе. Однако уже тогда кроме музыки Nas интересовался африканской культурой и цивилизацией. Этот интерес повлиял и на его будущее творчество. Библия, Коран, а также книги по истории и религии оказали влияние на формирование жизненной философии Nasira Jones’a.
Это все найдёт отражение и в его лирике, хотя скорее косвенным образом, Nas никогда не заморачивался мифологией в своих треках.
Кстати о треках. Дебютировал Nasir Jones с демкой 1991 года под псевдонимом Nasty Nas. Есть легенда, которая гласит что Рассел Симмонс, глава Def Jam, послушав запись, сказал: «Этот рэпер звучит как Kool G Rap, а Kool G Кар плохо продаётся», и не подписал контракте молодым Nasir’oм. Интересно, что думал Рассел в 1994-м, после выхода дебютного альбома Nas’a? Ho до этого ещё было далеко. В том же 1991 году Nas появился на треке Main Source «Live at the Barbeque», а в середине 1992-го Nas познакомился с МС Serch из 3rd Bass. Serch стал продюсером молодого рэпера и помог ему заключить контракт с Columbia Records. Nas появляется на сингле «Halftime» с саундтрека, написанного Serch’ем для фильма Zebrahead. Неудивительно, что на сольном альбоме МС Serch’a куплет Nas’a также присутствовал, в треке «Back to the Grill Again». И с этого момента про Nasira Jones’a затворило хип-хоп сообщество. Его назвали «вторым пришествием Rakim’a».
1994-й год стал для Nas’a счастливым не только благодаря успеху его альбома. Его девушка — Carmen Bryan родила рэперу дочь Destiny.
Тогда, после сверхуспешного дебюта Nas’a Steve Huey, обозреватель Allmusic назвал лирику рэпера «превосходной, несмотря на небольшой словарный запас». Nas, по его словам, сумел описать мрачную жизнь в гетто, но при этом сохранил надежду на лучшие времена. А трек «One Love» — великолепный репортаж о жизни в тюрьме и предательстве. Во время работы над вторым альбомом лейбл «Columbia Records» требовал от Nas’a звучания в духе The Notorious B.I.G., то есть ориентированного на поп-музыку и приносящего деньги. В итоге, работая над вторым альбомом «It Was Written», рэпер ориентировался на кроссовер-саунд. Так родились синглы «If I Ruled the World (Imagine That)» (featuring Lauryn Hill из The Fugces) и «Street Dreams», включающий ремикс от R. Kelly. Синглы моментально стали хитами. И нужно сказать, что «If I Ruled the World» — одна из красивейших композиций в истории рэп музыки. В ней идеально сочетаются напористая читка Nas’a и неповторимый прекрасный вокал Lauryn Hill. Большую часть продакшена альбома «It Was Written» — дело рук Тоnе и Роке из «Trackmasters». Альбом вышел летом 1996-го, а на два вышеупомянутых сингла Hype Williams снял высокобюджетные клипы, что сделало имя Nas’a одним из самых громких в рэп-мейнстриме. «It Was Written» также впервые представил супер-группу «The Firm», в состав которой вошли сам Nas, а также AZ, Foxy Brown и Cormega. Также на альбоме Nas выступил под своим апьтер-эго — Escobar, отсылающем нас к знаменитому фильму «Scarface». Однако, в отличие от героя Топу Montana, Escobar вещал больше о жизни подростков на улицах, нежели о крупном мафиози.
О втором альбоме Nas’a журналист Steve Huey написал: «Рифмы на альбоме не самые сложные, текст не является потоком слов, демонстрирующим флоу рэпера, но зато Nas предстаёт перед нами великолепным рассказчиком, способным изложить историю целостно и живописно!»
Группа “The Firm» в том же году подписала контракт с лейблом “Aftermath Entertainment», главой которого был Dr. Dre, и начала работать над дебютным альбомом. Из-за разногласий с Steve Stoute группу покидает Cormega, а продюсером группы становится Alex Trojano. Cormega становится врагом Nas’a и записывает несколько сиигпов-диссов на Nas’a, Stoute и Nature. Последний попал под раздачу за то, что пришёл в группу вместо Cormega. «Nas, Foxy Brown, AZ and Nature Present The Firm: The Album» был издан в 1997-м. Альбом не стал платиновым, как ожидалось, и вскоре группа распалась, больше не выпустив ни одной записи. Также в течение этого периода Nas был участником (вместе с В-Real, Dr. Dre, KRS-One и RBX) ещё одной супер-группы Group Therapy, которая известна участием в треке «East Coast/West Coast Killas» с альбома Dr. Dre «Aftermath». В 1998-м Nas, как и многие коллеги но цеху, решил заняться кино. Вместе с Нурe Williams’oм он написал сценарий к фильму «Belly», а также сыграл в нём одну из ролей. Это был первый из шести фильмов, в которых снялся рэпер.
В 1998-м году Nas начинает работу над двойным альбомом «I Am… The Autobiography», который должен был стать промежуточным, связующим звеном между звучанием «Illmatic» и «It Was Written». Каждый трек альбома описывал определённую часть жизни Nas’a. Альбом вышел в начале 1999-го, а на главный сингл «Nas Is Like» был снят видеоклип. Над этим легендарным треком поработал DJ Premier, использовавший сэмпл из трека «It Ain’t Hard to Tell». Музыкальный критик M.F. DiBella писал, что Nas на своём альбоме кроме автобиографии рассмотрел проблемы политики, хип-хопа, расовые и религиозные противоречия через призму собственных взглядов. Ещё в процессе работы над альбомом часть её попала в интернет. По этой причине Nas и Stoute быстро записали новый материал, чтобы заменить одну из двух частей пластинки.
Второй сингл с альбома под названием «Hate Me Now» был записан совместно с Sean «Р. Diddy» Combs, чем дал повод критикам обвинить Nas’a в переходе к коммерческому рэпу. В конце клипа на этот трек Nas и Combs были распяты на сцене подобно Иисусу. P. Diddy попросил убрать кадры с его распятием, но неотредактированная версия клипа попала на MTV, после чего Combs с телохранителями ворвались в офис Steve Stoute’a и избили его. Stoute грозил судебным разбирательством, но в итоге они с P. Diddy договорились без суда.
Лейбл «Columbia Records» решил выпустить украденные треки с альбома «I Am… The Autobiography» в качестве ещё одного альбома «Nastradamus». Выход был намечен на вторую половину 1999-го года, но в последний момент Nas решил сделать «Nastradamus» полноценным альбомом, состоящим из нового материала. «Nastradamus» увидел свет в ноябре 1999-го. Правда критики встретили альбом не очень тепло, исключением стал хит «You Owe Ме», записанный при участи R&B певца Ginuwine. Продюссером трека выступил Timbaland. Не знаю, как там в США критики отнеслись к заглавному треку альбома, но у нас композиция Nastradamus была хитом долгие годы. И только сейчас молодое поколение рэперов подзабыло этот трек. Однако украденные треки с альбома «I Am…» тоже не пропали даром. Один из них — «Project Windows» (featuring Ronald Isley) — всё же попал в альбом «Nastradamus». А остальные вошли в бутлег «The Lost Tapes» — сборник андеграунлных композиций Nas’a, попавший на прилавки магазинов в сентябре 2002-го. Коллекция была очень тепло встречена слушателями и, соответственно, хорошо продавалась.
После выпуска очередного альбома Nas решил поработать с другими рэперами с его района. В 2000-м он выпускает диск «QB’s Finest» на собственном лейбле «Ill Will Records». «QB’s Finest» — это сборка греков, записанных при участии Nas’a и других рэперов из Queensbridge, в том числе Mobb Deep, Capone, the Bravehearts, Tragedy Khadafi, Millennium Thug и Cormega. Злость последнего на Nas’a к тому времени, видимо, поутихла. Также на альбоме поучаствовали три легендарных рэпера из Queensbridge — Roxanne Shante (одна из первых рэперш), МС Shan и Marley Marl. Shan и Marley Marl можно услышать на главном сингле с альбома «Da Bridge 2001», который был основан на музыке с трека Shan’a и Marl’a «The Bridge», записанного в далёком 1986-м году.
В индустрии
В 2001-м году хип-хоп общественность активно следит за враждой между Nas’oм и Jay-Z. Jay-Z в треке «Takeover» назвал Nas’a фальшивкой, а его карьеру -хромой. Nas ответил треком «Ether», в котором Jay-Z сравнен с J.J. Evans персонажем комедии Good Times и сигаретами марки Joe Camel. Трек открывает пятый альбом Nas’a «Stillmatic», вышедший в декабре 2001 -го. «Stillmatic» дебютировал на пятом месте в чартах Billboard, во многом благодаря синглам «Got Ur Self А…» и «One Mic». Также популярными стали синглы -совместный с Brandy «What About Us?», с J-Lo «I’m Gonna Be Alright» и с Ja Rule «The Pledge». Альбом был очень тепло принят поклонниками и вернул Nas’y статус одного из лучших МС Нью-Йорка. Вообще-то говоря, после смерти Notorious B.I.G. Nas занял его «королевский трон». И, по сути, только Jay-Z пытался оспорить этот факт.
В ответ на «Ether» Jay-Z записал трек «Supa Ugly», премьера которого состоялась на популярном рэп радио «Hot 97» в программе Angie Martinez’a 11 декабря 2001-го года. В треке Jay-Z рассказал о том, что якобы занимался сексом с девушкой Nas’a Carmen Bryan. Эта грязь была использована рэп-индустрией как пиар, и, надо сказать, происходило это при оживлённом интересе слушателей. Радио «Hot 97» провело опрос на тему, чей дисс лучше, и Nas получил 52% голосов слушателей, в то время как за Jay-Z свои голоса отдали только 48%. В то же время Nas обругал радио за то, что оно не захотело транслировать его трек ответ Jay-Z. Помирился с радиостанцией рэпер только в 2003-м. когда выступал вместе со своим кумиром KRS-One на концерте, организованном радиостанцией.
A вот вражда с Jay-Z продлилась дольше, но тоже, к счастью, закончилась мирно. В 2005-м они на концерте «I Declare War — Power House» Jay-Z сказал «Это больше, чем объявление войны. Выходи Esco!» На сцене появился Nas и они вместе с Jay-Z исполнили трек «», в котором Jay-Z использовал сэмпл из трека Nas’a «The World Is Yours». Позже обоих рэперов можно было слышать в песнях «Black Republican» с альбома Nas’a «Hip Hop Is Dead» и «Success» с альбома Jay-Z «American Gangster». Вражда рэперов отчасти была использована Гор Пта в сюжете своей книги «История в стиле хип-хоп». Книга получила хорошие отзывы от ряда обозревателей и читателей и, кстати, была переведена на русский язык.
Но в том же году задиссить Nas’a решил 50 Cent, высказавшись о нём в треке «Piggy Bank» с альбома «The Massacre», а также сказавший в интервью, что Nas проиграл воину Jay-Z и помирился с ним только потому, что его карьера на грани краха. Nas не стал даже отвечать на дисс. Все эти игры по раздуванию собственной важности, созданию пиара и тому подобная чепуха, очень слабо связанная с творчеством, утомляют. И, по сути, это удел «поп-читал» вроде 50 Cent’a, которые на этом уровне и останутся. Но Nas’y подобный шум не к лицу, хотя, конечно, и ему приходится играть по законам индустрии развлечений…
Закрепить успех альбома «Stillmatic» Nas решил выпуском сборника ремиксов «From Illmatic to Stillmatic: The Remixes», связующего его первую и пятую пластинки. Вышел сборник в 2002-м году. А в декабре того же 2002-го года выходит шестой сольный альбом Nas’a «God’s Son». Пластинка включает сингл «Made You Look», основанный на сэмпле из легендарного трека Incredible Bongo Band «Apache». Трек стал легендарным благодаря тому, что на заре эры хип-хопа, в 70-е он был хитом и практически каждый хип-хоп ди-джей играл его в своих сетах. Не были исключением и отцы хип-хопа Kool Herc, Afrika Bambaataa и Grandmaster Flash. Альбом стартовал с 12 строки в чартах Billboard Hot 100 и стал номером один в чартах Top R&B/Hip-Hop Albums. Журнал «Time» назвал его хип-хоп альбомом года, a «The Source» поставил четыре микрофона. Второй сингл с альбома «I Саn», построенный на произведении Бетховена «Fur Elise», стал хитом весны и лета 2003-го, сделав Nas’a одним из наиболее популярных рэперов того времени. Сингл был в top 40 радиостанций, а видео на него транслировалось каналами MTV и VH1. На альбоме «God’s Son» ряд треков посвящён памяти матери Nas’a, умершей от рака в 2002-м. В 2003 Nas появляется в песне группы Korn «Play Ме» (с альбома Korn «Take a Look in the Mirror»). В том же году рэпер даёт грандиозный концерт в Нью-Йорке вместе с Ludacris, Jadakiss и Darryl McDaniels. Концерт вышел на официальном DVD под названием «Made You Look: God’s Son Live».
После выхода альбома Nas участвует в записи альбома группы «The Bravehearts», в состав которой входят его младший брат Jungle и его друг Wiz (Wizard). Дебютный альбом «Bravehearted» представил среди гостей, кроме самого Nas’a, Nashawn (Millennium I’hug), Lil Jon и Mya. Седьмой альбом Nas выпустил 30 ноября 2004-го года. Диск получил названием «Street’s Disciple». В поддержку релиза были выпущены синглы «Thiefs Theme» и «Bridging the Gap». На втором из них в роли вокалиста выступил отец рэпера Olu Dara. Трек с альбома «These Are Our Heroes» стал скандальным. В тексте говорится о звёздах спорта и актёрах, конкретно о баскетболисте Kobe Bryant’e и актёре О. J. Simpson’e, которые, по мнению Nas’a, являются героями для молодёжи, но при этом показывают подросткам негативный пример. Клипы на треки «Bridging the Gap» и «Just A Moment» транслировались на MTV и BET. Хотя альбом стал платиновым, он не повторил успеха предыдущих альбомов Nas’a.
Nas появился на треке Каnуе West’a «We Major» с альбома «Late Registration». West собирался записать этот трек совместно с Jay-Z, но по каким-то причинам этого не произошло, и в треке поучаствовал Nas. Сам Nasir Jones говорил, что название трека — это его жизненный девиз, и он всегда старался ему следовать, а посему ему очень понравилось работать над этим треком. Также Nas вместе с Damian Marley записал песню «Road to Zion», а вместе с Lauryn Hill две «Death Anniversary» и «It Wasn’t You».
В 2005-м году рэпер женится на певице Kelis, однако брак продержался не очень долго, и в 2009-м они разводятся. У Nas’a и Kelis есть сын, родившийся как раз в период бракоразводного процесса.
Мёртв ли хип-хоп?
В январе 2006-го Nas переходит на лейбл Def Jam. чем снова подчеркнул факт сотрудничества с бывшим противником Jay-Z. Название следующего альбома Nas’a «Hip Hop Is Dead…The N» было сокращено до «Hip Hop Is Dead», правда, в британском издании присутствовал бонус трек с названием «The N.». Продюссерами альбома были Will.i.am, Каnуе West, Dr. Dre, Scott Storch, Chris Webber, L .E.S., Salaam Remi и Wyldflyer. Уличный сингл «Where Y’all At» вышел в июне 2006-го и был спродюссирован Salaam Remi. В основу композиции лёг сэмпл из трека Nas’a «Made You Look», но окончательный вариант для альбома «Hip Hop Is Dead» так и не был сделан.
Альбом занял первое место в чартах Billboard 200 и был продан в количестве 355000 копий, став третьим по успешности альбомом Nas’a после «It Was Written» и «I Am…». Клип на трек «Can’t Forget About You», премьера которого состоялась 5 февраля 2007. представил прекрасную композицию, на которой поучаствовала певица Chrisette Michele, а в основу мелодии лег сэмпл из трека легендарного джазмена Nat King Cole’a «Unforgettable». Вскоре вышло ещё одно видео «Hustlers» при участии The Game. Тогда же планировалось видео на трек «Black Republican» при участии Jay-Z. А на 2008 год планировалась премьера реалити-шоу «Me and Mrs. Jones» о жизни Nas’a и его жены Kelis.
Шумиха вокруг названия альбома «Hip Hop Is Dead» поднялась довольно громкая. Были и те, кто поспешил опровергнуть заявления о смерти хип-хопа, и те, кто согласился с Nas’oм и даже назвал конкретных виновников этой смерти. Так, Ghostlace Killah на своём альбоме «Fishscale» согласился с Nas’ом и заявил, что Southern crunk и snap music являются главными причинами смерти хип-хопа. Много южных исполнителей, в частности Big Boi из Outkast, Lil Boosie, T.I., Young Jeezy, Dem Franchize Boyz и D4L, обиделись, приняв это обвинение на своё счёт. Однако другой участник, Outkast Andre 3000, заявил, что хип-хоп и вправду мёртв. В итоге споры утихли и многие из обидевшихся на Nas’a рэперов стали с ним сотрудничать. В частности, T.I., зачитавший вместе с Nas’oм в треке Dr. Dre «Topless», и Young Jeezy в песне «Му President» с его альбома «The Recession» 2008 года. После выхода альбома Nas записал трек «Shine On ‘Em» для фильма «Blood Diamond». Также его песня «Thief s Theme» звучала в фильме «The Departed» легендарного режиссёра Martin’a Scorsese.
6 сентября 2007 года Nas собирался выступить на концерте в университете Вирджинии, после трагедии в местной школе, где произошла перестрелка. Также в концерте должны были принять участие John Mayer, Alan Jackson, Phil Vassar и Dave Matthews Band. Однако Bill O’Reilly и Fox News Channel выразили протест против участия Nas’a в этом концерте, так как в его греках «Shoot ‘Em Up», «Got Urself A Gun» и «Made You Look» якобы содержится пропаганда насилия. По поводу этого заявления вспыхнули споры, один из хип-хоп активистов — Bakari Kitwana («The Hip Hop Generation»), защищал Nas’a, отмечая, что Fox News и O’Reilly выбрали выгодные им фрагменты песен. O’Reilly ответил, что у Nas’a были проблемы с законом из-за оружия и такой человек не может выступать на этом концерте.
В итоге Nas выступил на концерте, назвав со сцены O’Reilly «а chump», а через две недели в интервью Shaheem Reid с MTV News заявил, что O’Reilly -нецивилизованный человек, готовый на всё ради рекламы. «Он не понимает молодого поколения. Люди, которых представляет O’Reilly республиканцы старшего поколения. И он готов использовать даже трагедию, произошедшую в Вирджинии, ради собственного рейтинга и оценки других людей» — сказал Nas.
Nas повторил это ещё раз в 2008 году, когда направил петицию против канала «Fox News» и выступал в программе «The Colbert Report» на этом телевидении. Тогда же Nas вызвал Bill O’Reilly на публичные дебаты, но O’Reilly приглашение отверг.
В том же году на своём бывшем лейбле «Columbia Records» Nas выпустил сборник лучших песен. В сборник вошло 14 композиций, 12 старых и две новые. Один из новых треков «Less Than an Hour» был записан совместно с Cee-Lo из Goodie Mob и Gnarls Barkley. Этот трек был интерпретацией темы из популярного фильма «Rush Hour» с Chris Тuскег’ом и Jackie Сhan’ом в главных ролях. Трек появился в саундтреке к «Rush Hour 3». Второй новый трек, попавший в сборник -«Surviving the Times» — описывает биографию Nas’a, продюссировал трек Chris Webber.
Неполиткорректность
12 октября 2007-го года Nas сделал заявление относительно названия нового альбома.
Альбом должен был выйти под названием… «Nigger». Естественно, тут же поднялась шумиха, левые комментаторы с телевидения, в частности Jesse Jackson и Al Sharpton с канала «Fox News», призвали не употреблять это слово. Также пошли слухи, что «Def Jam» расторгнет с Nas’oм контракт, если он не поменяет название диска, а государственный пенсионный фонд пообещал отозвать $84 миллиона инвестиций, вложенных им в компанию «Universal», которая также имела отношение к выпуску и распространению альбома. В то же время многие представители хип-хоп движения поддержали Nas’a. В интервью Angie Martinez’y на радио Hot 97, Nas заявил, что обсуждение названия его альбома дошло вплоть до Конгресса США. Однако в итоге Nas решил поменять название диска, по его словам, потому, что он хочет донести альбом до как можно больше числа людей, а название «Nigger» мешает распространению диска. К тому же администрация крупнейшей сети магазинов «Wal-Mart» заявила, что не будет распространять альбом с таким названием.
Первый сингл с альбома — «Hего» вышел 6 июня 2008-го года. Трек был записан при участии R&B певицы Keri Hilson, спродюсирован Polow da Don. В США «Него» попал на 97 строку в «Billboard Hot 100» и на 87 в «Hot R&B/Hip-Hop Singles & Tracks chart», в канадском «Hot Canadian Digital Single» chart он стал 39-м. Сэмпл из трека попал в эротическое видео «Barely Legal 96» канала «Hustler». Сам альбом лёг на прилавки магазинов 15 июля 2008-го года под названием «Untitled». Продюсерский состав альбома: Polow da Don, stic.man из «Dead Prez», «Sons of Light» — Dustin Moore & J. Myers, Mark Ronson, Cool and Dre, DJ Green Lantern, Salaam Remi, DJ Toomp. Гости: The Game, Chris Brown, Keri Hilson, The Last Poets, и Busta Rhymes.
2 июля 2008-го компания Fila и Nas заключили контракт о рекламе рэпером кроссовок данной фирмы. Также было заявлено о его возможном участии в разработке новой модели кроссовок в стиле 80-х. Сам Nas вспомнил, что в 80-е кроссы этой конторы были очень популярны у рэперов и сказал, что было бы интересно вернуть их сейчас, в эпоху Adidas’a и Nike’a.
Через четыре для после этой коммерческой новости прозвучала новость политическая, в которой главным героем снова был Nas. Jesse Jackson осудил рэпера за использование слова «нигер» в адрес президента Barack Obama. Nas заявил, что время таких, как Jesse Jackson, истекло. Сейчас другая эпоха и другие люди эту эпоху представляют.
В поддержку альбома Nas выступает на различных концертах, в том числе на «Jimmy Kimmel Live». А 23 июля он снова появляется на шоу «The Colbert Report», чтобы оспорить очередные обвинения Bill O’Reilly и «Fox News Channel». В пользу Nas’a правозащитной организацией «Color of Change» было собрано 625 000 подписей, обвиняющих канал «Fox» в расовой дискриминации. На «Late Show» с David Letterman’oм Nas исполнил трек с альбома под названием «Sly Fox», посвящённый Fox News.
Крупный хип-хоп портал «HipHopDX» признал Nas’a МС 2008-го года за его последний альбом и множество участий в работе над альбомам и других рэперов.
От хип-хопа до регги
В минувшем 2009-м году Nas записал ещё один великолепный альбом, но на этот раз не сольный, а вместе с замечательным регги исполнителем Damian Marley. Пластинка получила название «Distant Relatives». Pэпep сказал, что всегда был большим фанатом отца Damian’a — легендарного Bob’a Marley, а также ему всегда нравилось соединять рэп и регги. Совместная работа двух великих артистов выдалась на славу, заглавный трек альбома стал хитом, а видео на него транслировали многочисленные телеканалы и, конечно же, оно «гуляло» во всех социальных сетях. Интерес к живой музыке не ограничился только регги, и остаток года Nas выступал с концертами вместе с живой группой «Mulatto» под руководством Dustin’a Moore. Они дали серию концертов в Европе и Австралии.
14 декабря 2010-го должен был выйти ещё один релиз от Nas’a — «Lost Tapes Volume Two». Это вторая часть сборника неизданных вещей от рэпера. Но пока дата выпуска пластинки перенесена на неопределённое время. А в следующем году Nasir Jones готовит новый альбом, который, по его словам, будет «волшебным моментом в его творчестве». Продюссерами альбома возможно будут Swizz Beatz, DJ Premier, The Alchemist, Dr. Dre, Kanye West, RZA и Bangladesh. В общем-то, зная Nas’a. можно быть уверенным в одном альбом будет интересным, а возможно, и по-своему революционным.
Кроме активной политической позиции, суть которой можно слышать в его многочисленных треках, Nas также создал «P’Tones Records» — некоммерческую организацию, целью которой является создание возможностей для конструктивного развития городской молодёжи.
Секрет легенды
Секрет великолепного стиля Nas’a. казалось бы, прост и логичен. Как написал журналист Peter Shapiro, «секрет Nas’a в разрушительном союзе бита и лирики. Он идеально передаёт жизнь улиц». Недаром ещё вначале карьеры Nas’a сравнивали с Rakim’oм. Однако тот же Shapiro отмечает, что с момента выхода «lllmatic» лирика Nas’a претерпела регресс. Но. как ни парадоксально, вряд ли этот «регресс» сделал её хуже. Знаменитый рэпер Kool Мое Dee в своей книге «There’s а God on the Mic» пишет, что стиль Nas’a представляет собой «тактовый разговорный поток». До Nas’a МС были зациклены на своих рифмах, их сложности и ритмичности. Nas стал писать разговорный рэп, отличный от того, что был до него. С таким определением соглашаются и многие другие рэперы -О.С. из «D.I.T.C.», 2Мех из «The Visionaries», Rah Digga, Bootie Brown из «The Pharcyde» — все они говорят, что новаторский стиль Nas’a во многом держится ещё и на его харизме МС и плотной подаче.
В 2006 в рейтинге величайших МС по версии канала «MTV» Nas стал пятым в десятке!
Новаторство в лирике, напористость читки, сочетание отличных запоминаемых битов и разнообразных текстов — всё это сделало Nas’a одним из лучших МС современности. Не люблю вешать громкие ярлыки «короля», «величайшего» и «единственного», но скажу, что, слушая альбомы Nas’a, я испытываю прилив позитивных эмоций и не просто понимаю, но и чувствую, что такое настоящий рэп. А то, что он сумел соединить поп ориентированные композиции с политизированными и социальными треками в рамках одних и тех же альбомов, делает его творчество интересным для очень разных людей. Творчество Nas’a объединяет, а разве это не является целью любой хорошей музыки? Думаю, что является, и более того: эта цель очень важна для всей хип-хоп культуры.
И ещё пару слов об альбомах Nasira Jones’a. Коммерчески «I Am… The Autobiography» и «It Was Written» были более успешны, нежели «lllmatic», но легендарным стал именно первый альбом. Он. кстати, был переиздан в 2004-м. к десятилетию выхода, с дополнительными треками и ремиксами. Однако, но моему мнению, «It Was Written» и «I Am» — просто неповторимы. Да, «lllmatic» по своему гениален, тем более если учитывать, что он создан в уже далёком 1994-м году. Для того времени он был безусловно новаторским. Но два последующих альбома, во-первых, завершают его картину и. во-вторых, звучат современно и сейчас. И хотя можно с полностью уверенность говорить о Nas’e 90-х и современном периоде его творчества, оформившемся с выходом альбома «Hip-Hop Is Dead», эти периоды не только и даже не столько различны во времени, сколько в стилях и музыкальных экспериментах этого неординарного рэпера. Nas неоднократно номинировался на премию «Grammy», а также на награды «MTV», но всякий раз его обгоняли более коммерчески ориентированные рэперы. Может, с точки зрения титулованности это и минус, но это и показатель независимости Nas’a, его нежелания становится очередным поп-рэпером, но в то же время его популярности, которая лишь немного уступает «звёздам». Правда, эти так называемые «звёзды» слишком быстро сгорают и поддерживают память о себе скорее слухами или коммерческими проектами, нежели музыкой или тем более лирикой. Nas же начинал читать в начале 80-х, записал демо в 1991 -м, а в 2011 он не только не уходит со сцены, но и записывает очередной альбом, которого ждут и который, я думаю, сможет удивить.
Дискография:
Студийные альбомы:
1994 — lllmatic
1996 — It Was Written
1999 — I Am…
1999 — Nastradamus
2001 — Stillmatic
2002 — God’s Son
2004 — Street’s Disciple
2006 — Hip Hop Is Dead
2008 — Untitled
2012 — Life is Good
Совместные альбомы:
1997 — The Firm: The Album (with The Firm)
2000 — QB’s Finest (with Various Artists)
2010 — Distant Relatives (with Damian Marley)
Сборники:
2002 — From lllmatic to Stillmatic: The Remixes
2002 — The Lost Tapes
2007 — Greatest Hits
2010 — The Lost Tapes: Vol. 2
DVD:
2003 — Made You Look: God’s Son Live
2004 — Video Anthology vol. 1
Фильмография:
1998 — Belly
1999 — In Too Deep
2001 -Ticker
2002 — JohnQ
2003 — Uptown Girls
2009 — Vapors (в этом фильме Nas сыграл другого знаменитого рэпера Kool G Rap)