Биография "Зимовье зверей"
<< Вернуться к списку всех песен "Зимовье зверей"
Летом 1994 года в музыкальном клубе «Засада» случайно пересеклись пути поэта Константина Арбенина и музыканта Александра Петерсона. Встреча этих двух творческих индивидуальностей и стала отправной точкой появления группы «Зимовье Зверей». Но это была еще только предыстория…
Услышав песни Арбенина, Петерсон загорелся желанием сделать аранжировки. Из песенного материала Арбенин и Петерсон выбрали десять композиций, и целый год репетировали, готовили программу, показывали работу друзьям. А летом 1995 года они отправились на студию «Форум» и за рекордно короткий срок — 20 часов, на большее просто не было средств – записали альбом «Города, которых не стало». Во время записи появился третий постоянный участник коллектива — барабанщик Анатолий Смирнов, армейский друг и коллега Саши Петерсона. Тогда же было придумано название «Зимовье Зверей».
Песни «Выпадая из окна», «Заходи», романс «Вы голодны, мадам…», впервые прозвучав на «Радио-1, Петроград», потом надолго обосновались в эфирах других радиостанций. Слушатели часто звонили в эфир и спрашивали, когда же состоится концерт «Зимовья»? Но группа с концертами не спешила. Только после того, как при поддержке «Театра ДДТ» был записан второй альбом «Число Человека», Арбенин, Петерсон и Смирнов решились выйти на сцену.
Первый концерт — сольный, акустический, в двух отделениях — состоялся в ноябре 1996-го. Зрители так тепло и заинтересовано приняли творчество музыкантов, что с тех пор их концертная деятельность не прерывалась — разве что на летние каникулы (во время которых, кстати, тоже создаются новые песни). Причём «зимовцы» чередовали акустические и электрические программы.
В 1997 году судьба связала «Зимовье Зверей» с залом Лектория Ленинградского Зоопарка. В этом месте группа выступала в течении шести сезонов, здесь был записан концертный альбом и снят видео-фильм «В зоопарке».
В том же году в коллектив естественным образом влился флейтист Егор Мажуга.
Он был приглашён в студию для записи флейтовой партии в песню «Свидетели» и прижился — как музыкант, как дизайнер, как звукооператор, как человек.
Поскольку материала у Арбенина за несколько лет писания «в стол» накопилось много, «Зимовье» выдавало по две пластинки в год. Один за другим появляются альбомы «Плечи», «Свидетели», «Оба неба», «Вещи со своими именами», «Возвращение именных вещей».
Важным шагом стало выступление на рок-фестивале 97 года «Песни ХХ века», проводимого «Театром ДДТ» на сцене Дворца Спорта «Юбилейный». «Зимовье Зверей» было единственным коллективом, выступившим на этом фестивале в акустике. Позднее «зимовцы» свели до минимума своё участие в больших сборных концертах, а потом и вовсе отказались от них — специфика их творчества плохо совмещается с атмосферой многолюдных закулисных тусовок. Группа всё дальше уходила от приставки «рок», искала своё лицо.
В 1998 году состоялась премьера музыкального спектакля «Свинопас», в котором соединились музыкальная, драматургическая и актёрская ипостаси Константина Арбенина. Разыгранная по-своему, по-зимовски, старая сказка Андерсена до сих пор исполняется группой на театральных подмостках Петербурга и Москвы.
1999 год. Несмотря на то, что песни группы очень редко звучали по радио, а на телевидении музыканты вообще появлялись считанные разы, аудитория коллектива растет, на концертах всё чаще появляются люди старшего поколения. Коллектив перестаёт называть себя рок-группой.
Клубы и Лекторий зоопарка уже не вмещают всех желающих послушать «Зимовье»; постоянными площадками его выступлений становятся Ленинградский Концертный Зал и Театр Эстрады. Начинаются регулярные концерты в Москве. Вместе со слушателем взрослеет и сама группа.
Альбом «Родословная» стал последней работой, выполненной в жёсткой роковой манере.
Анатолий Смирнов переехал на постоянное место жительство в Голландию, и группа осталась без барабанщика. Но не этот факт заставил двигаться в сторону акустического звучания — Анатолий часто приезжает в Питер и электрические концерты какое-то время ещё имели место быть, — дело было в общем настрое музыкантов: пришло понимание, что именно акустика позволяет наиболее точно выразить им суть своих песен. Поэтому с 2001 года основной и постоянный состав «Зимовья Зверей» — это Арбенин, Петерсон и Мажуга. Таким составом был записан альбом «Конец цитаты», который авторы обозначили как музыкально-литературной композицию.
Иногда к постоянному составу на концертах присоединялся бас-гитарист Михаил Иванов, в прошлом — ученик Петерсона (основная его работа — «Вермишель-оркестр»). На экспериментальной пластинке «Антиутопия» впервые зазвучала скрипка Александры Савиной (она выступает с концертами академического репертуара и преподаёт игру на скрипке в консерватории).
В 1999-м Арбенин и Петерсон организовали фестиваль поющих поэтов «Могучая Кучка-99», его идея — синтез музыки и настоящей поэзии в авторском исполнении.
Фестиваль с тех пор стал ежегодным, в нём принимали и принимают участие коллеги «зимовцев» — авторы-исполнители, близкие им по духу творчества: Михаил Башаков, Кирилл Комаров, Вячеслав Ковалёв, Дмитрий Максимачёв, Олег Дегтярёв, Елена Гудкова, Евгений Пальцев, Светлана Голубева, Анатолий Багрицкий, Антон Духовской, группы «Ступени», «The Кикс» и многие другие.
Начало второго тысячелетия группа отметила альбомом «На Третьем Римском». Затем появился «Post Форпост», записанный на Московских концертах. А под новый 2004 год «зимовцы» решили развернуто ответить на самый распространённый слушательско-журналистский вопрос в их адрес: почему группа называется «Зимовье Зверей»? Для этого они записали и поставили на сцене ещё одну музыкальную сказку — «Звери ищут лето». О том, как под Новый год звери пошли от зимы лето. Спектакль-концерт написан по мотивам именно той русской сказки, которая дала название коллективу — «Зимовье зверей». В этом спектакле впервые в истории группы запели Петерсон и Мажуга — вместе с Арбениным они исполнили партии самых разных домашних и диких животных.
2004 год. Компания «KDK-рекордс» выпускает коллекционное переиздание десяти основных альбомов «Зимовья». Режиссер Борис Деденёв снимает видео-клип на самую, пожалуй, известную песню группы — «Джин и Тоник». Летом группа впервые решает посетить два фестиваля авторской песни — XXVIII Ильменский и XXXI Грушинский. Приняв участие в работе жюри Ильменского фестиваля и став лауреатами знаменитой «Груши», музыканты уяснили для себя, что публика такого рода фестивалей — во многом их публика. Их участие в фестивалях авторской песни становится постоянным.
Совместно с петербургским клубом-кафе «Муму» группа организовывает Конкурс авторской песни. В составе жюри – не только организаторы, но и другие известные музыканты, журналисты, издатели. Победитель – молодая группа «Точки над i» – в качестве гран-при получила возможность записать дебютный альбом на профессиональной студии, а наиболее интересные конкурсанты были приглашены на сцену очередной «Могучей Кучки». Конкурс решено сделать ежегодным.
2005 год. Группа выпускает два концертных альбома: двойник «Шишки» включает в себя главные песни группы (старые и новые) и является своеобразным отчётом за десятилетие творческого пути; «Бардовский концерт» — первое сотрудничество Арбенина и Петерсона с кларнетистом Евгением Кривошеиным. Выходит в свет книга текстов песен «Зимовье Зверей: песни и сказки» — наиболее полное на этот момент собрание песенной лирики Арбенина. Летом из коллектива уходит Егор Мажуга: прежде всего это связано с его переездом в Москву. Свой юбилейный сезон группа открывает в новом составе: теперь «Зимовье» — это Арбенин, Петерсон, Савина и Кривошеин. Значительно обновлён и репертуар — музыканты готовятся к записи оригинального альбома.
«Изюминкой» творчества группы «Зимовье Зверей» является отношение к песенным текстам как к настоящей поэзии. Интуитивно соединив в своём творчестве традиции русского рока, советской эстрады, актёрской и бардовской песни, классического (то есть не блатного) шансона, коллектив нашёл свою культурную нишу, творчество его востребовано слушателями разных возрастов. Чаще всего стиль, в котором работают «зимовцы», называют «бард-рок», хотя это определение весьма не точное. Сейчас в послужном списке группы 15 альбомов, два музыкальных спектакля, книга песенных текстов, восемь концертных сезонов. Но творческий поиск продолжается.
Услышав песни Арбенина, Петерсон загорелся желанием сделать аранжировки. Из песенного материала Арбенин и Петерсон выбрали десять композиций, и целый год репетировали, готовили программу, показывали работу друзьям. А летом 1995 года они отправились на студию «Форум» и за рекордно короткий срок — 20 часов, на большее просто не было средств – записали альбом «Города, которых не стало». Во время записи появился третий постоянный участник коллектива — барабанщик Анатолий Смирнов, армейский друг и коллега Саши Петерсона. Тогда же было придумано название «Зимовье Зверей».
Песни «Выпадая из окна», «Заходи», романс «Вы голодны, мадам…», впервые прозвучав на «Радио-1, Петроград», потом надолго обосновались в эфирах других радиостанций. Слушатели часто звонили в эфир и спрашивали, когда же состоится концерт «Зимовья»? Но группа с концертами не спешила. Только после того, как при поддержке «Театра ДДТ» был записан второй альбом «Число Человека», Арбенин, Петерсон и Смирнов решились выйти на сцену.
Первый концерт — сольный, акустический, в двух отделениях — состоялся в ноябре 1996-го. Зрители так тепло и заинтересовано приняли творчество музыкантов, что с тех пор их концертная деятельность не прерывалась — разве что на летние каникулы (во время которых, кстати, тоже создаются новые песни). Причём «зимовцы» чередовали акустические и электрические программы.
В 1997 году судьба связала «Зимовье Зверей» с залом Лектория Ленинградского Зоопарка. В этом месте группа выступала в течении шести сезонов, здесь был записан концертный альбом и снят видео-фильм «В зоопарке».
В том же году в коллектив естественным образом влился флейтист Егор Мажуга.
Он был приглашён в студию для записи флейтовой партии в песню «Свидетели» и прижился — как музыкант, как дизайнер, как звукооператор, как человек.
Поскольку материала у Арбенина за несколько лет писания «в стол» накопилось много, «Зимовье» выдавало по две пластинки в год. Один за другим появляются альбомы «Плечи», «Свидетели», «Оба неба», «Вещи со своими именами», «Возвращение именных вещей».
Важным шагом стало выступление на рок-фестивале 97 года «Песни ХХ века», проводимого «Театром ДДТ» на сцене Дворца Спорта «Юбилейный». «Зимовье Зверей» было единственным коллективом, выступившим на этом фестивале в акустике. Позднее «зимовцы» свели до минимума своё участие в больших сборных концертах, а потом и вовсе отказались от них — специфика их творчества плохо совмещается с атмосферой многолюдных закулисных тусовок. Группа всё дальше уходила от приставки «рок», искала своё лицо.
В 1998 году состоялась премьера музыкального спектакля «Свинопас», в котором соединились музыкальная, драматургическая и актёрская ипостаси Константина Арбенина. Разыгранная по-своему, по-зимовски, старая сказка Андерсена до сих пор исполняется группой на театральных подмостках Петербурга и Москвы.
1999 год. Несмотря на то, что песни группы очень редко звучали по радио, а на телевидении музыканты вообще появлялись считанные разы, аудитория коллектива растет, на концертах всё чаще появляются люди старшего поколения. Коллектив перестаёт называть себя рок-группой.
Клубы и Лекторий зоопарка уже не вмещают всех желающих послушать «Зимовье»; постоянными площадками его выступлений становятся Ленинградский Концертный Зал и Театр Эстрады. Начинаются регулярные концерты в Москве. Вместе со слушателем взрослеет и сама группа.
Альбом «Родословная» стал последней работой, выполненной в жёсткой роковой манере.
Анатолий Смирнов переехал на постоянное место жительство в Голландию, и группа осталась без барабанщика. Но не этот факт заставил двигаться в сторону акустического звучания — Анатолий часто приезжает в Питер и электрические концерты какое-то время ещё имели место быть, — дело было в общем настрое музыкантов: пришло понимание, что именно акустика позволяет наиболее точно выразить им суть своих песен. Поэтому с 2001 года основной и постоянный состав «Зимовья Зверей» — это Арбенин, Петерсон и Мажуга. Таким составом был записан альбом «Конец цитаты», который авторы обозначили как музыкально-литературной композицию.
Иногда к постоянному составу на концертах присоединялся бас-гитарист Михаил Иванов, в прошлом — ученик Петерсона (основная его работа — «Вермишель-оркестр»). На экспериментальной пластинке «Антиутопия» впервые зазвучала скрипка Александры Савиной (она выступает с концертами академического репертуара и преподаёт игру на скрипке в консерватории).
В 1999-м Арбенин и Петерсон организовали фестиваль поющих поэтов «Могучая Кучка-99», его идея — синтез музыки и настоящей поэзии в авторском исполнении.
Фестиваль с тех пор стал ежегодным, в нём принимали и принимают участие коллеги «зимовцев» — авторы-исполнители, близкие им по духу творчества: Михаил Башаков, Кирилл Комаров, Вячеслав Ковалёв, Дмитрий Максимачёв, Олег Дегтярёв, Елена Гудкова, Евгений Пальцев, Светлана Голубева, Анатолий Багрицкий, Антон Духовской, группы «Ступени», «The Кикс» и многие другие.
Начало второго тысячелетия группа отметила альбомом «На Третьем Римском». Затем появился «Post Форпост», записанный на Московских концертах. А под новый 2004 год «зимовцы» решили развернуто ответить на самый распространённый слушательско-журналистский вопрос в их адрес: почему группа называется «Зимовье Зверей»? Для этого они записали и поставили на сцене ещё одну музыкальную сказку — «Звери ищут лето». О том, как под Новый год звери пошли от зимы лето. Спектакль-концерт написан по мотивам именно той русской сказки, которая дала название коллективу — «Зимовье зверей». В этом спектакле впервые в истории группы запели Петерсон и Мажуга — вместе с Арбениным они исполнили партии самых разных домашних и диких животных.
2004 год. Компания «KDK-рекордс» выпускает коллекционное переиздание десяти основных альбомов «Зимовья». Режиссер Борис Деденёв снимает видео-клип на самую, пожалуй, известную песню группы — «Джин и Тоник». Летом группа впервые решает посетить два фестиваля авторской песни — XXVIII Ильменский и XXXI Грушинский. Приняв участие в работе жюри Ильменского фестиваля и став лауреатами знаменитой «Груши», музыканты уяснили для себя, что публика такого рода фестивалей — во многом их публика. Их участие в фестивалях авторской песни становится постоянным.
Совместно с петербургским клубом-кафе «Муму» группа организовывает Конкурс авторской песни. В составе жюри – не только организаторы, но и другие известные музыканты, журналисты, издатели. Победитель – молодая группа «Точки над i» – в качестве гран-при получила возможность записать дебютный альбом на профессиональной студии, а наиболее интересные конкурсанты были приглашены на сцену очередной «Могучей Кучки». Конкурс решено сделать ежегодным.
2005 год. Группа выпускает два концертных альбома: двойник «Шишки» включает в себя главные песни группы (старые и новые) и является своеобразным отчётом за десятилетие творческого пути; «Бардовский концерт» — первое сотрудничество Арбенина и Петерсона с кларнетистом Евгением Кривошеиным. Выходит в свет книга текстов песен «Зимовье Зверей: песни и сказки» — наиболее полное на этот момент собрание песенной лирики Арбенина. Летом из коллектива уходит Егор Мажуга: прежде всего это связано с его переездом в Москву. Свой юбилейный сезон группа открывает в новом составе: теперь «Зимовье» — это Арбенин, Петерсон, Савина и Кривошеин. Значительно обновлён и репертуар — музыканты готовятся к записи оригинального альбома.
«Изюминкой» творчества группы «Зимовье Зверей» является отношение к песенным текстам как к настоящей поэзии. Интуитивно соединив в своём творчестве традиции русского рока, советской эстрады, актёрской и бардовской песни, классического (то есть не блатного) шансона, коллектив нашёл свою культурную нишу, творчество его востребовано слушателями разных возрастов. Чаще всего стиль, в котором работают «зимовцы», называют «бард-рок», хотя это определение весьма не точное. Сейчас в послужном списке группы 15 альбомов, два музыкальных спектакля, книга песенных текстов, восемь концертных сезонов. Но творческий поиск продолжается.