Биография "Валерий Золотухин"
<< Вернуться к списку всех песен "Валерий Золотухин"
Валерий Сергеевич Золотухин
родился 24.06.1941, село Быстрый Исток, Алтайский край. Народный артист РФ (1987)
Детство на костылях
Родился Валерий Золотухин в Алтайской деревне Быстрый исток в семье председателя колхоза. В семь лет с ним приключилась беда – Валерий вывалился он из окна второго этажа и сильно зашиб колено. Помощь ему оказали не сразу, да и к тому же неправильно. Мальчику от бедра до щиколотки заковали ногу в гипс. К счастью под этим панцирем завелись вши, и Валерий карандашом расчесал опухоль. Гипс пришлось снять, и вовремя, а иначе бы он на всю жизнь остался бы калекой.
Валерий был доставлен в санаторий, где ему поставили диагноз туберкулез кости и объявили, что он никогда не будет ходить самостоятельно. Мальчику пришлось нелегко. До восьмого класса он ковылял на костылях. Случалось, что окружающие мальчишки дразнили его, но Валерий не обращал на них внимания (или делал вид, что не обращает).
Не смотря на такое увечье, мальчик мечтал, что когда-нибудь он станет артистом. Валерий Сергеевич вспоминает: «У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом. Я же не понимал тогда, что с моей травмой это невозможно, потому, наверное, и добился своего. Помню, был еще совсем маленьким, мамка уходила в поле работать, меня привязывала за ногу к порогу, чтобы никуда не уполз. А я песни пел. Мимо люди проходили: кто молока нальет, кто хлеба кусок даст — так я уже с детства актерством зарабатывал. Позже сестра сказала: «Быть тебе или великим артистом или великим пьяницей», — это она к тому, что, вернувшись из санатория, я удивил домашних тем, что запросто махнул стакан вина — что мне вино, если меня столько времени лечили горьким кальцием и рыбьим жиром».
ГИТИС. Первый брак
Деревенский парнишка, не избавившийся от хромоты, заявился поступать в ГИТИС, причем не куда-нибудь, а на отделение оперетты, туда, где надо с легкостью петь и танцевать! Вот уж, правда, — про такой поступок говорят: «Не ведает, что творит». Но самое удивительное, что он поступил!
Валерий умудрялся обманывать педагогов. А чтобы в балетном классе не было видно его физических недостатков, подговорил сокурсников заниматься в трико, а не в трусах. Он вспоминает: «Чтобы не отставать от коллег, мне приходилось гораздо больше заниматься. От таких нагрузок в любой момент могло произойти обострение. Тем более, что по своей внешности я скорее подпадал под амплуа комика и простака, а тут уж пришлось бы на сцене выкладываться на полную катушку. Я понимал, что долго в таком напряжении не протяну. Но я фартовый парень! Наш педагог Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, режиссер театра Моссовета стала вести со мной «подрывную работу», переманивать в драматические артисты — она увидела во мне яркую индивидуальность. Так что у меня уже с первого курса был свой театр — это исключительный случай».
Казалось бы, с этого момента студент Золотухин мог бы учиться «спустя рукава», но он относит себя к типу людей, которые не перестанут работать ни при каких условиях, ни при каком строе и уровне достатка, он с жадностью постигал профессию, тем более, что роль «свой среди чужих» ему приходилось играть ежедневно: студенты оперетты считали себя на класс выше будущих драматических артистов, а те «оперетчиков» вообще не считали за людей.
На одном курсе с Золотухиным училась Нина Шацкая – красивая девушка, которая Валерию казалась недосягаемой. Она и покорила его сердце. Завязался бурный роман, закончившийся на пятом курсе свадьбой. Символично, что произошло это на День всех влюбленных — 14 февраля, правда тогда этот праздник еще не был известен в нашей стране.
Дебют в кино
В 1963 году Золотухин и Шацкая окончили ГИТИС. Валерия пригласили в Театр имени Моссовета, где он проработал год, а затем, перешел в Театр драмы и комедии на Таганке. Вместе с ним в Театре на Таганке стала работать и Нина Шацкая.
К тому времени Шацкая уже несколько раз снялась в кино. Самой заметной ее работой была роль в картине Алексея Сахарова «Коллеги». Золотухина же отечественный зритель еще не знал. Как он сам признается, это несколько задевало его самолюбие. Однажды они поехали отдыхать в родное село Валерия. По этому случаю в клубе был показан фильм с участием Нины Шацкой, после чего устроили ей творческую встречу. Чуть позже в «Алтайской Правде» написали: «Наше село посетила известная актриса Нина Шацкая со своим мужем».
Валерий Золотухин вспоминает: «Знаете, как обидно было?! Я понял, что просто обязан срочно сняться в кино, и тут же мне последовало приглашение в картину «Пакет».
Историко-приключенческий фильм Владимира Назарова «Пакет» по одноименной повести Леонида Пантелеева вышел на экраны в 1965 году. Картина рассказывала о приключениях красноармейца Трофимова, которому необходимо было доставить донесение Буденному. Легкая и веселая, она явилась как бы прологом к знаменитому «Бумбарашу».
Роль Трофимова принесла Золотухину первую известность, но настоящая популярность пришла чуть позже.
Популярность.
Первой большой ролью Валерия Золотухина, стал участковый Василий Снежкин в детективе все того же Владимира Назарова «Хозяин тайги» (1968). В этой картине Золотухин играл в паре со своим лучшим другом Владимиром Высоцким, к тому времени уже популярным актером и певцом. Герой Золотухина, молодой участковый, не имеющий ни опыта расследований, ни знания людей, ни дедуктивного мышления, расследовал ограбление магазина в соседней деревне. В результате следствие приводило его к циничному бригадиру (Высоцкий)…
Картина имела несомненный зрительский успех. Исполнилась его мальчишеская мечта — теперь актера знала вся страна. А спустя три года на экраны вышел фильм, принесший ему и вовсе огромную популярность. Это была эксцентрическая музыкальная комедия Николая Рашеева и Абрама Народицкого «Бумбараш».
Рассказывают, что эту роль молодой актер получил благодаря редкостной наглости. Дело в том, что на роль пробовался, помимо Золотухина, еще и Михаил Кононов. И тогда Валерий подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность — возьмите меня». Режиссер послушался и… заглянул в вечность.
«Бумбараш» — это настоящий водевиль о гражданской войне — веселый, ироничный, один из лучших в советском кино семидесятых годов. В стиле лубочного примитивизма авторы фильма поведали историю нового Иванушки, бродящего по фронтам гражданской войны и толком не понимающего, кто здесь прав, кто виноват. Бумбарашу доверено быть героем, а за собой не ведет и примера не подает. Он просто живет в диком мире и не хочет знать, что будет завтра…
Особую привлекательность фильму принесли песни на стихи Юлия Кима в блестящем исполнении Валерия Золотухина. «Ты, родимая, да ты дождись меня…», «Наплявать, наплявать, надоело воевать…» — эти песни прочно вошли в народ, ассоциируясь именно с образом Бумбараша, который стал «визитной карточкой» актера.
Бумбараш «приклеился» к Золотухину на многие годы. Рассказывая об актере, в первую очередь вспоминают именно об этой роли. Валерий Сергеевич не обижается: «Если говорить всерьез об актерском тщеславии, то не чувствую себя обделенным. Несметное количество актеров уходит из жизни, не оставив после себя своего Бумбараша. А если ко всему этому подойти философски, человек, которому я интересен (если вдруг такие люди есть), найдет возможность разглядеть другого Золотухина. А если кто хочет видеть во мне одного Бумбараша — ради Бога! <…> И не буду никого ни в чем переубеждать: я уже не в том возрасте, чтобы говорить: «Да я гораздо сложнее, интереснее». Бумбараш — так Бумбараш. Когда-то моего сына спросил во дворе соседский парень Сережа, сын Романа Карцева: «Твой папа — Бумбараш?» Сын ответил утвердительно. Сережа изумился: «Что, живой еще?»
70-е годы.
Вернемся, однако, в 70-е. Именно на эти годы выпал расцвет творчества Валерия Золотухина в кино. В том же 1971 году актер снялся во втором фильме трилогии, начатой «Хозяином тайги», — детективе «Пропажа свидетеля». Картина была снята по многочисленным просьбам зрителей, которым полюбился следователь Сережкин.
Затем Золотухин снялся в главных ролях: в лирической комедии Екатерины Сташевской «Берега», в драме Виктора Титова «Каждый день доктора Калинниковой» и героической драме Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Запоминающимся персонажем в исполнении Валерия Золотухина стал веселый жулик Лутоня в музыкальной сказке-комедии «Царевич Проша» (1974).
В начале 70-х произошли и изменения в личной жизни актера. Золотухин всегда был не равнодушен к женщинам. Он и не скрывает, что его «хождения налево» были достаточно частым явлением. Их брак с Ниной Шацкой удерживала от распада лишь страсть, — свою жену Золотухин любил безумно.
И все же их брак рухнул. Однажды Нина Шацкая, взяв сына Дениса, ушла к другому мужчине — популярному артисту, коллеге Валерия по театру, Леониду Филатову. Золотухин естественно переживал, но со временем все наладилось. Валерий изредка навещал сына «во вражьем стане», одно время даже ночевал у них, не таил никакой обиды и даже не ревновал.
В 1975 году во время съемок мелодрамы Иосифа Хейфица «Единственная» Валерий встретил свою вторую жену Тамару. Она работала на картине помощником режиссера. Однажды вечером Валерий шел под окнами гостиницы и услышал, как из окна третьего этажа доносятся звуки скрипки, оказалось, что Тамара скрипачка. Но тогда мужчина этого не знал и, как завороженный, полез в окно по водосточной трубе…
Золотухин сумел покорить сердце Тамары. Они поженились. Вскоре у супругов появился сын Сережа.
Во второй половине 70-х Валерий Золотухин продолжал активно сниматься в кино. Он сыграл заметные роли в музыкальной комедии «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил», драме «Любовь Яровая», комедии «Смешные люди», телесериале «Маленькие трагедии». В 1978 году Золотухин вновь сыграл милиционера Сережкина, любимого зрителями по картинам «Хозяин тайги» и «Пропажа свидетеля». В новой картине «Предварительное расследование» его герой уже в чине капитана милиции борется с расхитителями леса.
80-е – 90-е годы.
В 80-е годы Валерий Золотухин продолжал много сниматься в кино. Однако таких заметных работ, как в 70-е у него не было. Как признается сам актер, крестьянская маска отбросила от него многие роли. Это в театре он мог быть самым разным. Кого только он не переиграл. Среди его театральных героев: Ванг-водонос («Добрый человек из Сезуана»), Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишневый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Федор Фомич Кузькин («Живой»), Живаго («Доктор Живаго»), маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), сразу три роли в спектакле «При во время чумы» — Герцог, Дон Гуан и Фауст. И это далеко не полный перечень работ актера на сцене.
В кино же дело обстояло хуже. Нет, Валерию Золотухину по-прежнему нередко доставались главные роли. Наиболее заметная работа тех лет – роль Дмитрия Громцева в ретро-драме Николая Досталя «Человек с аккордеоном». Стоит также отметить роли в картинах «Средь бела дня» и «И вот пришел Бумбо». И все же с популярностью «Бумбараша» и «Хозяина тайги» они сравниться не могли.
Ближе к середине 90-х Золотухин и вовсе перестал сниматься в кино. Это было время, когда выдающиеся актеры прошлого оказались просто не нужны нашему кинематографу.
Последние работы в кино.
В последние годы Валерий Золотухин вновь стал появляться на кино- и телеэкранах. Начало положил сериал «Участок», где снялось много замечательных актеров. Здесь Валерий Семенович, умело сочетая комические и драматические краски, сыграл старика по прозвищу Хали-Гали.
Первоначально на эту роль пробовали Сергея Юрского, затем предложили Михаилу Кононову. Однако тому сценарий не понравился. И тогда вспомнили об Валерии Сергеевиче. «Изначально планировалось, что Хали-Гали будет этаким Щукарем, прикольным балагуром, но Золотухин увидел эту роль как глубокую, сразу же категорически отказался комиковать, и правильно сделал!» — рассказывает сценарист Слаповский. Съемки проходили в деревне. Золотухин настолько вошел в роль, что его порой принимали за местного жителя даже сами актеры.
Вслед за этим Валерий Семенович продемонстрировал свое мастерство на съемках знаменитого блокбастера Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», где он сыграл старого вампира. Отмечая игру актеров, практически все в первую очередь выделяли именно его. А ведь роль у Валерия Золотухина в отличие от других актеров была совсем небольшой, можно сказать эпизодической.
Зато в следующем фильме Тимура Бекмамбетова — «Дневной дозор» — роль Золотухина оказалась более значительной. Кстати, в этой картине были использованы сцены, не вошедшие в первый «дозор».
Валерий Семенович признается, что, снимаясь в «дозорах», опасался засилья компьютерных технологий. К счастью, современные технологии не заслонили актерской игры: «Все, что я хотел сыграть в этом персонаже, и это я увидел потом на экране: всю трагедию, всю драму истории с сыном, и его порочность, и то, что он любым способом пытается извлечь из ужаса порока. В «Дозоре» абсолютно нет никакого ущемления актерского мастерства. Это такой жанр, здесь есть психологизм, есть глубина, но она должна быть знаковая, быстрочитаемая».
В перерыве между «дозорами» Валерий Золотухин снялся еще в одном нашумевшем проекте — долгожданной экранизации романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. И вновь в небольшой роли Босого Валерий Семенович продемонстрировал высочайшее актерское мастерство.
Личная жизнь сегодня
Валерий Семенович по-прежнему живет со своей второй женой Тамарой. Хотя слухи о его любовных пристрастиях ходят и по сей день.
Младший сын Золотухина Сергей стал священником. У него четверо детей. Со старшим сыном Денисом Валерий Семенович практически не общается. «Ведь я же ушел, когда ему было десять лет. И здесь я могу сказать о Лене Филатове только хорошее, я благодарен ему за многое, в том числе и за воспитание моего сына. Он приучил его читать, много полезного сделал для его развития. Ленька порядочный мужик и воспитатель хороший», — говорит Валерий Семенович.
Сам Валерий Семенович — тоже человек верующий. Он учавствует в православных проектах («Рождественские истории»), при его непосредственном участии была построена церковь на Алтае.
Фильмография:
1965 Пакет
1968 Интервенция
1968 Хозяин тайги
1969 Цветы запоздалые
1970 Бег
1970 О друзьях-товарищах
1970 Салют, Мария!
1971 Бумбараш
1971 Жизнь и смерть дворянина Чертопханова
1971 Пропажа свидетеля
1973 Берега
1973 Каждый день доктора Калинниковой
1973 О тех, кого помню и люблю
1974 Царевич Проша
1975 Единственная…
1975 На всю оставшуюся жизнь…
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил
1977 Любовь Яровая
1977 Смешные люди!
1978 Версия (новелла в к/а «Завьяловские чудики»)
1978 Предварительное расследование
1979 Маленькие трагедии
1980 Тайное голосование
1981 Линия жизни
1981 Наше призвание
1981 Яблоко на ладони
1982 Детский мир
1982 Мать Мария
1982 Остров сокровищ
1982 Чародеи
1983 Демидовы
1983 Средь бела дня…
1984 И вот пришел Бумбо…
1984 Мертвые души
1985 Три процента риска
1985 Человек с аккордеоном
1986 Трава зелена
1986 Чичерин
1986 Я вожатый форпоста
1987 Десять дней, которые потрясли мир
1987 Сын
1990 Захочу — полюблю
1991 Говорящая обезьяна
1991 Тени
1992 Как живете, караси?
1993 Охламон
1994 Солдат Иван Чонкин
1997 Не валяй дурака…
1999 Борис Годунов
2003 Участок
2004 Ночной дозор
2005 Брежнев — сериал
2005 Мастер и Маргарита — сериал
2006 Дневной дозор
2007 Парадокс
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медия-Сервис-2000»)
Феликс Медведев, «Народ не такой дурак» («Аргументы и факты» № 08 от 20.02.2002);
Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева, «Роман не должен кончаться»
nsvisual.com;
Юлия Идлис, «Валерий Золотухин: После «Дневного дозора» девочки меня не будут любить» www.polit.ru;
родился 24.06.1941, село Быстрый Исток, Алтайский край. Народный артист РФ (1987)
Детство на костылях
Родился Валерий Золотухин в Алтайской деревне Быстрый исток в семье председателя колхоза. В семь лет с ним приключилась беда – Валерий вывалился он из окна второго этажа и сильно зашиб колено. Помощь ему оказали не сразу, да и к тому же неправильно. Мальчику от бедра до щиколотки заковали ногу в гипс. К счастью под этим панцирем завелись вши, и Валерий карандашом расчесал опухоль. Гипс пришлось снять, и вовремя, а иначе бы он на всю жизнь остался бы калекой.
Валерий был доставлен в санаторий, где ему поставили диагноз туберкулез кости и объявили, что он никогда не будет ходить самостоятельно. Мальчику пришлось нелегко. До восьмого класса он ковылял на костылях. Случалось, что окружающие мальчишки дразнили его, но Валерий не обращал на них внимания (или делал вид, что не обращает).
Не смотря на такое увечье, мальчик мечтал, что когда-нибудь он станет артистом. Валерий Сергеевич вспоминает: «У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом. Я же не понимал тогда, что с моей травмой это невозможно, потому, наверное, и добился своего. Помню, был еще совсем маленьким, мамка уходила в поле работать, меня привязывала за ногу к порогу, чтобы никуда не уполз. А я песни пел. Мимо люди проходили: кто молока нальет, кто хлеба кусок даст — так я уже с детства актерством зарабатывал. Позже сестра сказала: «Быть тебе или великим артистом или великим пьяницей», — это она к тому, что, вернувшись из санатория, я удивил домашних тем, что запросто махнул стакан вина — что мне вино, если меня столько времени лечили горьким кальцием и рыбьим жиром».
ГИТИС. Первый брак
Деревенский парнишка, не избавившийся от хромоты, заявился поступать в ГИТИС, причем не куда-нибудь, а на отделение оперетты, туда, где надо с легкостью петь и танцевать! Вот уж, правда, — про такой поступок говорят: «Не ведает, что творит». Но самое удивительное, что он поступил!
Валерий умудрялся обманывать педагогов. А чтобы в балетном классе не было видно его физических недостатков, подговорил сокурсников заниматься в трико, а не в трусах. Он вспоминает: «Чтобы не отставать от коллег, мне приходилось гораздо больше заниматься. От таких нагрузок в любой момент могло произойти обострение. Тем более, что по своей внешности я скорее подпадал под амплуа комика и простака, а тут уж пришлось бы на сцене выкладываться на полную катушку. Я понимал, что долго в таком напряжении не протяну. Но я фартовый парень! Наш педагог Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, режиссер театра Моссовета стала вести со мной «подрывную работу», переманивать в драматические артисты — она увидела во мне яркую индивидуальность. Так что у меня уже с первого курса был свой театр — это исключительный случай».
Казалось бы, с этого момента студент Золотухин мог бы учиться «спустя рукава», но он относит себя к типу людей, которые не перестанут работать ни при каких условиях, ни при каком строе и уровне достатка, он с жадностью постигал профессию, тем более, что роль «свой среди чужих» ему приходилось играть ежедневно: студенты оперетты считали себя на класс выше будущих драматических артистов, а те «оперетчиков» вообще не считали за людей.
На одном курсе с Золотухиным училась Нина Шацкая – красивая девушка, которая Валерию казалась недосягаемой. Она и покорила его сердце. Завязался бурный роман, закончившийся на пятом курсе свадьбой. Символично, что произошло это на День всех влюбленных — 14 февраля, правда тогда этот праздник еще не был известен в нашей стране.
Дебют в кино
В 1963 году Золотухин и Шацкая окончили ГИТИС. Валерия пригласили в Театр имени Моссовета, где он проработал год, а затем, перешел в Театр драмы и комедии на Таганке. Вместе с ним в Театре на Таганке стала работать и Нина Шацкая.
К тому времени Шацкая уже несколько раз снялась в кино. Самой заметной ее работой была роль в картине Алексея Сахарова «Коллеги». Золотухина же отечественный зритель еще не знал. Как он сам признается, это несколько задевало его самолюбие. Однажды они поехали отдыхать в родное село Валерия. По этому случаю в клубе был показан фильм с участием Нины Шацкой, после чего устроили ей творческую встречу. Чуть позже в «Алтайской Правде» написали: «Наше село посетила известная актриса Нина Шацкая со своим мужем».
Валерий Золотухин вспоминает: «Знаете, как обидно было?! Я понял, что просто обязан срочно сняться в кино, и тут же мне последовало приглашение в картину «Пакет».
Историко-приключенческий фильм Владимира Назарова «Пакет» по одноименной повести Леонида Пантелеева вышел на экраны в 1965 году. Картина рассказывала о приключениях красноармейца Трофимова, которому необходимо было доставить донесение Буденному. Легкая и веселая, она явилась как бы прологом к знаменитому «Бумбарашу».
Роль Трофимова принесла Золотухину первую известность, но настоящая популярность пришла чуть позже.
Популярность.
Первой большой ролью Валерия Золотухина, стал участковый Василий Снежкин в детективе все того же Владимира Назарова «Хозяин тайги» (1968). В этой картине Золотухин играл в паре со своим лучшим другом Владимиром Высоцким, к тому времени уже популярным актером и певцом. Герой Золотухина, молодой участковый, не имеющий ни опыта расследований, ни знания людей, ни дедуктивного мышления, расследовал ограбление магазина в соседней деревне. В результате следствие приводило его к циничному бригадиру (Высоцкий)…
Картина имела несомненный зрительский успех. Исполнилась его мальчишеская мечта — теперь актера знала вся страна. А спустя три года на экраны вышел фильм, принесший ему и вовсе огромную популярность. Это была эксцентрическая музыкальная комедия Николая Рашеева и Абрама Народицкого «Бумбараш».
Рассказывают, что эту роль молодой актер получил благодаря редкостной наглости. Дело в том, что на роль пробовался, помимо Золотухина, еще и Михаил Кононов. И тогда Валерий подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность — возьмите меня». Режиссер послушался и… заглянул в вечность.
«Бумбараш» — это настоящий водевиль о гражданской войне — веселый, ироничный, один из лучших в советском кино семидесятых годов. В стиле лубочного примитивизма авторы фильма поведали историю нового Иванушки, бродящего по фронтам гражданской войны и толком не понимающего, кто здесь прав, кто виноват. Бумбарашу доверено быть героем, а за собой не ведет и примера не подает. Он просто живет в диком мире и не хочет знать, что будет завтра…
Особую привлекательность фильму принесли песни на стихи Юлия Кима в блестящем исполнении Валерия Золотухина. «Ты, родимая, да ты дождись меня…», «Наплявать, наплявать, надоело воевать…» — эти песни прочно вошли в народ, ассоциируясь именно с образом Бумбараша, который стал «визитной карточкой» актера.
Бумбараш «приклеился» к Золотухину на многие годы. Рассказывая об актере, в первую очередь вспоминают именно об этой роли. Валерий Сергеевич не обижается: «Если говорить всерьез об актерском тщеславии, то не чувствую себя обделенным. Несметное количество актеров уходит из жизни, не оставив после себя своего Бумбараша. А если ко всему этому подойти философски, человек, которому я интересен (если вдруг такие люди есть), найдет возможность разглядеть другого Золотухина. А если кто хочет видеть во мне одного Бумбараша — ради Бога! <…> И не буду никого ни в чем переубеждать: я уже не в том возрасте, чтобы говорить: «Да я гораздо сложнее, интереснее». Бумбараш — так Бумбараш. Когда-то моего сына спросил во дворе соседский парень Сережа, сын Романа Карцева: «Твой папа — Бумбараш?» Сын ответил утвердительно. Сережа изумился: «Что, живой еще?»
70-е годы.
Вернемся, однако, в 70-е. Именно на эти годы выпал расцвет творчества Валерия Золотухина в кино. В том же 1971 году актер снялся во втором фильме трилогии, начатой «Хозяином тайги», — детективе «Пропажа свидетеля». Картина была снята по многочисленным просьбам зрителей, которым полюбился следователь Сережкин.
Затем Золотухин снялся в главных ролях: в лирической комедии Екатерины Сташевской «Берега», в драме Виктора Титова «Каждый день доктора Калинниковой» и героической драме Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Запоминающимся персонажем в исполнении Валерия Золотухина стал веселый жулик Лутоня в музыкальной сказке-комедии «Царевич Проша» (1974).
В начале 70-х произошли и изменения в личной жизни актера. Золотухин всегда был не равнодушен к женщинам. Он и не скрывает, что его «хождения налево» были достаточно частым явлением. Их брак с Ниной Шацкой удерживала от распада лишь страсть, — свою жену Золотухин любил безумно.
И все же их брак рухнул. Однажды Нина Шацкая, взяв сына Дениса, ушла к другому мужчине — популярному артисту, коллеге Валерия по театру, Леониду Филатову. Золотухин естественно переживал, но со временем все наладилось. Валерий изредка навещал сына «во вражьем стане», одно время даже ночевал у них, не таил никакой обиды и даже не ревновал.
В 1975 году во время съемок мелодрамы Иосифа Хейфица «Единственная» Валерий встретил свою вторую жену Тамару. Она работала на картине помощником режиссера. Однажды вечером Валерий шел под окнами гостиницы и услышал, как из окна третьего этажа доносятся звуки скрипки, оказалось, что Тамара скрипачка. Но тогда мужчина этого не знал и, как завороженный, полез в окно по водосточной трубе…
Золотухин сумел покорить сердце Тамары. Они поженились. Вскоре у супругов появился сын Сережа.
Во второй половине 70-х Валерий Золотухин продолжал активно сниматься в кино. Он сыграл заметные роли в музыкальной комедии «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил», драме «Любовь Яровая», комедии «Смешные люди», телесериале «Маленькие трагедии». В 1978 году Золотухин вновь сыграл милиционера Сережкина, любимого зрителями по картинам «Хозяин тайги» и «Пропажа свидетеля». В новой картине «Предварительное расследование» его герой уже в чине капитана милиции борется с расхитителями леса.
80-е – 90-е годы.
В 80-е годы Валерий Золотухин продолжал много сниматься в кино. Однако таких заметных работ, как в 70-е у него не было. Как признается сам актер, крестьянская маска отбросила от него многие роли. Это в театре он мог быть самым разным. Кого только он не переиграл. Среди его театральных героев: Ванг-водонос («Добрый человек из Сезуана»), Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишневый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Федор Фомич Кузькин («Живой»), Живаго («Доктор Живаго»), маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), сразу три роли в спектакле «При во время чумы» — Герцог, Дон Гуан и Фауст. И это далеко не полный перечень работ актера на сцене.
В кино же дело обстояло хуже. Нет, Валерию Золотухину по-прежнему нередко доставались главные роли. Наиболее заметная работа тех лет – роль Дмитрия Громцева в ретро-драме Николая Досталя «Человек с аккордеоном». Стоит также отметить роли в картинах «Средь бела дня» и «И вот пришел Бумбо». И все же с популярностью «Бумбараша» и «Хозяина тайги» они сравниться не могли.
Ближе к середине 90-х Золотухин и вовсе перестал сниматься в кино. Это было время, когда выдающиеся актеры прошлого оказались просто не нужны нашему кинематографу.
Последние работы в кино.
В последние годы Валерий Золотухин вновь стал появляться на кино- и телеэкранах. Начало положил сериал «Участок», где снялось много замечательных актеров. Здесь Валерий Семенович, умело сочетая комические и драматические краски, сыграл старика по прозвищу Хали-Гали.
Первоначально на эту роль пробовали Сергея Юрского, затем предложили Михаилу Кононову. Однако тому сценарий не понравился. И тогда вспомнили об Валерии Сергеевиче. «Изначально планировалось, что Хали-Гали будет этаким Щукарем, прикольным балагуром, но Золотухин увидел эту роль как глубокую, сразу же категорически отказался комиковать, и правильно сделал!» — рассказывает сценарист Слаповский. Съемки проходили в деревне. Золотухин настолько вошел в роль, что его порой принимали за местного жителя даже сами актеры.
Вслед за этим Валерий Семенович продемонстрировал свое мастерство на съемках знаменитого блокбастера Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», где он сыграл старого вампира. Отмечая игру актеров, практически все в первую очередь выделяли именно его. А ведь роль у Валерия Золотухина в отличие от других актеров была совсем небольшой, можно сказать эпизодической.
Зато в следующем фильме Тимура Бекмамбетова — «Дневной дозор» — роль Золотухина оказалась более значительной. Кстати, в этой картине были использованы сцены, не вошедшие в первый «дозор».
Валерий Семенович признается, что, снимаясь в «дозорах», опасался засилья компьютерных технологий. К счастью, современные технологии не заслонили актерской игры: «Все, что я хотел сыграть в этом персонаже, и это я увидел потом на экране: всю трагедию, всю драму истории с сыном, и его порочность, и то, что он любым способом пытается извлечь из ужаса порока. В «Дозоре» абсолютно нет никакого ущемления актерского мастерства. Это такой жанр, здесь есть психологизм, есть глубина, но она должна быть знаковая, быстрочитаемая».
В перерыве между «дозорами» Валерий Золотухин снялся еще в одном нашумевшем проекте — долгожданной экранизации романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. И вновь в небольшой роли Босого Валерий Семенович продемонстрировал высочайшее актерское мастерство.
Личная жизнь сегодня
Валерий Семенович по-прежнему живет со своей второй женой Тамарой. Хотя слухи о его любовных пристрастиях ходят и по сей день.
Младший сын Золотухина Сергей стал священником. У него четверо детей. Со старшим сыном Денисом Валерий Семенович практически не общается. «Ведь я же ушел, когда ему было десять лет. И здесь я могу сказать о Лене Филатове только хорошее, я благодарен ему за многое, в том числе и за воспитание моего сына. Он приучил его читать, много полезного сделал для его развития. Ленька порядочный мужик и воспитатель хороший», — говорит Валерий Семенович.
Сам Валерий Семенович — тоже человек верующий. Он учавствует в православных проектах («Рождественские истории»), при его непосредственном участии была построена церковь на Алтае.
Фильмография:
1965 Пакет
1968 Интервенция
1968 Хозяин тайги
1969 Цветы запоздалые
1970 Бег
1970 О друзьях-товарищах
1970 Салют, Мария!
1971 Бумбараш
1971 Жизнь и смерть дворянина Чертопханова
1971 Пропажа свидетеля
1973 Берега
1973 Каждый день доктора Калинниковой
1973 О тех, кого помню и люблю
1974 Царевич Проша
1975 Единственная…
1975 На всю оставшуюся жизнь…
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил
1977 Любовь Яровая
1977 Смешные люди!
1978 Версия (новелла в к/а «Завьяловские чудики»)
1978 Предварительное расследование
1979 Маленькие трагедии
1980 Тайное голосование
1981 Линия жизни
1981 Наше призвание
1981 Яблоко на ладони
1982 Детский мир
1982 Мать Мария
1982 Остров сокровищ
1982 Чародеи
1983 Демидовы
1983 Средь бела дня…
1984 И вот пришел Бумбо…
1984 Мертвые души
1985 Три процента риска
1985 Человек с аккордеоном
1986 Трава зелена
1986 Чичерин
1986 Я вожатый форпоста
1987 Десять дней, которые потрясли мир
1987 Сын
1990 Захочу — полюблю
1991 Говорящая обезьяна
1991 Тени
1992 Как живете, караси?
1993 Охламон
1994 Солдат Иван Чонкин
1997 Не валяй дурака…
1999 Борис Годунов
2003 Участок
2004 Ночной дозор
2005 Брежнев — сериал
2005 Мастер и Маргарита — сериал
2006 Дневной дозор
2007 Парадокс
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медия-Сервис-2000»)
Феликс Медведев, «Народ не такой дурак» («Аргументы и факты» № 08 от 20.02.2002);
Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева, «Роман не должен кончаться»
nsvisual.com;
Юлия Идлис, «Валерий Золотухин: После «Дневного дозора» девочки меня не будут любить» www.polit.ru;