Биография "Nena"
<< Вернуться к списку всех песен "Nena"
Группа появилась в конце 1981 года в Берлине, ее возглавила Габриэла Сюзанна Кернер. Певица и будущий секс-символ родилась 26 марта 1960 г. в городке Хаген, а карьеру в музыке начала в 1979-м в роли вокалистки хагенской поп-панковской группы STRIPES, в которой также играл и ее будущий коллега по группе NENA ударник Рольф Брендель. STRIPES в 1980-м поимели в Германии дискотечный хит «Ecstasy», однако выпущенный ими безымянный дебютный альбом успеха не имел. В 1981 году коллектив распался, а Габриэла с Рольфом переехали в Берлин, где и стали набирать себе новый состав — так, первым к ним присоединился клавишник Уве Фаренкрог-Петерсен, а оставшиеся вакансии были замещены гитаристом Карло Каргесом и басистом Юргеном Демелем. Кернер в качестве псевдонима взяла свое прозвище «Нена», так же назвали и группу.
Некоторое время Габриэла работала в офисе известной в «новой немецкой волне» группы RHEINGOLD — разбирала поступавшую на адрес группы фанатскую почту. В то же время музыканты NENA подготовили демо-ленту с несколькими своими композициями. Музыканты RHEINGOLD пришли в восторг от песен группы своей сотрудницы и помогли ей сделать профессиональные записи в студии, принадлежавшей другой немецкой «нововолновой» группе, SPLIFF, и находившейся в городе Моабит.
Одновременно NENA часто выступали в клубах Берлина, и эти шоу не только имели успех у публики, но и не прошли незамеченными со стороны звукозаписывающих фирм — самый живой интерес в группе выказало немецкое отделение компзнии «CBS», с коей ансамбль и подписал контракт.
Восхождение NENA началось с первого же их появления на телевидении — произошло это 17 августа 1982 года в популярнейшей немецкой телепрограмме «Musikladen» (аналог британского шоу «Top of the Pops»). Это выступление произвело сенсацию, а Нена, то есть Габриэла, затянутая в облегающий костюм из красной кожи, стала настоящим секс-символом западногерманской поп-сцены. Неудивительно после всего этого, что дебютный сингл NENA, «Nur Getraumt», приобрел огромный успех: он вошел в верхнюю десятку чартов всех немецкоязычных стран Европы (Германия, Швейцария, Австрия, Голландия, Бельгия и Дания), причем в одной только ФРГ провел на пиковой второй позиции аж семь недель (!).
Нужно, правда, отметить, что этим дебютным успехом группа была обязана не только своей сексапильной вокалистке, но и самой композиции — «Nur Getraumt» представляла собой великолепный образчик «восьмидесятнического» синтипопа, с заводной мелодией, прекрасным звучанием электроники и сильным ритмом. Так что взлет NENA вряд ли можно назвать незаслуженным.
Этот успех стал началом карьеры NENA, в конечном итоге сделавшей ее одной из самых коммерчески успешных немецких поп-групп всех времен. Но пока музыканты толко лишь взяли резвый старт, и далее предстояла серьезная проверка на концертную профпригодность. Команда выступала на дискотеках и, несмотря на то, что реклама у каждого шоу была весьма скромная (только плакаты), везде, куда приезжали участники группы, их встречали полные залы.
Популярность ансамбля приобрела такой размах, что Габриэла по итогам года была проголосовала в известном журнале «Bravo» «лучшей певицей 1982-го». С тех пор она стала одним из завсегдатаев журнала — на обложках и страницах его только ее фотографии появлялась за период существования группы аж пятьдесят четыре раза.
Второй сингл, «99 Luftballons», NENA выпустили в январе 1983-го, а в конце марта он все-таки сумел выбить с первой позиции хит-парада ФРГ мегахит Петера Шиллинга «Major Tom». Правда, удерживалась песня на вершине лишь неделю, будучи, в свою очередь, выбита оттуда другим мегахитом, высокоинтеллектуальной песней «Too Shy» английских молодчиков из KAJAGOOGOO, зато насчитала себе в общей сложности аж семь недель на второй позиции немецких чартов.
Более того, песня достигла пиковых строчек в поп-списках Швейцарии, Австрии, Голландии и Швеции, а также вошла в «Тор-30» Италии и Польши.
А далее была первая кинороль Габриэлы — в фильме «Ich will spass», имевшем огромный кассовый успех. Во многом это случилось благодаря тому, что в нем снялись и такие «звезды» «новой немецкой волны», как Маркус (главная мужская роль) и группа EXTRABREIT. Популярность певицы вознеслась буквально до небес — ее дуэт с Маркусом «Kleine taschenlampe brennt» добрался до пятой позиции немецких чартов, а вышедший примерно в то же время сингл «Leuchtturm» доставил уже группе NENA третий ее суперхит, вновь остановившись на второй позиции.
Окончательно же свое положение ярчайшей «звезды» «новой немецкой волны» NENA закрепили с выпуском своего дебютного именного альбома, первая позиция в чартах ФРГ которого оказалась совершенно неудивительной, учитывая все, что случилось ранее. Прочие европейские страны отреагировали почти столь же благосклонно, хотя если бы материал звучал не на немецком, а на английском языке, успех мог бы быть куда масштабнее — ибо резвый и вполне танцевальный поп с обильным использованием электроники переживал в ту пору свой расцвет.
Первое стадионное появление группы состоялось летом 1983-го — в Маннгейме и в Вюрцбурге, где NENA делили сцену с другими лидерами европейских чартов того периода, австралийцами из MEN AT WORK и Крисом де Бургом. Далее последовало первое европейское турне, на концертах которого Габриэла выступала в знаменитой майке с логотипом группы ROLLING STONES — ярко красным языком, нахально высунутым из ярко же накрашенного рта.
Свое второе европейское турне NENA провели весной 1984 г. на волне абсолютного триумфа второго своего альбома «? (Fragezeichen)» (№1 в Германии и Швейцарии) и одноименного хит-сингла с него.
А тем временем в начале 1984-го фирма «CBS» решила перевести локальный европейский успех «99 Luftballons» в международную плоскость (тем более, что песня пользовалась популярностью в танцевальных клубах даже тех стран, где не была издана, — например, в США) и выпустить композицию уже и для англоязычного рынка, предполагая более мощную коммерческую отдачу от хита. Соответственно, песню перезаписали на английском и она получила название «99 Red Balloons».
Тут нужно немного углубиться в историю группы и отметить, что данная песня была написана Каргесом и Петерсеном под впечатлением от демонстраций протеста, которые охватили Европу в 1983 году из-за того, что США по договоренности со своими союзниками по НАТО разместили в странах Западной Европы ядерные ракеты средней дальности, а это привело к обострению отношений со странами соцлагеря, новому (и последнему) витку противостояния в рамках «холодной войны». В англоязычной версии песни политический подтекст оказался выражен менее радикально, нежели в оригинале, тем не менее, понятно было, что хотят сказать музыканты.
Однако к достоинствам песни нужно причислить не только социально-политическую тематику. Необычный меняющийся ритм, выразительная поп-электронная мелодия и запоминающийся припев сделали свое дело — в марте 1984-го песня на три недели возглавила британские чарты, сместив с вершины хит FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD «Relax». Как известно, та песня была запрещена на «ВВС», поэтому британские меломаны были особенно рады, когда после полуторамесячного перерыва смогли увидеть выступление исполнителей хита №1 на «Top of the Pops». А газета «New Musical Express» поместила фотографию красавицы-вокалистки на обложку, прокомментировав: «Так вот оно какое, приемлемое лицо немецкой поп-музыки!»
А вообще же, будто прорвало — оригинальная немецкоязычная (!) версия песни поднялась до второй позиции списков США (!!) и стала за океаном «золотой» (!!!), затем уже англоязычная возглавила чарты в Канаде и Австралии и даже в расистской Южной Африке стала третьей. По всему миру было продано несколько миллионов копий сингла. С этой песней NENA даже попали в «Книгу рекордов Гиннеса», так как «99 Red Balloons» оказалась самым успешным синглом немецкого исполнителя в истории хит-парадов Британии.
На волне популярности сингла был выпущен и международный дебютный альбом группы, также называвшийся «99 Red Balloons». Он вошел в «Тор-30» Британии и США и содержал «смешанный» репертуар — четыре англоязычные и шесть немецкоязычных песен. В числе первых был их первый хит, «Nur Getraumt», обретший вторую жизнь как «Just a Dream». Это был их второй международный сингловый релиз, но его успех даже сопоставить с популярностью «99» нельзя — так, в Британии он был лишь 70-м…
Закрепляя успех, NENA отправились в мировое турне, которое оказалось успешным, а тем временем на родине были выпущены новые хит-синглы — умеренный «Rette Mich» и еще один гранд «Irgendwie, Irgendwo, Irgendwann» («Anyplace, Anywhere, Anytime»), приобретший большой успех в Швейцарии, Польше, Германии, Дании, странах Бенилюкса и Швеции.
Международную дискографию коллектива в 1985-м пополнил второй англоязычный альбом «It`s All in the Game». В отличие от предшественников, лонгплей представил не «нововолновый» поп, а музыку, более сдвинутую в мейнстримовую, поп-джазовую и фьюжн-стилистику. На паре композиций звучал саксофон знаменитого Дэвида Санборна. «Раскручивая» диск, NENA отправились в международное турне, однако отсутствие хит-синглов и общее падение интереса к музыке «новой волны» и ее исполнителям привели к тому, что посещаемость концертов резко упала, а альбом в коммерческом отношении потерпел полнейший крах. В немецкоязычных странах у группы был в 1985-м последний хит «Feuer und Flamme» («Тор-20»), пользовался успехом и одноименный альбом (фактически копия «It`s All in the Game»), однако затем NENA вверглись в полосу затяжного кризиса, их успех даже на родине перестал оправдывать себя и, как следствие, музыканты разошлись в середине 1987-го.
В 1989 году Габриэла начала сольную карьеру под прежним именем «Нена», и до сих пор продолжает работать и выпускать альбомы, песни которых пишет сама или в соавторстве с приглашенными музыкантами. Также она решила не собирать постоянную группу поддержки для выступлений на концертах и работы в студии, а просто приглашать студийных музыкантов. Первый свой сольный тур она провела в 1993-м, затем переключила свое внимание на продолжение потомства и родила четырех детей, после чего в 1997 продолжила выступать и в 1998 году выпустила концертный альбом «Live». С тех пор она гастролирует главным образом по Германии один или два раза в год с группой, состоящий как из немецких, так и из американских музыкантов. Также на протяжении 90-х она регулярно появлялась на немецком телевидении — так, в 1993-м вела теле-программу «Metro».
Ее стиль мало изменился за все эти годы, и до сих пор представляет собой смесь мелодичного вокала в духе Конни Фрэнсис с рок-стилем, варьирующемся во влияниях от BEATLES до ROLLING STONES или даже RAMONES. С 1990 г. она также записала несколько альбомов детских песен и озвучивала роли или записывала песни для двух мультфильмов и сериалов.
Новый всплеск интереса к певице связан с выпуском в 2002 году сборника «20 Jahre» и получивших известность новых версий ее хитов «99 Luftballons» и «Leuchtturm». А в 2003-м певица вновь покорила европейские чарты с очередной новой версией — на сей раз, песни «Irgendwie, irgendwo, irgendwann», записанной в дуэте с другой суперзвездой и секс-символом 80-х, Ким Уайльд.
Некоторое время Габриэла работала в офисе известной в «новой немецкой волне» группы RHEINGOLD — разбирала поступавшую на адрес группы фанатскую почту. В то же время музыканты NENA подготовили демо-ленту с несколькими своими композициями. Музыканты RHEINGOLD пришли в восторг от песен группы своей сотрудницы и помогли ей сделать профессиональные записи в студии, принадлежавшей другой немецкой «нововолновой» группе, SPLIFF, и находившейся в городе Моабит.
Одновременно NENA часто выступали в клубах Берлина, и эти шоу не только имели успех у публики, но и не прошли незамеченными со стороны звукозаписывающих фирм — самый живой интерес в группе выказало немецкое отделение компзнии «CBS», с коей ансамбль и подписал контракт.
Восхождение NENA началось с первого же их появления на телевидении — произошло это 17 августа 1982 года в популярнейшей немецкой телепрограмме «Musikladen» (аналог британского шоу «Top of the Pops»). Это выступление произвело сенсацию, а Нена, то есть Габриэла, затянутая в облегающий костюм из красной кожи, стала настоящим секс-символом западногерманской поп-сцены. Неудивительно после всего этого, что дебютный сингл NENA, «Nur Getraumt», приобрел огромный успех: он вошел в верхнюю десятку чартов всех немецкоязычных стран Европы (Германия, Швейцария, Австрия, Голландия, Бельгия и Дания), причем в одной только ФРГ провел на пиковой второй позиции аж семь недель (!).
Нужно, правда, отметить, что этим дебютным успехом группа была обязана не только своей сексапильной вокалистке, но и самой композиции — «Nur Getraumt» представляла собой великолепный образчик «восьмидесятнического» синтипопа, с заводной мелодией, прекрасным звучанием электроники и сильным ритмом. Так что взлет NENA вряд ли можно назвать незаслуженным.
Этот успех стал началом карьеры NENA, в конечном итоге сделавшей ее одной из самых коммерчески успешных немецких поп-групп всех времен. Но пока музыканты толко лишь взяли резвый старт, и далее предстояла серьезная проверка на концертную профпригодность. Команда выступала на дискотеках и, несмотря на то, что реклама у каждого шоу была весьма скромная (только плакаты), везде, куда приезжали участники группы, их встречали полные залы.
Популярность ансамбля приобрела такой размах, что Габриэла по итогам года была проголосовала в известном журнале «Bravo» «лучшей певицей 1982-го». С тех пор она стала одним из завсегдатаев журнала — на обложках и страницах его только ее фотографии появлялась за период существования группы аж пятьдесят четыре раза.
Второй сингл, «99 Luftballons», NENA выпустили в январе 1983-го, а в конце марта он все-таки сумел выбить с первой позиции хит-парада ФРГ мегахит Петера Шиллинга «Major Tom». Правда, удерживалась песня на вершине лишь неделю, будучи, в свою очередь, выбита оттуда другим мегахитом, высокоинтеллектуальной песней «Too Shy» английских молодчиков из KAJAGOOGOO, зато насчитала себе в общей сложности аж семь недель на второй позиции немецких чартов.
Более того, песня достигла пиковых строчек в поп-списках Швейцарии, Австрии, Голландии и Швеции, а также вошла в «Тор-30» Италии и Польши.
А далее была первая кинороль Габриэлы — в фильме «Ich will spass», имевшем огромный кассовый успех. Во многом это случилось благодаря тому, что в нем снялись и такие «звезды» «новой немецкой волны», как Маркус (главная мужская роль) и группа EXTRABREIT. Популярность певицы вознеслась буквально до небес — ее дуэт с Маркусом «Kleine taschenlampe brennt» добрался до пятой позиции немецких чартов, а вышедший примерно в то же время сингл «Leuchtturm» доставил уже группе NENA третий ее суперхит, вновь остановившись на второй позиции.
Окончательно же свое положение ярчайшей «звезды» «новой немецкой волны» NENA закрепили с выпуском своего дебютного именного альбома, первая позиция в чартах ФРГ которого оказалась совершенно неудивительной, учитывая все, что случилось ранее. Прочие европейские страны отреагировали почти столь же благосклонно, хотя если бы материал звучал не на немецком, а на английском языке, успех мог бы быть куда масштабнее — ибо резвый и вполне танцевальный поп с обильным использованием электроники переживал в ту пору свой расцвет.
Первое стадионное появление группы состоялось летом 1983-го — в Маннгейме и в Вюрцбурге, где NENA делили сцену с другими лидерами европейских чартов того периода, австралийцами из MEN AT WORK и Крисом де Бургом. Далее последовало первое европейское турне, на концертах которого Габриэла выступала в знаменитой майке с логотипом группы ROLLING STONES — ярко красным языком, нахально высунутым из ярко же накрашенного рта.
Свое второе европейское турне NENA провели весной 1984 г. на волне абсолютного триумфа второго своего альбома «? (Fragezeichen)» (№1 в Германии и Швейцарии) и одноименного хит-сингла с него.
А тем временем в начале 1984-го фирма «CBS» решила перевести локальный европейский успех «99 Luftballons» в международную плоскость (тем более, что песня пользовалась популярностью в танцевальных клубах даже тех стран, где не была издана, — например, в США) и выпустить композицию уже и для англоязычного рынка, предполагая более мощную коммерческую отдачу от хита. Соответственно, песню перезаписали на английском и она получила название «99 Red Balloons».
Тут нужно немного углубиться в историю группы и отметить, что данная песня была написана Каргесом и Петерсеном под впечатлением от демонстраций протеста, которые охватили Европу в 1983 году из-за того, что США по договоренности со своими союзниками по НАТО разместили в странах Западной Европы ядерные ракеты средней дальности, а это привело к обострению отношений со странами соцлагеря, новому (и последнему) витку противостояния в рамках «холодной войны». В англоязычной версии песни политический подтекст оказался выражен менее радикально, нежели в оригинале, тем не менее, понятно было, что хотят сказать музыканты.
Однако к достоинствам песни нужно причислить не только социально-политическую тематику. Необычный меняющийся ритм, выразительная поп-электронная мелодия и запоминающийся припев сделали свое дело — в марте 1984-го песня на три недели возглавила британские чарты, сместив с вершины хит FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD «Relax». Как известно, та песня была запрещена на «ВВС», поэтому британские меломаны были особенно рады, когда после полуторамесячного перерыва смогли увидеть выступление исполнителей хита №1 на «Top of the Pops». А газета «New Musical Express» поместила фотографию красавицы-вокалистки на обложку, прокомментировав: «Так вот оно какое, приемлемое лицо немецкой поп-музыки!»
А вообще же, будто прорвало — оригинальная немецкоязычная (!) версия песни поднялась до второй позиции списков США (!!) и стала за океаном «золотой» (!!!), затем уже англоязычная возглавила чарты в Канаде и Австралии и даже в расистской Южной Африке стала третьей. По всему миру было продано несколько миллионов копий сингла. С этой песней NENA даже попали в «Книгу рекордов Гиннеса», так как «99 Red Balloons» оказалась самым успешным синглом немецкого исполнителя в истории хит-парадов Британии.
На волне популярности сингла был выпущен и международный дебютный альбом группы, также называвшийся «99 Red Balloons». Он вошел в «Тор-30» Британии и США и содержал «смешанный» репертуар — четыре англоязычные и шесть немецкоязычных песен. В числе первых был их первый хит, «Nur Getraumt», обретший вторую жизнь как «Just a Dream». Это был их второй международный сингловый релиз, но его успех даже сопоставить с популярностью «99» нельзя — так, в Британии он был лишь 70-м…
Закрепляя успех, NENA отправились в мировое турне, которое оказалось успешным, а тем временем на родине были выпущены новые хит-синглы — умеренный «Rette Mich» и еще один гранд «Irgendwie, Irgendwo, Irgendwann» («Anyplace, Anywhere, Anytime»), приобретший большой успех в Швейцарии, Польше, Германии, Дании, странах Бенилюкса и Швеции.
Международную дискографию коллектива в 1985-м пополнил второй англоязычный альбом «It`s All in the Game». В отличие от предшественников, лонгплей представил не «нововолновый» поп, а музыку, более сдвинутую в мейнстримовую, поп-джазовую и фьюжн-стилистику. На паре композиций звучал саксофон знаменитого Дэвида Санборна. «Раскручивая» диск, NENA отправились в международное турне, однако отсутствие хит-синглов и общее падение интереса к музыке «новой волны» и ее исполнителям привели к тому, что посещаемость концертов резко упала, а альбом в коммерческом отношении потерпел полнейший крах. В немецкоязычных странах у группы был в 1985-м последний хит «Feuer und Flamme» («Тор-20»), пользовался успехом и одноименный альбом (фактически копия «It`s All in the Game»), однако затем NENA вверглись в полосу затяжного кризиса, их успех даже на родине перестал оправдывать себя и, как следствие, музыканты разошлись в середине 1987-го.
В 1989 году Габриэла начала сольную карьеру под прежним именем «Нена», и до сих пор продолжает работать и выпускать альбомы, песни которых пишет сама или в соавторстве с приглашенными музыкантами. Также она решила не собирать постоянную группу поддержки для выступлений на концертах и работы в студии, а просто приглашать студийных музыкантов. Первый свой сольный тур она провела в 1993-м, затем переключила свое внимание на продолжение потомства и родила четырех детей, после чего в 1997 продолжила выступать и в 1998 году выпустила концертный альбом «Live». С тех пор она гастролирует главным образом по Германии один или два раза в год с группой, состоящий как из немецких, так и из американских музыкантов. Также на протяжении 90-х она регулярно появлялась на немецком телевидении — так, в 1993-м вела теле-программу «Metro».
Ее стиль мало изменился за все эти годы, и до сих пор представляет собой смесь мелодичного вокала в духе Конни Фрэнсис с рок-стилем, варьирующемся во влияниях от BEATLES до ROLLING STONES или даже RAMONES. С 1990 г. она также записала несколько альбомов детских песен и озвучивала роли или записывала песни для двух мультфильмов и сериалов.
Новый всплеск интереса к певице связан с выпуском в 2002 году сборника «20 Jahre» и получивших известность новых версий ее хитов «99 Luftballons» и «Leuchtturm». А в 2003-м певица вновь покорила европейские чарты с очередной новой версией — на сей раз, песни «Irgendwie, irgendwo, irgendwann», записанной в дуэте с другой суперзвездой и секс-символом 80-х, Ким Уайльд.