А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Биография "Djam Karet"

<< Вернуться к списку всех песен "Djam Karet"

Фото Djam Karet
Мастера гибкого времени
Калифорнийскую группу Djam Karet часто называют величайшей из неизвестных групп Америки. Их сравнивают с King Crimson, Pink Floyd, Grateful Dead, Ozric Tentacles и Porcupine Tree; говорят, что они вдохнули новую жизнь в прогрессивный рок. Характерно, что им возносят хвалу представители самых разных музыкальных направлений.
О Djam Karet писали обозреватели музыкального мэйн-стрима («Billboard» и «Roiling Stone»); престижные, ориентированные на музыкантов издания вроде «Electronic Musician», «Keyboard» and «Guitar Player», а также многие журналы, специализирующиеся на инди/некоммерческом роке. Неплохо сказал о них «New Age Voice»: «Djam Karet — неординарная группа. Они впитали мириады влияний, создав гипнотический симбиоз нью эйджа, фьюжна, хард-рока, электронной, народной музыки, блюза и даже серф-музыки. У них нет двух похожих альбомов».

В отсутствие коммерческого потенциала
Один из основателей Djam Karet, барабанщик Чак Оукен начинал играть в начале 80-х в г. Клэрмонт (Калифорния) в группе Happy Cancer. Юные музыканты выступали в колледжах южной Калифорнии и окрестностей Лос-Анжелеса, много репетировали и работали над совершенствованием своего звука. В каком-то смысле музыка Djam Karet выросла из этих опытов. Со временем музыканты осознали бесперспективность первоначально выбранного ими названия и сменили его на Kafka’s Breakfast. Эндрю Фрэнкл играл на ксилофоне и прочей перкуссии (это он написал уже ставшую классикой «Tangerine Rabbit Jam»), Тэд Элленхорн — на гитаре. В таком составе был записан кассетный «миньон» «McMusic for the McMasses» (впоследствии переизданный на CD). Впрочем, вскоре Эндрю и Тед покинули группу, а Чак объединил усилия с Гэйлом Эллеттом, еще одним местным талантом. Произошло это в начале 1983 года, и отсюда ведет начало история собственно Djam Karet. Однако сами музыканты склонны считать рождением группы год 1984-й. На этот момент в коллективе, помимо Гейла Эллета (гитара, клавишные) и Чака Оукенамл. (ударные) значатся гитарист Майк Хендерсон и басист Хенри Дж. Осборн.

Немного о названии: словосочетание Djam Karet, произносящееся как «джэм кэрэй», взято из балийского языка (остров Бали, часть Индонезии), и переводится примерно как «эластичное, растягивающееся время».
Произведения группы того периода исполнялись в форме свободной импровизации, а жанрово классифицировались как гитарный инструментальный рок с текстурой восточной медитативной музыки. Рамки «чисто прогрессивного» рока оказались с самого начала тесными для коллектива; не меньше Djam Karet привлекала электронная музыка. Два начала боролись (или сочетались) в стилистике группы с переменным успехом, а в 1991-м музыканты решили разделить их, записав один электронный и один чисто роковый диск. Фэны такое «раздвоение коллективной творческой личности» только приветствовали — мол, лучше, когда доктор Джекил и мистер Хайд существуют раздельно… Но не будем забегать вперед.
Следующий релиз, выпущенный в 1985 году снова на кассете, носил весьма красноречивое название — «No Commercial Potential», («Коммерческий потенциал отсутствует» — традиционный ответ лейблов на присылаемые им демо-записи. Впрочем, ныне музыканты вообще никакого ответа от лейблов, во всяком случае, мэйджоров, не получают… — ред.)
Шестьдесят минут бескомпромиссных импровизаций, исполняемых спаренными гитарами на фоне репетитивной перкуссии. Эту запись некоторые истовые поклонники Djam Karet по сей день считают вершиной творчества группы — за атмосферу настоящего джема, спонтанность, некоторую сыроватость. Здесь уже присутствуют все элементы, составляющие «формулу» Djam Karet. «Представьте себе соединение мощи King Crimson 1973-74 годов с текучестью и космичностью Pink Floyd и ритмической энергией диска «Security» Питера Гэбриэла. Добавьте в смесь изрядную дозу современного индустриального рока, и вы получите звучание Djam Karet» (так отзывается о группе энциклопедия GEPR).

Продолжение ритуала
В отличие от родных Штатов, британские прогрессив-круги принимали группу тепло, и в 1987-м году в результате одной из гастрольных поездок в Великобританию был записан концертный альбом «The Ritual Continues», выпущенный также самиздатом (снова кассета) и признанный «Electronic Musician Magazine» одним из лучших релизов года.
К прогрессивному року имеют отношение лишь несколько треков первой половины альбома: неторопливые гитарные соло на фоне расслабляющего ритма. Нечто похожее можно найти у ранних инструментальных Amon Duul II. Однако дальше всё отдано на откуп techno-tribal, dark ambient, progressive electronics, ритм замедляется и приобретает психоделические оттенки. Таблы и ситары подчеркивают таинственность древнего шаманского ритуала, а гитарным джемам здесь уже не находится места. Музыка вступает в космические и этнические области, рождая некий образ индейского шамана, который в наркотическом экстазе совершает обряд вызывания священных духов предков. Финал альбома знаменует возвращение к обычной жизни с ее привычными звуками: журчанием ручья, утренним безмятежным щебетом птиц, ночными шорохами, которые опять-таки вкраплены в электронно-космическую текучую основу. CD-версия содержит два дополнительных трека времен Happy Cancer.
Двумя годами позже вышел первый CD Djam Karet — «Reflections From The Firepool» (переиздан в 2000 г. Cuneiform). Было продано свыше семи тысяч копий — для «самиздата» это феноменальный результат! Диск удостоился хвалебных отзывов, а журнал «Rolling Stone» провозгласил его «независимым альбомом года № 2». Музыка становится более разнообразной и изощренной, ставшие фирменным знаком сдвоенные гитарные партии сочетаются со всевозможными синтезаторными эффектами. Как и раньше, агрессивное и тяжелое гитарное звучание группы в начале альбома переходит в более электронную и «атмосферную» концовку. Электронное «я» коллектива ярче всего представлено на титульной композиции. Интересно также взаимодействие гитары с фри-джазовым саксофоном на «Аll Doors Look Alike».
Следующие два диска — «Burning The Hard City» и «Suspension and Displacement» — вышли почти одновременно в конце 1991 года и, как мы уже говорили, представили две ипостаси группы в «сепарированном» виде. «Первый альбом — зубодробительная экскурсия в тяжелый рок с анархическими гитарными соло, а второй — бесценный дневник мрачных, жутких эмбиентных саундскейпов» (журнал «Expose»). Отметим «Consider Figure Three» из второго релиза — это попытка средствами атмосферной электронной музыки пересказать университетскую лекцию по анатомии (!).»Burning The Hard City» же — блестящий образец прогрессивного инструментального гитарного рока. Даже клавишные используются в нем лишь эпизодически. Некоторые критики ставят группе в вину малый удельный вес импровизаций на этом диске, но здесь это скорее плюс, чем минус.

Коллаборации
Вскоре после такой вспышки активности группа прекратила существование как квартет. В формате дуэта (Гэйл Эллетт и Генри Озборн) Djam Karet выпустили «Collaborator» (1994). Впрочем, полностью отсутствовал лишь Оукен; Хендерсон всё же принимал участие в создании диска, хотя и не в том объеме, чтобы считаться при этом полноправным членом коллектива. Как видно из названия, этот CD создан в соавторстве с другими музыкантами; Djam Karet послужили «крышей» для большого числа авторов из лагеря электронной музыки. Среди них — Кит Уоткинс, Уолтер Холланд, Марк Андерсон, Карл Вейнгартен, Лорен Нерелл, Джефф Грейнке и Стив Роуч.
Сотрудничество строилось таким образом, что никто из перечисленных гостей не находился в студии вместе с группой.
Фото
Их участие ограничивалось тем, что они присылали Djam Karet свои заготовки, скетчи — очень разные и никак не связанные друг с другом, а команда сама использовала их в соответствии со своими представлениями о том, как это должно выглядеть в структуре музыкальной ткани. Результат получился довольно цельным, Djam Karet удалось органично соединить свои и чужие идеи. По стилистике диск ближе всего к «Suspension and Displacement», но с одним серьезным отличием: гитары значительно меньше.
В 1997 году группа воссоединилась в оригинальном составе и подписала контракт с Cuneiform Records. Новый CD «The Devouring», вышедший уже на Cuneiform, получился довольно неровным, хотя встречен был более чем доброжелательно. Как ни странно, даже энергичные и напористые композиции, звучащие в начале альбома, не производят сильного впечатления. Значительная часть оригинальности саунда группы здесь оказалась утерянной вместе с уникальным подходом к построению композиций, достигнутым на «Burning…». Далее музыка делает крен в сторону нью-эйджа; начинается длительный «заплыв» по территориальным водам Pink Floyd и их современных последователей во главе с Porcupine Tree. Сходство с ранними работами последних довольно очевидно. Странно, но создается впечатление, что переход на Cuneiform не лучшим образом повлиял даже на «пространственность» звучания Djam Karet, которая здесь остается на уровне все того же Pink Floyd 70-х годов.
В 1998 году Djam Karet, выступая на западном и восточном побережьях США, записали 25 и 26 сентября в Baltimore’s Orion Sound Studios концертный альбом «Live At Orion» (выпущен Cuneiform в 1999-м). Сет-лист представляет в основном прог-роковую сторону ранних работ группы. Коллектив активно включился в фестивальное движение, выступив на «Day Zero» в рамках фестиваля ProgDay в 1999 году (Сан-Франциско), на NEARfest’e в 2001 и в 2002 на Prog Day (Северная Каролина), а в 2000-м Cuneiform переиздал и переоформил их ранние релизы, включая ранее не выходившие на CD. А вот в студийной работе наступил четырехлетний перерыв, и очередной диск, «New Dark Age», вышел лишь в 2001-м. Прог-пресса снова была полна восторгов… Вот цитата из «Progression»: «Возможно, это лучшая запись Djam Karet на сегодняшний день, цельная и продуманная, в которой группа выложилась полностью, показав всё, на что сегодня способна, не пожалев драгоценных искр своего таланта. Им удалось создать блестящий синтез абстрактных фантазий и конкретного потрясающего напора, образец высочайшего качества на все времена». Можно спорить о причастности данной работы к прогрессивному року, но для любителей инструментальной музыки диск представляет интерес как очередной шаг в интеграции гитарных импровизаций и саундскейпов.

Ночные воины
Примерно в то же время, в дополнение к сотрудничеству с Cuneiform, Djam Karet стали заниматься и самостоятельным выпуском раритетов на «болванках» для своих фэнов (вышло уже шесть таких релизов). Не забывали музыканты и о студийной работе: «A Night For Baku» (2003), их седьмой релиз на Cuneiform, показал, что в творчестве группы наступил ренессанс.
Название заимствовано из японского фольклора. Баку — это мифические обитатели мира снов, храбрые воины, истребляющие в сражениях ночные кошмары. Это дебют Djam Karet как квинтета; в 2002 к ним присоединился второй басист Аарон Кеньон. Вновь сплелись воедино музыкальные нити, связывающие Djam Karet с психоделией, хэви-гитарным роком, прогрессивом и электронными саундскейпами. Один трек записан в сотрудничестве с электронным музыкантом Стивом Роучем. Диск стал квинтэссенцией двадцати лет проб и ошибок. «A Night For Baku» — настоящий бриллиант в творчестве Djam Karet; возможно, их самый зрелый альбом. «Мрачные музыкальные пейзажи, переполненные странными звуковыми чудесами», — вот еще одна цитата из высказываний критиков.

Добавить в социальные сети