А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Биография "The Fall"

<< Вернуться к списку всех песен "The Fall"

Фото The Fall
The Fall — британская рок-группа, основанная в 1976 году в Манчестере поэтом и автором песен Марком Э. Смитом и названная в честь романа Альбера Камю «Падение» (1956). The Fall, выпустившие в общей сложности более 80 альбомов и 40 синглов, продолжают оставаться (согласно Allmusic) одной из самых авторитетных, долговечных и творчески активных групп постпанка. Только на BBC у Джона Пила группа записывалась 27 раз; материал этих сессий разместился на шеститомном бокс-сете.

С момента образования состав The Fall менялся 58 раз. Единственным постоянным участником всё это время оставался Марк Э. Смит, оригинальный вокалист и своеобразный поэт, ставший легендой и культовой фигурой британской инди-сцены. Среди других участников коллектива дольше других в составе продержался Стив Хенли (1979—1998 годы).

К середине 80-х годов популярность группы достигла пика, что привело к первым и немногочисленным чарт-успехам (альбом Infotainment Scan в 1993 году достиг #9 в UK Albums Chart); однако The Fall никогда не изменяли своим позициям и бо́льшую часть тридцатилетней карьеры провели вдали от мейнстрима, в сферах, близких к андеграунду.

История группы

Марк Эдвард Смит, создатель группы и её бессменный лидер, родился в 1957 году в Манчестере в семье водопроводчика. В старших классах школы определились его музыкальные вкусы: Смит отдавал предпочтение таким группам, как Can, The Stooges, The Velvet Underground. В 1973 году Смит бросил колледж и устроился — сначала на мясокомбинат, потом на работу клерком в офисе экспортного отдела на манчестерских верфях. Тогда он и начал писать на работе небольшие рассказы, послужившие основой для первых песен.

Реализовать эти наработки Смиту не удавалось: ни одна группа не хотела брать ни его песни, ни его самого в качестве вокалиста. Со подругой по колледжу Уной Бэйнс Смит приступил к самостоятельным музыкальным экспериментам. В весной 1976 года, когда к паре присоединились их знакомые Мартин Брама и Тони Фрил, сразу нашедшие со Смитом общий язык, мечта о группе стала обретать явственные черты. В течение нескольких месяцев все четверо определились с обязанностями: Смит стал вокалистом, Брама — гитаристом, Фрил — басистом, а Бэйнс — клавишницей — без постоянного инструмента, который, как и барабаны, группа долгое время не могла себе позволить приобрести.

1977—1980

9 ноября 1977 года Смит, Брама, Фрил, Бэйнс и Карл Бёрнс (англ. Karl Burns, ударные) записали четыре трека («Bingo-Master’s Break-Out!», «Psycho Mafia», «Repetition» и «Frightened») в манчестерской Indigo Studios. Оплатил студийное время менеджер Buzzcocks Ричард Бун: он собирался выпустить этот материал на своем лейбле New Hormones. Позже Бун вернул плёнки группе и сконцентрировался на работе со своей основной группой. Два трека, «Stepping Out» и «Last Orders», были включены в манчестерский сборник Short Circuit: Live at the Electric Circus (июль 1978 года, Virgin Records), записанный на концерте в зале Electric Circus 2 октября 1977 года.

23 декабря 1978 года Тони Фрил ушел в The Passage, уступив место Джонни Брауну, который продержался в составе с января по март 1978 года. 13 февраля концерт The Fall в Прествиче был снят для шоу Granada TV «So It Goes», которое вел Тони Уилсон, основатель Factory Records. Группа исполнила здесь «Psycho Mafia», «Industrial Estate» и «Dresden Dolls».

В апреле 1978 года Уну Бэйнс заменила Ивон Поулетт (англ. Yvonne Pawlett), а Брауна — Эрик МакГанн (он же Eric Random и Rick Goldstraw): последний был вскоре уволен за отказ поехать на запись к Джону Пилу. Причиной тому послужило его «отвращение к гавайской рубашке» водителя Стива Дэвиса. В студии партию бас-гитары исполнил за него Мартин Брама.

11 июня 1978 года в группу пришел новый бас-гитарист Марк Райли. В новом составе группа записала дебютный Bingo-Master’s Break-Out! EP, вышедший 11 августа 1978 года на Step Forward Records. За синглом «It’s the New Thing» (ноябрь 1978 года) последовал дебютный альбом Live at the Witch Trials, записанный в течение одного дня в лондонской студии Camden Sound Suite. Продюсер пластинки Боб Сарджент (как отмечал рецензент Trouser press) «не сделал ничего, чтобы как-то смягчить хорошо организованный диссонанс», мотивированный одновременно — «панк-прямолинейностью и поэтическими претензияими». После выхода пластинки Карла Бёрнса в составе заменил Майк Ли (англ. Mike Leigh).

Третий сингл «Rowche Rumble» был записан уже с новым гитаристом Крэйгом Скэнлоном (которому суждено было стать вскоре главным генератором музыкальных идей) и басистом Стивом Хэнли. 26 октября вышел альбом Dragnet, записанный 2 — 4 августа 1979 года в рочдейлской Cargo Studios. Второй альбом The Fall ознаменовал ужесточение звучания группы и вызвал неоднозначную, но оживленную реакцию британской музыкальной критики:
«Поэзия Смита привлекательна своей сложностью и загадочностью. Цель автора — заставить работать слушателя головой так же напряженно, как работал он сам в момент создания текстов; стоит признать, что путь этот не нов, и иногда Fall начинают напоминать Yes на удвоенной скорости… The Fall позволяют себе слишком многое, забывая, что главный критерий полноценности рок-исполнителя — это способность к участию в двустороннем процессе приобретения и отдачи…. «— Паоло Хьюитт, Melody Maker, 29 октября 1978 года.

В Dragnet, звучание которого уже во многом определялось характерно «оцарапывающим» гитарным звуком Скэнлона, критики выделили два трека, впоследствии признанных для репертуара группы «классическими»: «Spectre vs. Rector» и «A Figure Walks».

1980—1982

Четвертый сингл группы «Fiery Jack» стал её последним релизом на Step Forward. Ушедшего Майка Ли заменил Под Хенли (англ. Paul Hanley), младший брат Стива Хенли: с ним группа (уже на Rough Trade Records) выпустила Totale’s Turns, концертный сборник, интересный, помимо всего прочего, репликами Смита, ругающего не только публику, но и собственных музыкантов. За ним последовал пятый сингл «How I Wrote Elastic Man».

17 ноября 1980 года вышел альбом Grotesque: здесь дуэт Райли-Скэнлон проявил себя уже в полную силу. Сказалось и присутствие (поочередно) сразу трех продюсеров (Грант Шоубиз, Джефф Тревис, Мэйо Томпсон): музыка группы зазвучала чисто и резко, но от этого не менее резко, яростно и бескомпромиссно (особенно это касается «The N.W.R.A.» — аббревиатура, означающая «The north will rise again», где Смит весьма радикально сформулировал свой взгляд на проблему «мягкий юг, жёсткий север»). Впервые в музыке группы появились акустические моменты («C’n’C-s Mithering» — остросатирический выпад в адрес Калифорнии вообще и ее музыкального бизнеса в частности).

«Доисторические синглы», записанные ещё с Бэйнс и Брамой (которые к этому времени уже образовали Blue Orchids), были собраны на одной стороне Early Years 77-79, вторая отдана более свежему сингловому материалу. «Public Image Limited, несомненно, проштудировали Repetition (1977), прежде чем приступить к работе над первым альбомом!…», писал музыкальный критик Айра Роббинс.

Мини-альбом (10» EP) Slates, выпущенный 24 апреля 1981 года, стал последним релизом группы на Rough Trade и первым, где на кларнете сыграл Дэйв Таккер (позже он не раз выходил с группой на концертную сцену). Пластинка произвела впечатление на критиков заметно улучшившимся качеством звучания. После весеннее-летнего турне по США (в котором не принял участие Пол Хенли: ему отказали в разрешении на работу из-за юного возраста) группа выпустила на Step Forward сборник Early Years. 13 ноября 1981 года вышел шестой сингл группы «Lie Dream Of A Casino Soul» (Kamera Records), в записи которого принимали участие сразу два ударника: Хэнли и Карл Бёрнс.

Альбом Hex Enduction Hour был частично записан в Исландии, где The Fall обрели к тому времени целую армию фанатов, а вышел 8 марта 1982 года на Kamera Records. Пластинка считается сейчас одной из лучших в истории группы, но первые рецензии на неё оказались сдержанными: критики обратили внимание на разреженный звук и ритмическую «методичность», а лучшими вещами признали «The Classical», «Fortress/Deer Park» и «Hip Priest» (выпад против — все той же музыкальной критики). В альбоме Room to Live (Kamera, 1982) группа возвратилась к гаражному рокабилли, который открыла для себя в Grotesque; Смит-поэт блеснул в в «Marquis Cha Cha» — сатирической зарисовке на тему фолклендской войны. В те же дни вышел концертный альбом A Part Of America Therein, записанный в ходе американского турне (с эпической версией «N.W.R.A»).

1983—1992

В 1983 году группа выпустила три сингла («The Man Whose Head Expanded», «Kicker Conspiracy», отложенный на год из-за финансовых трудностей «Marquis Cha Cha») и претерпела, возможно, важнейшее изменение в своем составе. Поворотным пунктом в карьере The Fall стало знакомство Марка Э. Смита с американкой Брикс (настоящее имя — Лора Элайза Сэлинджер; Laura Elise Salenger, — свое прозвище она получила в честь любимой песни — «Guns Of Brixton», The Clash).

Вскоре Брикс стала женой Смита и второй гитаристкой группы (наряду со Скэнлоном), дебютировав на концерте в уэйкфилдском Hellfire Club 21 сентября 1983. Она приняла участие и в записи альбома Perverted by Language (последнего на Rough Trade Records]), вышедшего 5 декабря. Также в декабре вышел Fall in a Hall, двойной «авторизированный бутлег», выпущенный на Flying Nun Records в Новой Зеландии. 22 декабря 1982 года Марк Райли в последний раз выступил в составе группы на концерте в манчестерском Lesser Free Trade Hall.

О том, насколько смягчила и украсила звучание группы Брикс Смит, можно судить по The Wonderful and Frightening World of the Fall, первому альбому группы записанному для Beggars Banquet, и последовавшему затем Call for Escape Route EP. Мотивы поп- и dance-рока прослушиваются и в изящно аранжированных синглах того времени: «Oh! Brother» и «C.R.E.E.P.». Летом 1985 года Стив Хэнли временно уступил место в составе Саймону Роджерсу, который (по возвращении Хэнли) переключился на клавишные. Новый состав записал This Nation’s Saving Grace, вышедший осенью 1985 года и собравший восторженные рецензии. Группа продолжила здесь смещение к мэйнстримовскому звучанию («What You Need», «L.A.»), хотя здесь же есть и «I Am Damo Suzuki», загадочное обращение к участнику Can.

Роджерс записал с группой еще только один альбом, Bend Sinister (1986), но продолжал сотрудничать с ней в течение следующего десятилетия. Другим новым участником, дебютировавшим на этой пластинке, стал Саймон Уолстенкрофт (заменивший Бернса). После выхода альбома Роджерса заменила Маршиа Скофилд (Marcia Schofield), прежде игравшая в Khmer Rouge. В 1986 году The Fall впервые появились в чартах — с «Mr. Pharmacist» (кавером The Other Half). Умеренный коммерческий успех имели позже также синглы «Hit the North» (1987) и «Victoria» (кавер The Kinks). В 1988 году альбомом вышла музыка к рок-балету I Am Kurious Oranj, созданного хореографом Майклом Кларком. Это произведение, приуроченное к 300-летней годовщине со дня восхождения на трон Уильяма (Вильгельма) III Оранского, было создано (и не раз исполнялось) The Fall в 1984-85 годах.

Вскоре после выхода The Frenz Experiment (записанного продюсером Саймоном Роджерсом) Брикс развелась со Смитом и покинула группу, чтобы сконцентрироваться на работе в собственном коллективе Adult Net, на её место пришел Мартин Брама, гитарист первого состава. Следствием пертурбации стало возвращение The Fall к мрачному, резкому звучанию (альбом Extricate 1990 года). Несмотря на благоприятные отзывы критики, Смит во время австралийских гастролей уволил Скофилд и Браму. С новым клавишником Дэйвом Бушем были записаны Shift-Work (1991) и Code: Selfish (1992).

1993—1998

В 1993 году The Fall подписали контракт с Matador Records, таким образом впервые за долгие годы получив возможность выйти на американский рынок. Альбом The Infotainment Scam был записан с вернувшимся барабанщиком Карлом Бёрнсом. Как и следующий, Middle Class Revolt, он получил в США хорошие отзывы прессы, в коммерческий успех не реализовавшиеся. В 1995 году группа вновь осталась без американского лейбла. Брикс временно вернулась в состав: она провела с группой турне в поддержку Middle Class Revolt и приняала участие в записи Cerebral Caustic.
Фото
В начале 1996 года в состав пришла клавишница Джулия Нейгл: с ней был записан The Light User Syndrome, альбом, комментарии к которому написал Джон Пил, с первых дней существования группы активно ее поддерживавший. Несмотря на то, что Пил в течение более тридцати лет называл The Fall своей любимой группой всех времен, с Марком Э. Смитом они (как признавались оба) не обмолвились и парой слов. В июне 1996 года The Fall записали в студиях Би-би-си свою 20-ю по счету Peel Session. В октябре того же года из группы ушла Брикс, а в декабре — Карл Бёрнс.

К этому времени стали выходить многочисленные компиляции и концертные сборники группы — в основном, на Receiver Records и без всяких консультаций с группой. Только в 1997 году вышло семь сборников, не считая перевыпущенных Live at the Witch Trials и Fall in a Hole. В мае следующего года Бёрнс вернулся в группу, провел с ней турне и принял участие в записи Levitate, вышедшего в сентябре. Американское турне группа отправилась с новым гитаристом Томми Круксом (Tommy Crooks). Нечто совсем уже из ряда вон выходящее произошло на концерте группы в нью-йоркском клубе Brownie’s. Большую часть концерта Смит провел вне сцены, потом вдруг подошел к Бёрнсу и сказал ему нечто такое, отчего тот подпрыгнул и с кулаками набросился на вокалиста. В течение всего выступления, кроме того, Смит бросал зажжённые сигареты в Крукса, а тот пытался пнуть его ногой. В тот же вечер Крукс, Бёрнс и Хенли объявили об уходе из группы, а Смит провел ночь за решёткой: ему было предъявлено обвинение в хулиганском поведении. В сентябре 1998 года Смит выпустил свой первый spoken word-альбом, The Post Nearly Man.

1999 —…

В 1999 году сингл «Touch Sensitive» был использован в автомобильной рекламе, предварив выход следующего альбома The Marshall Suite, записанного совершенно новым составом, в котором наряду со Смитом и Нейгл сыграли гитарист Невилл Уилдинг (англ. Neville Wilding), басист Адам Халал (англ. Adam Halal) и барабанщик Том Хэд (англ. Tom Head). За очередной серией перевыпусков последовал еще один успешный сингл «F-oldin’ Money». Смит в апреле 2000 года появился гостем в студии у Elastica (записывавших «The Menace»), а в ноябре вышел новый альбом The Fall The Unutterable, — после того, как Спенсер Бёртуистл (англ. Spencer Birtwistle), Бен Притчард (англ. Ben Pritchard) и Джим Уоттс заменили Хэда, Уилдинга и Халала соответственно.

С уходом Нейгл в звучании The Fall неожиданно вновь воспреобладала гаражность: это проявилось в сингле Rude (All the Time), выпущенном ограниченным тиражом, и последовавшем за ним альбоме Are You Are Missing Winner, который критикой был принят в штыки, как и полу-концертный, полу-студийный 2G+2 (июнь 2002 года). Зато пришло время удачных компиляций: к числу таковых определенно относятся Totally Wired: The Rough Trade Anthology и Listening In: Lost Singles Tracks 1990-92. В сентябре 2002 года Смит выпустил второй spoken word-альбом Pander! Panda! Panzer! и ввел в состав The Fall свою новую жену, клавишницу Элени Поулоу.

Вскоре после выхода сингла «The Fall vs. 2003» в декабре 2002 года Смит, собрав музыкантов в баре, заказал выпивку всем, кроме Джима Уотса: именно так последний узнал о своем увольнении из состава. Американское летнее турне 2003 года с группой провел бас-гитарист Саймон Арчер (англ. Simon «Ding» Archer). После того, как рабочая версия следующего альбома просочилась в интернет, Смит заменил несколько треков и перезаписал остальные. Этим и объясняется заголовок пластинки (The Real New Fall LP; первоначально она называлась «Country on the Click»), вышедшей в ноябре. За ней последовал рождественский сингл «(We Wish You) A Protein Christmas».

В январе 2004 года Sanctuary Records перевыпустили (с бонус-треками) два первых альбома группы, значительно улучшив качество звучания. Перед началом американских гастролей Смит в Ньюкасле поскользнулся и сломал ногу, причем дважды — второй раз после того, как прохожий неудачно попытался помочь ему подняться. С металлическим стержнем в бедре Смит, тем не менее, от концертов проведения концертов не отказался: на сцене он пел, восседая на столе.

В июне 2004 года на Beggars Banquet вышел первый всеобъемлющий сборник 50,000 Fall Fans Can’t Be Wrong. Примерно в это время басист Арчер перешел к PJ Harvey и был заменен Стивеном Траффордом. В 2005 году вышли Interim (сборник студийных «отходов»), компиляция записей, сделанных у Джона Пила и новый студийный альбом Fall Heads Roll. Словно бы объясняя смысл этого заголовка, в ходе последовавшего американского турне Смит уволил всех участников группы, кроме жены, а завершил концерты, призвав на помощь участников американских групп Cairo Gang и Darker My Love. Альбом 2007 года Post-TLC Reformation! Был записан со смешанным составом английских и американских музыкантов.


Добавить в социальные сети