Биография "Caetano Veloso"
<< Вернуться к списку всех песен "Caetano Veloso"
Каэтану Велозу — один из основателей музыкального течения 1960х годов «тропикализмо», популярный бразильский автор и певец. Тексты песен Каэтану Велозу сложны, условны и интересны, наряду с Шику Буарке он относится к числу наиболее талантливых и популярных современных португалоязычных поэтов-песенников.
Каэтану Велозу родился 7 августа 1942 года в сельской местности Баия на северо-востоке Бразилии. Детство и юность его и сестры его Марии Бетании, также ставшей певицей, прошло в столичном городе Баии — в Салвадоре. Там он впервые берет в руки гитару и начинает петь, увлекается новым течением боссанова, в частности, творчеством Жоао Жилберту. «Я вырос в музыкальной среде, — говорит Каэтану в одном из интервью, — Конечно, музыкальная среда в ХХ веке означает и радио, и музыкальные записи, и кино, а начиная с 1960х еще и телевидение. Так что я жил под звуки музыки — от американской до кубинской и аргентинской».
В 1960е Каэтану и Мария Бетания знакомятся с такими же, как они, начинающими музыкантами Жилберту Жилом, Гал Коста, Томом Зе и организуют группу «Os Desafinados». Название группы взято из песни кумира бразильской молодежи тех лет и основателя боссановы А.К.Жобима и означает «фальшивящие, не попадающие в ноты». В 1965 году Мария Бетания принимает приглашение заменить певицу Нару Леао в шоу «Opiniao» в Рио-де-Жанейро, и Каэтану решает поехать вместе с сестрой. В этом же году он выпускает свой первый сингл с песнями «Cavaleiro» и «Samba em Paz», а в течение следующих лет участвует в популярных музыкальных фестивалях и пишет музыку для кинофильмов. В 1967 году появляется первая его пластинка «Domingo» с участием Гал Коста.
Велозу для бразильцев не просто популярный автор и певец, его влияние и авторитет намного шире — в 1960е годы он становится кумиром, своего рода иконой в культурной и даже политической жизни. «В то время мы и большинство наших коллег смешивали сложные гармонии и ритмы в музыке с левыми идеями в текстах песен, и это вызывало симпатии» — говорит он в интервью. Влияние музыки Каэтану на бразильское общество было так велико, что в 1968 году вместе с Жилберту Жилом он был арестован военным правительством по обвинению в «антиправительственной деятельности». Тропикализм как культурное направление было костью в горле диктаторского режима, пришедшего к власти в 1964 году. Тропикализм и прямо и косвенно бросал вызов диктатуре, в текстах тропикализмо-песен чувствовалось смысловое двойное дно, что не может терпеть ни один тоталитарный режим. После ареста и выхода из тюрьмы, Велозу вынужден был уехать из страны в Лондон. К лондонскому периоду относятся его песни «London London» и «Como Dois e Dois».
По возвращении в Бразилию в 1972 году Каэтану совершает гастрольный тур по стране и пробует себя как продюсер. В 1976 году Каэтану, Жилберту Жил, Гал Коста и Мария Бетания воссоединяются как группа под названием «Doces Barbaros» (Нежные Варвары). В 1986 году на телевидении появляется его программа «Шику и Каэтану», где они с Шику Буарке поют и принимают гостей.
Начало 1990х ознаменовались еще одной успешной записью — «Circulado». Вскоре выходит его и Жилберту Жила «Tropicalia 2», а за альбом «Livro» (1997) Каэтану Велозу в 2000 году получает Грэмми «за лучшую в мире музыкальную запись». В 1997 году Каэтану выпустил первую книгу «Verdade Tropical», в которой излагает свои взгляды на мир.
Дискография
DOMINGO 1967
CAETANO VELOSO 1967, 1969, 1971, 1986
TRANSA 1972
BARRA 69 1972
CAETANO E CHICO — JUNTOS E AO VIVO 1972
ARACA AZUL 1972
TEMPORADA DE VERAO 1974
JOIA 1975
QUALQUER COISA 1975
DOCES BARBAROS 1976
BICHO 1977
MARIA BETHANIA E CAETANO VELOSO AO VIVO 1978
MUITO — DENTRO DA ESTRELA AZULADA 1978
CINEMA TRANSCENDENTAL 1979
OUTRAS PALAVRAS 1981
CORES, NOMES 1982
UNS 1983
VELO 1984
TOTALMENTE DEMAIS 1986
CAETANO 1987
ESTRANGEIRO 1989
CIRCULADO 1991
CIRCULADO VIVO 1992
TROPICALIA 2 1993
FINA ESTAMPA 1994
FINA ESTAMPA AO VIVO 1995
LIVRO 1997
OMAGGIO A FEDERICO E GIULIETTA 1999
PRENDA MINHA 1999
NOITES DO NORTE 2000
NOITES DO NORTE AO VIVO 2001
(Марина — По материалам сайтов allbrazilianmusic.com, slipcue.com и cnn.com, май 2002)
Каэтану Велозу родился 7 августа 1942 года в сельской местности Баия на северо-востоке Бразилии. Детство и юность его и сестры его Марии Бетании, также ставшей певицей, прошло в столичном городе Баии — в Салвадоре. Там он впервые берет в руки гитару и начинает петь, увлекается новым течением боссанова, в частности, творчеством Жоао Жилберту. «Я вырос в музыкальной среде, — говорит Каэтану в одном из интервью, — Конечно, музыкальная среда в ХХ веке означает и радио, и музыкальные записи, и кино, а начиная с 1960х еще и телевидение. Так что я жил под звуки музыки — от американской до кубинской и аргентинской».
В 1960е Каэтану и Мария Бетания знакомятся с такими же, как они, начинающими музыкантами Жилберту Жилом, Гал Коста, Томом Зе и организуют группу «Os Desafinados». Название группы взято из песни кумира бразильской молодежи тех лет и основателя боссановы А.К.Жобима и означает «фальшивящие, не попадающие в ноты». В 1965 году Мария Бетания принимает приглашение заменить певицу Нару Леао в шоу «Opiniao» в Рио-де-Жанейро, и Каэтану решает поехать вместе с сестрой. В этом же году он выпускает свой первый сингл с песнями «Cavaleiro» и «Samba em Paz», а в течение следующих лет участвует в популярных музыкальных фестивалях и пишет музыку для кинофильмов. В 1967 году появляется первая его пластинка «Domingo» с участием Гал Коста.
Велозу для бразильцев не просто популярный автор и певец, его влияние и авторитет намного шире — в 1960е годы он становится кумиром, своего рода иконой в культурной и даже политической жизни. «В то время мы и большинство наших коллег смешивали сложные гармонии и ритмы в музыке с левыми идеями в текстах песен, и это вызывало симпатии» — говорит он в интервью. Влияние музыки Каэтану на бразильское общество было так велико, что в 1968 году вместе с Жилберту Жилом он был арестован военным правительством по обвинению в «антиправительственной деятельности». Тропикализм как культурное направление было костью в горле диктаторского режима, пришедшего к власти в 1964 году. Тропикализм и прямо и косвенно бросал вызов диктатуре, в текстах тропикализмо-песен чувствовалось смысловое двойное дно, что не может терпеть ни один тоталитарный режим. После ареста и выхода из тюрьмы, Велозу вынужден был уехать из страны в Лондон. К лондонскому периоду относятся его песни «London London» и «Como Dois e Dois».
По возвращении в Бразилию в 1972 году Каэтану совершает гастрольный тур по стране и пробует себя как продюсер. В 1976 году Каэтану, Жилберту Жил, Гал Коста и Мария Бетания воссоединяются как группа под названием «Doces Barbaros» (Нежные Варвары). В 1986 году на телевидении появляется его программа «Шику и Каэтану», где они с Шику Буарке поют и принимают гостей.
Начало 1990х ознаменовались еще одной успешной записью — «Circulado». Вскоре выходит его и Жилберту Жила «Tropicalia 2», а за альбом «Livro» (1997) Каэтану Велозу в 2000 году получает Грэмми «за лучшую в мире музыкальную запись». В 1997 году Каэтану выпустил первую книгу «Verdade Tropical», в которой излагает свои взгляды на мир.
Дискография
DOMINGO 1967
CAETANO VELOSO 1967, 1969, 1971, 1986
TRANSA 1972
BARRA 69 1972
CAETANO E CHICO — JUNTOS E AO VIVO 1972
ARACA AZUL 1972
TEMPORADA DE VERAO 1974
JOIA 1975
QUALQUER COISA 1975
DOCES BARBAROS 1976
BICHO 1977
MARIA BETHANIA E CAETANO VELOSO AO VIVO 1978
MUITO — DENTRO DA ESTRELA AZULADA 1978
CINEMA TRANSCENDENTAL 1979
OUTRAS PALAVRAS 1981
CORES, NOMES 1982
UNS 1983
VELO 1984
TOTALMENTE DEMAIS 1986
CAETANO 1987
ESTRANGEIRO 1989
CIRCULADO 1991
CIRCULADO VIVO 1992
TROPICALIA 2 1993
FINA ESTAMPA 1994
FINA ESTAMPA AO VIVO 1995
LIVRO 1997
OMAGGIO A FEDERICO E GIULIETTA 1999
PRENDA MINHA 1999
NOITES DO NORTE 2000
NOITES DO NORTE AO VIVO 2001
(Марина — По материалам сайтов allbrazilianmusic.com, slipcue.com и cnn.com, май 2002)