Биография "Зоопарк"
<< Вернуться к списку всех песен "Зоопарк"
«Зоопарк» — российская рок-группа, образованная в 1980 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Основатель и лидер группы — Майк Науменко.
Постоянными участниками «Зоопарка» были его основатель Майк Науменко и гитарист Александр Храбунов. В разное время с ними играли музыканты из «Аквариума» и других ленинградских рок-групп.
Майк Науменко — гитара, вокал, автор песен
Александр Храбунов — гитара
Илья Куликов — бас (1982-84, 1987-90)
Сергей Тессюль — бас (1985-87)
Наиль Кадыров — бас (1990-91)
Андрей Данилов — барабаны (1982-84)
Валерий Кирилов — барабаны (1985-91)
Александр Донских — фортепиано (1983-84)
Андрей Муратов — клавишные (1986-88)
Майк Науменко родился весной, 18 апреля 1955 года в Ленинграде. Родители Майка были коренными ленинградцами, отец – преподаватель технического вуза; мать – библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, да и авторитетом Майка была бабушка. Бабушка была культурным и очень образованным человеком, а главное – она любила детей, понимала их и всегда находила с ними общий язык. Майк очень рано научился читать, в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом. Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка, поэтому после окончания школы Майк знал английский очень хорошо, и вполне мог бы поступить на филологический факультет университета, однако такого желания не выявил. Углубление и расширение знания языка было у Миши всегда связано с его увлечениями. Он прочитал, перевел, законспектировал такое количество литературы, что был уже авторитетным специалистом по теории и истории рок музыки. После школы Майк поступил в инженерно — строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. То есть учебу в институте Майк начал хорошо и спокойно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он просто по инерции, безо всякого интереса. С грехом пополам, с двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он протянул четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года. К музыке лет до пятнадцати Майк был абсолютно равнодушен. Миша в детстве никогда не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе.
Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцатилетию, т. е. в 1971 году, когда вся молодежь этим увлекалась. Свою первую гитару, очень недорогую и, вероятно, не очень хорошую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно, хотя, возможно, на первых порах ему помогал кто-то и друзей. Причем здесь Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.
Первые рок-н-рольные опыты
Майк начал интересоваться музыкой в школе, где он начал слушать диски Roling Stones, The Beatles, Jefferson Airplane, собирал западные статьи про T.Rex, Doors, D. Bowie. Под их влиянием Майк начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами.
О его музыкальных занятиях «дозоопарковского» периода известно немного: еще школьником сочинял песни на английском, но так и не донес их до сцены, в начале 1977 года недолго играл в «Союзе любителей музыки рок» Владимира Козлова.
В 1977—79 гг. периодически сотрудничал с «АквариумоМ» в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов.
А летом 1979 года совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный ремонт» (что великолепно описано в повести Вячеслава Зорина «Незамкнутый круг»).
В середине 1978-го Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом «Все братья — сестры». Две гитары и губная гармошка записывались прямо на берегу Невы на микрофон старого магнитофона «Электроника 302». Половину песен пел Майк, половину БГ. Качество записи было устрашающее.
Летом 1980 года при поддержке БГ и гитариста Вячеслава Зорина в студии Ленинградского большого театра кукол Майк записывает свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из записанных 32 песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошелся по стране и Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом».
Организация «Зоопарка»
Осенью 1980 года он наконец-то собрал собственную группу, не без оглядки на «Аквариум», назвав ее «Зоопарком». Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, черный понедельник» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «Маки». Они начали репетировать в ноябре 1980-го, в следующем году были приняты в рок-клуб, а весной дали свой первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
На протяжении трех лет «Зоопарк» регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы «ДК» и сделал концертный альбом “Blues de Moscou”. В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы «Кино» в марте 1981 года.
В 1982 году Майк при помощи друзей записывает альбом “LV” (55 — год рождения Майка). Альбом отличается музыкальным разнообразием и пародийной направленностью, и изобилует посвящениями питерским музыкантам.
В следующем году Майк записал на студии «АнТроп» альбом «Уездный город N»(1983), заглавную песню которого 14 минутную балладу, называют «энциклопедией нашей жизни».
Альбом «Белая полоса» (1984) сделал имя Майка и его песни известными всей стране.
1-й рок-фестиваль
В мае 1983 года, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе «Зоопарка» появился пианист и певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп — от «Длинной дистанции», которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников Beatles до официозно-филармонических «Землян». Хотя выступление «Зоопарка» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за «Последовательную разработку сатирической темы». Специальная номинация, инциатором создания которой был писатель-публицист Александр Житинский (Рок-Дилетант). Это описано в его книге «Путишествие Рок-Дилетанта». К следующей зиме оригинальный состав группы распался.
В марте 1984 года Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «Аквариума»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул «Аквариум», играл в «Зоопарке» до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-«Аквариум», «Август»), с которым Майк играл еще в легендарной «Группировке».
2-й рок-фестиваль
Выступление «Зоопарка» на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в Ленинградской «Смене», несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. По иронии судьбы, лауреатом стала группа «Секрет», исполнившая на фестивале песню Майка «Мажорный рок-н-ролл» и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.
Летом 1984 года Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы «Белая полоса», на котором играли басист «Аквариума» Александр Титов и барабанщик «Секрета» Алексей Мурашов. В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией «Алисы» (Святослав Задерий — бас и Михаил Нефедов — барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и «Зоопарк» пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985-го поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый «ЗООПАРК», включавший Сергея Тессюля (экс-«Зенит») и Валерия Кирилова (в разное время игравшего всюду — от хардового «Пепла» до эстрадной «Калинки»).
4-й рок-фестиваль
Следующей весной «Зоопарк» вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Кириловым в джаз-роковой группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал — старые поклонники «ЗООПАРКА» были раздосадованы, новые — заинтригованы, а жюри — очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 г.
В сентябре 1987 г. «ЗООПАРК» выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988-м Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома «Белая полоса». В апреле того же года Муратов ушел в «ДДТ», и «Зоопарк» вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 года с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «Мифов» Александр Новиков.
За 88-90 годы Майк исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, «Зоопарк» стал чемпионом Ленинградского Рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже «Аквариум» и «Кино».
Фильм «Буги-вуги каждый день»
В начале 1990 года режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную «Зоопарку» ленту «Буги-вуги каждый день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом «Музыка к фильму»). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «Зоопарк» из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 года избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.
В мае с «ЗООПАРКОМ» вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы «ПОЧТА», которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991 г. Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении «Аквариума» свой «Пригородный блюз» на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл «Эрио» выпустил на пластинке альбом Майка Науменко «LV» (записанный в 1982 Игорем «Панкером» Гудковым).
Умер Майк 27 августа 1991 года. Умер в Ленинграде, в своей комнате в коммуналке на улице Разъезжей. Врачи зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.
1980 1991
Постоянными участниками «Зоопарка» были его основатель Майк Науменко и гитарист Александр Храбунов. В разное время с ними играли музыканты из «Аквариума» и других ленинградских рок-групп.
Майк Науменко — гитара, вокал, автор песен
Александр Храбунов — гитара
Илья Куликов — бас (1982-84, 1987-90)
Сергей Тессюль — бас (1985-87)
Наиль Кадыров — бас (1990-91)
Андрей Данилов — барабаны (1982-84)
Валерий Кирилов — барабаны (1985-91)
Александр Донских — фортепиано (1983-84)
Андрей Муратов — клавишные (1986-88)
Майк Науменко родился весной, 18 апреля 1955 года в Ленинграде. Родители Майка были коренными ленинградцами, отец – преподаватель технического вуза; мать – библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, да и авторитетом Майка была бабушка. Бабушка была культурным и очень образованным человеком, а главное – она любила детей, понимала их и всегда находила с ними общий язык. Майк очень рано научился читать, в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом. Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка, поэтому после окончания школы Майк знал английский очень хорошо, и вполне мог бы поступить на филологический факультет университета, однако такого желания не выявил. Углубление и расширение знания языка было у Миши всегда связано с его увлечениями. Он прочитал, перевел, законспектировал такое количество литературы, что был уже авторитетным специалистом по теории и истории рок музыки. После школы Майк поступил в инженерно — строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. То есть учебу в институте Майк начал хорошо и спокойно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он просто по инерции, безо всякого интереса. С грехом пополам, с двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он протянул четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года. К музыке лет до пятнадцати Майк был абсолютно равнодушен. Миша в детстве никогда не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе.
Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцатилетию, т. е. в 1971 году, когда вся молодежь этим увлекалась. Свою первую гитару, очень недорогую и, вероятно, не очень хорошую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно, хотя, возможно, на первых порах ему помогал кто-то и друзей. Причем здесь Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.
Первые рок-н-рольные опыты
Майк начал интересоваться музыкой в школе, где он начал слушать диски Roling Stones, The Beatles, Jefferson Airplane, собирал западные статьи про T.Rex, Doors, D. Bowie. Под их влиянием Майк начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами.
О его музыкальных занятиях «дозоопарковского» периода известно немного: еще школьником сочинял песни на английском, но так и не донес их до сцены, в начале 1977 года недолго играл в «Союзе любителей музыки рок» Владимира Козлова.
В 1977—79 гг. периодически сотрудничал с «АквариумоМ» в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов.
А летом 1979 года совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный ремонт» (что великолепно описано в повести Вячеслава Зорина «Незамкнутый круг»).
В середине 1978-го Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом «Все братья — сестры». Две гитары и губная гармошка записывались прямо на берегу Невы на микрофон старого магнитофона «Электроника 302». Половину песен пел Майк, половину БГ. Качество записи было устрашающее.
Летом 1980 года при поддержке БГ и гитариста Вячеслава Зорина в студии Ленинградского большого театра кукол Майк записывает свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из записанных 32 песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошелся по стране и Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом».
Организация «Зоопарка»
Осенью 1980 года он наконец-то собрал собственную группу, не без оглядки на «Аквариум», назвав ее «Зоопарком». Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, черный понедельник» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «Маки». Они начали репетировать в ноябре 1980-го, в следующем году были приняты в рок-клуб, а весной дали свой первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
На протяжении трех лет «Зоопарк» регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы «ДК» и сделал концертный альбом “Blues de Moscou”. В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы «Кино» в марте 1981 года.
В 1982 году Майк при помощи друзей записывает альбом “LV” (55 — год рождения Майка). Альбом отличается музыкальным разнообразием и пародийной направленностью, и изобилует посвящениями питерским музыкантам.
В следующем году Майк записал на студии «АнТроп» альбом «Уездный город N»(1983), заглавную песню которого 14 минутную балладу, называют «энциклопедией нашей жизни».
Альбом «Белая полоса» (1984) сделал имя Майка и его песни известными всей стране.
1-й рок-фестиваль
В мае 1983 года, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе «Зоопарка» появился пианист и певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп — от «Длинной дистанции», которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников Beatles до официозно-филармонических «Землян». Хотя выступление «Зоопарка» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за «Последовательную разработку сатирической темы». Специальная номинация, инциатором создания которой был писатель-публицист Александр Житинский (Рок-Дилетант). Это описано в его книге «Путишествие Рок-Дилетанта». К следующей зиме оригинальный состав группы распался.
В марте 1984 года Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «Аквариума»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул «Аквариум», играл в «Зоопарке» до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-«Аквариум», «Август»), с которым Майк играл еще в легендарной «Группировке».
2-й рок-фестиваль
Выступление «Зоопарка» на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в Ленинградской «Смене», несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. По иронии судьбы, лауреатом стала группа «Секрет», исполнившая на фестивале песню Майка «Мажорный рок-н-ролл» и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.
Летом 1984 года Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы «Белая полоса», на котором играли басист «Аквариума» Александр Титов и барабанщик «Секрета» Алексей Мурашов. В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией «Алисы» (Святослав Задерий — бас и Михаил Нефедов — барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и «Зоопарк» пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985-го поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый «ЗООПАРК», включавший Сергея Тессюля (экс-«Зенит») и Валерия Кирилова (в разное время игравшего всюду — от хардового «Пепла» до эстрадной «Калинки»).
4-й рок-фестиваль
Следующей весной «Зоопарк» вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Кириловым в джаз-роковой группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал — старые поклонники «ЗООПАРКА» были раздосадованы, новые — заинтригованы, а жюри — очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 г.
В сентябре 1987 г. «ЗООПАРК» выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988-м Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома «Белая полоса». В апреле того же года Муратов ушел в «ДДТ», и «Зоопарк» вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 года с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «Мифов» Александр Новиков.
За 88-90 годы Майк исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, «Зоопарк» стал чемпионом Ленинградского Рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже «Аквариум» и «Кино».
Фильм «Буги-вуги каждый день»
В начале 1990 года режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную «Зоопарку» ленту «Буги-вуги каждый день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом «Музыка к фильму»). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «Зоопарк» из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 года избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.
В мае с «ЗООПАРКОМ» вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы «ПОЧТА», которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991 г. Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении «Аквариума» свой «Пригородный блюз» на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл «Эрио» выпустил на пластинке альбом Майка Науменко «LV» (записанный в 1982 Игорем «Панкером» Гудковым).
Умер Майк 27 августа 1991 года. Умер в Ленинграде, в своей комнате в коммуналке на улице Разъезжей. Врачи зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.
1980 1991