Биография "Cheap Trick"
<< Вернуться к списку всех песен "Cheap Trick"
Путь Cheap Trick к слушателю не был усыпан розами. Сформировання в 1973 году где-то между Чикаго и Рокфордом, эта команда лишь после нескольких лет изнурительных гастрольных поездок смогла приступить к записи дебютного альбома. После непродолжительной чехарды с музыкантами состав стабилизировался: вокалист и гитарист Робин Зандер (Robin Zander), лидер-гитарист Рик Нильсен (Rick Nielsen), басист Том Петерссон (Tom Petersson) и барабанщик Бэн Карлос (Bun E. Carlos, настоящее имя Brad Carlson). Первый, безымянный альбом (1977), несмотря на продюсерскую работу Джека Дугласа (Jack Douglas), выводившего в люди Aerosmith и New York Dolls, тоже эффекта разорвавшейся бомбы не произвел. Лишь изобретательные «Hes A Whore», «Mandocello», «Elo Kiddies» и пост-битловская «Taxman Mr Thief» несли какой-то намек на потенциал группы. Остальные же номера представляли собой мощные, но невнятные гимны во славу Его Величества Рок-Н-Ролла. Справедливости ради надо заметить, что вплоть до середины 80-х Cheap Trick в упор не замечали своей сильной стороны прирожденных мелодистов, то и дело скатываясь к задорному, но банальному року для хэдбэнгеров.
Вышедший вслед дебюту «In Color» (также 1977) продолжил линию предшественника. Снова это была обойма примитивных, но веселых рок-н-роллов, из которой во все стороны торчали несколько ярких, мелодичных и изобретательных песен — фортепианное буги «I Want You To Want Me», взвинченная «Big Eyes», и своего рода прототип «новой волны» «So Good To See You».
Какое-то подобие прорыва принес следующий релиз «Heaven Tonight» (1978). Здесь Cheap Trick впервые смогли придать осмысленность своим дуболомным рок-н-роллам вроде «Auf Wiedersehen» и «On Top Of The World», так что они больше не проигрывали более мелодичному материалу, вроде гипнотической заглавной баллады. А особенно удалась финальная «How Are You» — глэмовое буги с воющей гитарой. Sparks в 1978 году переживали не лучшие времена, так что замена достойная.
На родине «трюкачей» по-прежнему не особенно жаловали. Зато, совершенно неожиданно для всех, за тысячи миль от родного дома, Cheap Trick прорвались на японский рынок, став обладателями трех «золотых» альбомов и целой кучи вошедших в Тор-10 хитов. В конце апреля 1978 года группа отправилась на Дальний Восток в свое первое японское турне, надеясь хотя бы ненадолго погреться в лучах столь неожиданно свалившейся им на руки славы. Каково же было их удивление, когда, приземлившись в Японии, они увидели в аэропорту пять тысяч приехавших встретить их визжащих поклонников! «Туда мы летели эконом-классом, зато обратно — первым!» — со смехом вспоминает Рик Нильсен (из интервью «Classic Rock» — 2009. — 4).
Группа не разочаровала японских болельщиков. Некоторые номера, в частности, «I Want You To Want Me», в турне прозвучали в совершенно новых аранжировках.
На тот момент у Chеар Trick уже оформилась оригинальная концепция сценического поведения. Безумный блондин Зандер в пиджачке, при галстуке, тясущий хайром и с микрофонной стойкой наперевес, воплощал парадоксальный образ «рокера из высшего общества». Нильсен дополнил свою вызывающе не-рокерскую внешность клетчатым жокейским картузиком а-ля Фагот Коровьев и буквально жонглировал разнокалиберными гитарами, среди которых была одна пятигриффовая. Петерссон предпочитал бас-гитары со сдвоенными и даже строенными струнами, да еще и меньше всего похожие на бас-гитары. Очкарик Карлос восседал за барабанами с видом провинциального бухгалтера и вечной сигаретой в зубах (интересно, каково ему приходится сейчас, в дни тотальной борьбы с курением на рок-концертах?)
Надо ли говорить, что падкие на театрально-бутафорскую часть шоу японцы приняли комический глэм группы с распростертыми объятьями?
Дальше — больше. Записанный на концертах в Японии тройной концертный альбом «Chеар Trick At Budokan» (1979) стал международной сенсацией, а последовавший за ним студийный альбом «Dream Police» (1979) буквально ворвался в американские чарты благодаря эпическому заглавному треку и написанной явно под влиянием The Beatles баллады «Voices». Да и вообще альбом изобилует находками — вроде «сдвинутого» риффа в «Gonna Raise Hell».
«Не подвернись нам возможности записать «…Budokan», для нас это был бы верный конец, — утверждает Робин Зандер. — У нас было долгов под миллион долларов, и без него мы бы неизбежно вскоре распались и канули в полную безвестность» (из интервью «Classic Rock» — 2009. — 4).
На волне успеха Бэн Карлос и гитарист Рик Нильсон приняли учасие в записях последних прижизненных песен Джона Леннона. Жаль, что сейчас большая часть этих опытов доступна лишь на полубутлеге «Lost Tapes».
Спродюсированный легендарным Джорджем Мартином (George Martin) «All Shock Up» (1980) окончательно показал: чем ярче у Cheap Trick находки, тем печальней натыкаться на проходные номера. «Can’t Stop It But I’m Gonna Try» звучит, подобно полемике с Rolling Stones. (Сами «роллинги» дошли до этого настроения лишь к 2005 году). «Go For The Throat (Use Your Own Imagination)» суммировала то, в чём Cheap Trick реально сильны: хоры, мелодические повороты, фортепиано в духе битловской «Getting Better», «волновую» экзальтацию и головоломные партии завывающего баса со сдвоенными струнами. И, разумеется, не обошлось без шикарной баллады «World’s Greatest Lover». Остальной материал альбома в наши дни воспринимается исключительно при cоответствующем настроении. Пару откровенно проходных номеров легко можно было бы заменить песнями из выпущенного вдогонку альбому ЕР «Found All The Parts» (1980).
Как показала практика, урок из сложившейся ситуации группа извлекла. Но перед сменой курса музыкантам пришлось столкнуться с новой проблемой: 26 августа, не дожидаясь релиза альбома, Том Петерссон зачехлил свою навороченную бас-гитару и покинул расположение части на восемь лет.
С новым басистом в лице Пита Комита (Pete Comita), старым добрым Джеком Дугласом в продюсерском кресле и небольшой помощью «квиновского» Роя Томаса Бейкера, в 1982 году обновленная команда выдала неплохой, но противоречивый «One On One». Сразу два продюсера, пускай и очень хороших, — это не всегда правильно. Потенциально сильный материал оказался несколько подпорчен экспериментами с «новым звуком» — перебором по высоким частотам, выведенными на передний план барабанами и массой электронных звуковых эффектов. Хотя в рок-боевики вроде «She`s Tight» это хозяйство и внесло необходимое разнообразие, более мелодичный материал откровенно пострадал. Нет, баллада «If You Want My Love» по-прежнему сохраняла остатки былого остроумия, но безудержная любовь к около-битловским гармониям потихоньку начала играть с музыкантами злые шутки: здесь их пару раз откровенно «заносит». Выпуск диска на красном виниле лишь сподвиг критиков на ироничные высказывания вроде «Дешевые Трюки Дешевого Трюка».
Ожидаемо высоких мест в хит-парадах альбом не добился, затерявшись среди вороха «новых имен», которые тогда лезли из всех щелей, как грибы после дождя. Ирония судьбы заключается в том, что к нашим дням публика «распробовала»-таки этот спорный релиз, тираж которого в итоге дотянул до «платины». Но в год выхода пластинки о таком результате оставалось лишь мечтать…
Казалось, дальше будет только хуже, и едва взошедшая звезда «трюкачей» вот-вот закатится. Однако, как показала жизнь, это был лишь конец первой главы в истории группы…
Часто бывает так, что музыкант по полной программе выкладывается в своих первых работах, а дальше записывает один невнятный альбом за другим и если остается в строю, то лишь в уважение былых заслуг. С американской командой Cheap Trick дела обстоят совершенно противоположным образом. Пройдя через долгий и мучительный поиск своего лица, «трюкачи» стали настоящими рок-звездами лишь в зрелом возрасте…
…Обложку альбома 1983 года «Next Position Please» украшало фото новой гитары Рика Нильсена (Rick Nielsen) — сделанной в виде самого Рика Нильсена, с грифами, изображавшими ноги, рогами-руками и деревянной головой. К тому моменту в группе в очередной раз сменился басист — им стал Йон Брандт (Jon Brant). Альбом едва ли ни впервые за долгие годы не распадался на хиты и все остальное. Эту на удивление ровную для группы работу спродюсировал Тодд Рандгренн (Todd Rundgren), уже тогда имевший устойчивую репутацию гуру power-pop и наконец-то уговоривший музыкантов уделить больше внимания мелодичному матералу.
В результате многие номера альбома (например, «Y.O.Y.O.Y.») оказались пронизаны духом «волнового» псевдо-ретро — Джефф Линн (Jeff Lynn) и его многочисленные подопечные придут к этому стилю лишь к середине десятилетия. Помимо авторского материала в таком духе была выдержана даже кавер-версия «Dancing The Night Away» английских панков The Motors. Без традиционных для группы забойных рок-н-роллов, впрочем, не обошлось, однако на сей раз раскиданные по партитурам боевиков вроде «3D» электронные эффекты сработали так, как надо. Прорыва в новое измерение, подобно вышедшему в том же 1983 году «Eliminator» ZZ Top, группе совершить, к сожалению, не удалось, но и опасности скатиться в пучину беззвестности команда счастливо избежала — до 36-й позиции в «Billboard» релиз дотянул.
«Standing On The Edge» (1985) принес Cheap Trick попавший в десятку хит «Tonight It’s You». Однако следующие синглы «Little Sister» с контрастным душем из превосходных мелодий и сумасшедшей долбежки по триггерным барабанам, и очередной бескомпросиссный рок-н-ролл «How About You» со свистом пролетели мимо чартов. Эксперименты с «новой волной» давались группе тяжеловато — пускай Cheap Trick в какой-то степени и стояли у ее истоков. Что же до глэмовой ипостаси команды, то даже имея в активе такие гимны, как «Rock All Night», в 80-х «трюкачам» было сложновато конкурировать со своими молодыми последователями вроде резво идущих в гору Motley Crue. Как это нередко бывает, самую интересную на альбоме песню «Cover Girl» вообще мало кто заметил.
В этот период музыканты брались за любую работу, которая могла бы поддержать их репутацию. Так в 1986 году группа записала тему «Mighty Wings» для фильма «Top Gun». Вышедший в том же году альбом «The Doctor», собравший все поп-штампы десятилетия, не имел особого успеха и стал последней записью с Брандтом. До хит-парадов не добралась даже самая приличная на альбоме баллада «It’s Only Love». По счастью, в следующем году в совсем было захиревшую группу вернулся соскучившийся по приятелям Том Петерссон (Tom Petersson), и музыканты с новыми силами принялись за дело.
Памятуя о провале предыдущей работы, лейбл «Epic» порекомендовал группе принять помощь авторов со стороны. Несмотря на скептицизм вокалиста Робина Зандера (Robin Zander), пауэр-баллада «The Flame», к сочинению которой приложил руку Ник Грэм (Nick Graham) из Atomic Rooster, с ходу ворвалась на вершину американского и австралийского хит-парадов. Альбом 1988 года «Lap Of Luxury» с его решительным отказом от электроники в пользу громких гитар, стал долгожданным возвращением Cheap Trick к широким массам публики и к самим себе. В «Let Go» музыканты вновь цитировали битлов, во «Wrong Side Of Love» и «All We Need Is A Dream» радовали слух своим фирменным глэмом, в «Ghost Town» — трогали до слез запредельными мелодическим поворотами, а на дессерт предлагали кавер на «Dont Be Cruel» Элвис Пресли (Elvis Presley).
В схожем ключе был выдержан и «Busted» 1990 года — десяток бодрых рок-гимнов плюс баллада Дианы Уоррен (Diane Warren) «Wherever Would I Be». Два раза один и тот же трюк проворачивать нельзя, а то он точно упадет в цене: выше 50 места в чартах этот номер не поднялся. Да и вообще, изо всех синглов только «Can`t Stop Fallin Into Love» добрался до 12 места. А вот запустить в тяжелую ротацию яркий заглавный номер, напористый боевик «Had To Make You Mine» или превосходный рок-вальс «Walk Away» почему-то никому и в голову не пришло.
В 1991 году Cheap Trick выпустили первый сборник лучших песен, куда также вошел записанный еще во время сессий «Lap Of Luxury» кавер на битловскую «Magical Mystery Tour». А вскоре триумфально вернулась в гостеприимную Японию. Очередной концертник «Budokan II» вышел в 1993 году. С выпуском этих дисков контракт группы с «Epic» завершился, и Cheap Trick ушли на «Warner Brothers».
Параллельно Робин Зандер работал над своим первым сольником. Эта работа не имела большого успеха, однако сингл «I’ve Always Got You» мелькнул в первой двадцатке американских «списков».
«Woke Up With A Monster», первый и последний релиз Cheap Trick на «Warners», вышел в 1994 году. Заглавный трек альбома добрался до 16 места в американских чартах, сам же альбом застрял где-то на 123-й позиций, что в годы разгула гранджа, впрочем, было не так уж и плохо. Впрочем, в этот момент группа меньше всего интересовалась быстрым успехом в хит-парадах, и просто играла то, что у нее получалось лучше всего. Результат — самый цельный альбом со времен «Next Position Please». Странно, что лишь на заглавный номер и на «You`re All I Wanna Do» были сняты видеоклипы — программа оказалась настолько хороша, что при желании можно было бы раскрутить любой трек. Увы, боссы «Warners» в этот момент явно страдали отсутствием энтузиазма, и сотрудничество команды с этим лейблом закончилось так же внезапно, как и началось — где-то после записи группой кавера на «Cold Turkey» Джона Леннона для сборника «Working Class Hero: A Tribute to John Lennon».
Интересно, что в конце 90-х группа неожиданно стала пользоваться уважением среди американских альтернативных рокеров. Несколько раз в 1996 году группа выступала на сцене передвижного рок-фестиваля «Lollapalooza». А безымянный альбом 1997 года «трюкачи» выпустили на маленькой «Red Ant Records», позже основав еще и собственную «этикетку» «Cheap Trick Unlimited». Среди синглов этого периода стоит отметить забавную обработку «Brontosaurus» The Move.
На исходе ХХ века старые контракторы группы из «Epic» переиздали все старые альбомы Cheap Trick, дополнив набор концертником «Music for Hangovers» в аудио и видео-версиях. А первым релизом группы в новом веке стал «Special One» (2003). Многие песни с этого альбома — заглавный номер, «открывашку» «Scent Of A Woman», мрачноватый боевик «Sorry Boy», — отличал крен в старообразную психоделику. Этот диск вовсе не попадал в хит-парады, и ни на одну из его песен не было снято видеоклипов. Однако «правило первого уик-энда» наших героев больше не интересовало. Сравнение этой работы с более ранними релизами группы наводит на мысль, что с годами Cheap Trick как творческий коллектив обрели редкий дар — не поставлять на альбомы слабых песен. И этого достаточно. Лет через десять неспешных продаж альбом наверняка соберет свою «платину», в то время, как имена обитателей первой сотни хит-парадов на момент его выхода в свет уже сейчас остались лишь в подшивках «Billboard» пятилетней давности, но не в памяти народной.
Тем временем старые песни группы обретали новую жизнь. Старенькая «Surrender» сперва прозвучала в фильмах «Small Soldiers» и «Daddy Day Care», а потом вместе с «Dream Police» вошла в трек-лист компьютерной игры «Guitar Hero II». А совсем уж древняя «I Want You To Want Me» вдруг стала хитом в исполнении актрисы Линдси Лохан.
Но жизнь в тени старых хитов была явно не для Cheap Trick. И в 2006 году команда разродилась феноменальной работой, способной подвинуть любой сборник старых хитов. Альбом «Rockford», названный в честь родного города музыкантов, был мало того, что хорош от первой до последней ноты, так еще и разил наповал. Такого драйва от старичков явно никто не ожидал. С этой работой группе удалось вернуться в американские и японские хит-парады (пускай это и была граница первой и второй сотен), а боевик «Perfect Stranger», сочиненный в соавторстве со звездой 90-х, ныне культовым продюсером Линдой Перри (Linda Perry) стал одним из самых горячих радиохитов сезона. Хотя старообразные «This Time You Got It», «Give It Away» и «Oh Clarie», пожалуй, будут куда сильнее.
В следующем, 2007 году сенат штата Иллинойс объявил 1 апреля «днем Cheap Trick». Для музыкантов, известных своими развеселыми песнями и шутовским имиджем, подобная трактовка Дня Дурака была, пожалуй, высшей степенью признания их заслуг. Летом того же года «трюкачи» решили отметить 40-летие со дня выхода в свет альбома Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». 10 и 11 августа в лос-анжелесском «Hollywood Bowl» прошли концерты группы в сопровождении оркестра, на которых помимо полной версии «Сержанта…» исполнялся еще десяток битловских хитов позднего периода.
2009 год Cheap Trick начали туром в компании Def Leppard и Poison. В июне вышел очередной, 16-й по счету, альбом группы, загадочно названный «The Latest». Как и предыдущие релизы, этот диск появился на свет при полном презрении группы к модным тенденциям и хит-парадам, однако слушается на едином дыхании и явных слабых мест не имеет. Судя по номерам «Miss Tomorrow», «Everybody Knows» и «Miracle», мелодическое чутье музыкантов с годами достигло состояния странной, местами даже пугающей идеальности. Кроме того, каким-то ветром на альбом занесло старый боевик Slade «When The Lights Are Out». Не изменив ни единой ноты, Cheap Trick ухитрились сыграть этот номер так, что авторы оригинала вспоминаются лишь после долгих и мучительных раздумий.
Год еще не кончился, а группа записала заглавную тему для супербоевика «Transformers 2: Revenge of the Fallen». А в сентябре собирается вновь исполнить оркестровую версию «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» — на сей раз в лас-вегасском «Хилтоне».
За тридцать с лишним лет своего существования Cheap Trick добрый десяток раз могли отказаться от борьбы за место под солнцем шоу-бизнеса. Однако команда с честью пережила добрый десяток творческих неудач, любая из которых смогла бы прикончить какой-нибудь другой коллектив. Кстати, перед началом тура в поддержку «Latest», на некоторое время выпал из седла из-за проблем со здоровьем Бэн Карлос. В ряде выступлений его заменил за барабанами сын Рика Нильсена. Однако, похоже, живительная сила той музыки, которую «трюкачи» ловят в мировом эфире и доносят до нас, просто не допустит столь бесславного конца…
music.com.ua/reviews/2009/09/21/29866.html
Cheap Trick «Rockford» — 2006
Эта музыка прежде всего оглушает вас своим напором, громкостью, непрошибаемым шквалом гитар и ударных, в недрах которого затерялся мелодичный вокал с битлоподобными гармониями. Пребывая в оглушенном состоянии контузии, не так сильно ощущаешь, что мелодии не так уж безупречны, как у Битлов, а вокалу, может быть не хватает эмоциональности. Но эта музыка берет в плен, сбивая с ног, заставая врасплох, пока ты еще не успел собрать себя в кучу от первого звукового удара.
Это, конечно, очень британская по ориентации музыка. Битловские, или, даже больше, ELO-подобные веяния совершенно точно ощущаются в «гелиевых» «ох»-ах и «ах»-ах. Ярко выраженный ритмический акцент заставляет вспомнить линновский стиль продюссирования, с его размазанным битом, весящим целую тонну.
Но это все же американцы. И в этом, возможно их главный минус Поэтому порою вам может показаться, что это звучит не как ELO, а как его облегченый вариант, ELO Part 2, или не как The Beatles, а как их канадский клон Klaatu. Но все же, по количеству ярких мелодий, больших и маленьких «крючков» это посильнее Part 2 (как минимум двух их первых дисков) и уж точно Klaatu. А по количеству децибелл, впечатанных в квадратный сантиметр серебристого пластика, эта пластинка точно выносит всех своих вдохновителей! Это нужно слушать громко!
Cheap Trick записали не просто отличный альбом, а лучший за последние двадцать семь лет, и с какого перепугу такое могло произойти — не вполне понятно. Эти заводные трехминутные буги с битловскими гармониями и вкусными риффами кажутся записанными в 70-е, время Slade, Sweet и Гари Глиттера. Но более всего похоже это на Sparks, скрещенных с AC/DC. При том что звучат Cheap Trick не по возрасту свежо и задорно.
Cheap Trick «The Latest» 2009
Пациент скорее жив, чем мертв, – с удивлением констатировали меломаны, которым повезло услышать предыдущий альбом Cheap Trick «Rockford» (2006), 17-й в дискографии группы. Сколько среди этих счастливчиков осталось фанов первого, так сказать, призыва, трудно посчитать даже чисто гипотетически. Команда уже 35 лет в строю – можно подавать заявку на звание ветерана труда.
Может, на кого-то Cheap Trick и похожи, но на ветеранов меньше всего. Слушая их последний альбом «The Latest», понимаешь, что эта четверка их тех «один за всех и все за одного», которые скорее умрут на сцене, чем отступят с завоеванных рубежей.
Американские Beatles, как окрестили их любвеобильные японцы, после нескольких не самых удачных попыток вернуть внимание публики, предпринятых в 90-е годы, в конце 2000-х переживают настоящий ренессанс. И «The Latest» – последний по времени, но не по значению творческий рывок в этом направлении. Они не хорохорятся и не заигрывают с модными фишками, а действуют как представители своего уже давно повзрослевшего, но вечно молодого поколения.
Озадачивающее начало – увертюра «Sleep Forever» для тенора и рояля, больше похожая на арию из неизвестной рок-оперы, – убеждает в прекрасной вокальной форме Робина Зандера. Следующий номер – мажорный, как «Время, вперед!», кавер песни Slade «When the Lights Are Out» – не оставляет сомнений, что и весь маленький, но гордый отряд Cheap Trick так же собран, сыгран, техничен, настроен друг на друга и на выработку нескольких килотонн рок-н-рольного драйва.
Последнюю надежду на умиротворяющую встречу с мэтрами – все-таки Зандер, Рик Нильсон, Том Петерссон и Бан И. Карлос с небольшими перерывами играют вместе с 1974 года – рассеивает трек «Sick Man of Europe». С таким же куражом они играли на стадионах 20 20 лет назад, в бурлящие рок-энергией 80-е. Оттуда же родом и драматичная, мощно наступающая единым гитарным фронтом рок-баллада «These Days».
Аксакалы стадионного хард-рока, подпитанного живительными соками power-pop, они родились под созвездием Beatles и так и остались в их поле притяжения. Мелодия «Miracle», ленноновская по духу и композиции, и пастораль «Closer, The Ballad of Bird and Linda», битловская по гармоническому строю и зыбкой психоделической ауре, – лицевая сторона этой медали.
Абсолютно юная рок-н-рольная мелодия «California Girl», не знающая ни старческих немощей, ни творческого бессилия, так и просится в спор с принцем Гамлетом: нет, не распалась связь времени. И на вопрос о том, быть или не быть, Cheap Trick сегодня дают такой же радикально положительный ответ, как и 30 лет назад.
Cheap Trick — великолепная группа, которую у нас почему-то практически не знают. FM-диапазон может порадовать лишь малополезным кавером на «Don’t Be Cruel» Элвиса Пресли (Elvis Presley), а меломаны презрительно кривятся: кому, дескать, нужен этот американский поп-рок? Вот она, власть стереотипов.
Первый: настоящий хард-рок водится только в Англии, а все американские акты вплоть до Aerosmith и Blue Ousters Cult — так, попса косметически утяжеленная. Но у них хотя бы можно услышать вроде бы характерную для хард-рока блюзовую закваску. Отсюда второй стереотип: хард-рок якобы может быть замешан лишь на блюзовой основе. Поэтому Cheap Trick в «хардовости» нашими критиками и меломанами отказано раз и навсегда.
Между тем хайр-металлеры вроде Motley Crue наперебой упоминают группу в числе своих главнейших героев детства и любимейших бойскаут-лидеров. А некий человек в шляпе по прозвищу Slash даже отметился в числе дорогих гостей на их концертнике «Silver» (2001 г.). Кстати, каждый, мечтающий попасть в его группу, должен исполнить на прослушивании что-нибудь из Cheap Trick. И музыка этой группы, если прислушаться, все-таки хард-рок, да побогаче, чем у признанных мастеров жанра. И вместо пресловутой блюзовой основы в музыке «трюкачей» отнюдь не пустое место, а, что всегда несколько несколько неожиданно для рабов стереотипов, пост-битловские гармонии. В принципе, что-то подобное наблюдалось у Slade периода расцвета, но музыка волверхэмптонских «падонков» всегда отдавала шпанской простецкостью. Cheap Trick же воплощают ту романтичную одухотворенность и чистый восторг от собственных нот и гармоний, которые наблюдались разве что у Move последних двух альбомов.
Неудивительно, что с этой группой одно время работал битловский Джордж Мартин (George Martin), а в число исполняемых Cheap Trick каверов входит «Magical Mystery Tour». Кроме того, барабанщик группы Бэн Карлос (Bun Carlos) и гитарист Рик Нельсон (Rick Nielsen) участвовали в записях последних прижизненных песен Джона Леннона (John Lennon). Жаль, что сейчас большая часть этих опытов доступна лишь на полубутлеге «Lost Tapes». После знакомства с дискографией группы никто уже не останется в заблуждении, что брит-поп — это действительно стиль, движение и течение, а не просто десяток нелохих песен от пары неплохих групп.
Новый альбом «Rockford», названный в честь родного горда музыкантов, оказался на удивление хорош. Cheap Trick — мастера богатых мелодий, распевок на четыре голоса, путешествий между минором и мажором и прогулок по полутонам. А еще они раз за разом оказываются способны уместить все это богатство в трехминутный формат классической рок-песни.
Есть на диске и романтичный рок в лучших традициях Hollies («Dream The Night Away»), и громогласные боевики, напоминающие нам о том, что Motley Crue без Cheap Trick вряд ли бы появились на свет («Come On Come On Come On»). В песне «Perfect Strangers», имеющей легкий пряный привкус, к группе ненадолго присоединяется небезызвестная «не-блондинка» Линда Перри (Linda Perry), и это идет ей гораздо больше, чем работы по превращению выпускниц борделя «Леди Мармедад» в относительно достойных дам. В угрожающей «One More» музыканты эффектно используют простецкий, зато беспроигрышный со времен «This Girl» Slade трюк — начинают вступление с неожиданной доли, и до начала вокальной линии слушатель заинтригованно путается в четырех четвертях. От проникновенных баллад в лучших традициях молодого МакКартни («O Claire») группа легко переходит к атлетическим и забойным рок-гимнам «Give It Away» и «This Time You Got It». Два последних номера достойны войти в «золотой фонд» группы вместе с таким шедеврами, как «I Want You To Want Me», «Oh Candy» или нежно любимая дорогим товарищем Гариком Осиповым «Big Eyes». И если из всего нового альбома на радио попадет лишь пауэр-баллада «All Those Years» — это уже будет хорошим пинком под зад всем этим спящим на ходу задохликам вроде Coldplay или Travis. Пускай шевелятся, канальи, дабы не отстать от отцов жанра.
Те, кто любят, ценят и знают Cheap Trick, ни в коем случае не будут разочарованы этим релизом. Всем остальным любителям мелодичного рока сей диск (как, впрочем и весь бэк-каталог группы) настоятельно рекомендуется для расширения кругозора.
Вышедший вслед дебюту «In Color» (также 1977) продолжил линию предшественника. Снова это была обойма примитивных, но веселых рок-н-роллов, из которой во все стороны торчали несколько ярких, мелодичных и изобретательных песен — фортепианное буги «I Want You To Want Me», взвинченная «Big Eyes», и своего рода прототип «новой волны» «So Good To See You».
Какое-то подобие прорыва принес следующий релиз «Heaven Tonight» (1978). Здесь Cheap Trick впервые смогли придать осмысленность своим дуболомным рок-н-роллам вроде «Auf Wiedersehen» и «On Top Of The World», так что они больше не проигрывали более мелодичному материалу, вроде гипнотической заглавной баллады. А особенно удалась финальная «How Are You» — глэмовое буги с воющей гитарой. Sparks в 1978 году переживали не лучшие времена, так что замена достойная.
На родине «трюкачей» по-прежнему не особенно жаловали. Зато, совершенно неожиданно для всех, за тысячи миль от родного дома, Cheap Trick прорвались на японский рынок, став обладателями трех «золотых» альбомов и целой кучи вошедших в Тор-10 хитов. В конце апреля 1978 года группа отправилась на Дальний Восток в свое первое японское турне, надеясь хотя бы ненадолго погреться в лучах столь неожиданно свалившейся им на руки славы. Каково же было их удивление, когда, приземлившись в Японии, они увидели в аэропорту пять тысяч приехавших встретить их визжащих поклонников! «Туда мы летели эконом-классом, зато обратно — первым!» — со смехом вспоминает Рик Нильсен (из интервью «Classic Rock» — 2009. — 4).
Группа не разочаровала японских болельщиков. Некоторые номера, в частности, «I Want You To Want Me», в турне прозвучали в совершенно новых аранжировках.
На тот момент у Chеар Trick уже оформилась оригинальная концепция сценического поведения. Безумный блондин Зандер в пиджачке, при галстуке, тясущий хайром и с микрофонной стойкой наперевес, воплощал парадоксальный образ «рокера из высшего общества». Нильсен дополнил свою вызывающе не-рокерскую внешность клетчатым жокейским картузиком а-ля Фагот Коровьев и буквально жонглировал разнокалиберными гитарами, среди которых была одна пятигриффовая. Петерссон предпочитал бас-гитары со сдвоенными и даже строенными струнами, да еще и меньше всего похожие на бас-гитары. Очкарик Карлос восседал за барабанами с видом провинциального бухгалтера и вечной сигаретой в зубах (интересно, каково ему приходится сейчас, в дни тотальной борьбы с курением на рок-концертах?)
Надо ли говорить, что падкие на театрально-бутафорскую часть шоу японцы приняли комический глэм группы с распростертыми объятьями?
Дальше — больше. Записанный на концертах в Японии тройной концертный альбом «Chеар Trick At Budokan» (1979) стал международной сенсацией, а последовавший за ним студийный альбом «Dream Police» (1979) буквально ворвался в американские чарты благодаря эпическому заглавному треку и написанной явно под влиянием The Beatles баллады «Voices». Да и вообще альбом изобилует находками — вроде «сдвинутого» риффа в «Gonna Raise Hell».
«Не подвернись нам возможности записать «…Budokan», для нас это был бы верный конец, — утверждает Робин Зандер. — У нас было долгов под миллион долларов, и без него мы бы неизбежно вскоре распались и канули в полную безвестность» (из интервью «Classic Rock» — 2009. — 4).
На волне успеха Бэн Карлос и гитарист Рик Нильсон приняли учасие в записях последних прижизненных песен Джона Леннона. Жаль, что сейчас большая часть этих опытов доступна лишь на полубутлеге «Lost Tapes».
Спродюсированный легендарным Джорджем Мартином (George Martin) «All Shock Up» (1980) окончательно показал: чем ярче у Cheap Trick находки, тем печальней натыкаться на проходные номера. «Can’t Stop It But I’m Gonna Try» звучит, подобно полемике с Rolling Stones. (Сами «роллинги» дошли до этого настроения лишь к 2005 году). «Go For The Throat (Use Your Own Imagination)» суммировала то, в чём Cheap Trick реально сильны: хоры, мелодические повороты, фортепиано в духе битловской «Getting Better», «волновую» экзальтацию и головоломные партии завывающего баса со сдвоенными струнами. И, разумеется, не обошлось без шикарной баллады «World’s Greatest Lover». Остальной материал альбома в наши дни воспринимается исключительно при cоответствующем настроении. Пару откровенно проходных номеров легко можно было бы заменить песнями из выпущенного вдогонку альбому ЕР «Found All The Parts» (1980).
Как показала практика, урок из сложившейся ситуации группа извлекла. Но перед сменой курса музыкантам пришлось столкнуться с новой проблемой: 26 августа, не дожидаясь релиза альбома, Том Петерссон зачехлил свою навороченную бас-гитару и покинул расположение части на восемь лет.
С новым басистом в лице Пита Комита (Pete Comita), старым добрым Джеком Дугласом в продюсерском кресле и небольшой помощью «квиновского» Роя Томаса Бейкера, в 1982 году обновленная команда выдала неплохой, но противоречивый «One On One». Сразу два продюсера, пускай и очень хороших, — это не всегда правильно. Потенциально сильный материал оказался несколько подпорчен экспериментами с «новым звуком» — перебором по высоким частотам, выведенными на передний план барабанами и массой электронных звуковых эффектов. Хотя в рок-боевики вроде «She`s Tight» это хозяйство и внесло необходимое разнообразие, более мелодичный материал откровенно пострадал. Нет, баллада «If You Want My Love» по-прежнему сохраняла остатки былого остроумия, но безудержная любовь к около-битловским гармониям потихоньку начала играть с музыкантами злые шутки: здесь их пару раз откровенно «заносит». Выпуск диска на красном виниле лишь сподвиг критиков на ироничные высказывания вроде «Дешевые Трюки Дешевого Трюка».
Ожидаемо высоких мест в хит-парадах альбом не добился, затерявшись среди вороха «новых имен», которые тогда лезли из всех щелей, как грибы после дождя. Ирония судьбы заключается в том, что к нашим дням публика «распробовала»-таки этот спорный релиз, тираж которого в итоге дотянул до «платины». Но в год выхода пластинки о таком результате оставалось лишь мечтать…
Казалось, дальше будет только хуже, и едва взошедшая звезда «трюкачей» вот-вот закатится. Однако, как показала жизнь, это был лишь конец первой главы в истории группы…
Часто бывает так, что музыкант по полной программе выкладывается в своих первых работах, а дальше записывает один невнятный альбом за другим и если остается в строю, то лишь в уважение былых заслуг. С американской командой Cheap Trick дела обстоят совершенно противоположным образом. Пройдя через долгий и мучительный поиск своего лица, «трюкачи» стали настоящими рок-звездами лишь в зрелом возрасте…
…Обложку альбома 1983 года «Next Position Please» украшало фото новой гитары Рика Нильсена (Rick Nielsen) — сделанной в виде самого Рика Нильсена, с грифами, изображавшими ноги, рогами-руками и деревянной головой. К тому моменту в группе в очередной раз сменился басист — им стал Йон Брандт (Jon Brant). Альбом едва ли ни впервые за долгие годы не распадался на хиты и все остальное. Эту на удивление ровную для группы работу спродюсировал Тодд Рандгренн (Todd Rundgren), уже тогда имевший устойчивую репутацию гуру power-pop и наконец-то уговоривший музыкантов уделить больше внимания мелодичному матералу.
В результате многие номера альбома (например, «Y.O.Y.O.Y.») оказались пронизаны духом «волнового» псевдо-ретро — Джефф Линн (Jeff Lynn) и его многочисленные подопечные придут к этому стилю лишь к середине десятилетия. Помимо авторского материала в таком духе была выдержана даже кавер-версия «Dancing The Night Away» английских панков The Motors. Без традиционных для группы забойных рок-н-роллов, впрочем, не обошлось, однако на сей раз раскиданные по партитурам боевиков вроде «3D» электронные эффекты сработали так, как надо. Прорыва в новое измерение, подобно вышедшему в том же 1983 году «Eliminator» ZZ Top, группе совершить, к сожалению, не удалось, но и опасности скатиться в пучину беззвестности команда счастливо избежала — до 36-й позиции в «Billboard» релиз дотянул.
«Standing On The Edge» (1985) принес Cheap Trick попавший в десятку хит «Tonight It’s You». Однако следующие синглы «Little Sister» с контрастным душем из превосходных мелодий и сумасшедшей долбежки по триггерным барабанам, и очередной бескомпросиссный рок-н-ролл «How About You» со свистом пролетели мимо чартов. Эксперименты с «новой волной» давались группе тяжеловато — пускай Cheap Trick в какой-то степени и стояли у ее истоков. Что же до глэмовой ипостаси команды, то даже имея в активе такие гимны, как «Rock All Night», в 80-х «трюкачам» было сложновато конкурировать со своими молодыми последователями вроде резво идущих в гору Motley Crue. Как это нередко бывает, самую интересную на альбоме песню «Cover Girl» вообще мало кто заметил.
В этот период музыканты брались за любую работу, которая могла бы поддержать их репутацию. Так в 1986 году группа записала тему «Mighty Wings» для фильма «Top Gun». Вышедший в том же году альбом «The Doctor», собравший все поп-штампы десятилетия, не имел особого успеха и стал последней записью с Брандтом. До хит-парадов не добралась даже самая приличная на альбоме баллада «It’s Only Love». По счастью, в следующем году в совсем было захиревшую группу вернулся соскучившийся по приятелям Том Петерссон (Tom Petersson), и музыканты с новыми силами принялись за дело.
Памятуя о провале предыдущей работы, лейбл «Epic» порекомендовал группе принять помощь авторов со стороны. Несмотря на скептицизм вокалиста Робина Зандера (Robin Zander), пауэр-баллада «The Flame», к сочинению которой приложил руку Ник Грэм (Nick Graham) из Atomic Rooster, с ходу ворвалась на вершину американского и австралийского хит-парадов. Альбом 1988 года «Lap Of Luxury» с его решительным отказом от электроники в пользу громких гитар, стал долгожданным возвращением Cheap Trick к широким массам публики и к самим себе. В «Let Go» музыканты вновь цитировали битлов, во «Wrong Side Of Love» и «All We Need Is A Dream» радовали слух своим фирменным глэмом, в «Ghost Town» — трогали до слез запредельными мелодическим поворотами, а на дессерт предлагали кавер на «Dont Be Cruel» Элвис Пресли (Elvis Presley).
В схожем ключе был выдержан и «Busted» 1990 года — десяток бодрых рок-гимнов плюс баллада Дианы Уоррен (Diane Warren) «Wherever Would I Be». Два раза один и тот же трюк проворачивать нельзя, а то он точно упадет в цене: выше 50 места в чартах этот номер не поднялся. Да и вообще, изо всех синглов только «Can`t Stop Fallin Into Love» добрался до 12 места. А вот запустить в тяжелую ротацию яркий заглавный номер, напористый боевик «Had To Make You Mine» или превосходный рок-вальс «Walk Away» почему-то никому и в голову не пришло.
В 1991 году Cheap Trick выпустили первый сборник лучших песен, куда также вошел записанный еще во время сессий «Lap Of Luxury» кавер на битловскую «Magical Mystery Tour». А вскоре триумфально вернулась в гостеприимную Японию. Очередной концертник «Budokan II» вышел в 1993 году. С выпуском этих дисков контракт группы с «Epic» завершился, и Cheap Trick ушли на «Warner Brothers».
Параллельно Робин Зандер работал над своим первым сольником. Эта работа не имела большого успеха, однако сингл «I’ve Always Got You» мелькнул в первой двадцатке американских «списков».
«Woke Up With A Monster», первый и последний релиз Cheap Trick на «Warners», вышел в 1994 году. Заглавный трек альбома добрался до 16 места в американских чартах, сам же альбом застрял где-то на 123-й позиций, что в годы разгула гранджа, впрочем, было не так уж и плохо. Впрочем, в этот момент группа меньше всего интересовалась быстрым успехом в хит-парадах, и просто играла то, что у нее получалось лучше всего. Результат — самый цельный альбом со времен «Next Position Please». Странно, что лишь на заглавный номер и на «You`re All I Wanna Do» были сняты видеоклипы — программа оказалась настолько хороша, что при желании можно было бы раскрутить любой трек. Увы, боссы «Warners» в этот момент явно страдали отсутствием энтузиазма, и сотрудничество команды с этим лейблом закончилось так же внезапно, как и началось — где-то после записи группой кавера на «Cold Turkey» Джона Леннона для сборника «Working Class Hero: A Tribute to John Lennon».
Интересно, что в конце 90-х группа неожиданно стала пользоваться уважением среди американских альтернативных рокеров. Несколько раз в 1996 году группа выступала на сцене передвижного рок-фестиваля «Lollapalooza». А безымянный альбом 1997 года «трюкачи» выпустили на маленькой «Red Ant Records», позже основав еще и собственную «этикетку» «Cheap Trick Unlimited». Среди синглов этого периода стоит отметить забавную обработку «Brontosaurus» The Move.
На исходе ХХ века старые контракторы группы из «Epic» переиздали все старые альбомы Cheap Trick, дополнив набор концертником «Music for Hangovers» в аудио и видео-версиях. А первым релизом группы в новом веке стал «Special One» (2003). Многие песни с этого альбома — заглавный номер, «открывашку» «Scent Of A Woman», мрачноватый боевик «Sorry Boy», — отличал крен в старообразную психоделику. Этот диск вовсе не попадал в хит-парады, и ни на одну из его песен не было снято видеоклипов. Однако «правило первого уик-энда» наших героев больше не интересовало. Сравнение этой работы с более ранними релизами группы наводит на мысль, что с годами Cheap Trick как творческий коллектив обрели редкий дар — не поставлять на альбомы слабых песен. И этого достаточно. Лет через десять неспешных продаж альбом наверняка соберет свою «платину», в то время, как имена обитателей первой сотни хит-парадов на момент его выхода в свет уже сейчас остались лишь в подшивках «Billboard» пятилетней давности, но не в памяти народной.
Тем временем старые песни группы обретали новую жизнь. Старенькая «Surrender» сперва прозвучала в фильмах «Small Soldiers» и «Daddy Day Care», а потом вместе с «Dream Police» вошла в трек-лист компьютерной игры «Guitar Hero II». А совсем уж древняя «I Want You To Want Me» вдруг стала хитом в исполнении актрисы Линдси Лохан.
Но жизнь в тени старых хитов была явно не для Cheap Trick. И в 2006 году команда разродилась феноменальной работой, способной подвинуть любой сборник старых хитов. Альбом «Rockford», названный в честь родного города музыкантов, был мало того, что хорош от первой до последней ноты, так еще и разил наповал. Такого драйва от старичков явно никто не ожидал. С этой работой группе удалось вернуться в американские и японские хит-парады (пускай это и была граница первой и второй сотен), а боевик «Perfect Stranger», сочиненный в соавторстве со звездой 90-х, ныне культовым продюсером Линдой Перри (Linda Perry) стал одним из самых горячих радиохитов сезона. Хотя старообразные «This Time You Got It», «Give It Away» и «Oh Clarie», пожалуй, будут куда сильнее.
В следующем, 2007 году сенат штата Иллинойс объявил 1 апреля «днем Cheap Trick». Для музыкантов, известных своими развеселыми песнями и шутовским имиджем, подобная трактовка Дня Дурака была, пожалуй, высшей степенью признания их заслуг. Летом того же года «трюкачи» решили отметить 40-летие со дня выхода в свет альбома Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». 10 и 11 августа в лос-анжелесском «Hollywood Bowl» прошли концерты группы в сопровождении оркестра, на которых помимо полной версии «Сержанта…» исполнялся еще десяток битловских хитов позднего периода.
2009 год Cheap Trick начали туром в компании Def Leppard и Poison. В июне вышел очередной, 16-й по счету, альбом группы, загадочно названный «The Latest». Как и предыдущие релизы, этот диск появился на свет при полном презрении группы к модным тенденциям и хит-парадам, однако слушается на едином дыхании и явных слабых мест не имеет. Судя по номерам «Miss Tomorrow», «Everybody Knows» и «Miracle», мелодическое чутье музыкантов с годами достигло состояния странной, местами даже пугающей идеальности. Кроме того, каким-то ветром на альбом занесло старый боевик Slade «When The Lights Are Out». Не изменив ни единой ноты, Cheap Trick ухитрились сыграть этот номер так, что авторы оригинала вспоминаются лишь после долгих и мучительных раздумий.
Год еще не кончился, а группа записала заглавную тему для супербоевика «Transformers 2: Revenge of the Fallen». А в сентябре собирается вновь исполнить оркестровую версию «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» — на сей раз в лас-вегасском «Хилтоне».
За тридцать с лишним лет своего существования Cheap Trick добрый десяток раз могли отказаться от борьбы за место под солнцем шоу-бизнеса. Однако команда с честью пережила добрый десяток творческих неудач, любая из которых смогла бы прикончить какой-нибудь другой коллектив. Кстати, перед началом тура в поддержку «Latest», на некоторое время выпал из седла из-за проблем со здоровьем Бэн Карлос. В ряде выступлений его заменил за барабанами сын Рика Нильсена. Однако, похоже, живительная сила той музыки, которую «трюкачи» ловят в мировом эфире и доносят до нас, просто не допустит столь бесславного конца…
music.com.ua/reviews/2009/09/21/29866.html
Cheap Trick «Rockford» — 2006
Эта музыка прежде всего оглушает вас своим напором, громкостью, непрошибаемым шквалом гитар и ударных, в недрах которого затерялся мелодичный вокал с битлоподобными гармониями. Пребывая в оглушенном состоянии контузии, не так сильно ощущаешь, что мелодии не так уж безупречны, как у Битлов, а вокалу, может быть не хватает эмоциональности. Но эта музыка берет в плен, сбивая с ног, заставая врасплох, пока ты еще не успел собрать себя в кучу от первого звукового удара.
Это, конечно, очень британская по ориентации музыка. Битловские, или, даже больше, ELO-подобные веяния совершенно точно ощущаются в «гелиевых» «ох»-ах и «ах»-ах. Ярко выраженный ритмический акцент заставляет вспомнить линновский стиль продюссирования, с его размазанным битом, весящим целую тонну.
Но это все же американцы. И в этом, возможно их главный минус Поэтому порою вам может показаться, что это звучит не как ELO, а как его облегченый вариант, ELO Part 2, или не как The Beatles, а как их канадский клон Klaatu. Но все же, по количеству ярких мелодий, больших и маленьких «крючков» это посильнее Part 2 (как минимум двух их первых дисков) и уж точно Klaatu. А по количеству децибелл, впечатанных в квадратный сантиметр серебристого пластика, эта пластинка точно выносит всех своих вдохновителей! Это нужно слушать громко!
Cheap Trick записали не просто отличный альбом, а лучший за последние двадцать семь лет, и с какого перепугу такое могло произойти — не вполне понятно. Эти заводные трехминутные буги с битловскими гармониями и вкусными риффами кажутся записанными в 70-е, время Slade, Sweet и Гари Глиттера. Но более всего похоже это на Sparks, скрещенных с AC/DC. При том что звучат Cheap Trick не по возрасту свежо и задорно.
Cheap Trick «The Latest» 2009
Пациент скорее жив, чем мертв, – с удивлением констатировали меломаны, которым повезло услышать предыдущий альбом Cheap Trick «Rockford» (2006), 17-й в дискографии группы. Сколько среди этих счастливчиков осталось фанов первого, так сказать, призыва, трудно посчитать даже чисто гипотетически. Команда уже 35 лет в строю – можно подавать заявку на звание ветерана труда.
Может, на кого-то Cheap Trick и похожи, но на ветеранов меньше всего. Слушая их последний альбом «The Latest», понимаешь, что эта четверка их тех «один за всех и все за одного», которые скорее умрут на сцене, чем отступят с завоеванных рубежей.
Американские Beatles, как окрестили их любвеобильные японцы, после нескольких не самых удачных попыток вернуть внимание публики, предпринятых в 90-е годы, в конце 2000-х переживают настоящий ренессанс. И «The Latest» – последний по времени, но не по значению творческий рывок в этом направлении. Они не хорохорятся и не заигрывают с модными фишками, а действуют как представители своего уже давно повзрослевшего, но вечно молодого поколения.
Озадачивающее начало – увертюра «Sleep Forever» для тенора и рояля, больше похожая на арию из неизвестной рок-оперы, – убеждает в прекрасной вокальной форме Робина Зандера. Следующий номер – мажорный, как «Время, вперед!», кавер песни Slade «When the Lights Are Out» – не оставляет сомнений, что и весь маленький, но гордый отряд Cheap Trick так же собран, сыгран, техничен, настроен друг на друга и на выработку нескольких килотонн рок-н-рольного драйва.
Последнюю надежду на умиротворяющую встречу с мэтрами – все-таки Зандер, Рик Нильсон, Том Петерссон и Бан И. Карлос с небольшими перерывами играют вместе с 1974 года – рассеивает трек «Sick Man of Europe». С таким же куражом они играли на стадионах 20 20 лет назад, в бурлящие рок-энергией 80-е. Оттуда же родом и драматичная, мощно наступающая единым гитарным фронтом рок-баллада «These Days».
Аксакалы стадионного хард-рока, подпитанного живительными соками power-pop, они родились под созвездием Beatles и так и остались в их поле притяжения. Мелодия «Miracle», ленноновская по духу и композиции, и пастораль «Closer, The Ballad of Bird and Linda», битловская по гармоническому строю и зыбкой психоделической ауре, – лицевая сторона этой медали.
Абсолютно юная рок-н-рольная мелодия «California Girl», не знающая ни старческих немощей, ни творческого бессилия, так и просится в спор с принцем Гамлетом: нет, не распалась связь времени. И на вопрос о том, быть или не быть, Cheap Trick сегодня дают такой же радикально положительный ответ, как и 30 лет назад.
Cheap Trick — великолепная группа, которую у нас почему-то практически не знают. FM-диапазон может порадовать лишь малополезным кавером на «Don’t Be Cruel» Элвиса Пресли (Elvis Presley), а меломаны презрительно кривятся: кому, дескать, нужен этот американский поп-рок? Вот она, власть стереотипов.
Первый: настоящий хард-рок водится только в Англии, а все американские акты вплоть до Aerosmith и Blue Ousters Cult — так, попса косметически утяжеленная. Но у них хотя бы можно услышать вроде бы характерную для хард-рока блюзовую закваску. Отсюда второй стереотип: хард-рок якобы может быть замешан лишь на блюзовой основе. Поэтому Cheap Trick в «хардовости» нашими критиками и меломанами отказано раз и навсегда.
Между тем хайр-металлеры вроде Motley Crue наперебой упоминают группу в числе своих главнейших героев детства и любимейших бойскаут-лидеров. А некий человек в шляпе по прозвищу Slash даже отметился в числе дорогих гостей на их концертнике «Silver» (2001 г.). Кстати, каждый, мечтающий попасть в его группу, должен исполнить на прослушивании что-нибудь из Cheap Trick. И музыка этой группы, если прислушаться, все-таки хард-рок, да побогаче, чем у признанных мастеров жанра. И вместо пресловутой блюзовой основы в музыке «трюкачей» отнюдь не пустое место, а, что всегда несколько несколько неожиданно для рабов стереотипов, пост-битловские гармонии. В принципе, что-то подобное наблюдалось у Slade периода расцвета, но музыка волверхэмптонских «падонков» всегда отдавала шпанской простецкостью. Cheap Trick же воплощают ту романтичную одухотворенность и чистый восторг от собственных нот и гармоний, которые наблюдались разве что у Move последних двух альбомов.
Неудивительно, что с этой группой одно время работал битловский Джордж Мартин (George Martin), а в число исполняемых Cheap Trick каверов входит «Magical Mystery Tour». Кроме того, барабанщик группы Бэн Карлос (Bun Carlos) и гитарист Рик Нельсон (Rick Nielsen) участвовали в записях последних прижизненных песен Джона Леннона (John Lennon). Жаль, что сейчас большая часть этих опытов доступна лишь на полубутлеге «Lost Tapes». После знакомства с дискографией группы никто уже не останется в заблуждении, что брит-поп — это действительно стиль, движение и течение, а не просто десяток нелохих песен от пары неплохих групп.
Новый альбом «Rockford», названный в честь родного горда музыкантов, оказался на удивление хорош. Cheap Trick — мастера богатых мелодий, распевок на четыре голоса, путешествий между минором и мажором и прогулок по полутонам. А еще они раз за разом оказываются способны уместить все это богатство в трехминутный формат классической рок-песни.
Есть на диске и романтичный рок в лучших традициях Hollies («Dream The Night Away»), и громогласные боевики, напоминающие нам о том, что Motley Crue без Cheap Trick вряд ли бы появились на свет («Come On Come On Come On»). В песне «Perfect Strangers», имеющей легкий пряный привкус, к группе ненадолго присоединяется небезызвестная «не-блондинка» Линда Перри (Linda Perry), и это идет ей гораздо больше, чем работы по превращению выпускниц борделя «Леди Мармедад» в относительно достойных дам. В угрожающей «One More» музыканты эффектно используют простецкий, зато беспроигрышный со времен «This Girl» Slade трюк — начинают вступление с неожиданной доли, и до начала вокальной линии слушатель заинтригованно путается в четырех четвертях. От проникновенных баллад в лучших традициях молодого МакКартни («O Claire») группа легко переходит к атлетическим и забойным рок-гимнам «Give It Away» и «This Time You Got It». Два последних номера достойны войти в «золотой фонд» группы вместе с таким шедеврами, как «I Want You To Want Me», «Oh Candy» или нежно любимая дорогим товарищем Гариком Осиповым «Big Eyes». И если из всего нового альбома на радио попадет лишь пауэр-баллада «All Those Years» — это уже будет хорошим пинком под зад всем этим спящим на ходу задохликам вроде Coldplay или Travis. Пускай шевелятся, канальи, дабы не отстать от отцов жанра.
Те, кто любят, ценят и знают Cheap Trick, ни в коем случае не будут разочарованы этим релизом. Всем остальным любителям мелодичного рока сей диск (как, впрочем и весь бэк-каталог группы) настоятельно рекомендуется для расширения кругозора.