Биография "Prince & The Revolution"
<< Вернуться к списку всех песен "Prince & The Revolution"
Принс Роджерс Нелсон (Prince Rogers Nelson) — один из наиболее успешных и влиятельных исполнителей в истории ритм-энд-блюза, на протяжении большей части своей карьеры выступавший под именем Принс, но использовавший также и множество псевдонимов, среди которых особенно известен не имеющий фонетического эквивалента символ. Лауреат премий «Грэмми», «Оскар» и «Золотой глобус». В 2005 г. имя Принса занесено в Зал славы рок-н-ролла.
Дорога к славе
Принс родился и вырос в Миннеаполисе в семье чернокожего отца и белой матери. В юности увлекался записями Джеймса Брауна, Слая Стоуна, Джорджа Клинтона и Джими Хендрикса. В 1977 вступил в созданную мужем двоюродной сестры группу 94 East, а в 1978 г. выпустил первый сольник, для которого самостоятельно написал, спродюсировал, аранжировал и исполнил все песни.
Ранние записи Принса были революционными для ритм-энд-блюза: место традиционной духовой секции занимали головокружительные синтезаторные импровизации, в основе многих композиций лежали экономные ритмические пульсации драм-машин. На материале раннего творчества Принса музыкальные критики заговорили об особом «миннеаполисском звучании», которое противопоставлялось господствовавшему в ритм-энд-блюзе 1970-х мягкому «филадельфийскому звучанию». После Принса потеряло актуальность существовавшее прежде разделение ритм-энд-блюза на лирический «соул» и танцевальный «фанк»; каждая его композиция представляла собой оригинальный синтез этих направлений.
Эти черты проявились уже во втором альбоме артиста, «Prince» (октябрь 1979), в который вошёл его первый большой хит, «I Wanna Be Your Lover». Третий альбом «Dirty Mind» (октябрь 1980), опять написанный в одиночку, вызвал много шума своими откровенными, подчас провокационными текстами. Не менее эпатировали его колоритные, динамичные выступления в сапогах на огромных каблуках, которыми певец стремился компенсировать миниатюрный рост. Когда в 1981 г. Принс появился на разогреве у Rolling Stones на высоких каблуках, в вязаных гамашах, бикини и полушинели военного покроя, поклонники легендарной рок-группы забросали его мусором. Пошли слухи о нетрадиционности его сексуальной ориентации.
[править] Пик популярности
В тот же 1981 г., вернувшись из вызвавшего противоречивые отклики «панк-фанк-тура» по США, Принс объявил о создании группы The Time, под эгидой которой в 1980-е было выпущено четыре альбома, единственным автором и исполнителем песен на которых оказался он сам. Группа как таковая существовала от концерта к концерту и была в конечном счёте переименована в The Revolution. В октябре 1982 г. на полки музыкальных магазинов поступил двойной альбом артиста, «1999», сделавший его имя известным за пределами США и превративший его в самого популярного музыканта планеты после Майкла Джексона. Две дорожки с альбома стали визитными карточками Принса и вошли в составленный журналом «Rolling Stone» список величайших песен всех времён — антиутопическая «1999» и полная эротического подтекста «Little Red Corvette».
Истерия вокруг имени Принса достигла пика в 1984 году, с выходом его самого успешного диска «Purple Rain», который сопровождался одноимённым фильмом. На протяжении всего года Принс господствовал в чартах, иногда одновременно возглавляя списки самых продаваемых в США альбомов, синглов и фильмов. На первой строчке Billboard 200 альбом провёл 24 недели подряд. Две песни с диска — «When Doves Cry» и «Let’s Go Crazy» — дошли до первой позиции в Billboard Hot 100, а величественная баллада «Purple Rain» остановилась на втором месте, но зато была удостоена «Оскара» как лучшая песня к фильму. Альбом «Purple Rain» стал зенитом успеха Принса у публики и критиков; он регулярно входит в списки лучших альбомов эпохи рок-н-ролла.
Изнурённый длительным туром по США (в котором его сопровождала подруга Аполлония), Принс объявил о временном прекращении концертной деятельности и съёмок на телевидении. На протяжении последующих лет он последовательно работал над расширением своей музыкальной палитры, обогащая её элементами панка, джаза, хип-хопа и новой волны. В 1986 г. последовали альбом и фильм «Parade», в которые вошла одна из наиболее характерных и узнаваемых песен Принса — «Kiss» (1-е место в США). Немногие авторы песен могли в то время сравниться с Принсом по востребованности — созданная им для Чаки Хан версия «I Feel for You» стала первой рэп-композицией, возглавившей британские чарты, а в 1990 г. Шинейд О’Коннор записала самый кассовый сингл года — пронзительную балладу «Nothing Compares 2 U», автором которой опять-таки был Принс. Даже легендарный Майлз Дэвис заявил, что мечтает поработать с Принсом, которого считает «самым многообещающим артистом нашего времени» и «новым Дюком Эллингтоном».
Продолжающееся экспериментирование
Гитара Принса «Жёлтое облако» на выставке в Смитсоновском институте.
Со второй половины 1980-х творчество Принса, более не сдерживаемое коммерческими соображениями, стало эволюционировать в самых непредсказуемых направлениях. Некоторые объясняли налёт психоделии и экспериментальную структуру таких его записей, как «Batdance» (1989, тема к фильму «Бэтмен», 1-е место в США), увлечением лёгким наркотиком «экстази». В 1987 г. певец за несколько дней до релиза отменил выход амбициозно задуманного как «возврат к чёрным корням» диска «The Black Album». Подобная непредсказуемость обескураживала фанатов и подтачивала основы его успеха у публики. Вышедший в 1987 г. альбом «Sign o’ the Times» не смог подняться в американских чартах выше 6-го места, хотя критики нарекли его самым глубоким и оригинальным альбомом Принса, а влиятельный журнал «Time» признал «Sign o’ the Times» лучшим альбомом восьмидесятых.
С наступлением девяностых Принс решил радикально переменить свой имидж и музыку. Он распустил The Revolution и создал новый коллектив, The New Power Generation, под именем которого выпустил в 1991 г. успешный альбом «Diamonds and Pearls». Одновременно с работой над собственным диском он помогал Мадонне и Кейт Буш в записи альбомов «Like a Prayer» и «The Red Shoes», соответственно. В 1993 г. он выпустил альбом, названием которого выбрал сочетание символов мужского и женского начал. Тот же символ стал обозначением самого артиста: записи предыдущих лет перевыпускались им под именем «Принс (1958—1993)», а новые работы — под именем «артист, ранее известный как Принс». Всеобщее недоумение сменой имени и сопутствующее ей катастрофическое падение показателей продаж вылились в судебную тяжбу Принса с его лейблом Warner Brothers, который, по мнению певца, ограничивал его творческую независимость. Он стал появляться на публике с нанесённым на щёку словом «раб».
По истечении срока контракта с Warner Brothers в 1996 г., Принс выпустил под названием «Emancipation» три диска разнородного материала, среди которых фанаты обнаружили и первые в его жизни кавер-версии хитов других исполнителей. Эта подборка песен был встречена без энтузиазма, и ни одна из новых записей «артиста, ранее известного как Принс» не смогла повторить успеха «The Most Beautiful Girl in the World» — единственного из его синглов, возглавлявшего британские чарты продаж (это было в 1994 г.) Однако на исходе тысячелетия авторитетный журнал «Rolling Stone» включил Принса в число «небожителей» эпохи рок-н-ролла, а в 2000 г. он возобновил использование своего собственного имени.
Принс сегодня
Разочаровывающие показатели продаж новых работ Принса мало отразились на его репутации музыкального кудесника и одного из зачинателей современного ритм-энд-блюза, о чём свидетельствует его включение в Зал славы рок-н-ролла в 2005 г. На торжестве по этому поводу хвалебные речи в честь артиста произнесли самые талантливые представители ритм-энд-блюза нового поколения — Алишия Кис и дуэт OutKast. В том же году, когда легендарный Стиви Уандер решил сделать первую за многие годы запись («So What The Fuss»), он пригласил Принса аккомпанировать ему на гитаре.
Принс на джазовом фестивале в Монтрё, 2005.
В 2004 г. Принс выпустил альбом «Musicology», удостоившийся восторженных отзывов в прессе и нескольких премий «Грэмми». На церемонии вручения наград Бейонсе исполнила попурри из песен Принса. «Musicology» продавался лучше предыдущих альбомов исполнителя, а сопровождавшее его выход турне по США стало самым кассовым концертным событием года. В феврале 2007 года он с большим успехом выступил в промежутке между таймами решающего матча Супер Боул XLI, что стало самым рейтинговым музыкальным представлением в новейшей истории американского телевидения. Во время исполнения суперхита «Лиловый дождь» небо над Майами действительно задождило.
Хотя Принс больше не занимает верхних строчек в чартах, его имя упоминается в трёх американских чарттоперах XXI века. В «Without Me» Эминем рэпует: «Я был на допинге с тех самых пор, как Принс обернулся Символом». Канье Уэст в припеве к «Stronger» вспоминает об отношениях Принса и Аполлонии. Наконец, совместный сингл Тимбаленда, Джастина Тимберлейка и Нелли Фуртадо «Give It to Me», по слухам, родился в результате ссоры Тимбаленда с Принсом. В 2006 г. написанная им для мультфильма «Делай ноги» песня «Song of the Heart» была удостоена премии «Золотой глобус»; в том же мультфильме принсовскую «Kiss» исполнили Николь Кидман и Хью Джекман.
Дорога к славе
Принс родился и вырос в Миннеаполисе в семье чернокожего отца и белой матери. В юности увлекался записями Джеймса Брауна, Слая Стоуна, Джорджа Клинтона и Джими Хендрикса. В 1977 вступил в созданную мужем двоюродной сестры группу 94 East, а в 1978 г. выпустил первый сольник, для которого самостоятельно написал, спродюсировал, аранжировал и исполнил все песни.
Ранние записи Принса были революционными для ритм-энд-блюза: место традиционной духовой секции занимали головокружительные синтезаторные импровизации, в основе многих композиций лежали экономные ритмические пульсации драм-машин. На материале раннего творчества Принса музыкальные критики заговорили об особом «миннеаполисском звучании», которое противопоставлялось господствовавшему в ритм-энд-блюзе 1970-х мягкому «филадельфийскому звучанию». После Принса потеряло актуальность существовавшее прежде разделение ритм-энд-блюза на лирический «соул» и танцевальный «фанк»; каждая его композиция представляла собой оригинальный синтез этих направлений.
Эти черты проявились уже во втором альбоме артиста, «Prince» (октябрь 1979), в который вошёл его первый большой хит, «I Wanna Be Your Lover». Третий альбом «Dirty Mind» (октябрь 1980), опять написанный в одиночку, вызвал много шума своими откровенными, подчас провокационными текстами. Не менее эпатировали его колоритные, динамичные выступления в сапогах на огромных каблуках, которыми певец стремился компенсировать миниатюрный рост. Когда в 1981 г. Принс появился на разогреве у Rolling Stones на высоких каблуках, в вязаных гамашах, бикини и полушинели военного покроя, поклонники легендарной рок-группы забросали его мусором. Пошли слухи о нетрадиционности его сексуальной ориентации.
[править] Пик популярности
В тот же 1981 г., вернувшись из вызвавшего противоречивые отклики «панк-фанк-тура» по США, Принс объявил о создании группы The Time, под эгидой которой в 1980-е было выпущено четыре альбома, единственным автором и исполнителем песен на которых оказался он сам. Группа как таковая существовала от концерта к концерту и была в конечном счёте переименована в The Revolution. В октябре 1982 г. на полки музыкальных магазинов поступил двойной альбом артиста, «1999», сделавший его имя известным за пределами США и превративший его в самого популярного музыканта планеты после Майкла Джексона. Две дорожки с альбома стали визитными карточками Принса и вошли в составленный журналом «Rolling Stone» список величайших песен всех времён — антиутопическая «1999» и полная эротического подтекста «Little Red Corvette».
Истерия вокруг имени Принса достигла пика в 1984 году, с выходом его самого успешного диска «Purple Rain», который сопровождался одноимённым фильмом. На протяжении всего года Принс господствовал в чартах, иногда одновременно возглавляя списки самых продаваемых в США альбомов, синглов и фильмов. На первой строчке Billboard 200 альбом провёл 24 недели подряд. Две песни с диска — «When Doves Cry» и «Let’s Go Crazy» — дошли до первой позиции в Billboard Hot 100, а величественная баллада «Purple Rain» остановилась на втором месте, но зато была удостоена «Оскара» как лучшая песня к фильму. Альбом «Purple Rain» стал зенитом успеха Принса у публики и критиков; он регулярно входит в списки лучших альбомов эпохи рок-н-ролла.
Изнурённый длительным туром по США (в котором его сопровождала подруга Аполлония), Принс объявил о временном прекращении концертной деятельности и съёмок на телевидении. На протяжении последующих лет он последовательно работал над расширением своей музыкальной палитры, обогащая её элементами панка, джаза, хип-хопа и новой волны. В 1986 г. последовали альбом и фильм «Parade», в которые вошла одна из наиболее характерных и узнаваемых песен Принса — «Kiss» (1-е место в США). Немногие авторы песен могли в то время сравниться с Принсом по востребованности — созданная им для Чаки Хан версия «I Feel for You» стала первой рэп-композицией, возглавившей британские чарты, а в 1990 г. Шинейд О’Коннор записала самый кассовый сингл года — пронзительную балладу «Nothing Compares 2 U», автором которой опять-таки был Принс. Даже легендарный Майлз Дэвис заявил, что мечтает поработать с Принсом, которого считает «самым многообещающим артистом нашего времени» и «новым Дюком Эллингтоном».
Продолжающееся экспериментирование
Гитара Принса «Жёлтое облако» на выставке в Смитсоновском институте.
Со второй половины 1980-х творчество Принса, более не сдерживаемое коммерческими соображениями, стало эволюционировать в самых непредсказуемых направлениях. Некоторые объясняли налёт психоделии и экспериментальную структуру таких его записей, как «Batdance» (1989, тема к фильму «Бэтмен», 1-е место в США), увлечением лёгким наркотиком «экстази». В 1987 г. певец за несколько дней до релиза отменил выход амбициозно задуманного как «возврат к чёрным корням» диска «The Black Album». Подобная непредсказуемость обескураживала фанатов и подтачивала основы его успеха у публики. Вышедший в 1987 г. альбом «Sign o’ the Times» не смог подняться в американских чартах выше 6-го места, хотя критики нарекли его самым глубоким и оригинальным альбомом Принса, а влиятельный журнал «Time» признал «Sign o’ the Times» лучшим альбомом восьмидесятых.
С наступлением девяностых Принс решил радикально переменить свой имидж и музыку. Он распустил The Revolution и создал новый коллектив, The New Power Generation, под именем которого выпустил в 1991 г. успешный альбом «Diamonds and Pearls». Одновременно с работой над собственным диском он помогал Мадонне и Кейт Буш в записи альбомов «Like a Prayer» и «The Red Shoes», соответственно. В 1993 г. он выпустил альбом, названием которого выбрал сочетание символов мужского и женского начал. Тот же символ стал обозначением самого артиста: записи предыдущих лет перевыпускались им под именем «Принс (1958—1993)», а новые работы — под именем «артист, ранее известный как Принс». Всеобщее недоумение сменой имени и сопутствующее ей катастрофическое падение показателей продаж вылились в судебную тяжбу Принса с его лейблом Warner Brothers, который, по мнению певца, ограничивал его творческую независимость. Он стал появляться на публике с нанесённым на щёку словом «раб».
По истечении срока контракта с Warner Brothers в 1996 г., Принс выпустил под названием «Emancipation» три диска разнородного материала, среди которых фанаты обнаружили и первые в его жизни кавер-версии хитов других исполнителей. Эта подборка песен был встречена без энтузиазма, и ни одна из новых записей «артиста, ранее известного как Принс» не смогла повторить успеха «The Most Beautiful Girl in the World» — единственного из его синглов, возглавлявшего британские чарты продаж (это было в 1994 г.) Однако на исходе тысячелетия авторитетный журнал «Rolling Stone» включил Принса в число «небожителей» эпохи рок-н-ролла, а в 2000 г. он возобновил использование своего собственного имени.
Принс сегодня
Разочаровывающие показатели продаж новых работ Принса мало отразились на его репутации музыкального кудесника и одного из зачинателей современного ритм-энд-блюза, о чём свидетельствует его включение в Зал славы рок-н-ролла в 2005 г. На торжестве по этому поводу хвалебные речи в честь артиста произнесли самые талантливые представители ритм-энд-блюза нового поколения — Алишия Кис и дуэт OutKast. В том же году, когда легендарный Стиви Уандер решил сделать первую за многие годы запись («So What The Fuss»), он пригласил Принса аккомпанировать ему на гитаре.
Принс на джазовом фестивале в Монтрё, 2005.
В 2004 г. Принс выпустил альбом «Musicology», удостоившийся восторженных отзывов в прессе и нескольких премий «Грэмми». На церемонии вручения наград Бейонсе исполнила попурри из песен Принса. «Musicology» продавался лучше предыдущих альбомов исполнителя, а сопровождавшее его выход турне по США стало самым кассовым концертным событием года. В феврале 2007 года он с большим успехом выступил в промежутке между таймами решающего матча Супер Боул XLI, что стало самым рейтинговым музыкальным представлением в новейшей истории американского телевидения. Во время исполнения суперхита «Лиловый дождь» небо над Майами действительно задождило.
Хотя Принс больше не занимает верхних строчек в чартах, его имя упоминается в трёх американских чарттоперах XXI века. В «Without Me» Эминем рэпует: «Я был на допинге с тех самых пор, как Принс обернулся Символом». Канье Уэст в припеве к «Stronger» вспоминает об отношениях Принса и Аполлонии. Наконец, совместный сингл Тимбаленда, Джастина Тимберлейка и Нелли Фуртадо «Give It to Me», по слухам, родился в результате ссоры Тимбаленда с Принсом. В 2006 г. написанная им для мультфильма «Делай ноги» песня «Song of the Heart» была удостоена премии «Золотой глобус»; в том же мультфильме принсовскую «Kiss» исполнили Николь Кидман и Хью Джекман.