А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Биография "Anja Garbarek"

<< Вернуться к списку всех песен "Anja Garbarek"

Фото Anja Garbarek
Аня Гарбарек (родилась 24 июля 1970 г.), певица и автор песен из Норвегии. Аня — дочка норвежского джазового саксофониста Яна Гарбарека, выросла в окрестностях Осло. Она выпустила три англоязычных альбома: «Ballon Mood», «Smiling and Waving» и «Briefly Shaking». Её дебютный альбом «Velkommen inn» был на норвежском языке. Также известна по саундтреку к фильму «Angel-A».

Так уж исторически сложилось, что любая биографическая справка о норвежской исполнительнице Ане Гарбарек (Anja Garbarek) не обходится без одного обязательного пункта. Как ни верти, нельзя не упомянуть ее отца — Яна Гарбарека (Jan Garbarek), известного во всем мире саксофониста (тенор и сопрано) и авангардного композитора. Благодаря отцу Аня навсегда усвоила одну важную вещь: самое правильное в творчестве — не следовать никаким правилам. С тех пор ее мало интересуют советы и рекомендации других людей. «Я привыкла к тому, что сама нахожу решения и сама выбираю, как поступать», — не раз повторяла Гарбарек, следуя этому принципу на протяжении всей своей карьеры.

С кем только ее ни сравнивали — с Бьорк (Bjork) и Кейт Буш (Kate Bush), с Эмилианой Торрини (Emiliana Torrini) и PJ Harvey. В какие только стилистические тиски ни пытались затолкать, упоминая и дрим-поп, и норвежский фольк, и эмбиент, и техно, и экспериментальный рок, и джаз, и трип-хоп. Но подобно вдохновенному парфюмеру, который придумывает новые ароматы, используя несколько сотен основных запахов, Аня Гарбарек компонует свои благоухающие свежестью композиции из одной ей известного числа ингредиентов. Только она сама — певица, клавишница, композитор, лирик, продюсер — решает, с чего начинать, куда двигаться и где остановиться.

Аня Гарбарек с детства была вовлечена в водоворот концертно-гастрольной жизни, много часов провела за кулисами концертных залов, слушая выступления отца. Но как ни странно, долгое время ей и в голову не приходило, что музыка может стать делом ее жизни. Родители не настаивали на обязательном музыкальном образовании, а сама она инициативы не проявляла. Все началось с юношеской влюбленности в песни Кейт Буш, Брайана Ино (Brian Eno), Лори Андерсон (Laurie Anderson) и других артистов, выделявшихся среди современников собственным видением музыкальных образов и своеобразным подходом к творческому процессу. Многие из них часто прибегали к помощи Яна Гарбарека и популяризовали его искусство.

Первый шаг в сторону музыкальной карьеры Аня сделала в театральном колледже, где она изучала актерское мастерство. Студентка Гарбарек отлично справилась с ролью в мюзикле, проявив незаурядные вокальные способности. Автор этой музыкальной пьесы, отметивший ее вдохновенное исполнение, познакомил ее с друзьями-музыкантами, у которых были связи в рекординговой индустрии. Девушке не пришлось долго обивать пороги и мучиться ожиданием, чтобы заполучить рекординговый контракт. Но Аня Гарбарек, видевшая себя актрисой, не сразу отказалась от театральной карьеры. Перспектива большей свободы, которую дает человеку музыка, особенно в амплуа композитора, по сравнению с очень зависимой актерской профессией, в конце концов убедила ее.

Проявлением независимости — от англоязычного стандарта — стал уже ее дебютный альбом «Velkommen inn (Welcome in)», подготовленный в 1992 году. Записанный полностью на норвежском языке, он опирался на образы и колорит норвежского фольклора, сочетая электронные и живые инструменты. На триумфальный дебют этот скромный релиз было абсолютно не похож. Зато во время концертного тура Аня продемонстрировала не только своеобразные вокальные данные, но и замечательный артистизм, умение удерживать зал и завораживать слушателей.

Фактически для европейского музыкального сообщества Гарбарек дебютировала в 1996 году, когда представила второй лонг-плей «Balloon Mood». Сопродюсером артистки (а также клавишником и бэк-вокалистом) стал Мариус де Врис (Marius de Vries), среди подопечных которого значились Мадонна, Бьорк и Massive Attack. Он сыграл исключительно важную роль в появлении этого волнующего, увлекательного альбома с его мистическими звуковыми пейзажами, пронизанными таинственными ритмами и странными вокальными эффектами. Чистый электронный саунд, результат программинга де Вриса, расцвечивался вкраплениями живых струнных и флейты. Первым в голову приходило сравнение с альбомом Кейт Буш «The Dreaming». Подход норвежской артистки отличался такой же смелостью и непредсказуемостью.

В 1997 году Гарбарек переехала в Лондон.
Фото
«Я должна была что-то кардинально изменить, чтобы двигаться дальше», — объясняла артистка этот шаг. Свой наиболее интересный и впечатляющий альбом «Smiling and Waving» (2001), изданный английским лейблом Virgin, она готовила четыре года. Этот релиз, отличающийся минималистским подходом к звуковой палитре, создавался большим коллективом помощников и соавторов. К процессу подключились Роберт Уайет (Robert Wyatt), Марк Холлис (Mark Hollis) из группы Talk Talk, Стив Янсен (Steve Jansen), игравший в Japan, и бывший компаньон Cocteau Twins Митсуо Тейт (Mitsuo Tate), не говоря уже о Лондонском симфоническом оркестре. Продюсерское кресло Аня доверила Стивену Уилсону (Steven Wilson).

Как и работы некоторых ее вдохновителей и соавторов, лонг-плей «Smiling and Waving» представлял собой смесь авангардной поп-музыки и трип-хопа, джаз-рока и импровизаций, впечатляюще скрестивших многочисленные духовые инструменты и электронные биты. Кульминация записи — наиболее мелодичные номера «Big Mouth», «Spin the Context» и «Stay Tuned», отличающиеся особенно изысканной вокальной подачей. Фантазию и мастерство артистки отметили норвежские профессионалы, вручив ей за альбом «Smiling and Waving» престижную награду Spellemannspiren.

По давней традиции, возвращаться на сцену Гарбарек не спешила. Она сравнивала работу над новым альбомом с тем, как художник готовится к персональной выставке: «С этим нельзя спешить. Создание альбома для меня — все равно что подготовка экспозиции». Кроме того, теперь у нее были важные дела и помимо карьеры: она растила дочь, которая родилась у нее в 2003 году в браке с Джоном Мэллисоном (John Mallison), музыкантом, звукорежиссером и продюсером.

Продюсерская помощь Мэллисона пригодилась певице во время работы над следующей студийной попыткой «Briefly Shaking» (вышел в Норвегии в 2005-м). Помощников на этот раз потребовалось больше, чем обычно. В студии побывал даже Ян Гарбарек, расцветивший несколько треков своим баритон-саксофоном. Наибольшую активность в период подготовки проявил Гисли Кристьянссон (Gisli Kristjansson), соавтор почти всех мелодий, сопродюсер и сессионный музыкант с самыми широкими полномочиями: барабаны, гитара, бас, орган, синтезаторы, клавиши, ксилофон, перкуссии, программинг, эффекты и шумы.

Разительно меняясь от релиза к релизу, Аня прошла еще один виток творческой эволюции и предложила своим поклонникам новый расклад сил на ее фирменной звуковой палитре. Занимая промежуточное положение между экстремальным диском «Balloon Mood» и минималистским «Smiling & Waving», лонг-плей «Briefly Shaking» отличался мелодичностью, обаянием хорошей поп-музыки и оригинальной фактурой звучания. Гарбарек компоновала в новых пропорциях норвежский джаз, техно, трип-хоп, элементы симфонической музыки и гитарного рока, создавая стильный, приятный, нетривиальный саунд.

Несколько композиций из «Briefly Shaking» можно услышать в новом фильме французского режиссера Люка Бессона «Angel-A», появившемся на экранах в декабре 2005-го. Международный релиз «Briefly Shaking» произошел в мае 2006-го.

Добавить в социальные сети