А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Биография "Stephen Sondheim"

<< Вернуться к списку всех песен "Stephen Sondheim"

Фото Stephen Sondheim
Стивен Джошуа Сондхайм (Stephen Joshua Sondheim) — живой классик американского музыкального театра, композитор и либреттист, и в семьдесят четыре года остается новатором в своем деле. Смело экспериментируя с музыкой и текстом, он кардинально изменил форму и содержание бродвейского мюзикла, явившись в то же время достойным продолжателем традиций своих великих предшественников.

Будущий реформатор жанра мюзикла родился 22 марта 1930 года в семье Герберта и Дженет Сондхаймов. Отец мальчика был преуспевающим нью-йоркским фабрикантом готовой одежды, а мать — модельером. В четыре года Стив начал подбирать на рояле мелодии, и композитор Аарон Копленд (Aaron Copland) отметил его талант. Брать уроки игры на фортепиано Стивен начал в семь лет. Через два года родители мальчика развелись, и Дженет с сыном переехали в графство Бакс в штате Пенсильвания. Их соседом по дому был маститый либреттист Оскар Хаммерстайн II. Как раз в то время он работал над «Оклахомой» — первым мюзиклом, написанным им совместно с Ричардом Роджерсом.

Это соседство укрепило Стивена в желании посвятить свою жизнь музыкальному театру, и Оскар Хаммерстайн стал его наставником и другом. «Я тогда учился в квакерской школе Джордж-скул», — вспоминал впоследствии композитор, — «и сочинил для школы мюзикл «Клянусь Джорджем» («By George», 1945). Оскар сказал: «Ничего хуже я в жизни не видел». И объяснил, почему. В тот день я многое узнал об искусстве сочинять песню, как по структуре сделать ее похожей на одноактную пьесу, как важно, чтобы она была простой, какое значение имеет каждое слово и какую роль играет содержание, умение высказать то, что хочешь высказать ты сам, а не кто-нибудь другой». Восхищение юного Сондхайма Оскаром Хаммерстайном было настолько велико, что, по его словам, если бы Оскар был геологом, он бы тоже им стал.

Поступив в Уильямс-колледж в Массачусетсе, Сондхайм, первоначально собиравшийся специализироваться на математике, прослушал курс музыки у профессора Роберта Бэрроу (Robert Barrow), и, окончив учебу с отличием, получил стипендию Хатчинсона для занятий у композитора-авангардиста Милтона Бэббита (Milton Babbit). Бэббита, как впоследствии и Сондхайма, называли интеллектуалом от музыки. Он увлекался американской массовой культурой и математикой, и эту любовь разделял Стивен. Неудивительно, что учитель и ученик «спелись» на первом же уроке. Под руководством своего наставника Сондхайм занимался анализом структуры и гармонического строя известных классических произведений и популярных мюзиклов.

Через два года Стивен уехал в Голливуд, где написал сценарии для одиннадцати эпизодов сериала «Топпер» («Topper», 1953-54).

Вернувшись в родной Нью-Йорк, Сондхайм попытался профессионально заняться сочинением мюзиклов. Из-за смерти продюсера написанное им шоу «Субботний вечер» («Saturday Night», 1955) так и не было поставлено и увидело огни рампы только в 1997 году в Лондоне.

Однажды на вечеринке Сондхайм случайно встретил известного сценариста Артура Лоурентса (Arthur Laurents). От него Стивен узнал, что вместе с композитором Леонардом Бернстайном (Leonard Bernstein) и хореографом Джеромом Роббинсом (Jerome Robbins) Лоурентс работает над адаптацией «Ромео и Джульетты», и их команде не хватает автора песенных текстов. Лоурентс предложил Сондхайму поговорить с Бернстайном. Сондхайм иначе представлял себе свой бродвейский дебют — он мечтал увидеть на театральных подмостках мюзикл, в котором звучали бы не только его тексты, но и музыка — и все же он согласился принять участие в проекте.

Мюзикл «Вестсайдская история» («West Side Story») был представлен зрителю в 1957 году. Мюзикл рассказывал о двух противоборствующих нью-йоркских бандах, состоящих из пуэрториканских и польских иммигрантов, и о любви Тони — бывшего вожака иммигрантов-поляков к Марии — сестре вожака пуэрториканцев. Изначально Бернстайн планировал сочинить песенные тексты сам, и Сондхайм нужен был ему лишь в качестве соавтора. Но композитор был настолько потрясен поэзией Сондхайма, что впоследствии даже исключил свое имя из списка авторов текстов.

«Вестсайдская история» стала для Сондхайма первым профессиональным опытом на Бродвее и научила его обращаться со сложными сюжетами, которые раньше считались неподходящими для музыкального театра. В отличие от шекспировских комедий, до «Вестсайдской истории» трагедии Шекспира никто не рассматривал в качестве основы для бродвейского мюзикла, никто не пытался открыто говорить о проблемах современного американского общества.

Следующим шоу, в котором Стивен снова выступил в качестве создателя текстов песен, стал мюзикл «Джипси» («Gypsy»), созданный на основе автобиографии королевы бурлеска «Джипси» Розы Ли. Первоначально планировалось, что Сондхайм также напишет музыку, однако звезда американского музыкального театра Этель Мерман (Ethel Merman), которая собиралась сыграть главную роль, настояла на кандидатуре Жюля Стайна (Jule Styne).

Премьера мюзикла состоялась в 1959 году, и спектакль сразу же стал хитом сезона. В 1973 году мюзикл «Gypsy» был поставлен в Лондоне, с Энджелой Лэнсбери (Angela Lansbury) в роли Розы, а год спустя открылся на Бродвее. Еще одна бродвейская постановка этого спектакля датируется 1989 годом. В 2003 году мюзикл был в очередной раз восстановлен на Бродвее; роль Мамы Розы исполнила Бернадетт Петерс (Bernadette Peters).

В одном из интервью Сондхайма бродвейскому критику Френку Ричу композитор так определил свое жизненное кредо: «Я всегда сознательно старался не повторяться». Сондхайму было мало лавров автора текстов, он мечтал о собственном шоу, для которого мог бы написать не только песни, но и музыку. Его первой композиторской работой стал мюзикл «Забавная история, случившаяся по дороге на форум » («A Funny Thing Happened On The Way To The Forum», 1962) по пьесе Плавта, созданный в соавторстве с либреттистами Ларри Гелбартом (Larry Gelbart) и Бертом Шивилавом (Burt Shevelove). Эта музыкальная комедия принесла Сондхайму в 1963 году его первую премию Тони и до сих пор считается самым успешным мюзиклом-фарсом (964 представления). В 1966 году вышел одноименный кинофильм режиссера Ричарда Лестера (Richard Lester). В роли Геро снялся молодой, никому в то время не известный актер Майкл Кроуфорд (Michael Crawford). К сожалению, значительное число песен Сондхайма в саундтрек не вошло.

Вторая половина шестидесятых не принесла композитору значительных побед. Четвертого апреля 1964 года открылось шоу «Свистеть умеет каждый» («Anyone Can Whistle»). Мюзикл, созданный в сотрудничестве с Артуром Лоурентсом, был смелой социальной сатирой в жанре комедии абсурда. К сожалению, тогда, как и сейчас, средний бродвейский зритель не был настроен на восприятие подобных спектаклей. В то время ему были более по душе традиционные мюзиклы вроде «Хелло, Долли!» («Hello, Dolly!») и «Смешная девчонка» («Funny Girl»). Критика в основном оценила мюзикл как «сумасшествие», публика холодно восприняла спектакль, и уже после девяти представлений он был снят с показа.

В 1968 году вместе с Леонардом Бернстайном Стивен Сондхайм предпринимает еще одну попытку совместного творчества, однако, в отличие от «Вестсайдской истории» она обернулась неудачей: их проект мюзикла под названием «Исключение и правило» («The Exception And The Rule») не был поддержан продюсерами.

Творчество Стивена Сондхайма достигло своего расцвета в семидесятых годах, когда началось его сотрудничество со знаменитым бродвейским режиссером Хэлом Принсом (Hal Prince). Экспериментируя с такой традиционной театральной формой, как музыкальная комедия, они совершенно преобразили американский мюзикл.

Их первой совместной работой стал мюзикл «Компания» («Company»), рассказывающий о жизни пяти семейных пар из Нью-Йорка, их общего друга, убежденного холостяка и его трех возлюбленных. В отсутствие привычно выраженной сюжетной линии эта работа стала новаторской, ознаменовав собой начало эры «концептуальных мюзиклов». «Company» стал настоящей сенсацией и принес его создателям Грэмми.

Затем последовало шоу «Безумства» («Follies») — изящная пародия-пастиччо на творчество Керна, Гершвина, Берлина, Портера, Дороти Филдс и др. композиторов старшего поколения, мюзикл о гибели Американской Мечты, упущенных возможностях и фатальности ошибок молодости.

В 1973 году на Бродвее открывается «Маленькая серенада»(«A Little Night Music»), мюзикл по мотивам фильма Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи». Спектакль приносит композитору третью премию Тони, а песня «Выпускайте клоунов» («Send In The Clowns») становится хитом и удостаивается Грэмми. В 1978 году Хэл Принс снимает одноименный фильм с Элизабет Тейлор в главной роли.

В 1974 году в плавательном бассейне Йельского университета состоялось 8 представлений самого короткого из сондхаймовских мюзиклов — «Лягушки» («The Frogs»), основанного на пьесе Аристофана, переработанной Бертом Шивилавом. Интересно, что в составе хора этой постановки была будущая звезда американского кинематографа Мэрил Стрип.

В 1976 году выходят «Тихоокеанские увертюры» («Pacific Overtures») — сплав американского и традиционного японского театра «кабуки». Спектакль рассказывает об истории открытия Японии и превращении древнего государства на острове Ниппон из слаборазвитой страны в современную передовую державу. Текст был написан Сондхаймом таким образом, чтобы минимально использовать слова с латинским корнем в начале мюзикла, постепенно увеличивая их количество к концу. Музыка представляет собой заимствование и развитие традиционных японских мотивов и аккомпанируется традиционными музыкальными инструментами Дальнего Востока. Для бродвейской постановки мюзикла были приглашены японские исполнители.

Вершиной совместного творчества Сондхайма и Принса стал спектакль «Суини Тодд, кровавый брадобрей с Флит-Стрит» («Sweeney Todd, the Demon Barber of Fleet Street», 1979). Стерлись границы между песенными текстами и диалогами, в сложный сюжет были вписаны ярчайшие эмоции — в результате перед зрителями разворачивается уникальный музыкальный триллер. Этот мюзикл принес его создателям еще одну премию Тони.

Многие критики чувствовали, что место этих странных, не поддающихся классификации произведений для музыкального театра — на оперной сцене. И действительно, мюзиклы Сондхайма можно встретить на афишах оперных театров: «Суини Тодд» и «Маленькая серенада» входят в репертуар Нью-Йоркской Сити-Оперы, а премьера британской постановки «Тихоокеанских увертюр» состоялась в Английской Национальной Опере. Другие полагали, что Сондхайм просто создал новую разновидность мюзикла — мюзикл концептуальный. Непростая для восприятия музыка, литературный подход к сочинению текстов, вольное обращение со сценическим временем, использование, казалось бы, несовместимых театральных приемов, абстрактных и сюрреалистических образов, мрачный юмор и пессимизм автора — все это было чуждо традиционному бродвейскому мюзиклу с его запоминающимися мелодиями, оптимистическим настроем и добродушным юмором, а потому ставило критиков в тупик.

Очередная совместная постановка Стивена Сондхайма и Хэла Принса «Мы едем, едем, едем» («Merrily We Roll Along», 1981) провалилась, и в результате этой неудачи команда распалась. Тогда Сондхайм обратился к режиссеру Джеймсу Лапину (James Lapine), вместе с которым создал следующий мюзикл — «Воскресенье в парке с Джорджем» («Sunday In The Park With George», 1984»), повествующий о том, как непросто художнику заниматься искусством в продажном коммерческом мире и примирять творчество с обыденностью «нормальной» жизни. Этот мюзикл был отмечен Пулитцеровской премией за 1984 год.

Следующее шоу Сондхайма «В леса» («Into The Woods», 1987) предлагает зрителю неожиданную трактовку знакомых с детства сказок. Традиционные сказочные персонажи, такие как Золушка, Рапунцель, Ведьма, Красная Шапочка и другие, рассказывают притчу о принятии самостоятельных взрослых решений и о том, что скрывается под маской привычных вещей, что в действительности является добром и злом. Первый акт мюзикла представляет собой пересказ классических сказочных историй, сюжеты которых оказываются переплетены между собой. После «хэппи-энда», когда все сказочные герои обретают счастье, во втором акте показывается, что произошло бы с ними после слов «и стали они жить-поживать, да добра наживать», если бы сказки продолжались в реальной жизни. В этом мюзикле предстал совершенно другой Сондхайм — менее непримиримый, более доступный публике. Композитор сразу же был обвинен в том, что он взялся за чисто коммерческую работу ради зрительского успеха.

Ответом на эти упреки стал мюзикл «Убийцы» («Assassins», 1990), в котором рассказывалась история покушений на американских президентов. В спектакле зритель сталкивался с провокационным сюжетом и глубоко несимпатичными персонажами, а использование традиционных американских песенных форм в сочетании с черной иронией воспринималось как насмешка над американскими ценностями. Как всегда, большинство критиков не приняло новую работу Сондхайма. Кроме того, офф-бродвейская премьера совпала с началом войны в Ираке, и на фоне единения нации тематика шоу казалась тогда недостаточно патриотичной.
Фото
Впоследствии спектакль все же окажется востребованным на Бродвее и будет иметь успех в 2004 году в период президентства Дж. Буша (Младшего) и второй иракской кампании.

В 1994 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Страсть» («Passion») по фильму Этторе Сколы (Ettore Scola) «Passione d’Amore» (1981) и повести «Fosca» Ижинио Уго Таркетти (Iginio Ugo Tarchetti). Сценаристом и режиссером спектакля снова стал Джеймс Лапин. Действующими героями мюзикла являются офицер итальянской армии Джорджио, его любовница, замужняя женщина Клара и Фоска — неизлечимо больная сестра другого офицера. Когда Фоска впервые видит Джорджио, она страстно, но без взаимности влюбляется в него. Страсть Фоски настолько сильна и глубока, что Джорджио постепенно поддается ее чарам и расстается с Кларой. Фоска победила, но какой ценой? После первой ночи любви она умирает, не пережив эмоционального потрясения. Смысл мюзикла заключен в последних словах, которые Фоска и Джорджио повторяют в финале: «Если ты завтра умрешь, твоя любовь будет продолжать жить во мне».

Из наиболее ярких музыкальных номеров, написанных Сондхаймом для различных мюзиклов, составлено несколько ревю: «Рядом с Сондхаймом» («Side by Side by Sondheim», 1976 г), «Женись на мне немножко» («Marry Me a Little», 1980 г), «Складывая вместе» («Putting It Together», 1992 г).

Кроме мюзиклов, Сондхаймом написана музыка и песни к ряду кинофильмов: «Ставиский» («Stavisky», 1974 г; в главной роли Ж.-П. Бельмондо), «Семипроцентный раствор» («The Seven Percent Solution», 1976 г), «Красные» («Reds», 1981 г), «Дик Трейси» («Dick Tracy», 1990 г; в ролях — Мадонна, Мэнди Патинкин), «Клетка для птиц» («The Birdcage», 1996 г). А к фильму «The Last of Sheila» (1973 г.) Сондхаймом совместно с Энтони Перкинсом (Anthony Perkins) был написан сценарий.

Для творчества Сондхайма характерны новаторство и революционность, проявляющиеся в постоянном поиске новых выразительных форм и экспериментировании с музыкальными стилями, текстами, сюжетами и ситуациями. Каждый его мюзикл расширяет рамки бродвейских шоу, начиная с сюжета и музыки и заканчивая текстами песен и диалогами. Так, перу Сондхайма принадлежат «мюзикл без сюжета» («Company»), «мюзикл без действующих лиц» («Pacific Overtures»), мюзикл, действие которого развивается во времени в обратном направлении («Merrily We Roll Along»).

Поиски новых форм не могли не отразиться и на музыкальном языке мастера. Композитор-драматург, Стивен Сондхайм рассматривает музыку и слово как средство рассказать историю и раскрыть характеры своих персонажей. Хотя Сондхайм никогда публично не критиковал своего антагониста, Эндрю Ллойд-Уэббера, о композиторах-мелодистах он высказывается достаточно определенно: «Они так хотят придать значимость тому, что сочиняют, что начинают с мелодий, вместо сюжета и образов». Сами по себе, вне контекста, музыкальные темы Сондхайма, возможно, не поражают красотой мелодии и зачастую их даже непросто выделить из музыкальной ткани произведения, однако упрекнуть Стивена Сондхайма в отсутвии мелодического дара нельзя. Песни из его шоу — «Being Alive», «Broadway Baby», «Send in the Clowns», «Loosing My Mind», «Not a Day Goes By» и др. стали бродвейскими стандартами.

Сложность музыки Сондхайма, а также провокационный для Бродвея характер многих используемых им сюжетов, по всей видимости, и являются причинами относительно небольшого коммерческого успеха его мюзиклов. Многие постановки на музыку Сондхайма были показаны на Бродвее всего по нескольку раз. Тем не менее, это не мешает композитору быть символом современного американского музыкального театра и служить ориентиром для тех, кто считает жанр мюзикла формой искусства, а не простым развлечением.

За долгую творческую жизнь Сондхайму присуждались многочисленные премии и награды, среди которых — шесть наград Тони за лучшую музыку к мюзиклам («Into the Woods», «Sweeney Todd», «A Little Night Music», «Follies», «Company», «Passion»), восемь наград Нью-Йоркского Общества театральных критиков (New York Drama Critics Circle Awards) (за шесть вышеназванных мюзиклов, а также «Pacific Overtures» и «Sunday in the Park with George»), Пулитцеровская премия («Sunday in the Park with George), Национальная медаль за достижения в области искусства (National Medal of Arts Award), высшая награда Японии (Praemium Imperiale) за достижения в области искусства, награда Американского Общества композиторов, авторов и публицистов Ричарда Роджерса (ASCAP). Сондхайм является членом Совета Гильдии драматургов (Council of the Dramatist Guild), с 1973 по 1981 гг он исполнял обязанности президента этой организации, а в 1983 году был избран в члены Американской Академии Искусств и Литературы (American Academy of Arts and Letters). В 1990 году композитор был назначен приглашенным профессором современного театра в Оксфордский университет, в 1993 году получил награду от Центра Кеннеди (Kennedy Center Honors).

Стивен Сондхайм активно поддерживает начинающих композиторов и либреттистов, работающих в жанре музыкального театра. Гранты Сондхайма в разное время получали такие молодые авторы, как Джонатан Ларсон (Jonathan Larson; «Rent», «tick, tick… BOOM!») и Адам Геттель (Adam Guettel; «Floyd Collins», «Myths and Hymns»).

Произведения Сондхайма хорошо известны не только в США и Великобритании — традиционных центрах мирового музыкального театра. Существуют многочисленные национальные постановки его мюзиклов по всему миру — от Испании до Бразилии.

Последним на сегодняшний день проектом Сондхайма является мюзикл «Кураж» («Bounce»), премьера которого состоялась 30 июня 2003 года в театре Гудмана (Goodman Theatre) в Чикаго. Первоначально мюзикл планировалось назвать «Золото» («Gold!»), в процессе работы над ним название изменилось на «Умники» («Wise Guys»). Последнее имя «Bounce» мюзикл получил по названию первого музыкального номера. Действие спектакля происходит в Америке времен «золотой лихорадки»; он рассказывает о приключениях братьев Эдисона и Уилсона Майзнеров, пытающихся поймать свою удачу. Режиссером мюзикла стал старый знакомый Сондхайма Хэл Принс. Несмотря на высокую оценку критиками музыкального материала, премьера была встречена в основном негативными отзывами прессы, и планы показать спектакль на Бродвее не осуществились.

2004 год стал для Сондхайма насыщенным в плане новых постановок его произведений. Кроме упоминавшейся выше бродвейской премьеры мюзикла «Assassins», в июне 2004 года на Бродвее открывается обновленная версия мюзикла «The Frogs», поставленного по полностью переработанному сценарию и включающая новые песни, написанные Сондхаймом. На июль 2004 года запланирована очередная бродвейская постановка мюзикла «Pacific Overtures». В этом же году отмечается двадцатипятилетий юбилей мюзикла «Sweeney Todd», к которому приурочена его новая постановка в Уэст-Энде. Кроме того, ожидается экранизация этого произведения.

Сам Сондхайм однажды поделился наблюдением, что на Бродвее каждые двадцать пять лет происходит смена поколений композиторов, поскольку за старыми музыкальными стилями приходят новые, и признался, что он сам удивлен, что даже в солидном возрасте продолжает писать музыку, интересную стольким людям. Нельзя отрицать, что на смену стилю Сондхайма в музыкальный театр приходит что-то новое, но можно не сомневаться, что творчество мастера еще долго не утратит своей актуальности и каждая его работа будет открывать зрителям все новые грани жанра.

Добавить в социальные сети