Биография "Patti Smith"
<< Вернуться к списку всех песен "Patti Smith"
Патри́ция Ли Смит (англ. Patricia Lee Smith; род. 30 декабря 1946 г. в Чикаго) — американская певица, поэт и художник. Патти Смит принято называть «крёстной мамой панк-рока», отчасти благодаря её дебютному альбому Horses, который сыграл существенную роль в образовании этого жанра. Наиболее известная песня Патти Смит, Because the Night, была написана совместно с Брюсом Спрингстином, и поднялась в двадцатку чарта Billboard Hot 100. В 2005 году Смит наградили французским орденом литературы и искусства, а в 2007 её имя было включено в Зал славы рок-н-ролла.
Патриция Ли Смит родилась в Чикаго 30 декабря 1946 года. В 1949 родители переехали Филадельфию, а затем в небольшой город Вудбери, на юге Нью-Джерси в 1957. Мать, Беверли, была джазовой певицей и официанткой, а отец, Грант, работал на заводе. В семье росли ещё трое детей — Линда, Тодд и Кимберли; Патти была старшим ребёнком. Будучи не понимаемой в школе, она находит спасение в поэзии Артюра Рембо, книгах битников и музыке таких артистов, как Джими Хендрикс, The Rolling Stones, The Doors, и особенно Боб Дилан. Она поступила в Государственный Колледж Глассборо, но бросила его в связи с незапланированной беременностью. После она отдала ребенка на усыновление и нашла работу на сборочном конвейере на заводе, заработав тем самым достаточно денег, чтобы переехать в Нью-Йорк.
В 1967 году она нашла работу в книжном магазине «Strand and Scribner’s» и встретила фотографа Роберта Мэплторпа, остававшегося близким другом Патти до самой своей смерти в 1989 году от СПИДа. Ходили слухи, что некоторое время он который был её любовником, однако сами они это отрицали, к тому же сам Мэплторп был гомосексуалистом. В 1969 Смит переезжает с сестрой в Париж, зарабатывая уличными представлениями, также пробуя себя художником. После возвращения, она вместе с Мэплторпом некоторое время живёт в задней комнате ночного клуба Max’s Kansas City и в Отеле Челси, а затем участвует в постановках независимого театра. Став частью нью-йоркской богемы, в 1971 она выступила соавтором и актрисой в автобиографической пьесе драматурга Сэма Шепарда «Cowboy Mouth». В это же время она работает над своей поэзией, и встречает Ленни Кея, клерка в музыкальном магазине на Бликер Стрит. Кей написал статью для журнала «The Village Voice», которое произвело впечатление на Смит, и они оба обнаружили, что разделяют любовь к ранним малоизвестным течениям рок-н-ролла.
Патти пригласила Ленни аккомпанировать ей на электрогитаре на еженедельном публичном чтении стихов в Церкви Святого Марка 10 февраля 1971 года. В течение ближайших двух лет, Смит продолжала играть в спектаклях и поэтических чтениях. Она также пишет для таких музыкальных журналов, как «Rolling Stone», «Creem», и участвует в написании песен для группы Blue Öyster Cult. В 1972 выпускает первый сборник стихов «Seventh Heaven» и выступает на открытии концерта рок-группы New York Dolls в Mercer Arts Center. В ноябре 1973 она и Кей дают памятное выступление «Rock’n’Rimbaud» в Le Jardin на Таймс-Сквер, и их партнёрство встаёт на постоянную основу. На выступлениях их сопровождают временные пианисты, и в конечном итоге, весной 1974 к ним присоединился Ричард Сол. Концерты трио становятся смесью из импровизированной устной декламации Патти со спонтанной музыкальной поддержкой Кея и Сола, между которыми исполнялись кавер-версии произведений рок-н-ролла.
Регулярные представления в Нью-Йорке укрепляли растущую репутацию группы, и 5 июня 1974 года, при материальной поддержке Мэплторпа, они приступают к записи первого сингла «Hey Joe / Piss Factory» в студии «Electric Lady». В записи обоих песен на пластинке принял участие гитарист группы Television Том Верлен, с которым у Смит недолгое время были романтические отношения. Осенью 1974 Смит и её группа сыграли представления в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. По возвращении на восточное побережье к ним присоединился бас-гитарист Айвэн Крол, и группа становится частью нового музыкального направления, которое зарождалось на сцене авангардного манхэттенского клуба CBGB, в котором в то время начинали такие коллективы, как Ramones, Television, Blondie и Talking Heads. С февраля 1975 Патти Смит с группой выступают в CBGB 4 ночи в неделю на протяжении двух месяцев. Там к ним иногда присоединяется барабанщик Джей Ди Доерти, который позже стал постоянным членом группы и привлёк внимание президента лейбла Arista Records, Клайва Дэвиса для подписания контракта.
Она стала работать в студии с продюсером Джоном Кейлом, и в конце 1975 года выпустила свой дебютный альбом, «Horses», восторженно принятый критиками. «Horses» начинается переработкой хита Вана Моррисона, «Gloria», которая открывает альбом строчкой: «Иисус умер за чьи-то грехи, но не мои». После турне по Америке и Европе, в октябре 1976 последовал второй альбом — «Radio Ethiopia». Спродюсированный Джеком Дугласом, он содержал более жёсткие, прямые рок-песни, наряду с одними из её самых экспериментальных и свободных по форме. 23 января 1977 года Смит во время концерта в Тампе упала со сцены и сломала два позвонка на шее, после чего была вынуждена взять перерыв на год. За это время она написала книгу стихов «Babel». В 1978 Патти Смит вернулась в студию, и 3 марта выпустила третий альбом, «Easter», ставший более доступным для радиоэфира благодаря продюсеру Джимми Йовину. Текст к первому синглу с альбома, «Because the Night», был написан вместе с Брюсом Спрингстином. Баллада поднялась на 13 место в Billboard Hot 100, что помогло альбому попасть в двадцатку самых продаваемых недели. Четвёртый альбом, «Wave» (продюсер Тодд Рандгрен), вышедший 19 мая 1979 года, показывает, что звук группы становится более выверенным, однако, некоторые критики сочли это её менее удачным материалом. До этого Смит жила с клавишником группы Blue Öyster Cult Алленом Ланиером, и теперь встречалась с гитаристом MC5, Фредом «Соником» Смитом, которому посвящён второй номер с альбома, «Dancing Barefoot». Когда панк-музыка стала выходить из андеграунда, Смит потеряла к ней интерес, и в сентябре 1979, после концерта перед 70,000 зрителей во Флоренции, Patti Smith Group распадается.
1 марта 1980 года Фред и Патти поженились и переехали в Детройт, где воспитывали двух детей, Джексона и Джесси. В 1988 Патти записала альбом «Dream of Life», в котором Фред выступил соавтором всех песен, а также сыграл гитарные партии при поддержке членов Patti Smith Group, Ричарда Сола и Джея Ди Доерти. Однако альбом не был предназначен для полноценного возвращения, и Смит исчезла с музыкального горизонта сразу после его выхода. Она продолжает писать, завершает поэтический сборник «Woolgathering» и время от времени выступает с публичными чтениями. В течение следующих лет Патти Смит потеряла сразу несколько близких людей. Пианист Patti Smith Group, Ричард Сол умер в 1991, спустя два года после смерти Роберта Мэплторпа (который также был фотографом Смит для обложек её альбомов). В их честь она дала бесплатные поэтические чтения и исполнение нескольких песен а капелла ночью на открытой площадке Центрального парка в Нью-Йорке. В конце 1994, с промежутком в месяц, от сердечной недостаточности скончались её муж Фред и брат Тодд.
Поражённая горем, Смит, по совету Аллена Гинзберга, возвращается к выступлениям и преобразует группу — с Кеем, Доерти, и новым басистом, Тони Шэнэханом, для нескольких небольших туров по западному побережью, нацеленных на восстановление контакта с аудиторией. В 1996 Смит переезжает в Нью-Йорк и снова читает стихи в центральном парке на фестивале «Lollapalooza», а в конце года участвует в турне вместе с Бобом Диланом. Группа начинает работу в студии над альбомом «Gone Again» (продюсер Малькольм Бёрн), в записи которого принимает участие новый второй гитарист, Оливер Рэй, а также Том Верлен, Джон Кейл и Джеф Бакли в качестве приглашённых гостей. «Gone Again» выдержан в более оптимистичном тоне, чем можно было бы ожидать. Вслед за альбомом выходит книга «The Coral Sea», посвящённая памяти Роберта Мэплторпа.
На следующий год вышла более мрачная, чем её предшественница, пластинка «Peace and Noise», на которой отразилась реакция Патти на гибель двух её вдохновителей, Аллена Гинзберга и Уильяма С. Берроуза. В 1998 выходит собрание лирики «Patti Smith Complete». В 2000 году увидел свет более агрессивный и социально направленный альбом «Gung Ho» (продюсер Гил Нортон), в записи которого участвует Майкл Стайп. Песни «1959» и «Glitter in Their Eyes» с двух последних альбомов получают номинации на Грэмми. В сентябре 2002 выставка художественных и фоторабот Патти Смит открывается в музее Уорхола в Питсбурге. Спустя четверть века сотрудничества, Патти Смит покидает Arista Records, выпуская двухдисковый сборник «Land (1975–2002)», и подписывает контракт с Columbia Records 20 октября.
В 2004 году первый альбом на новом лейбле, «Trampin’», открывает следующую главу её творчества и показывает, что «трёхаккордный рок-н-ролл и сила слова» остались невредимы. Альбом единодушно был назван лучшим из того, что она записывала со времени возвращения в музыку в 96 году. 25 июня 2005 года, к тридцатилетию альбома «Horses», Патти Смит со своей группой исполнила его целиком на фестивале Meltdown в Лондонском Royal Festival Hall (это выступление вошло на переиздание альбома в декабре). 2 сентября Патти дала концерт в Санкт-Петербурге, а на следующий день в московском клубе Б2, где исполнила импровизационное стихотворение в память жертвам террористического акта в Беслане. В этом же году Министр культуры Франции наградил Патти Смит орденом литературы и искусства, и она читает лекции о поэтическом наследии Уильяма Блейка и Артюра Рембо. Она также выпускает первый, за почти десять лет, сборник стихов «Auguries of Innocence».
В 2006 году, после долгих судебных разбирательств, закрывается нью-йоркский клуб CBGB из-за жалоб соседей. Трёхчасовой концерт Патти Смит 15 октября стал последним выступлением в этом клубе. 12 марта 2007 года её имя было включено в Зал славы рок-н-ролла, свою награду она посвятила покойному мужу. Спустя месяц вышел альбом каверов «Twelve», в который вошли, в частности, переработки песен The Doors, The Rolling Stones, Нила Янга и Nirvana.
В январе 2008 года на независимом кинофестивале Сандэнс состоялась премьера документального фильма о Патти Смит «Patti Smith: Dream of Life», который снимался 11 лет. Фильм вошёл в программу Московского кинофестиваля. 28 марта 2008 года в парижском выставочном центре Фонда Картье открылась выставка фотографий и рисунков Патти, «Land 250», сделанных в период с 1967 по 2007 год. В июле того же года вышел альбом The Coral Sea, своеобразная аудиоверсия одноименной книги, записанная совместно с экс-гитаристом My Bloody Valentine Кевином Шилдсом.
В начале 2010 года увидела свет книга Just Kids, воспоминания Патти о своих отношениях с Робертом Мэплторпом в конце шестидесятых — начале семидесятых годов, когда они были только начинающими артистами и еще не успели приобрести какую-либо известность. В мае того же года Институт Пратта присвоил ей докторскую степень в области изящных искусств вместе с несколькими другими деятелями искусства и шоу-бизнеса, в частности, Стивеном Содербергом.
www.pattismith.net
MySpace
Патриция Ли Смит родилась в Чикаго 30 декабря 1946 года. В 1949 родители переехали Филадельфию, а затем в небольшой город Вудбери, на юге Нью-Джерси в 1957. Мать, Беверли, была джазовой певицей и официанткой, а отец, Грант, работал на заводе. В семье росли ещё трое детей — Линда, Тодд и Кимберли; Патти была старшим ребёнком. Будучи не понимаемой в школе, она находит спасение в поэзии Артюра Рембо, книгах битников и музыке таких артистов, как Джими Хендрикс, The Rolling Stones, The Doors, и особенно Боб Дилан. Она поступила в Государственный Колледж Глассборо, но бросила его в связи с незапланированной беременностью. После она отдала ребенка на усыновление и нашла работу на сборочном конвейере на заводе, заработав тем самым достаточно денег, чтобы переехать в Нью-Йорк.
В 1967 году она нашла работу в книжном магазине «Strand and Scribner’s» и встретила фотографа Роберта Мэплторпа, остававшегося близким другом Патти до самой своей смерти в 1989 году от СПИДа. Ходили слухи, что некоторое время он который был её любовником, однако сами они это отрицали, к тому же сам Мэплторп был гомосексуалистом. В 1969 Смит переезжает с сестрой в Париж, зарабатывая уличными представлениями, также пробуя себя художником. После возвращения, она вместе с Мэплторпом некоторое время живёт в задней комнате ночного клуба Max’s Kansas City и в Отеле Челси, а затем участвует в постановках независимого театра. Став частью нью-йоркской богемы, в 1971 она выступила соавтором и актрисой в автобиографической пьесе драматурга Сэма Шепарда «Cowboy Mouth». В это же время она работает над своей поэзией, и встречает Ленни Кея, клерка в музыкальном магазине на Бликер Стрит. Кей написал статью для журнала «The Village Voice», которое произвело впечатление на Смит, и они оба обнаружили, что разделяют любовь к ранним малоизвестным течениям рок-н-ролла.
Патти пригласила Ленни аккомпанировать ей на электрогитаре на еженедельном публичном чтении стихов в Церкви Святого Марка 10 февраля 1971 года. В течение ближайших двух лет, Смит продолжала играть в спектаклях и поэтических чтениях. Она также пишет для таких музыкальных журналов, как «Rolling Stone», «Creem», и участвует в написании песен для группы Blue Öyster Cult. В 1972 выпускает первый сборник стихов «Seventh Heaven» и выступает на открытии концерта рок-группы New York Dolls в Mercer Arts Center. В ноябре 1973 она и Кей дают памятное выступление «Rock’n’Rimbaud» в Le Jardin на Таймс-Сквер, и их партнёрство встаёт на постоянную основу. На выступлениях их сопровождают временные пианисты, и в конечном итоге, весной 1974 к ним присоединился Ричард Сол. Концерты трио становятся смесью из импровизированной устной декламации Патти со спонтанной музыкальной поддержкой Кея и Сола, между которыми исполнялись кавер-версии произведений рок-н-ролла.
Регулярные представления в Нью-Йорке укрепляли растущую репутацию группы, и 5 июня 1974 года, при материальной поддержке Мэплторпа, они приступают к записи первого сингла «Hey Joe / Piss Factory» в студии «Electric Lady». В записи обоих песен на пластинке принял участие гитарист группы Television Том Верлен, с которым у Смит недолгое время были романтические отношения. Осенью 1974 Смит и её группа сыграли представления в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. По возвращении на восточное побережье к ним присоединился бас-гитарист Айвэн Крол, и группа становится частью нового музыкального направления, которое зарождалось на сцене авангардного манхэттенского клуба CBGB, в котором в то время начинали такие коллективы, как Ramones, Television, Blondie и Talking Heads. С февраля 1975 Патти Смит с группой выступают в CBGB 4 ночи в неделю на протяжении двух месяцев. Там к ним иногда присоединяется барабанщик Джей Ди Доерти, который позже стал постоянным членом группы и привлёк внимание президента лейбла Arista Records, Клайва Дэвиса для подписания контракта.
Она стала работать в студии с продюсером Джоном Кейлом, и в конце 1975 года выпустила свой дебютный альбом, «Horses», восторженно принятый критиками. «Horses» начинается переработкой хита Вана Моррисона, «Gloria», которая открывает альбом строчкой: «Иисус умер за чьи-то грехи, но не мои». После турне по Америке и Европе, в октябре 1976 последовал второй альбом — «Radio Ethiopia». Спродюсированный Джеком Дугласом, он содержал более жёсткие, прямые рок-песни, наряду с одними из её самых экспериментальных и свободных по форме. 23 января 1977 года Смит во время концерта в Тампе упала со сцены и сломала два позвонка на шее, после чего была вынуждена взять перерыв на год. За это время она написала книгу стихов «Babel». В 1978 Патти Смит вернулась в студию, и 3 марта выпустила третий альбом, «Easter», ставший более доступным для радиоэфира благодаря продюсеру Джимми Йовину. Текст к первому синглу с альбома, «Because the Night», был написан вместе с Брюсом Спрингстином. Баллада поднялась на 13 место в Billboard Hot 100, что помогло альбому попасть в двадцатку самых продаваемых недели. Четвёртый альбом, «Wave» (продюсер Тодд Рандгрен), вышедший 19 мая 1979 года, показывает, что звук группы становится более выверенным, однако, некоторые критики сочли это её менее удачным материалом. До этого Смит жила с клавишником группы Blue Öyster Cult Алленом Ланиером, и теперь встречалась с гитаристом MC5, Фредом «Соником» Смитом, которому посвящён второй номер с альбома, «Dancing Barefoot». Когда панк-музыка стала выходить из андеграунда, Смит потеряла к ней интерес, и в сентябре 1979, после концерта перед 70,000 зрителей во Флоренции, Patti Smith Group распадается.
1 марта 1980 года Фред и Патти поженились и переехали в Детройт, где воспитывали двух детей, Джексона и Джесси. В 1988 Патти записала альбом «Dream of Life», в котором Фред выступил соавтором всех песен, а также сыграл гитарные партии при поддержке членов Patti Smith Group, Ричарда Сола и Джея Ди Доерти. Однако альбом не был предназначен для полноценного возвращения, и Смит исчезла с музыкального горизонта сразу после его выхода. Она продолжает писать, завершает поэтический сборник «Woolgathering» и время от времени выступает с публичными чтениями. В течение следующих лет Патти Смит потеряла сразу несколько близких людей. Пианист Patti Smith Group, Ричард Сол умер в 1991, спустя два года после смерти Роберта Мэплторпа (который также был фотографом Смит для обложек её альбомов). В их честь она дала бесплатные поэтические чтения и исполнение нескольких песен а капелла ночью на открытой площадке Центрального парка в Нью-Йорке. В конце 1994, с промежутком в месяц, от сердечной недостаточности скончались её муж Фред и брат Тодд.
Поражённая горем, Смит, по совету Аллена Гинзберга, возвращается к выступлениям и преобразует группу — с Кеем, Доерти, и новым басистом, Тони Шэнэханом, для нескольких небольших туров по западному побережью, нацеленных на восстановление контакта с аудиторией. В 1996 Смит переезжает в Нью-Йорк и снова читает стихи в центральном парке на фестивале «Lollapalooza», а в конце года участвует в турне вместе с Бобом Диланом. Группа начинает работу в студии над альбомом «Gone Again» (продюсер Малькольм Бёрн), в записи которого принимает участие новый второй гитарист, Оливер Рэй, а также Том Верлен, Джон Кейл и Джеф Бакли в качестве приглашённых гостей. «Gone Again» выдержан в более оптимистичном тоне, чем можно было бы ожидать. Вслед за альбомом выходит книга «The Coral Sea», посвящённая памяти Роберта Мэплторпа.
На следующий год вышла более мрачная, чем её предшественница, пластинка «Peace and Noise», на которой отразилась реакция Патти на гибель двух её вдохновителей, Аллена Гинзберга и Уильяма С. Берроуза. В 1998 выходит собрание лирики «Patti Smith Complete». В 2000 году увидел свет более агрессивный и социально направленный альбом «Gung Ho» (продюсер Гил Нортон), в записи которого участвует Майкл Стайп. Песни «1959» и «Glitter in Their Eyes» с двух последних альбомов получают номинации на Грэмми. В сентябре 2002 выставка художественных и фоторабот Патти Смит открывается в музее Уорхола в Питсбурге. Спустя четверть века сотрудничества, Патти Смит покидает Arista Records, выпуская двухдисковый сборник «Land (1975–2002)», и подписывает контракт с Columbia Records 20 октября.
В 2004 году первый альбом на новом лейбле, «Trampin’», открывает следующую главу её творчества и показывает, что «трёхаккордный рок-н-ролл и сила слова» остались невредимы. Альбом единодушно был назван лучшим из того, что она записывала со времени возвращения в музыку в 96 году. 25 июня 2005 года, к тридцатилетию альбома «Horses», Патти Смит со своей группой исполнила его целиком на фестивале Meltdown в Лондонском Royal Festival Hall (это выступление вошло на переиздание альбома в декабре). 2 сентября Патти дала концерт в Санкт-Петербурге, а на следующий день в московском клубе Б2, где исполнила импровизационное стихотворение в память жертвам террористического акта в Беслане. В этом же году Министр культуры Франции наградил Патти Смит орденом литературы и искусства, и она читает лекции о поэтическом наследии Уильяма Блейка и Артюра Рембо. Она также выпускает первый, за почти десять лет, сборник стихов «Auguries of Innocence».
В 2006 году, после долгих судебных разбирательств, закрывается нью-йоркский клуб CBGB из-за жалоб соседей. Трёхчасовой концерт Патти Смит 15 октября стал последним выступлением в этом клубе. 12 марта 2007 года её имя было включено в Зал славы рок-н-ролла, свою награду она посвятила покойному мужу. Спустя месяц вышел альбом каверов «Twelve», в который вошли, в частности, переработки песен The Doors, The Rolling Stones, Нила Янга и Nirvana.
В январе 2008 года на независимом кинофестивале Сандэнс состоялась премьера документального фильма о Патти Смит «Patti Smith: Dream of Life», который снимался 11 лет. Фильм вошёл в программу Московского кинофестиваля. 28 марта 2008 года в парижском выставочном центре Фонда Картье открылась выставка фотографий и рисунков Патти, «Land 250», сделанных в период с 1967 по 2007 год. В июле того же года вышел альбом The Coral Sea, своеобразная аудиоверсия одноименной книги, записанная совместно с экс-гитаристом My Bloody Valentine Кевином Шилдсом.
В начале 2010 года увидела свет книга Just Kids, воспоминания Патти о своих отношениях с Робертом Мэплторпом в конце шестидесятых — начале семидесятых годов, когда они были только начинающими артистами и еще не успели приобрести какую-либо известность. В мае того же года Институт Пратта присвоил ей докторскую степень в области изящных искусств вместе с несколькими другими деятелями искусства и шоу-бизнеса, в частности, Стивеном Содербергом.
www.pattismith.net
MySpace