Биография "Count Basie"
<< Вернуться к списку всех песен "Count Basie"
Каунт Бэйси
William ‘Count’ Basie
21.08.1904, Рэд-Банк, шт. Нью-Йорк —
26.04.1984, Лос-Анджелес
Пианист, аранжировщик, руководитель биг-бэнда, ставшего образцом «горячего» негритянского свинга.
Мать-пианистка дала маленькому Уильяму первые уроки музыки. В школе играл на ударных инструментах. Юношей попал (уже как пианист) в оркестр Элмера Сноудена. Был в восторге от игры Фэтса Уоллера, ходил за ним буквально по пятам. Время от времени гастролировал по Соединенным Штатам с водевильными труппами и в 1927 после распада одной из них задержался в Канзас-сити. Устроился тапером в кинотеатр, причем настолько хорошо импровизировал, сопровождая немые фильмы, что часть публики ходила «на пианиста». В 1928 начал играть в местном бэнде Уолтера Пэйджа Blue Devils («самый счастливый оркестр, в котором я когда-либо играл», — скажет он впоследствии), в 1930 перешел в оркестр Бенни Моутена, а в 1936, после его смерти, собрал из музыкантов бэнда новый состав, вскоре ставший городской достопримечательностью.
В 1936 оркестр случайно услышал продюсер Джон Хэммонд, который помог бэнду приехать в Нью-Йорк. В 1938 бэнд уже считался лучшим негритянским свинговым коллективом. В отличие от других оркестров, в которых было всего 2–3 импровизирующих солиста, в бэнде Бэйси почти все музыканты были выдающимися джазменами. Это позволяло весьма своеобразно насыщать репертуар быстрыми пьесами, основанными на гармонической схеме блюза, и почти «на ходу» сочинять риффы (короткие повторяющиеся на протяжении всей пьесы мелодико-ритмические построения), поддерживающие темпераментных импровизаторов. В конце 30-х годов в оркестре играли саксофонисты Лестер Янг, Хершелл Эванс, Эрл Уоррен, трубачи Бак Клэйтон, Харри Суитс Эдисон, тромбонисты Бенни Мортон, Дикки Уэллс, пел вокалист Джимми Рашинг. К тому же сложилась уникальная ритм-группа (вскоре признанная лучшей в Америке), в которую вошли контрабасист Уолтер Пэйдж, барабанщик Джо Джонс, ритм-гитарист Фредди Грин и сам Бэйси. В 1939 Бэйси организовал внутри оркестра ансамбль солистов — септет Kansas City Seven и в том же году впервые выступил в Карнеги-холле. К этому времени были созданы хиты — Jive At Five (тема Харри Суитса Эдисона), баллада Blue And Sentimental, быстрый блюз Swingin’ The Blues (обе темы Бэйси) и прежде всего One O’Clock Jump (Бэйси). В 40-е годы в оркестр пришли саксофонисты Бадди Тэйт, Дон Байес, Лаки Томпсон, Иллинойс Джеккет, трубач Джо Ньюмен, тромбонисты Вик Диккенсон, Джей Джей Джонсон, вокалистка Хелен Хьюмс. К 1944 году было продано более трех миллионов пластинок бэнда, однако через несколько лет (в 1947) оркестр пришлось распустить. В течение четырех лет Бэйси записывался и выступал только с септетом.
Новый оркестр удалось собрать в 1951, и через год пришла поддержка от антрепризы Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic. К 1954 бэнд вновь завоевал ведущие позиции в американском джазе. Аранжировщики Нил Хефти, Фрэнк Фостер, Эрни Уилкинс разработали так называемый «перкуссивный метод», построенный на резких динамических контрастах и на мощной игре ударных, подчеркивающих все акценты мелодической линии и заполняющих все паузы. Самая удачная пластинка этого периода — Mr. Atomic Basie (1957) с хитами Нила Хефти Splanky Blues, Li’l Darlin’, Cute и Duet. Успеху бэнда в 1954–61 способствовал также темпераментный блюзовый вокалист Джо Уильямс (лучшая пластинка Count Basie Swings — Joe Williams Sings, 1955, главный хит — Every Day). После 1954 оркестр регулярно выезжал на гастроли в Европу, выступая с концертами в самых престижных залах и участвуя в крупнейших фестивалях. В Америке стал первым негритянским составом, получившим трехмесячный ангажемент в отеле Walldorf Astoria.
В 60-е годы ряд аранжировок и композиций Фрэнка Фостера, Куинси Джонса, Тэда Джонса и Сэмми Нистико принесли новый успех оркестру. Хиты десятилетия — Shiny Stockins (Фостер), Mattnik, Meet B. B. (Куинси Джонс). Состав в середине 60-х: трубачи — Снуки Янг, Тэд Джонс, Сонни Кон, Ленни Джонсон, тромбонисты — Квентин Джексон, Гроувер Митчелл, Генри Кукер, Бенни Пауэлл, саксофонисты — Маршалл Ройал, Фрэнк Уэсс, Фрэнк Фостер, Бад Джонсон, Чарли Фалкс, неизменный гитарист Фредди Грин, контрабасист Эдди Джонс, барабанщик Сонни Пэйн. С оркестром выступали Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Тони Беннетт, Билли Экстайн. В 70-е годы состав оркестра постепенно обновлялся (появлялись и белые музыканты), но броский и мощный стиль оставался неизменным. В последнее десятилетие Бэйси получил массу наград, стал почетным доктором в нескольких университетах. В конце жизни не мог ходить и выезжал на сцену в инвалидной коляске, но оставался оптимистом и сохранял поразительное чувство юмора. После смерти Бэйси оркестром, носящим его имя, руководили Эрик Диксон, Аарон Вудворт (сын Бэйси), в 1985–86 — Тэд Джонс, в 1987–94 — Фрэнк Фостер. После того как Фостер попытался своими новыми аранжировками немного модернизировать звучание оркестра, решено было пригласить на должность руководителя тромбониста Гроувера Митчелла. В конце последнего десятилетия ХХ века биг-бэнд с названием «Оркестр Каунта Бэйси» демонстрировал свое знаменитое звучание 50–60-х годов. В 1995 оркестр выступал в Сочи на международном джазовом фестивале «Черное море», затем дал по одному концерту в Краснодаре и Москве. В Европе и России трудно найти биг-бэнд, который избежал бы влияния этого знаменитого коллектива.
William ‘Count’ Basie
21.08.1904, Рэд-Банк, шт. Нью-Йорк —
26.04.1984, Лос-Анджелес
Пианист, аранжировщик, руководитель биг-бэнда, ставшего образцом «горячего» негритянского свинга.
Мать-пианистка дала маленькому Уильяму первые уроки музыки. В школе играл на ударных инструментах. Юношей попал (уже как пианист) в оркестр Элмера Сноудена. Был в восторге от игры Фэтса Уоллера, ходил за ним буквально по пятам. Время от времени гастролировал по Соединенным Штатам с водевильными труппами и в 1927 после распада одной из них задержался в Канзас-сити. Устроился тапером в кинотеатр, причем настолько хорошо импровизировал, сопровождая немые фильмы, что часть публики ходила «на пианиста». В 1928 начал играть в местном бэнде Уолтера Пэйджа Blue Devils («самый счастливый оркестр, в котором я когда-либо играл», — скажет он впоследствии), в 1930 перешел в оркестр Бенни Моутена, а в 1936, после его смерти, собрал из музыкантов бэнда новый состав, вскоре ставший городской достопримечательностью.
В 1936 оркестр случайно услышал продюсер Джон Хэммонд, который помог бэнду приехать в Нью-Йорк. В 1938 бэнд уже считался лучшим негритянским свинговым коллективом. В отличие от других оркестров, в которых было всего 2–3 импровизирующих солиста, в бэнде Бэйси почти все музыканты были выдающимися джазменами. Это позволяло весьма своеобразно насыщать репертуар быстрыми пьесами, основанными на гармонической схеме блюза, и почти «на ходу» сочинять риффы (короткие повторяющиеся на протяжении всей пьесы мелодико-ритмические построения), поддерживающие темпераментных импровизаторов. В конце 30-х годов в оркестре играли саксофонисты Лестер Янг, Хершелл Эванс, Эрл Уоррен, трубачи Бак Клэйтон, Харри Суитс Эдисон, тромбонисты Бенни Мортон, Дикки Уэллс, пел вокалист Джимми Рашинг. К тому же сложилась уникальная ритм-группа (вскоре признанная лучшей в Америке), в которую вошли контрабасист Уолтер Пэйдж, барабанщик Джо Джонс, ритм-гитарист Фредди Грин и сам Бэйси. В 1939 Бэйси организовал внутри оркестра ансамбль солистов — септет Kansas City Seven и в том же году впервые выступил в Карнеги-холле. К этому времени были созданы хиты — Jive At Five (тема Харри Суитса Эдисона), баллада Blue And Sentimental, быстрый блюз Swingin’ The Blues (обе темы Бэйси) и прежде всего One O’Clock Jump (Бэйси). В 40-е годы в оркестр пришли саксофонисты Бадди Тэйт, Дон Байес, Лаки Томпсон, Иллинойс Джеккет, трубач Джо Ньюмен, тромбонисты Вик Диккенсон, Джей Джей Джонсон, вокалистка Хелен Хьюмс. К 1944 году было продано более трех миллионов пластинок бэнда, однако через несколько лет (в 1947) оркестр пришлось распустить. В течение четырех лет Бэйси записывался и выступал только с септетом.
Новый оркестр удалось собрать в 1951, и через год пришла поддержка от антрепризы Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic. К 1954 бэнд вновь завоевал ведущие позиции в американском джазе. Аранжировщики Нил Хефти, Фрэнк Фостер, Эрни Уилкинс разработали так называемый «перкуссивный метод», построенный на резких динамических контрастах и на мощной игре ударных, подчеркивающих все акценты мелодической линии и заполняющих все паузы. Самая удачная пластинка этого периода — Mr. Atomic Basie (1957) с хитами Нила Хефти Splanky Blues, Li’l Darlin’, Cute и Duet. Успеху бэнда в 1954–61 способствовал также темпераментный блюзовый вокалист Джо Уильямс (лучшая пластинка Count Basie Swings — Joe Williams Sings, 1955, главный хит — Every Day). После 1954 оркестр регулярно выезжал на гастроли в Европу, выступая с концертами в самых престижных залах и участвуя в крупнейших фестивалях. В Америке стал первым негритянским составом, получившим трехмесячный ангажемент в отеле Walldorf Astoria.
В 60-е годы ряд аранжировок и композиций Фрэнка Фостера, Куинси Джонса, Тэда Джонса и Сэмми Нистико принесли новый успех оркестру. Хиты десятилетия — Shiny Stockins (Фостер), Mattnik, Meet B. B. (Куинси Джонс). Состав в середине 60-х: трубачи — Снуки Янг, Тэд Джонс, Сонни Кон, Ленни Джонсон, тромбонисты — Квентин Джексон, Гроувер Митчелл, Генри Кукер, Бенни Пауэлл, саксофонисты — Маршалл Ройал, Фрэнк Уэсс, Фрэнк Фостер, Бад Джонсон, Чарли Фалкс, неизменный гитарист Фредди Грин, контрабасист Эдди Джонс, барабанщик Сонни Пэйн. С оркестром выступали Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Тони Беннетт, Билли Экстайн. В 70-е годы состав оркестра постепенно обновлялся (появлялись и белые музыканты), но броский и мощный стиль оставался неизменным. В последнее десятилетие Бэйси получил массу наград, стал почетным доктором в нескольких университетах. В конце жизни не мог ходить и выезжал на сцену в инвалидной коляске, но оставался оптимистом и сохранял поразительное чувство юмора. После смерти Бэйси оркестром, носящим его имя, руководили Эрик Диксон, Аарон Вудворт (сын Бэйси), в 1985–86 — Тэд Джонс, в 1987–94 — Фрэнк Фостер. После того как Фостер попытался своими новыми аранжировками немного модернизировать звучание оркестра, решено было пригласить на должность руководителя тромбониста Гроувера Митчелла. В конце последнего десятилетия ХХ века биг-бэнд с названием «Оркестр Каунта Бэйси» демонстрировал свое знаменитое звучание 50–60-х годов. В 1995 оркестр выступал в Сочи на международном джазовом фестивале «Черное море», затем дал по одному концерту в Краснодаре и Москве. В Европе и России трудно найти биг-бэнд, который избежал бы влияния этого знаменитого коллектива.