Биография "Chico Buarque"
<< Вернуться к списку всех песен "Chico Buarque"
В 1999 году журнал «IstoE» провел опрос: кого бразильцы считают самым выдающимся бразильским музыкантом ХХ века. И хотя выбор был среди таких грандиозных имен, как А.К. Жобим, Милтон Нашименту, Жоао Жилберту, Ноел Роза, Пишингинья, Каэтану Велозу и Жилберту Жил, подсчет голосов показал: первый — Шику Буарке.
Российским зрителям он знаком мало. Голос его можно услышать в заставке нового сериала «Желания женщины», где он дуэтом с Элзой Суареш исполняет бразильский вариант песни Коула Портера «Let’s do it», и в саундтрек минисериала «Дона Флор и два ее мужа» (1998) включена песня А.К.Жобима «Olha Maria» в его исполнении. Использование его собственной музыки в теленовеллах незначительно — пожалуй, только песня «Futures Amantes» в исполнении Гал Косты (тема Элены в «Истории любви»), что, конечно, не отражает вклад этого выдающегося музыканта в бразильскую культуру и отношение к нему соотечественников.
А признание к нему пришло не случайно: Шику Буарке (полное имя — Francisco Buarque de Hollanda) — талантливый мелодист и автор текстов, вот уже более 35 лет остается художником, вносящим огромный вклад в бразильскую популярную музыку, кумиром нескольких поколений бразильцев, объектом их восхищения и гордости. Его песни сочетают кажущуюся простоту мотива и сложную интересную гармонию, традиционную основу и нестандартные музыкальные ходы.
Родился он 19 июня 1944 года в Рио-де-Жанейро в семье ученого-историка Сержио Буарке де Олланда. Детство Шику прошло в Сан Пауло, где с 1946 по 1953 год его отец был директором исторического музея, и в Италии — в 1953 году Сержио Буарке был приглашен преподавать историю в Римском университете. Его отец был человеком известным и влиятельным, благодаря ему Шику с детства был знаком с выдающимися людьми своего времени. Среди друзей его родителей и старшей сестры Миуши, тоже певицы, были Баден-Пауэлл, Оскар Кастро Невес — музыканты, стоявшие у истоков босса новы. Один из друзей отца, самый известный бразильский поэт-песенник Винишиус де Мораес впоследствии стал его другом и соавтором. В 1956 году вся семья возвращается из Рима в Сан Пауло. Несмотря на увлеченность босса новой, по окончании школы Шику поступает на архитектурный факультет университета в Сан Пауло, однако карьере архитектора не суждено было состояться — музыка взяла верх.
Началом его музыкального пути считается 1964 год, когда он начал выступать на фестивальных площадках. В 1965 появляется его первый сингл с песнями «Pedro Pedreiro» (Каменщик Педро) и «Sonho de um Carnaval» (Карнавальная мечта). C выступлениями на музыкальных фестивалях приходит первый успех, он начинает выступать на телевидении, гастролирует и получает восторженные отзывы. В 1966 году на втором фестивале бразильской популярной музыки его песня «А Banda» (Оркестр), исполненная популярной певицей Нарой Леао, разделила первое место с песней Тео де Барроса и Жералду Вандре «Disparada». «A Banda» сразу же стала популярной в Бразилии, в неделю продавалось по 5000 синглов. Эта песня стала популярной во всем мире, есть ее варианты на разных языках. В России инструментальная версия этой песни в исполнении оркестра Поля Мориа широко использовалась на телевидении в 1970-е годы. В 1978 году эту мелодию включил в свой репертуар Ирландский Гвардейский Оркестр, играющий при смене караула в Букингемском дворце.
В годы военной диктатуры правительство жестко контролировало тексты песен, а молодой автор Шику Буарке считался неблагонадежным. Летом 1968 года на сцену театра в Сан Пауло, где шел сатирический спектакль по его пьесе «Roda Viva» о разрываемом публикой певце, ворвались люди в военной форме, избили актеров и рабочих сцены, разогнали спектакль. А после того, как проморгали его острокритическую песню «Apesar De Voce» («Не смотря на то, что ты») («Про кого это поется? «Ты» — это кто?» — спросили его на худсовете. — «Про некую очень властную женщину» — ответил Шику. Цензор поверил), цензоры стали накладывать запрет на все, что выходило из-под пера Буарке. Это вынудило его ряд песен подписать псевдонимом Жулиньу де Аделаида.
После серии успешных альбомов 1966-1970 годов в 1971 году он записал альбом «Construcao», составив его из своих ранних записей в стиле босса нова. Одна из лучших его песен «O Que Sera» (Что будет) взята за основу саундтрека фильма Бруну Баррету «Дона Флор и два ее мужа» (1976). Среди лучших его песен — «Essa Moca ta Diferente» (1969) о девушке, непохожей на других, «Apesar de Voce» (Несмотря на то, что ты), «Cacada» (Охота), «Calice» (Чаша), «Carolina» (Каролина).
Из записей последних лет следует отметить два альбома — «Paratodos» («Для всех», 1993) и «As Cidades» («Города», 1998), с которыми он совершил масштабный гастрольный тур по Бразилии и зарубежным странам. В 1998 году он написал музыку для школы самбы Mangueira, которая стала победителем ежегодного конкурса карнавальных шествий.
За пять лет, прошедших между релизами этих двух альбомов, серьезных работ у него не было. Связывают это, среди прочих причин, с семейными проблемами. В 1997 году распался его брак с актрисой Мариетой Северу. Супруги прожили 30 лет, вырастили трех дочерей — Силвию, Элену и Луизу — и имеют двоих внуков (Франсишку и Клара, дети Элены Буарке и музыканта Карлиньуша Брауна); причина развода — мимолетный роман Шику с молодой певицей.
Шику Буарке считается одним из лучших португалоязычных поэтов-песенников. Тексты, которые он пишет не только для своих песен, но и для других композиторов, неординарны, небанальны и интересны. Очень полдотворным было его соавторство с родоначальником босса новы Антонио Карлушем Жобимом. Шику Буарке был одним из основных авторов текстов на мелодии Жобима — «Sabia», «Ligia», «Olha Maria», «Anos Dourados» (музыка была написана для одноименного телесериала, однако, слова к моменту выхода сериала были не готовы, и в сериале она звучит без слов. В дальнейшем песня стала очень популярной).
В последние годы Шику Буарке занялся литературным творчеством. Написал пьесы для театра «Opera do Malandro» и «Gota D’Agua» с Пауло Понтесом, романы «Estorvo» (1991) и «Benjamin» (1995).
Дискография
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA — 1966
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA VOL. 2 — 1967
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA VOL. 3 — 1968
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA NA ITALIA — 1968
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA No 4 — 1970
CONSTRUCAO — 1971
CAETANO E CHICO — JUNTOS E AO VIVO -1972
CALABAR, O ELOGIO DA TRAICAO ou CHICO CANTA — 1973
SINAL FECHADO — 1974
CHICO BUARQUE e MARIA BETHANIA AO VIVO — 1975
MEUS CAROS AMIGOS — 1976
CHICO BUARQUE — 1978
OPERA DO MALANDRO — Trilha Sonora da Peсa Teatral — 1979
VIDA — 1980
ALMANAQUE — 1982
CHICO BUARQUE — 1984
FRANCISCO — 1987
CHICO BUARQUE — 1989
AO VIVO PARIS — LE ZENITH — 1990
PARATODOS — 1993
UMA PALAVRA — 1995
AS CIDADES — 1998
CHICO BUARQUE AO VIVO — 1999
(Марина — По материалам сайтов allbrazilianmusic.com и brazzil.com, сентябрь 2002)
Российским зрителям он знаком мало. Голос его можно услышать в заставке нового сериала «Желания женщины», где он дуэтом с Элзой Суареш исполняет бразильский вариант песни Коула Портера «Let’s do it», и в саундтрек минисериала «Дона Флор и два ее мужа» (1998) включена песня А.К.Жобима «Olha Maria» в его исполнении. Использование его собственной музыки в теленовеллах незначительно — пожалуй, только песня «Futures Amantes» в исполнении Гал Косты (тема Элены в «Истории любви»), что, конечно, не отражает вклад этого выдающегося музыканта в бразильскую культуру и отношение к нему соотечественников.
А признание к нему пришло не случайно: Шику Буарке (полное имя — Francisco Buarque de Hollanda) — талантливый мелодист и автор текстов, вот уже более 35 лет остается художником, вносящим огромный вклад в бразильскую популярную музыку, кумиром нескольких поколений бразильцев, объектом их восхищения и гордости. Его песни сочетают кажущуюся простоту мотива и сложную интересную гармонию, традиционную основу и нестандартные музыкальные ходы.
Родился он 19 июня 1944 года в Рио-де-Жанейро в семье ученого-историка Сержио Буарке де Олланда. Детство Шику прошло в Сан Пауло, где с 1946 по 1953 год его отец был директором исторического музея, и в Италии — в 1953 году Сержио Буарке был приглашен преподавать историю в Римском университете. Его отец был человеком известным и влиятельным, благодаря ему Шику с детства был знаком с выдающимися людьми своего времени. Среди друзей его родителей и старшей сестры Миуши, тоже певицы, были Баден-Пауэлл, Оскар Кастро Невес — музыканты, стоявшие у истоков босса новы. Один из друзей отца, самый известный бразильский поэт-песенник Винишиус де Мораес впоследствии стал его другом и соавтором. В 1956 году вся семья возвращается из Рима в Сан Пауло. Несмотря на увлеченность босса новой, по окончании школы Шику поступает на архитектурный факультет университета в Сан Пауло, однако карьере архитектора не суждено было состояться — музыка взяла верх.
Началом его музыкального пути считается 1964 год, когда он начал выступать на фестивальных площадках. В 1965 появляется его первый сингл с песнями «Pedro Pedreiro» (Каменщик Педро) и «Sonho de um Carnaval» (Карнавальная мечта). C выступлениями на музыкальных фестивалях приходит первый успех, он начинает выступать на телевидении, гастролирует и получает восторженные отзывы. В 1966 году на втором фестивале бразильской популярной музыки его песня «А Banda» (Оркестр), исполненная популярной певицей Нарой Леао, разделила первое место с песней Тео де Барроса и Жералду Вандре «Disparada». «A Banda» сразу же стала популярной в Бразилии, в неделю продавалось по 5000 синглов. Эта песня стала популярной во всем мире, есть ее варианты на разных языках. В России инструментальная версия этой песни в исполнении оркестра Поля Мориа широко использовалась на телевидении в 1970-е годы. В 1978 году эту мелодию включил в свой репертуар Ирландский Гвардейский Оркестр, играющий при смене караула в Букингемском дворце.
В годы военной диктатуры правительство жестко контролировало тексты песен, а молодой автор Шику Буарке считался неблагонадежным. Летом 1968 года на сцену театра в Сан Пауло, где шел сатирический спектакль по его пьесе «Roda Viva» о разрываемом публикой певце, ворвались люди в военной форме, избили актеров и рабочих сцены, разогнали спектакль. А после того, как проморгали его острокритическую песню «Apesar De Voce» («Не смотря на то, что ты») («Про кого это поется? «Ты» — это кто?» — спросили его на худсовете. — «Про некую очень властную женщину» — ответил Шику. Цензор поверил), цензоры стали накладывать запрет на все, что выходило из-под пера Буарке. Это вынудило его ряд песен подписать псевдонимом Жулиньу де Аделаида.
После серии успешных альбомов 1966-1970 годов в 1971 году он записал альбом «Construcao», составив его из своих ранних записей в стиле босса нова. Одна из лучших его песен «O Que Sera» (Что будет) взята за основу саундтрека фильма Бруну Баррету «Дона Флор и два ее мужа» (1976). Среди лучших его песен — «Essa Moca ta Diferente» (1969) о девушке, непохожей на других, «Apesar de Voce» (Несмотря на то, что ты), «Cacada» (Охота), «Calice» (Чаша), «Carolina» (Каролина).
Из записей последних лет следует отметить два альбома — «Paratodos» («Для всех», 1993) и «As Cidades» («Города», 1998), с которыми он совершил масштабный гастрольный тур по Бразилии и зарубежным странам. В 1998 году он написал музыку для школы самбы Mangueira, которая стала победителем ежегодного конкурса карнавальных шествий.
За пять лет, прошедших между релизами этих двух альбомов, серьезных работ у него не было. Связывают это, среди прочих причин, с семейными проблемами. В 1997 году распался его брак с актрисой Мариетой Северу. Супруги прожили 30 лет, вырастили трех дочерей — Силвию, Элену и Луизу — и имеют двоих внуков (Франсишку и Клара, дети Элены Буарке и музыканта Карлиньуша Брауна); причина развода — мимолетный роман Шику с молодой певицей.
Шику Буарке считается одним из лучших португалоязычных поэтов-песенников. Тексты, которые он пишет не только для своих песен, но и для других композиторов, неординарны, небанальны и интересны. Очень полдотворным было его соавторство с родоначальником босса новы Антонио Карлушем Жобимом. Шику Буарке был одним из основных авторов текстов на мелодии Жобима — «Sabia», «Ligia», «Olha Maria», «Anos Dourados» (музыка была написана для одноименного телесериала, однако, слова к моменту выхода сериала были не готовы, и в сериале она звучит без слов. В дальнейшем песня стала очень популярной).
В последние годы Шику Буарке занялся литературным творчеством. Написал пьесы для театра «Opera do Malandro» и «Gota D’Agua» с Пауло Понтесом, романы «Estorvo» (1991) и «Benjamin» (1995).
Дискография
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA — 1966
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA VOL. 2 — 1967
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA VOL. 3 — 1968
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA NA ITALIA — 1968
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA No 4 — 1970
CONSTRUCAO — 1971
CAETANO E CHICO — JUNTOS E AO VIVO -1972
CALABAR, O ELOGIO DA TRAICAO ou CHICO CANTA — 1973
SINAL FECHADO — 1974
CHICO BUARQUE e MARIA BETHANIA AO VIVO — 1975
MEUS CAROS AMIGOS — 1976
CHICO BUARQUE — 1978
OPERA DO MALANDRO — Trilha Sonora da Peсa Teatral — 1979
VIDA — 1980
ALMANAQUE — 1982
CHICO BUARQUE — 1984
FRANCISCO — 1987
CHICO BUARQUE — 1989
AO VIVO PARIS — LE ZENITH — 1990
PARATODOS — 1993
UMA PALAVRA — 1995
AS CIDADES — 1998
CHICO BUARQUE AO VIVO — 1999
(Марина — По материалам сайтов allbrazilianmusic.com и brazzil.com, сентябрь 2002)