А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Биография "Tom Petty & The Heartbreakers"

<< Вернуться к списку всех песен "Tom Petty & The Heartbreakers"

Фото Tom Petty & The Heartbreakers
Когда в 1963 году Элвис Пресли приехал в Гейснвилл, штат Флорида, где проходили съемки фильма «Follow That Dream», он познакомился с 11-летним мальчиком, при встрече с кумиром едва не онемевшим от восторга. Мальчика звали Том Петти (Tom Petty). Такие встречи даром не проходят. Уже через год Том окончательно и бесповоротно понял, чему посвятит жизнь: он пойдет по стопам своего кумира, короля рок-н-ролла. Первым делом он выменял свою необыкновенную рогатку на несколько пластинок-сорокапяток с записями Пресли, Литтл Ричарда (Little Richard) и Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis). Всерьез заниматься гитарой он начал в 13 лет, первый инструмент мать заказала для него по каталогу. Со всей юношеской горячностью Том переболел битломанией вместе с половиной тинейджеров всего мира, а в старших классах заделался басистом в гараж-бэнде Epics. Его товарищи по команде, зараженные тем же вирусом, настолько усердно старались походить на Beatles, что даже на сцену выходили в одинаковых костюмах.

На 19-м году жизни Том Петти обзавелся уже собственной рок-командой под названием Mudcrutch, включавшей гитариста Майка Кэмпбелла (Mike Campbell) и клавишника Бенмонта Тенча (Benmont Tench). Троица играла, как и положено, массу чужих каверов, разбавленных несколькими песенными образцами собственного сочинения. Делали они это с таким вдохновением, что вскоре стали достопримечательностью музыкальной сцены родного Гейнсвилла.

В 73-м году участники Mudcrutch созрели для решения, к которому рано или поздно приходят все начинающие группы, мечтающие стать профессионалами. Они наняли старый фургон и с 37 долларами на троих отправились в Лос-Анджелес. Доехали они поначалу только до Тулсы в Оклахоме, где им удалось подписать контракт с лейблом Shelter Records, который занимался дистрибуцией альбомов Three Dog Night и Steppenwolf. Когда Shelter Records передислоцировались в Лос-Анджелес, команда Тома Петти отправилась следом.
Но вскоре от Mudcrutch ничего не осталось — юные музыканты, огорченные полным равнодушием к их дебютному синглу «Depot Street», решили поискать удачи в другом месте.

А Том Петти тем временем медленно, но уверенно шел к своей цели. Под бдительным оком певца и композитора Леона Расселла (Leon Russell) и продюсера Денни Корделла (Denny Cordell) он продолжал сочинять тексты песен и совершенствовать технику игры на гитаре. Основательное знакомство с кантри, фольком, роком и блюзом стало тем фундаментом, на котором впоследствии он начнет выстраивать свой фирменный музыкальный стиль.

В 1975 году старые друзья из Mudcrutch встретились снова. После нескольких качественных и количественных колебаний состава на свет появилась группа Heartbreakers, которую возглавлял несравнимо более зрелый музыкант и композитор Том Петти. Бас-гитарист Рон Блейр (Ron Blair) и барабанщик Стэн Линч (Stan Lynch) удачно вписались в обновленный коллектив. Боссы Shelter Records снова взяли команду под свое крылышко.

В 1976 году дебютанты представили свою первую пластинку «Tom Petty and the Heartbreakers». Короткие песни, составленные из отрывочных фраз, специфическая концертная униформа (кожаные пиджаки в частности) слегка спутали карты, и пресса причислила Heartbreakers к панкам. Конечно, среди хэви-метал и арт-рок-групп, доминировавших в середине 70-х, они стояли совершенно особняком. Но по существу они делали ставку на традиционный рок-н-ролл, используя риффы в стиле Byrds и щеголяя развязностью в духе Rolling Stones. К эстетике панка Америка была еще равнодушна, зато в Великобритании, где Sex Pistols уже вовсю утверждали новые музыкальные стандарты, диск «Tom Petty and the Heartbreakers» получил свою долю внимания. Особенно после выступлений на разогреве у Нильса Лонфгрена (Nils Lofgren), гастролировавшего в Англии. Мало-помалу, по мере роста музыкальной сознательности американских меломанов, сингл «Breakdown» добрался-таки до Тор 40 США, а композиция «American Girl» успешно представляла молодую команду радиослушателям. Когда через пару-тройку месяцев группа вернулась в Великобританию с собственным туром, «Tom Petty and the Heartbreakers» добрался уже до английского Тор 30.

Второй лонг-плей «You’re Gonna Get It!», от которого музыканты ждали гораздо большего эффекта, не оправдал их надежд. Место в американском Тор 30 — это, конечно, неплохо, но хуже, чем хотелось бы. Относительно вялый прием альбома — это бы еще полбеды. Возникли и другие проблемы. В 1978 году лейбл Shelter влился в MCA Records, и Петти, недовольный этими манипуляциями, потребовал расторжения контракта. Руководство MCA выдвинуло встречный иск за нарушение условий контракта. Heartbreakers объявили себя банкротами. Но от попыток записать третий альбом они все же не отказались, несмотря на полный хаос в их финансовых делах. В конце концов дело в суде Петти выиграл и получил долгожданную свободу. По иронии судьбы, новый контракт он подписал с Backstreet Records, подразделением все тех же MCA.

Посреди всего этого сумбура участники группы умудрились записать и выпустить третий студийный альбом «Damn the Torpedoes» (1979). Они были просто ошарашены успехом пластинки, добравшейся до второго номера чарта США и разлетевшейся двухмиллионным тиражом. Мощный, своеобразный саунд, спродюсированный Джимми Айвином (Jimmy Iovine), грамотно передавал и самые нежные, утонченные нюансы. Не только заразительные рок-н-роллы, но и меланхоличные мелодии («Here Comes My Girl», «Even the Losers»), и трогательные баллады («Louisiana Rain») выходили из-под пера Тома Петти, который предстал зрелым, виртуозным композитором. Музыкант к тому же выступил и сопродюсером альбома, и автором партий гитары, 12-струнной гитары и гармоники. Одним махом Heartbreakers оказались в числе первоклассных рок-н-ролльных команд, без труда собиравших стадионы и представлявших авангард нового американского рока вместе с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), Бобом Сигером (Bob Seger) и Джоном Мелленкампом (John Mellencamp).

Но проблемы с MCA этим не исчерпались. Собираясь выпускать на рынок четвертый альбом команды «Hard Promises», руководство лейбла решило сыграть на популярности LP «Damn the Torpedoes» и продавать новый диск по цене $9, 98 вместе обычных $8, 98. Первым возмутился неугомонный Том Петти, который сам же и организовал фановские акции протеста. Он даже угрожал назвать альбом «Восемь девяносто восемь», дабы никаких поползновений повысить цену ни у кого не возникало. Боссам MCA пришлось отступить.

«Hard Promises» (Тор 5 США) оказался коммерческим хитом под стать своему предшественнику. Пластинка получила платиновый сертификат и отпочковала ударный хит-сингл «The Waiting». Представленные на диске отличные песни «A Woman in Love (It’s Not Me)», «Nightwatchman», «Kings Road», «Insider» утвердили альбом в числе наиболее удачных записей команды.

Тем временем Петти самым активным образом озаботился творческой судьбой певицы Дель Шеннон (Del Shannon). Он взял на себя функции продюсера ее альбома-возвращения «Drop Down and Get Me». Другой его «протеже» стала Стиви Никс, вокалистки Fleetwood Mac. Для ее нового лонг-плея, записанного при участии Heartbreakers, Петти предложил трек «Stop Draggin’ My Heart Around». Исполненный дуэтом со Стиви, сингл вышел в финалисты американского Тор 3.

Таким же везунчиком на музыкальном рынке, как LP «Hard Promises», оказался и пятый студийный релиз «Long After Dark» (1982), записанный уже вместе с новым басистом Хоуи Эпштайном (Howie Epstein). Первоклассный музыкант, Эпштайн с его высоким бэк-вокалом добавил несколько свежих, игривых нот в живые шоу команды. Недавно появившееся музыкальное телевидение охотно запустило в эфир новаторское концептуальное видео на сингл «You Got Lucky». Petty & the Heartbreakers оказались в числе тех немногих традиционных рок-н-ролльщиков, которые творчески подошли к жанру музыкального видео и создали ряд оригинальных и новаторских видеоработ, подхваченных и раскрученных MTV.

Сопроводив «Long After Dark» продолжительным концертным туром, Том Петти решил сделать небольшую передышку, в которой давно нуждался. Участники Heartbreakers без проблем нашли применение своим талантам на стороне. Их услугами воспользовались, среди прочих, Боб Дилан (Bob Dylan), Дон Хенли (Don Henley) и Eurythmics.

А Петти тем временем обдумывал концепцию новой работы. В 85-м году начались студийные сессии по подготовке «Southern Accents», альбома, доставшегося команде очень дорогой ценой. Композитору и музыканту хотелось рассказать о своих южных корнях, о судьбе жителей Флориды и Джорджии, находя для этого доверительные слова и искренние, приподнятые мелодии. Требования к звучанию у него были высокими, как никогда. Работать в такой тяжелой, изматывающей обстановке музыкантам еще не приходилось. Острее всех на неудачи реагировал фронтмен, который однажды, слушая инструментальную подложку, пришел в такую ярость, что разбил руку об стенку студии. Врачи поначалу даже не были уверены, что он когда-нибудь сможет играть на гитаре. Но он выздоровел. Альбом вышел. И произвел в музыкальной среде эффект взорвавшейся бомбы. Синглы «Don’t Come Around Here No More», «Rebels», «Make It Better (Forget About Me)» атаковали рок-чарты и рейтинг Billboard Hot 100. Критики начали очень серьезно присматриваться к Петти, понимая, что имеют дело с чем-то гораздо большим, чем просто очередной талантливый рок-н-ролльщик. Одной из важных составляющих успеха «Southern Accents» была грамотная работа продюсера Дэйва Стюарта (Dave Stewart), музыканта Eurythmic, который помог музыкантам проторить дорожку в новые для них стили (соул, психоделия и новая волна). Неопсиходелический сингл «Don’t Come Around Here No More» сопровождался нетривиальным видеоклипом по мотивам «Алисы в Зазеркалье», который попал в жесткую ротацию на MTV.

Большой летний марафон в поддержку «Southern Accents» команда закрывала выступлением на грандиозном концерте Live Aid в Филадельфии. Выступавший здесь же Боб Дилан пригласил их отыграть вместе с ним благотворительное шоу Farm Aid. Дилан был настолько доволен этим совместным дебютом, что в 1986 году отправился вместе с Том Петти и Ко в мировое турне. Работа в одной упряжке с живым классиком фольк-рока произвела на музыкантов мощное впечатление. Которое они благополучно донесли до студии, приступая к записи восьмого альбома «Let Me up (I’ve Had Enough)». Изданный в 1987 году лонг-плей был еще одной работой в традиционном ключе. Он поднялся на 20 строку рейтинга Billboard 200 и дал жизнь хитам «Jammin Me» (#1 рок-чарта, совместное детище с Бобм Диланом), «All Mixed up», «Runaway», «Think About Me».

Вскоре после издания альбома, весной 87 года, семью Тома Петти постигло несчастье — полностью сгорел дом, где они жили, из имущества спасти почти ничего не удалось. Петти, его жена и двое дочерей остались без крова.

В 1988 году Том Петти близко познакомился с еще несколькими грандами рока. Он стал участником фантастического по составу проекта Traveling Wilburys, включавшего Дилана, Джорджа Харрисона (George Harrison), Джеффа Линна (Jeff Lynne) и Роя Орбисона (Roy Orbison). Тот факт, что Петти, на целое поколение моложе остальных, без усилий вписался в это стилистическое пересечение фолька, блюза, кантри и поп-музыки, только лишний раз доказывает, насколько комфортно он чувствовал себя в любом из рок-н-ролльных направлений, возникших за последние тридцать лет. Все они так или иначе аукнулись и в его собственном творчестве. В 1988 году супергруппа записала альбом «The Traveling Wilburys, Vol.
Фото
One». Изданный через два года «The Traveling Wilburys, Vol. Three» (1990) записывался уже без Орбисона, который умер от сердечного приступа еще до начала работы над вторым альбомом.

Между этими двумя релизами Том Петти успел записать и свой собственный сольный дебют, саунд которого доверил Джеффу Линну, а ряд гитарных партий — Джорджу Харрисону. В студийных сессиях участвовали почти все музыканты Heartbreakers, да и по стилистике альбом мало чем отличался от их коллективных записей. «Full Moon Fever» вышел в 1989 году и был встречен критиками с большим энтузиазмом, а поклонниками музыканта — с готовностью его приобрести. Место в первой тройке хитов — один из самых высоких показателей Тома Петти за всю карьеру, равно как и трехмиллионный тираж диска только в США. Хит-синглы «Free Fallin», «I Won’t Back Down», «Runnin Down a Dream» один за другим финишировали под номером 1 в чарте рок-треков. Откровенно слабых песен на альбоме просто не было.

Новая работа Heartbreakers «Into the Great Wide Open», снова спродюсированная Джеффом Линном, была готова в 1991 году. Подкрепленный с тыла успехом последней пластинки, альбом быстро получил платиновый сертификат. И опять — раздолье классных, захватывающих песен: «Into the Great Wide Open», «Learning to Fly», «Out in the Cold», «King’s Highway» (все финалисты Тор 5 рок-чарта).

После публикации сборника лучших хитов «Greatest Hits» в 1993 году команда распрощалась с МСА. И перешла под опеку Warner Bros. На этом же лейбле фронтмен выпустил второй сольный диск «Wildflowers» (1994). За конечный результат отвечал продюсер Рик Рубин (Rick Rubin), а музыкальное сопровождение обеспечивали почти все участники Heartbreakers. Эту уверенную, очень интересную работу отличал расслабленный и доверительный саунд. Альбом финишировал в рейтинге США на 8 строке и нашел три миллиона покупателей. Его популярность поддерживалась чередой промо-синглов, которые не покидали чартов почти два года: «Mary Jane’s Last Dance», «It’s Good to Be King», «You Wreck Me». Самым успешным оказался трек «You Don’t Know How It Feels». Он вышел в лидеры рок-чарта, поднялся на 13 позицию Billboard Hot 100, более того — получил высшую музыкальную награду. Первая и последняя (пока) премия Grammy досталась Тому Петти в номинации «лучший мужской рок-вокал».

Незадолго до публикации второго сольника фронтмена команда попрощалась с барабанщиком Стэном Линчем. А следующей студийной попыткой старой гвардии оказался саундтрек к фильму «She’s the One», который вышел в 96-м году. Хотя музыкальные издания выставили альбому довольно высокие баллы, на фанов это не произвело особого впечатления. Поднявшись в Тор 20, альбом быстро ретировался и едва достиг золотого статуса.

За свою двадцатилетнюю карьеру Том Петти, впитавший так много влияний, мимо многих явлений спокойно пришел мимо. Ничем не обогатили его творчество, к примеру, панк или хэви-метал. Фактически он никогда не удалялся от гитарного фольк-рок-саунда, родственного стилю Byrds, и не испытывал недостатка в красивых хитовых мелодиях. Когда Петти взялся составить антологию неизданных записей Petty & Heartbreakers, качество предложенного материала удовлетворило как запросы строгих критиков, так и вкусы рядовых меломанов. Ретроспективный бокс-сет «Playback» на шести компакт-дисках вышел в 1995 году.

Хотя студийная работа музыканта на несколько лет вошла в полосу полного штиля, а группу за это время неоднократно успели похоронить, Том Петти и Ко оставались более чем привлекательным концертным коллективом. В январе-феврале 1997 года этот патриарх американского рока с блеском отыграл беспрецедентный шоу-марафон — 20 концертов — в знаменитом зале Fillmore в Сан-Франциско.

После затянувшейся паузы в дискографии только в 1999 году команда вернулась в строй с новым альбомом «Echo». Продюсирование снова взял в свои руки Рик Рубин. Запись выглядела как непосредственное продолжение «Wildflowers» — то же настроение и практически тот же саунд. Атмосфера усталости и меланхолии пронизывает весь альбом, сводя к минимуму разрыв между балладам и рок-н-роллами. Камбэк явно состоялся, место в американском Тор 10 — лучшее тому подтверждение.

Прошло еще три года, прежде чем Том Петти со своими музыкантами представил еще одну студийную попытку. Лонг-плей «The Last DJ» появился в конце 2002 года. Воображением Петти владела на этот раз тема упадка музыкального бизнеса, заявленная уже в первых, достаточно дидактичных по содержанию, треках «The Last DJ» и «Money Becomes King». Как это ни печально, но проблема упадка остро как никогда коснулась и самого музыканта. «В последней своей записи Петти выглядит совершенно потерянным, и это ощущение, которое в лучшие времена только подстегивало его воображение и давало творческую свободу, теперь как будто сковывает и загоняет его в угол, — пишет американский рецензент. — Это первая настоящая неудача в его карьере».

Незадолго до официального релиза «The Last DJ» басист Хоуи Эпштайн объявил о решении уйти. Заменил его участник оригинального состава Рона Блейра, который сам двадцать лет назад уступил Эпштйана место в команде. Свой уход на покой басист мотивировал личными проблемами, однако через несколько месяцев настоящая причина выплыла наружу, причем самым трагическим образом — в феврале 2003 года Хоуи Эпштайн умер от передозировки героина.

Конец года был окрашен для музыкантов в более радостные тона. В октябре Heartbreakers, живая легенда рок-н-ролла с почти 30-летним стажем, удостоились специальной награды Legend Award на церемонии Radio Music Awards.

Добавить в социальные сети