Биография "Sarah Vaughan"
<< Вернуться к списку всех песен "Sarah Vaughan"
Сара Вон (Sarah Vaughan, прозвище — Sassy, 27 марта 1924 — 3 апреля 1990) — одна из величайших джазовых вокалисток 20-го века, наряду с Billie Holiday и Ella Fitzgerald. Неоднократно подчеркивала, что на нее сильнейшее влияние оказали импровизации Charlie Parker и Dizzy Gillespie. Обладала диапазоном в три октавы, считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа. Когда-то критик Леонард Фэзер написал о ней: «Я слышал вокалистку со спонтанностью Ella Fitzgerald с душой Aretha Franklin, с теплотой Peggy Lee, с фразировкой Carmen McRae. И все это было у Сары Воэн».
Звезда Воэн взошла в 1942 году. На протяжении последующих трех лет она работала в бигбэндах, затем приступила к сольной карьере. Аккомпанировали ей, как правило, три пианиста. Начиная с 1950-х, наряду с классическим джазовым репертуаром записывала популярные шлягеры (напр., «Send in the Clowns»), которые выпускались отдельными синглами и принесли ей широкое признание за пределами мира джаза. В 1980-е гг. Воэн даже возражала, когда её называли джазовой певицей: она считала, что её диапазон шире. Выдающаяся певица пала жертвой своего пристрастия к курению: она умерла в 66 лет от рака лёгких.
С годами голос Воэн становился глубже, а исполнительский стиль усложнялся, балансируя на грани изысканности и манерности. Свой уникальный голос она считала своеобразным музыкальным инструментом — слова исполняемых песен и их значение играли для неё подчинённую роль. Вокальные экзерсисы Воэн зачастую строились на быстром, но плавном скольжении между октавами (glissando).
Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943–44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн «забрал» ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945–46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967–72 почти не пела (как язвительно замечено в одном из справочников, «долго подыскивала мужей и менеджеров»). Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах — от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan — Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами — оркестрами и хорами — вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне.
Звезда Воэн взошла в 1942 году. На протяжении последующих трех лет она работала в бигбэндах, затем приступила к сольной карьере. Аккомпанировали ей, как правило, три пианиста. Начиная с 1950-х, наряду с классическим джазовым репертуаром записывала популярные шлягеры (напр., «Send in the Clowns»), которые выпускались отдельными синглами и принесли ей широкое признание за пределами мира джаза. В 1980-е гг. Воэн даже возражала, когда её называли джазовой певицей: она считала, что её диапазон шире. Выдающаяся певица пала жертвой своего пристрастия к курению: она умерла в 66 лет от рака лёгких.
С годами голос Воэн становился глубже, а исполнительский стиль усложнялся, балансируя на грани изысканности и манерности. Свой уникальный голос она считала своеобразным музыкальным инструментом — слова исполняемых песен и их значение играли для неё подчинённую роль. Вокальные экзерсисы Воэн зачастую строились на быстром, но плавном скольжении между октавами (glissando).
Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943–44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн «забрал» ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945–46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967–72 почти не пела (как язвительно замечено в одном из справочников, «долго подыскивала мужей и менеджеров»). Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах — от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan — Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами — оркестрами и хорами — вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне.